В настоящее время в сфере образования все большую значимость отводят не только передаче фактических знаний от учителя к ученикам, но и развитию гибких компетенций, особенно это выражается в образовательном процессе в начальных классах. Было выделено, что такие навыки, как критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникация, – залог успеха при подготовке детей к современной информационной и технологической среде.
Школа постоянно ищет эффективные формы, способы и технологии, которые помогут развить социальные навыки у обучающихся. Все это происходит в среде младших классов, когда дети впервые сталкиваются с такими явлениями, как оценка собственных трудов глазами окружающих, которые уже имеют определенные строгие требования. Если же говорить об оценке сверстников, то она происходит естественным путем и, как правило, никак не контролируется взрослыми. Но тут происходит ответная реакция: школьник, получив отзыв на свое действие, уже формирует свою стратегию общения и старается развивать личностные качества. Чтобы дети младших классов смогли успешно пройти адаптацию в обществе, им требуется целенаправленная педагогическая помощь в развитии тех самых эффективных стратегий саморазвития и социального поведения.
Когда развитие гибких компетенций уже внедряется в образовательный процесс, педагог должен обеспечить все условия для самовыражения и проявления творческой инициативы у обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, а также эмпатии и самостоятельности в выборе. Учитель в процессе принимает активную роль и старается всячески поддерживать младшего школьника в любых начинаниях.
При развитии гибких или, как их по-другому еще называют, мягких компетенций важную роль отводят окружающей среде, а именно ее постоянным изменениям, когда школьник младших классов оказывается в нестандартной для него ситуации и ему нужно быстро принять решение. Именно поэтому переориентация образования на развитие гибких компетенций у детей младшего школьного возраста является ключевым фактором для успешной самореализации обучающегося.
Противоречие между текущим уровнем развития социальных компетенций со стороны младших школьников и недостаточно проанализированными педагогическими условиями формирования гибких компетенций посредством обучения в сотрудничестве со стороны педагогов начального образования все равно имеет место быть.
Вот тут и появляется проблема в недостатке понимания педагогами условий формирования гибких компетенций у младших школьников: некоторые педагоги могут не быть полностью знакомы с принципами работы в сотрудничестве, а это затрудняет разработку и реализацию соответствующих уроков и внеурочной деятельности в том числе.
Поэтому целью исследования является выявление эффективных педагогических условий при формировании гибких компетенций у детей младшего школьного возраста
Материалы и методы исследования
Изучение психолого-педагогической литературы, в ходе которого будет проведен анализ и синтез информации, после которого будет выявлена характеристика педагогических условий формирования гибких компетенций у обучающихся начальных классов посредством обучения в сотрудничестве.
Результаты исследования и их обсуждение
Гибкие компетенции – умения, которые человек развивает на протяжении всей своей жизни. Делается это для того, чтобы быть успешным в обществе и уметь находить баланс при общении с разными людьми и группами людей.
А.Г. Нагорная утверждает, что мягкие компетенции способствуют решению множеству задач, взаимодействию с социумом, а также влияют на профессиональное становление личности [1, с. 32–39].
О.Е. Лебедев, доктор педагогических наук, профессор и представитель Петербургской школы исследователей, выделил «четыре основных компонента» при формировании гибких навыков:
1. Критическое мышление – способность объективно анализировать ситуацию, умение делать выводы и принимать решения. Именно критическое мышление позволяет находить причинно-следственные связи, выделять главное и отбрасывать ненужную информацию, а также формировать и отстаивать собственное мнение.
2. Креативность – способность нестандартно мыслить, умение свободно отказываться от «шаблонных» действий.
3. Коммуникативность – навык, который помогает младшему поколению понимать и поддерживать разговор с людьми разных возрастов, слушать и воспринимать информацию от собеседника, ясно выражать свои мысли, достигать поставленных целей и уметь выстроить доверительные отношения с людьми.
4. Координация – умение принимать участие в командной работе, выполнять как руководящие, так и исполнительские обязанности, возможность правильно распределять задачи и роли между участниками, контролировать и регулировать процесс работы [2, с. 1–3].
В качестве гибких компетенций, разработанных в модели компетенций 2025 г., было выделено три категории:
1. Когнитивные (то есть самопознание, самодисциплина, предприимчивость).
2. Социально–поведенческие (то есть сотрудничество, субъектность, межкультурное взаимодействие).
3. Цифровые (то есть создание и управление цифровым контентом, цифровая безопасность, программирование).
Рассматривая социально-поведенческие навыки, авторы понимают, что они включают в себя готовность активно взаимодействовать с обществом в разных социальных ситуациях. Социальная ситуация – это обстановка и отношения между людьми, которые происходят в определенной группе людей (класс, школа). Именно здесь происходит взаимодействие между людьми разных групп. В рассматриваемое взаимодействие входит соблюдение ожиданий, норм и ценностей, которые характерны для данного общества или группы. Такого рода коммуникация позитивно влияет на человека, так как ситуации разного характера влияют на выбор и поведение в рамках одной ситуации.
Именно поэтому младший школьный возраст является тем самым периодом, когда формирование гибких компетенций очень важно и полезно для жизни школьника. В этом возрасте дети активно учатся и познают мир, а также проявляют свою творческую активность. Также в этом возрасте дети сильно зависят от взрослых, и их личностное развитие в значительной степени зависит от общения с авторитетными и значимыми для них людьми, особенно учителем.
Чтобы гибкие компетенции были сформированы правильно и приносили для ребенка в будущем положительные качества, нужны правильно подобранные педагогические условия. Основаны они по большей части на идеях гуманистической педагогики. Именно гуманистическая педагогика считает, что ученик – это личность, которая развивается интеллектуально вместе с развитием самостоятельности, мотивационно-деятельностной сферы и способности переходить от подражания к творчеству. Гуманистическая педагогика также подчеркивает важность правильного опыта самооценивания. Таким образом педагогические условия, включающие в себя сотрудничество, являются наиболее актуальными и успешными при формировании гибких компетенций у младших школьников.
В.А. Сухомлинский, являющийся основоположником отечественной гуманистической концепции школы, считал, что самым эффективным воспитательным методом является позиционирование учителя, а именно доброта, взаимопомощь и сочувствие к воспитанникам – то есть гуманистическая педагогика [3, с. 52–54].
Основой гуманистической педагогики являются демократические отношения учителя с учениками. Подобное педагогическое общение заключается в выполнении педагогических функций, которое направлено на решение педагогических задач в области обучения, воспитания, развития, социализации учащихся в соответствии с целями образовательного процесса, которые установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования [4, с. 43].
Демократический стиль общения помогает достичь индивидуального процесса обучения и развития гибких компетенций, субъектность младших школьников в процессе деятельности, их равноправие между собой, а также инициативность и ответственность за свои слова и действия. Отличительной чертой такого рода общения является взаимопринятие и сотрудничество в коллективе. Предполагается, что учитель ориентирован на привлечение воспитанников к дискуссиям и совместному решению общих проблем. Все это активно развивает гибкие компетенции в своем полном смысле.
Учителя с демократичным стилем достигают в своей работе творческой атмосферы, которая стимулирует интерес учеников к уроку, а также сокращает психологическую дистанцию и способствует более близкому эмоциональному контакту. Именно в такой атмосфере обучающиеся младших классов могут быть максимально сосредоточены на образовательном процессе, а контроль и оценка учителя в данном смысле направлены на оценку самих учебных действий и учебной деятельности в целом.
Исходя из мнений Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, подобная активная позиция школьника младших классов является активной познавательной позицией, которая предполагает достижение психического развития ученика. Она включает в себя следующие компоненты:
1. Познавательный интерес, а именно избирательность младшего школьника на предметы, которые его окружают, явления нашего мира, постоянство в познании и более глубоким знаниям.
2. Радость познания, а именно чувство удовлетворения и гармонии, которое начинает испытывать школьник после получения и усвоения новой информации.
3. Рефлексивный компонент, который характеризуется осмыслением собственных суждений младшим школьником от убеждения их соответствия плану и условиям учебной деятельности.
4. Развитие нравственно-волевых качеств личности школьника младших классов [5, с. 376–386].
В традиционном образовательном процессе нет отдельного изучения и развития гибких компетенций у школьников младших классов. Этот феномен проявляется в том, что учащийся довольствуется только объяснениями и воспринимает их как истину, сравнивает примеры с целью установления сходства или различия, а также копирует образцы, которые дает учитель [6, с. 271].
В традиционном образовательном процессе ученик может достичь только трех уровней когнитивных установок – знания, понимания и применения. Однако данная позиция не рассматривает и не способствует развитию гибких компетенций у ученика младших классов. Вместо этого школьник просто запоминает шаблон и действует в одном направлении.
Новый современный подход к образовательному процессу имеет главную цель – создать ситуацию, где учитель акцентирует и развивает личные качества ученика. Учитель ставит задачу и наблюдает, как учащиеся могут ее решить, оказывая помощь при необходимости, но никогда не решает задачу за обучающихся.
Методы гуманистической педагогики и активная позиция младших школьников направлены на развитие гибких навыков и понимание учениками своей деятельности благодаря рефлексивному компоненту. Принятие детских недостатков и правильно подобранный подход, включающий общение и высказывания оценочного суждения, сохраняя достоинство ребенка, и есть залог развития гибких компетенций в работе. Активная позиция ученика позволяет педагогу подобрать интересные задания и ситуации для развития мягких навыков младших школьников, что означает индивидуальный подход к обучению.
Еще одной основной идеей гуманистической педагогики заключается в индивидуальном развитии обучающегося младших классов, а именно естественный процесс роста и раскрытие потенциала личности. Ребенок осознает свои сильные и слабые стороны, стремится к самосовершенствованию, взаимодействуя с педагогом и сверстниками через игры и общение.
В личностно-ориентированном подходе роль педагога заключается в том, что именно учитель обеспечивает благоприятные условия для саморазвития обучающегося и его перехода на новый уровень развития своих качеств и умственных способностей. Учитель должен выступать в роли наставника, который поддерживает школьника младших классов в принятых решениях и помогает ему социализироваться в обществе в целом.
Рассматривая дифференцированный подход к обучению, авторы понимают, что он заключается в развитии познавательных, ценностных, творческих, коммуникативных и художественных способностей младшего школьника в соответствии с его реальными возможностями. Данный подход основывается на создании индивидуального плана для каждого школьника, где во внимание берутся особенности как личности в целом, так и в образовательном плане каждого школьника отдельно.
Но стоит сразу отметить, что создание индивидуального образовательного плана под каждого школьника возможно только при условии, что обучающийся принимает активное участие в процессе обучения, где он как раз и развивает гибкие компетенции, с целью удовлетворения своих образовательных потребностей. Взаимодействие младших школьников в группе при решении общих учебных задач, например сотрудничество во внеурочной деятельности, является важным условием для развития гибких компетенций.
Рассматривая внеурочную деятельность, нужно понимать, что она может быть представлена в различных направлениях, имея разные методы и технологии в практической деятельности. Все это помогает еще более углубленно развить мягкие компетенции у школьников младших классов. Н.В. Носов определяет внеурочную деятельность как взаимосвязь различных видов деятельности, которые имеют значительный образовательный, развивающий и воспитательный эффект на школьников [7, с. 129–140].
Целью внеурочной деятельности является создание такой образовательной среды, которая в свободное от учебных процессов время будет не только стимулировать школьника развивать социальные и интеллектуальные качества, но и способствовать развитию здоровой и творческой личности.
Примером внеурочной деятельности среди школьников младших классов можно привести проведение небольших постановок, где дети могут попробовать принять участие в командной работе, а также раскрыть в себе творческие и креативные способности. Например, обучающиеся могут попробовать придумать декорации к постановке или попытаться распределить роли между собой. При распределении ролей и обязанностей возможны конфликты, но для их решения потребуется использование навыков критического мышления.
Заключение
Таким образом, необходимые в современном обществе гибкие компетенции в рамках учебной деятельности формируются частично, а формирование некоторых требует специальной целенаправленной работы педагогов, особенно во внеурочной деятельности.
Гуманистическая педагогика предполагает многообразие педагогической деятельности и отказ от абсолютизации какой-либо идеи или технологии, поэтому в этом направлении педагогики возможно сотрудничество в виде работы, смены ролей учителя и учеников. Все это стимулирует и развивает гибкие компетенции в образовательном процессе младших школьников.
Библиографическая ссылка
Улыбашева С.А., Шумакова А.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 2. – С. 30-34;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2530 (дата обращения: 22.11.2024).