Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕД ЗАЧИСЛЕНИЕМ В 1-Й КЛАСС

Селезнева В.А. 1 Кобазова Ю.В. 1
1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри
В представленной статье проведен анализ необходимости проведения дополнительных занятий с детьми и предварительной подготовки перед поступлением в первый класс. Кроме того, в работе представлены результаты исследования, основанного на онлайн-опросе населения. Данное исследование позволило собрать статистические данные и выявить процент людей, проявляющих интерес к данной теме. Анкета, которую заполнили 735 участников исследования, помогла получить мнение населения о проблеме предшкольной подготовки детей. Профессиональное исследование подтвердило актуальность вопроса о необходимости дополнительных занятий и предварительной подготовки перед поступлением в школу. Результаты исследования свидетельствуют о том, что дополнительные занятия и предварительная подготовка могут оказать положительное влияние на развитие ребенка, его учебную мотивацию и успехи в учебе. Поэтому стоит обратить внимание на данную проблему и принять меры для ее решения. В целом, проведенное исследование подтвердило важность дополнительных занятий и предшкольной подготовки перед поступлением в первый класс. Внедрение таких мер позволит обеспечить более успешное адаптирование детей к школьной среде и повысить их учебные успехи. Обращение к данной проблеме требует профессионального подхода и сотрудничества родителей, педагогов и общественности. Только совместными усилиями можно обеспечить оптимальные условия для развития и успешной адаптации каждого ребенка в школе. Качественная предшкольная подготовка и дополнительные занятия станут важным шагом на пути к обеспечению прочного фундамента для будущего успеха каждого ребенка.
Ключевые: опрос
анкета
первоклассники
обучение
дети
1. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционнопедагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2013. 272 с.
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
3 Воронина Т.П. Дислексия, или, почему ребенок плохо читает? Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 95 с.
4. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников. М.: Юрайт, 2019. 157 с.
5. Екжанова Е. А., Фроликова О. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2013. 272 с

Подготовка перед поступлением в первый класс играет важную роль в жизни ребенка. Этот этап является первым шагом в образовательном пути и поэтому требует должного внимания. Подготовка к поступлению в первый класс представляется ключевым моментом для успешного старта учебного процесса. Переход из детского сада или с домашнего обучения в школу может вызвать у ребенка стресс. Предварительная подготовка помогает смягчить этот переход, дает возможность заранее познакомиться с новой средой, учителями и будущими одноклассниками. Ребенок может посетить школу, изучить учебные помещения и ознакомиться с тем, как проходят уроки, что помогает ему чувствовать себя более уверенно в новой среде. Подготовка перед поступлением позволяет ребенку получить первые знания и навыки, необходимые для успешного обучения в первом классе. Это может включать знакомство с алфавитом, цифрами, развитие навыков чтения, письма и математического мышления. Овладение этими навыками заранее поможет ребенку более эффективно учиться и приспосабливаться в школе. Подготовка также включает развитие социальных навыков, таких как умение общаться с другими детьми и взрослыми, соблюдение правил и распорядка дня. Переход в новую среду может вызывать у ребенка тревогу и беспокойство. Также важно обсудить с ребенком, какие ожидания имеются у него от школы, и дать ему возможность выразить свои эмоции и задать вопросы.

Цель исследования – выявить посредством опроса населения через онлайн-анкетирование с последующей математической обработкой данных необходимость подготовки и дополнительных занятий с ребенком перед поступлением в первый класс.

Материал и методы исследования

Для выявления необходимости подготовки перед поступлением в первый класс нужно определить актуальность данной проблемы. Самым эффективным методом, по мнению авторов, будет являться опрос населения посредством онлайн-анкетирования. Исследование было проведено на базе данных, полученных путем онлайн-анкетирования.

В анкетировании приняли участие 735 человек. Все опрошенные проживают на территории Республики Саха (Якутия). Основная часть опрошенных проживают в городе Нерюнгри.

Для эффективного анализа результатов и обработки данных было решено включить в анкету пять вопросов и предложить к ним несколько вариантов ответа.

Вопрос 1

Как вы считаете, нужно ли посещать дополнительные занятия перед поступлением в первый класс?

1) Нужно водить ребенка на дополнительные занятия в частный центр

2) Не считаю нужным

3) Нужно заниматься подготовкой дома

Вопрос 2

Успешность адаптации ребенка к школе полностью зависит от:

1) Родителей

2) Ребенка

3) Учителей начальных классов

4) От всех

Вопрос 3

Основные критерии, по которым вы определяете готовность ребенка к школе:

1) Должен быть психологически готов

2) Должен уметь читать, считать

3) Должен уметь контактировать со сверстниками

4) Все перечисленное

Вопрос 4

Выберите верное, на ваш взгляд, утверждение:

1) Детский сад дает достаточно знаний для перехода ребенка в первый класс

2) Научить ребенка читать и считать – обязанность школы, родитель не должен этим заниматься

3) С ребенком обязательно нужно заниматься дополнительно

Вопрос 5

Если вашему ребенку дается тяжело выполнение заданий первого класса, то:

1) Педагог ему плохо объясняет материал, нужно менять учителя

2) Нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка

3) Нужно записать его на дополнительные занятия, чтобы ребенок догнал класс

4) Нужно начать заниматься дополнительно дома

5) Ничего делать не нужно, догонит сам

Результаты исследования и их обсуждение

По итогам проведенного опроса была произведена математическая обработка данных по каждому вопросу, результаты которой представлена ниже.

На первый вопрос, целью которого было выявить мнение населения о необходимости посещать дополнительные занятия перед поступлением в первый класс, респонденты ответили следующим образом:

За вариант 1 («Нужно водить ребенка на дополнительные занятия в частный центр») проголосовали 69,39% опрошенных. За второй вариант («Не считаю нужным») отдали свой голос 8,16% от общего числа опрошенных. За последний вариант («Нужно заниматься подготовкой дома») проголосовали 22,45% респондентов.

Результаты исследования первого вопроса позволяют сделать вывод, что у большинства опрошенных – 69,39% (510 человек) – преобладает мнение о том, что подготовить ребенка к школе наилучшим образом сможет частный центр, который на этом специализируется. Результат дает возможность сделать следующие выводы: такие родители считают, что дополнительная подготовка нужна, однако, возможно, им не хватает времени на занятия с ребенком дома или они считают занятия в центре с педагогами более эффективными. 22,45% (165 человек) также считают, что заниматься необходимо, однако эти люди предпочитают занятия дома.

60 человек, что составляет 8,16%, не считают нужным готовить ребенка к школе. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что эти люди полагают подготовку в детском саду вполне достаточной.

Второй вопрос предполагал раскрытие зависимости успешной адаптации ребенка к школе от определенных факторов. Результаты показали следующие данные.

За вариант 1 («Успешность адаптации зависит от родителей») проголосовали 10,20% респондентов. За второй вариант («Зависит от ребенка») отдали свой голос 2,04% от общего числа опрошенных. За третий вариант («Зависит от учителя») проголосовали 0,4%. За последний вариант (от всех) отдали голос 645 человек, что составляет 87,6%.

Анализируя данные, можно смело утверждать, что большинство опрошенных считают, что адаптация ребенка к школе зависит от взаимодействия родителей, ребенка и школы. По мнению Т.В. Костяк: «...высокий уровень адаптации обуславливают: адекватная оценка своего положения; правильные методы воспитания в семье; отсутствие в ней конфликтных ситуаций; благоприятный статус в группе сверстников; высокий уровень образования родителей; положительный стиль взаимоотношений типа “учитель – ученик” и “ученик – ученик”» [1, с. 43].

Успешность адаптации зависит от готовности ребенка к школе. Отсюда вытекает следующий вопрос, который авторы включили в анкету: основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность, развитая познавательная деятельность ребенка, которая включает знание грамоты и счета, социальная и коммуникативная активность – все это и подразумевает под собой готовность к школе. Сочетание всех вышеперечисленных качеств поможет ребенку успешно адаптироваться в первом классе. Родителям важно понимать, что у их ребенка в дефиците или недостаточно развито. Далее целесообразно узнать, что по этому поводу думают сами родители. Математическая обработка ответов на данный вопрос показала следующее:

1) Должен быть психологически готов – 10,20%

2) Должен уметь читать, считать – 2,04%

3) Должен уметь контактировать со сверстниками – 4,08%

4) Все перечисленное – 83,67%

Данные говорят о том, что большинство опрошенных считают готовность к школе важной совокупностью психологической готовности, умений читать и писать, а также умения устанавливать контакт со сверстниками. Однако интересно отметить, что 75 человек, что составляет 10,2% от общего числа опрошенных, приоритетной определяют психологическую готовность. Возможно, это объясняется тем, что родители этих детей особо заботятся об их эмоциональном и психологическом здоровье и считают это важным аспектом для успешной адаптации в школьной среде. Они, вероятно, понимают, что умения считать и писать хоть и важны, но являются не единственным критерием готовности к школе.

Психологическая готовность включает в себя понимание эмоций, умение контролировать свои чувства, развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти аспекты могут быть ключевыми для успешной адаптации ребенка в новой среде.

Родители, ставящие акцент на психологическую готовность, осознают, что только умение читать и писать не гарантирует полноценного участия ребенка в учебном процессе и успешного взаимодействия со сверстниками. Психологическая готовность помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, устанавливать дружеские отношения и успешно справляться с возникающими трудностями.

Такой подход родителей вполне обоснован, поскольку психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка являются основой его общего развития и успеха в жизни. Учебные знания могут быть легко освоены в дальнейшем, но отсутствие навыков саморегуляции и социальной адаптации может оказаться намного более проблематичным.

Тем не менее, не следует забывать о значимости умения читать и писать, которое также входит в понятие готовности к школе. Эти навыки являются основой для дальнейшего обучения и академического успеха. Они позволяют ребенку участвовать в образовательном процессе, усваивать новые знания и развивать свои творческие способности.

В итоге оптимальным подходом для формирования готовности к школе будет сочетание психологической готовности, умения читать и писать, а также умения находить контакт со сверстниками. Это позволит ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, эффективно учиться и развиваться как личность. Родители, заботящиеся о психологическом и эмоциональном благополучии своих детей, принимают правильное решение, уделяя этому аспекту достаточное внимание. Это поможет им создать оптимальные условия для успешной адаптации ребенка к школе и его дальнейшего развития.

Целью следующего вопроса было выявить мнение родителей по поводу подготовки в детском саду. Математическая обработка данного вопроса показала следующее:

1) Детский сад дает достаточно знаний для перехода ребенка в первый класс – 8,16%

2) Научить ребенка читать и считать – обязанность школы, родитель не должен этим заниматься – 16,33%

3) С ребенком обязательно нужно заниматься дополнительно – 75,51%

На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать весьма интересные выводы. Большинство опрошенных родителей выразили свою тревогу по поводу недостаточной подготовки их детей в детском саду. По мнению 120 человек, что составляет 16,33% от общего числа опрошенных, все необходимые знания ребенок должен получить уже в школе.

Школа, безусловно, предполагает обучение ребенка грамоте, счету и другим необходимым дисциплинам. Однако на практике часто случается так, что ребенок, не получив достаточной подготовки в дошкольном учреждении, оказывается совсем не готовым к поступлению в школу.

При попадании в новую обстановку ребенку будет весьма тяжело адаптироваться, а выполнение заданий может вызвать у него значительные трудности. Оказывается, что недостаток знаний, полученных в детском саду, может серьезно затруднить успешное обучение в школе.

Поэтому родители, основываясь на данной информации, должны быть особенно внимательны к выбору детского сада, где предоставляется качественная и всесторонняя подготовка. Дети, проходящие через такую подготовку, имеют все шансы успешно справиться с требованиями школьной программы и без проблем войти в новую образовательную среду [2, с. 25].

В последнем вопросе авторы хотели выявить возможные причины неуспеваемости в первом классе. Вопрос звучал следующим образом: «Если вашему ребенку дается тяжело выполнение заданий первого класса, то…».

За вариант 1: «Педагог ему плохо объясняет материал» – отдали свой голос 105 человек, что составляет 14,29%. Данные люди считают, что проблема плохой успеваемости заключается в преподавателе и том, как он преподносит материал. Это может быть вызвано неправильным подходом педагога и его стилем ведения занятий [3, с. 33].

За вариант 2: «Нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка» – отдали свой голос 75 человек (10,20%). В данном случае успеваемость может зависеть от состояния здоровья ребенка. Возможно, у ребенка присутствуют отклонения от нормы, которые не выявили ранее. Это может начинаться от проблем со слухом и заканчиваться задержкой психического развития или умственной отсталостью. С уверенность можно утверждать, что, чем раньше выявится отклонение, тем лучше будет для ребенка. Правильнее будет перенаправить ребенка из обычной школы в специализированную, где будут находиться специалисты, которые смогут помочь [4, с. 44]. Однако нужно отметить, что в любом случае родитель имеет право оставить ребенка в общеобразовательном учреждении [5, с. 33].

За вариант 3: «Нужно записать на дополнительные занятия, чтобы ребенок догнал класс» – проголосовали 150 человек, что составляет 20,41%. Немало людей отдают предпочтение учреждениям дополнительного образования, в которых ребенка могут «подтянуть» при помощи занятий с педагогом.

За вариант 4: «Нужно начать заниматься дополнительно дома» – проголосовали 405 человек (55,10%). Большинство людей отдали свое предпочтение занятиям дома.

За вариант 5: «Ничего делать не нужно, догонит программу сам» – свой голос никто не отдал.

Заключение

Таким образом, результаты исследования демонстрируют разнообразие мнений и предпочтений среди опрашиваемых. Каждый вариант имеет свои особенности и привлекает определенную аудиторию. Необходимо учитывать все голоса и мнения, чтобы принять наилучшее решение, удовлетворяющее интересы большинства. Независимо от выбранного варианта важно создать условия для развития и обучения детей, которые наиболее полно отражают их потребности и способности. Родители и педагоги должны стремиться к созданию среды, которая позволяет детям развиваться согласно их уникальным потребностям и способностям.

Важно учитывать, что все дети разные и обладают различными способностями и интересами. В конечном счете, создание условий для развития и обучения детей, наиболее полно отражающих их потребности и способности, является задачей, которая требует внимания со стороны всех заинтересованных сторон, таких как родители, педагоги и общество в целом. Это предполагает постоянное развитие и совершенствование образовательных практик и политик, чтобы обеспечить оптимальные условия для каждого ребенка. Все это способствует формированию гармоничной и продуктивной образовательной среды, помогающей самореализации детей.


Библиографическая ссылка

Селезнева В.А., Кобазова Ю.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕД ЗАЧИСЛЕНИЕМ В 1-Й КЛАСС // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 25-29;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2522 (дата обращения: 17.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674