Цель исследования – раскрыть сущность понятия «ценностные аспекты россиеведческого содержания обучения», а также показать его важность в процессе преподавания и изучения иностранного языка студентами государственного и муниципального управления, определить способы применения россиеведческих знаний в образовательном пространстве вуза и в будущей профессиональной деятельности выпускников.
Материалы и методы исследования
Данное исследование было проведено в Западном филиале Президентской академии (РАНХИГС). В ходе научного исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и экономической литературы по теме, письменный опрос (анкетирование, разработанное автором), наблюдение, а также анализ полученных результатов. В анкетировании приняли участие 94 студента первого и второго курса государственного и муниципального управления, изучающие первый иностранный язык (английский).
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из основных направлений изучения иностранного языка выступает страноведение, направленное на усвоение сведений о стране изучаемого языка. Страноведческие знания о Российской Федерации (россиеведение) в настоящее время играют достаточно важную роль не только для иностранцев, но и для носителей языка, так как в настоящее время наблюдается пониженный уровень данного компонента у большинства студентов, характеризующийся отсутствием глубины, отрывочностью и небольшим объемом имеющихся знаний. Подобный аспект проявляется в несовершенстве образовательного процесса, который напрямую взаимосвязан с обучением студентов иностранному языку. В результате этого у обучающихся в процессе получения знаний происходит обрывочное запоминание и воспроизведение информации ввиду ее недостаточности и неясности применения на практике [1]. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость создания соответствующей педагогической технологии, направленной на повышение эффективности проведения дисциплин по иностранному языку с целью усвоения не только знаний о заграничных странах, но и знаний о родном государстве.
С этим напрямую связывается и проблема, имеющая место в процессе изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов, в частности государственного и муниципального управления (ГМУ), заключающаяся в незначительном учете россиеведческого компонента. Так, например, в процессе изучения особенностей российской действительности большинство студентов испытывают определенные трудности в формулировке примеров, так как они практически не обладают умением выражать собственное мнение и представлять его перед аудиторией [2].
Подобная проблема характерна и для вузов экономической направленности, особенно для вузов Калининградской области, которая не присоединена к территории Российской Федерации границами. Именно это обуславливает актуальность разработки методической технологии преподавания с интегрированным россиеведческим компонентом, который, в свою очередь, мог бы отражать интересы обучающихся [2, 3]. К подобным интересам в настоящее время можно отнести множество фундаментально важных направленностей, среди которых, например:
− повышение профессионализма в сфере деятельности получаемой профессии;
− расширение личного мировоззрения, направленного на повышение уровня компетенции студента;
− повышение уровня знаний о родной стране посредством иностранного языка;
− расширение коммуникационных способностей и социокультурных знаний как за рубежом, так и внутри страны.
Для того чтобы разработать педагогическую технологию, нужно, прежде всего, дать определение россиеведческому содержанию обучения – это знания о культуре, истории, литературе, географии, экономике и политике России. Актуальность его введения в процесс обучения студентов государственного и муниципального управления Калининградской области также прослеживается и в аспекте сохранения иностранных контактов даже в условиях санкций [2].
Изучение россиеведения на иностранном языке является ключевым аспектом образования студентов государственного управления. Эта академическая дисциплина не только предоставляет студентам необходимые знания о России, ее истории, культуре и политике, но и играет важную роль в формировании их ценностных ориентаций. Отсюда следует, что немаловажно дать определение ценностям.
Понятие ценности имеет множество дефиниций, к примеру Д.А. Леонтьев трактует его «как объекты и явления, значимые в жизнедеятельности общества, социальных группах и для индивидов, и для обозначения самой этой значимости». Ценностными аспектами россиеведческого содержания обучения иностранному языку выступают различные формы воспитания и развития патриотического мировоззрения средствами иностранного языка, что проявляется в виде обогащения студентов знаниями о родной стране [4, 5].
Одним из ценностных аспектов, которые студенты приобретают в процессе изучения россиведения, является уважение к межнациональным отношениям. Россия является многонациональной страной, где сосуществуют разные этнические группы и культуры. Изучение россиведения на иностранном языке помогает студентам понять значение этнического многообразия и научиться уважать и принимать другие культуры, что является неотъемлемой частью успешной работы в государственном управлении [6, 7]. Помимо изучения основных понятий и фактов студенты государственного управления имеют возможность проникнуть в суть российской души через изучение россиведения на иностранном языке. Это позволяет им глубже понять, оценить и сохранить особенности российской культуры, передаваемые через язык, и расширить их горизонты на международном уровне [8].
Другим важным аспектом является формирование у студентов понимания и осознания ценностей социальной справедливости и равенства. Россия имеет богатую историю борьбы за равноправие и права человека, и изучение россиведения на иностранном языке помогает студентам увидеть прогресс, достигнутый в этой области, и дать импульс к расширению и обогащению ценностных баз их собственной страны.
Наконец, включение россиеведческого содержания в вузовское обучение также способствует формированию космополитического мышления и открытого общественного диалога. Студенты, обладающие знанием о России, ее истории, культуре и политике, учатся ценить различия и стремятся к диалогу и взаимопониманию с представителями других культур и традиций [9]. Это помогает усилить межкультурную коммуникацию и развитие позитивных отношений на международной арене.
В ходе педагогического опроса было установлено, что большинство студентов выбранного направления (72 % респондентов) не владеют или слабо владеют (переводят с ошибками, дают неточную информацию) знаниями о Российской Федерации, в частности о Калининградском регионе, на английском языке, не могут рассказать о культурных особенностях Родины, не знают россиеведческой лексики: страноведческой лексики, географических названий (достопримечательностей на английском языке: Куршская коса, Кафедральный собор Канта и пр., производства и предприятия (Судостроительный завод «Янтарь» и др.)), наименований предметов и явлений традиционного быта: янтарь, валенки; холодец, уха, калининградские клопсы, названия рыбы (угорь, лещ, селедка и пр.), а также не владеют профессиональными знаниями (для ГМУ – специфические знания политических, экономических терминов (выборы, закон, доход, займы, государственный служащий и пр.) и не способны их применять на английском языке.
В связи с этим знание россиеведения на иностранном языке становится крайне важным навыком для студентов, особенно для тех, кто изучает государственное управление и международные отношения. В данной методической разработке автор предлагает подходы и рекомендации по обучению студентов государственного и муниципального управления россиеведческим знаниям и умениям на английском языке.
Цели и задачи обучения:
− развитие коммуникативных навыков студентов в области государственного управления на английском языке;
− повышение уровня владения студентами знаниями о российской истории, политической системе, географии и культуре;
− обеспечение возможности студентам анализировать и критически мыслить о политических процессах России на английском языке и пр.;
− развитие способности студентов применять полученные знания в практической профессиональной деятельности.
Включение россиеведческого компонента в непосредственное содержание обучения иностранному языку осуществляется в несколько этапов [2]:
− подготовительный: сбор специализированного аутентичного материала с дальнейшей его интерпретацией и систематизацией;
− основной: организация практических заданий и проектов, создание иллюстративных и текстовых материалов с полученными россиеведческими знаниями;
− рефлексивный: контроль и оценка деятельности.
Далее рассмотрим данный процесс более подробно.
1. Использование специализированных текстов и материалов: для эффективного обучения россиеведческим знаниям на английском языке студентам следует предоставить профессиональные тексты и материалы, связанные с историей, государственным управлением, экономикой и культурой в России. Это могут быть законы, доклады, политические статьи и интервью. Такой подход позволит студентам более глубоко изучить и понять особенности российской политической системы и культуры.
2. Развитие навыков активной речи и письма. Одним из ключевых аспектов обучения является развитие навыков активной речи и письма на английском языке. Студентам следует предоставить возможность участвовать в дискуссиях, презентовать свои исследования и анализировать политические процессы в России. Так же важно развивать навыки письма, например, в написании аналитических эссе и политических докладов на английском языке.
3. Использование современных технологий и интерактивных методов. Использование современных технологий, таких как интерактивные задания, мультимедийные материалы и онлайн-ресурсы, позволяет сделать обучение более интересным и эффективным. Можно использовать ТВ-программы, интернет-сайты (RT), вебинары, форумы для обсуждения, онлайн-тесты и задания для самопроверки. Это также способствует активному взаимодействию студентов и развитию их коммуникативных навыков.
4. Организация практических заданий и проектов. Практические задания и проекты позволяют студентам применять полученные знания в практической деятельности. Например, можно организовать моделирование политических ситуаций, проводить политические дебаты или разрабатывать проекты по реформированию государственного управления в России. Создать интерактивный плакат, используя тематику о культурных событиях, происходящих в стране и регионе проживания. Такие задания развивают навыки анализа, критического мышления и применения теоретических знаний на практике.
5. Контроль и оценка проведенной деятельности студентов производится на основе специально разработанных тестов по оценке уровня сформированности россиеведческих знаний и умений их применять на языковой практике в вузе, а также самоконтроль полученных результатов.
В настоящее время россиеведение предлагает широкий комплекс направлений изучения российской действительности, среди которых, например, [3]: географическое положение страны, природа, народонаселение, история, культура, экономика и т.д.
Учитывая, что Калининградская область является удаленной от основной территории Российской Федерации, в рамках данного исследования предлагается усовершенствование имеющегося методического комплекса обучения студентов государственного и муниципального управления иностранному языку посредством добавления актуальной россиеведческой информации, касающейся целенаправленной характеристики рассматриваемого региона, а именно:
− причины и особенности территориального расположения Калининградской области, историческая справка развития региона (имея многовековую историю, данная территория сохранилась за Российской Федерацией ввиду проведения многочисленных войн и сражений, подписанные мирные договоры после которых со временем и определили принадлежность данного региона);
− роль области в политической и экономической деятельности России (полуэксклавный характер, обуславливающийся окружением региона множеством стран, выходом к морю и соединением с российскими морскими путями);
− культурные особенности и мероприятия Калининградской области (каждая веха истории, обуславливающей высокую степень принадлежности рассматриваемой территории ко многим событиям, оставила в регионе множество памятников истории, искусства, археологии, архитектуры, градостроительства и т.д., что представляет значительный интерес не только для россиян, но и для зарубежных деятелей);
− сформировавшиеся традиции и обычаи территории (Калининградская область населена множеством наций и народностей, среди которых большую часть занимают русские, имеющие свои собственные традиции и обычаи).
Заключение
Анализ ошибок и слабых мест студентов в заданной области знаний и умений позволил выявить потребности в дополнительном обучении россиеведческим знаниям на английском языке. Результаты опроса студентов позволяют оценить эффективность методической разработки, а также внести необходимые изменения и улучшения в учебный процесс. Проведение серии занятий по россиеведческим темам в профессиональной сфере обучающихся явно положительно повлияло на владение этой областью (круг знаний о России – ее культуре, географии, политике и других важных аспектах расширился, студенты выбирали ответы, что уважают культурные различия и традиции страны, принимают и хотят улучшить политические и экономические проблемы и вопросы, а также являются патриотами России).
Так, методическая разработка по обучению студентов государственного управления россиеведческим знаниям на английском языке предлагает подходы и рекомендации, которые помогут студентам развить коммуникативные навыки, углубить знания о российской политической системе, политических и экономических процессах, расширить географические знания и представления, а также применить полученные знания в практической деятельности. Этот подход поможет студентам стать успешными специалистами в области государственного и муниципального управления и международных отношений.
Россиеведческая направленность обучения обладает большими воспитательными возможностями, так как именно благодаря ей происходит содержательное наполнение знаний студентов о разнообразных традициях, событиях, особенностях в разных сферах родного государства. Следовательно, итоговой целью преподавательской деятельности в обсуждаемых рамках является формирование особых ценностных ориентаций, патриотических чувств у обучающихся студентов посредством расширения базы знаний, развития дифференцированных умений и навыков, а также воспитания у подрастающего поколения гражданского мировоззрения на занятиях по иностранному языку.
Результаты проведенного опроса, анализ литературы и практический опыт работы в вузе позволяют сделать вывод, что включение и расширение россиеведческого компонента в процессе обучения иностранному языку студентов государственного и муниципального управления Калининградской области является действенным и эффективным инструментом с большим педагогическим потенциалом.
Библиографическая ссылка
Добривская М.С. ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2518 (дата обращения: 24.11.2024).