Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Жуков О.Ф. 1 Гончарова Г.А. 1
1 ФГБНУ «Институт развития
Современная школа несет огромную ответственность не только за качественное образование, но и за здоровье обучающихся. Здоровая школьная среда способствует не только повышению успеваемости и общему развитию детей, но и формированию привычек, которые сопровождают их на протяжении всей жизни. В данной статье рассмотрена модель комплексного подхода к здоровьесберегающей деятельности в условиях общеобразовательных организаций. Данная модель основана на методологии организации продуктивной деятельности, рассматривает организацию деятельности и включает в себя характеристику здоровьесберегающей деятельности, ее логическую и временную структуру. Комплексный и системный подход будет способствовать снижению неблагоприятных последствий в состоянии здоровья детей и подростков во время обучения их в образовательных организациях на основе: создания оптимальных условий обучения в отношении санитарно-гигиенических, учебно-организационных, психолого-педагогических составляющих учебного процесса; совершенствования медицинского обеспечения обучающихся; системы динамического наблюдения за физическим, психологическим, психическим и социальным здоровьем детей; развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогов; создания условий для занятий физической культурой и спортом; развития инфраструктуры школьных служб, курирующих здоровьесберегающую деятельность; просветительской работы с обучающимися педагогами, родителями (законными представителями).
здоровье
модель
здоровьесберегающая деятельность
1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 15.11.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32Vcit (дата обращения: 15.11.2023).
3. Бельчикова В.В., Карпеев О.В. Здоровьесбережение как правовая категория // Медицинское право. 2021. № 4. С. 51–55.
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата обращения: 15.11.2023).
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Основания методологии. Методология научного исследования. Методология практической деятельности. Введение в методологию художественной деятельности. Методология учебной деятельности. Введение в методологию игровой деятельности. URSS, 2022. 632 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 15.11.2023).
7. Международная классификация функционирования (МКФ) [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/36cyaK (дата обращения: 15.11.2023).

Современная образовательная организация ответственна не только за качественное образование, но и за здоровье обучающихся. В ходе изучения современного состояния проблемы здоровьесбережения в образовательных организациях авторами были выявлены следующие противоречия:

− между целью по укреплению и охране здоровья детей и реальным ухудшением показателей их здоровья в период их обучения в образовательной организации;

− между необходимостью повышения эффективности управления процессом здоровьесбережения в образовательной организации и отсутствием общей (генеральной) концепции, комплексного подхода к охране здоровья обучающихся; невысоким научно-методическим уровнем специалистов, осуществляющих здоровьесберегающую деятельность.

Разрешение комплекса противоречий о комплексном подходе к здоровьесбережению требует научного осмысления.

Цель исследования – разработка модели комплексного и системного подхода сохранения здоровья детей в период их обучения.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы; контент-анализ; педагогическое моделирование; метод алгоритмизации; теоретический анализ и теоретический синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевым понятием в данной работе выступает «здоровьесберегающая деятельность».

Само понятие «здоровьесбережение» пока не получило в российском законодательстве распространения. Однако в некоторых нормативно-правовых документах данный термин представлен.

Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технического развития Российской Федерации» трактует здоровьесбережение «как одну из приоритетных и перспективных целей научно-технического развития страны на последующее десятилетие и предполагается переход к здоровьесберегающим технологиям» [1].

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р был утвержден план основных мероприятий, запланированных в рамках Десятилетия детства на период до 2027 г., а одно из направлений обозначено как «Здоровьесбережение с детства» [2].

Данный термин представлен в научных исследованиях в контексте научных специальностей [3].

Понятие «Здоровьесбережение» близко по смыслу к понятию «Профилактика», которое раскрывается в ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» как «комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания» [4].

По мнению авторов, близкие по смыслу, но не совпадающие по своему содержанию понятия «здоровьесбережение» и «профилактика заболеваний» подразумевают более широкое трактование данного понятия, а здоровьесбережение в образовательной организации – это комплексная система взаимодействия медицинских и педагогических специалистов, родительской общественности и других заинтересованных структур с целью обеспечения создания условий, гарантирующих сохранность и укрепление здоровья обучающихся.

Понятие «здоровьесберегающая деятельность» следует понимать как вариант целенаправленной работы.

Поэтому при работе над моделью данной работы авторы применили авторский подход к структуре деятельности А.М. Новикова и Д.А. Новикова [5].

Исходя из рекомендаций специалистов по разработке моделей, авторы предлагают модель данного похода к здоровьесберегающей деятельности, которая состоит: из описания работы по охране здоровья детей, ее цели, задач, принципиальных подходов; структуры работы по сохранению здоровья; направления, содержание; правовое, организационное, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение; принципиальная схема организации); временной структуры деятельности: периодизация здоровьесберегающей деятельности.

Комплексный и системный подход к здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций базируется на положениях ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона «Об образовании» [6].

Также в основу комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности легли положения Международной классификации функционирования (МКФ), которая основана на биопсихосоциальной модели здоровья человека.

По определению МКФ здоровье – «это не только отсутствие болезней и наличие максимального благополучия, а возможность управлять своей жизнью и независимо функционировать. Здоровье человека определяется как взаимодействие следующих компонентов: структуры и функции организма; активность; участие; средовые факторы; личность» [7].

Такой подход предполагает анализ влияния одних факторов здоровья на другие.

Так же можно оценить влияние любого воздействия на жизнедеятельность конкретной личности.

Таким образом, школа может содействовать, помогать обучающимся управлять своим здоровьем и качеством жизни, влияя на средовые факторы обучения, на участие и активность личности по формированию собственного здоровья.

Общая схема модели комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности показана на рисунке.

Описание модели комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности представлено в таблице.

Описание модели комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности

Структурный

компонент модели

Характеристика структурного компонента модели

Определение комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности образовательной организации

Система взаимодействия медицинских и педагогических специалистов, родительской общественности и других заинтересованных структур с целью создания условий, гарантирующих сохранность и укрепление физического, всех компонентов здоровья детей на протяжении обучения в школе

Цель

Цель комплексного и системного подхода заключается в обеспечении всестороннего развития обучающихся и создании благоприятной образовательной среды, способствующей их физическому, психологическому и социальному благополучию

Задачи

− создание здоровьесберегающих условий обучения и воспитания;

− создание эффективной системы медицинского обеспечения обучающихся;

− создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом;

− создание и проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и образовательной среды;

− совершенствование системы профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья;

− совершенствование работы по взаимодействию с родителями или их законными представителями по вопросам здоровьесбережения;

− повышение компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения;

− создание системы информационно-методической поддержки здоровьесберегающей деятельности;

− повышение эффективности управления процессом здоровьесбережения в образовательной организации

Объект

Процесс охраны здоровья обучающихся в период обучения в школе

Предмет

Медико-педагогические, организационные условия, которые обеспечивают обучение без ущерба для здоровья детей

Субъекты

Участники образовательного процесса (обучающиеся, педагогические работники, медицинские работники, родители (законные представители), социальные партнеры

Направления/ содержание ЗСД

Медицинское направление

− гигиеническая оценка условий обучения и воспитания;

− ежегодные медицинские осмотры детей;

− мониторинг факторов риска заболеваний;

− диагностика раннего выявления заболеваний;

− мероприятия в рамках противоэпидемической и профилактической работы;

− оказание первой доврачебной помощи детям;

− просвещение детей и родителей

Деятельность педагогов

− создание здоровьесберегающих условий обучения и контроль;

− реализация программ «Образование и здоровье»;

− применение методик обучения и форм обучения, адекватных возрастным возможностям детей;

− создание системы мониторинга за здоровьем детей;

− создание эффективной системы физкультурно-спортивной работы в школе;

− воспитание психологической устойчивости воспитанников к негативным влияниям социального окружения;

− включение в учебно-воспитательный процесс образовательных программ «Культура здоровья»;

− формирование и поддержка здорового образа жизни у детей и их семей на основе исторических и культурных традиций;

− повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения;

− развитие школьных служб, отвечающих за здоровьесберегающую деятельность;

− профилактика профессиональных заболеваний педагогов;

− консультации для родителей;

− экспертиза деятельности школы в контексте здоровьесбережения

Структурный

компонент модели

Характеристика структурного компонента модели

Принципы ЗСД

− государственной ответственности;

− триединого представления о здоровье;

− научности;

− непрерывности;

− комплексности и интерактивности;

− индивидуального подхода;

− сознательности и активности;

− доступности;

− социального партнерства;

− результативности и гарантированности;

− контролируемости результатов

Механизмы ЗСД

− нормативно-правовая база;

− научно-методическое обеспечение;

− обеспеченность подготовленными кадрами;

− наличие материально-технических ресурсов;

− мотивационное обеспечение;

− наличие координирующих структур работы по здоровьесбережению;

− информационное сопровождение;

− наличие связей с социальными партнерами;

− межведомственное сотрудничество

Нормативно-правовое

обеспечение ЗСД

− Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ;

− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 14.03. 2023) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;

− Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»;

− Приказ Министерства образования РФ от 15 мая 2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20;

− «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

− Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. № 08-347 «О профилактике несчастных случаев»;

− Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Организационное

обеспечение ЗСД

Управляющей, координирующей структурой является Центр по сохранению и укреплению здоровья школьников

Материально-техническое обеспечение ЗДС

− инфраструктура и оборудование образовательной организации;

− физкультурно-спортивная инфраструктура и оборудование образовательной организации;

− медицинская инфраструктура образовательной организации;

− инфраструктура и оборудование социальных партнеров и организаций

Кадровое обеспечение ЗСД

− руководитель образовательной организации;

− заместитель руководителя образовательной организации;

− учителя-предметники;

− классные руководители;

− медицинские работники;

− педагог-психолог;

− социальный педагог;

− педагог-организатор;

− учитель физической культуры

Финансовое обеспечение ЗСД

Для обеспечения финансирования здоровьесберегающей деятельности в школе могут использоваться различные источники финансирования, включая государственный бюджет, муниципальные бюджеты, благотворительные организации, спонсоры и родительские пожертвования.

Периодизация ЗСД

Постоянно, на протяжении обучения в образовательной организации

missing image file

Схема модели комплексного и системного подхода к здоровьесберегающей деятельности

Заключение

В результате исследования авторами разработан системный и комплексный подход к охране здоровья детей в условиях образовательных организаций. Комплексный и системный подход будет способствовать снижению неблагоприятных последствий и тенденций в состоянии здоровья детей и подростков в период прохождения обучения в образовательных организациях на основе: создания оптимальных условий обучения в отношении санитарно-гигиенических, учебно-организационных, психолого-педагогических составляющих учебного процесса; совершенствования вопросов медицинского обеспечения обучающихся; системы динамического наблюдения за физическим, психическим, психологическим, социальным здоровьем детей; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогов; создания условий для занятий физической культурой и спортом; развития инфраструктуры школьных служб, курирующих здоровьесберегающую деятельность; просветительской работы с обучающимися педагогами, родителями (законными представителями).


Библиографическая ссылка

Жуков О.Ф., Гончарова Г.А. МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 68-72;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2515 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674