В наши дни ученые уделяют огромное внимание изучению музыки как фактора, влияющего на организм и поведение человека. Музыка широко применяется в медицине и психологии для поддержания физиологического и психологического здоровья человека. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, в основе которого лежит целительное воздействие музыки на психику человека. Музыкотерапия делится на два вида: пассивную (прослушивание музыкальных произведений) и активную (исполнение музыкальных произведений или их фрагментов). Для улучшения психоэмоционального состояния человека используются оба вида музыкотерапии.
По данным [1], музыкотерапия оказывает серьезную поддержку в стрессовых ситуациях и может использоваться в качестве одного из способов социальной реабилитации. В работе [2] сообщается, что некоторые симфонические произведения положительно влияют не только на эмоциональное состояние человека, но и на работу пищеварительной и кроветворной систем. Авторы [3] подчеркивают, что в процессе музыкотерапии происходит благотворное воздействие упорядоченных в музыкальную структуру звуковых колебаний не только на психоэмоциональную сферу человека, но и на его физиологию. При этом выделяют два направления музыкотерапии. Музыкопсихотерапия нацелена на нормализацию психоэмоционального состояния человека. Музыкосоматотерапия ориентирована на лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Авторами [4] отмечается воздействие музыки на многие сферы жизнедеятельности человека посредством вибрационного, физиологического и психического факторов. Например, звуковые вибрации способны стимулировать обменные процессы на клеточном уровне.
Музыкотерапия возникла еще в глубокой древности. Люди осознавали силу музыки и ее способность вызывать эмоции и изменять наше состояние. В Древнем Египте, Греции и Риме музыка использовалась для лечения душевных расстройств и физических болезней. В культурах этих стран музыка рассматривалась как средство для гармонизации человека с космическими силами. В Средние века монахи использовали грегорианский хорал для лечения психических и физических недугов. Музыка стала важным компонентом религиозной терапии и служила для достижения духовной гармонии и умиротворения. В XVIII и XIX веках многие психиатры и психологи стали применять музыку для лечения психических расстройств. Например, Фридрих Ницше сам играл на пианино для успокоения души и при поиске решения проблем. В этом периоде были также созданы первые музыкальные инструменты для терапевтических целей, такие как гармония и музыкальные пирамиды. Однако само понятие музыкотерапии как науки возникло только в XX веке. В 1920–1930-х годах были проведены первые исследования на тему влияния музыки на психическое состояние человека. В результате этих исследований музыкотерапию стали использовать для лечения солдат, страдающих от психологических травм, а также детей с разными нарушениями. С тех пор музыкотерапия широко распространилась и получила признание как эффективный метод работы с психическими расстройствами, включая депрессию, тревожность, аутизм и др. Существует множество школ и направлений музыкотерапии, каждая из которых использует музыку по-своему, в зависимости от целей и задач терапии [5].
Цель данной работы заключалась в исследовании влияния музыки на психофизиологическое здоровье человека и качество его жизнедеятельности.
Материалы и методы исследования
Объектом данного исследования является система «музыка – человек». Предмет исследования – изучение последствий воздействия музыки на психофизиологические процессы в организме человека. Методическая база исследования представляла собой анализ научной литературы по изучаемому вопросу. Синтез сведен к выявлению различных положительных воздействий музыки на человека.
Результаты исследования и их обсуждение
В музыкотерапии основополагающими являются факторы музыки и звуковых колебаний. Звуковые колебания – это физическое явление, которое происходит при распространении звука. Когда звук возникает, источник создает колебания воздушных или других сред, которые передаются через сжатия и разрежения волновым движением. Звуковые колебания могут быть замечены в виде механических вибраций, которые сопровождаются изменениями давления и плотности в среде, где происходит распространение звука. Эти колебания передаются через среду и могут быть восприняты органами слуха человека или животных, что приводит к осознанию звуковых сигналов. Человек обычно воспринимает звуковые колебания в диапазоне от примерно 20 Гц до 20 кГц [6]. Это называется слуховым диапазоном человека. Однако возраст, здоровье и другие факторы могут влиять на способность человека слышать звуки в этом диапазоне. Например, с возрастом многие люди теряют способность воспринимать высокочастотные звуки. Существуют и другие параметры звуковых колебаний, которые так или иначе влияют на состояние нашего организма:
1) интенсивность, или сила звука – это средний поток звуковой энергии, проходящий в единицу времени через единицу поверхности (Вт/м2);
2) звуковое давление – переменное давление, возникающее при звуковых колебаниях частиц среды (Па);
3) звуковая мощность – общее количество звуковой энергии, излучаемой источником в единицу времени (Вт) [7];
4) громкость звука – это субъективная оценка интенсивности звука, основанная на восприятии его громкости человеком. Громкость определяется амплитудой или силой звуковых колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук воспринимается человеком. Громкость измеряется в децибелах (дБ) и может быть выражена в различных шкалах, таких как шкала дБА, шкала дБС и др. Громкость звука воспринимается человеком в широком диапазоне – от очень слабого шепота до очень громкого звука, при этом слишком высокая громкость может вызвать дискомфорт или даже повреждение слуха [6].
Учеными установлено, что низкочастотные звуки ударных установок уничтожают хранилища памяти, а высокочастотные – разрушают центры мозга, ответственные за интеллектуальное развитие. В связи с этим следует отметить, что объективное оценивание влияния музыки на психофизиологическое здоровье человека невозможно без учета всех параметров звуковых колебаний. Параметры любого звукового воздействия на человека не должны превышать нормативных значений, в противном случае наступают дискомфорт и нежелательные физиологические изменения.
Музыка не только воздействует на организм человека физически, но и содержит психоэмоциональную составляющую, причем красивая музыка почти всегда оказывает положительное воздействие на организм человека (таблица).
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что музыкальное воздействие является одним из факторов комфортных условий жизнедеятельности человека. Действительно, для поддержания нормального здоровья человека, его активности, длительной продолжительности жизни, высокой работоспособности необходимо оптимальное сочетание параметров труда и отдыха. Одним из способов (основных или дополняющих) реализации отдыха может быть музыкотерапия – расслабляющая, успокаивающая, избавляющая от негативных эмоций, снижающая тревожность. В результате музыкального воздействия восстановление жизненных сил человека происходит быстрее, возрастают внутренняя энергия, выносливость, физическая активность.
Известно положительное воздействие музыки при выполнении умственных задач: небольшие по продолжительности музыкальные паузы способны довольно быстро восстановить работу мозга и повысить эффективность труда.
Психофизиологические изменения в процессе воздействия музыки на организм человека
Характер воздействия музыки |
Характеристика психофизиологических изменений в результате воздействия музыки |
Эмоциональное воздействие |
Музыка может вызывать различные эмоции, включая радость, грусть, волнение, спокойствие и настроение. Она может помочь выражать и обработать эмоции, а также создавать положительные эмоциональные состояния |
Воздействие на настроение настроения |
Красивая музыка может способствовать улучшению настроения и созданию положительных эмоций. Она может вызвать ощущение радости, оптимизма и вдохновения |
Изменение уровня стресса |
Музыка имеет способность снижать уровень стресса и напряжения. Она может помочь расслабиться и успокоиться, а также уменьшить физиологическую реакцию на стресс, такую как повышение пульса и кровяного давления |
Уровень физической и психической выносливости |
Красивая музыка может стимулировать физическую и психическую активность. Она может помочь повысить уровень энергии и выносливости |
Воздействие на сон |
Музыка может способствовать расслаблению и созданию спокойной атмосферы, что способно улучшить качество сна. Она может снизить уровень тревоги и беспокойства, а также создать благоприятные условия для отдыха [8] |
Изменение коммуникации и социальных навыков |
Музыкотерапия может помочь людям развить навыки коммуникации и улучшить социальные взаимодействия. Групповые занятия музыкотерапией могут способствовать развитию навыков сотрудничества, эмпатии и взаимодействия с другими людьми |
Воздействие на внимание и когнитивные способности |
Музыкотерапия может помочь улучшить внимание, память и способность к обучению |
Самовыражение и самосознание |
Музыка может быть средством самовыражения и саморефлексии. Через музыку люди могут выразить свои мысли, эмоции и переживания, что помогает им лучше понять себя и свои потребности |
Огромное значение имеет музыка в формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения – школьников и студентов. Музыка как вид искусства, основанный на способностях человека ассоциировать слуховые ощущения с собственными переживаниями, с состоянием и процессами внешнего мира и являющийся «специфической формой невербальной коммуникации», имеет практически неограниченный диапазон воздействия на человека [9]. Музыка, представляющая собой отражение действительности в звуковых художественных образах, способствует развитию всех органов чувств, внимания, памяти, а также формированию высокого уровня не только музыкальной, но и эстетической культуры в целом [10]. Без эстетического развития невозможны формирование нравственных основ человека, реализация его интеллектуального потенциала. В этом отношении положительное воздействие музыки заключается в развитии таких качеств личности, как сознание, идеалы, ценности; в формировании гармоничных взаимоотношений с окружающим миром; в реализации творческого потенциала.
Однако следует отметить, что перечисленными выше свойствами обладает не любая музыка. Например, доказано [11], что наркотическая музыка, к которой относится современная поп-музыка, оказывает сильное негативное воздействие на человека: замедляется рост, снижаются защитные силы, при этом возникают необратимые патологии в развитии. Наркотической считается музыка, содержащая определенные сочетания звуковых волн разной частоты (бинауральные низкочастотные ритмы), которые оказывают психоактивное воздействие на человеческое сознание [12]. Такая музыка зомбирует человека на подсознательном уровне, способствует уничтожению его культурного слоя, духовно-нравственных ценностей. Причем наиболее сильному воздействию бинауральных ритмов подвержены люди эмоционально неустойчивые, с неуравновешенной психикой.
Во ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» созданы такие студенческие объединения, как «Вокальная студия» и «Хор РГППУ», благодаря которым студенты участвуют в концертах в РГППУ и за его пределами. Указанные объединения являются дополнительным средством решения задач по реализации творческого потенциала студентов, улучшения их психоэмоционального состояния и формирования культуры здорового образа жизни. Участие в работе «Вокальной студии» и «Хора РГППУ» позволяет студентам отвлечься от интенсивных интеллектуальных нагрузок, снять эмоциональное напряжение, расширить круг общения и т.д. Следовательно, подобные музыкальные занятия студентов имеют еще и здоровьесберегающую направленность и способствуют созданию комфортных условий жизнедеятельности. В связи с этим следует отметить, что формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в процессе музыкальных занятий достигается в результате решения таких задач, как: формирование активной жизненной позиции; формирование позитивного отношения к жизни; налаживание коммуникаций (в группе, коллективе, обществе); реализация творческого потенциала; развитие целеустремленности и самодисциплины; физическое и духовное самосовершенствование.
Авторами было проведено анкетирование среди студентов 2-го курса РГППУ профиля подготовки «Музыкально-компьютерные технологии» на предмет влияния музыкотерапии на состояние психического и физического здоровья человека. В опросе принимали участие 30 человек. Студентам было предложено дать ответы на вопрос о положительном влиянии музыкотерапии по каждому из следующих воздействий (рисунок):
• изменение настроения;
• эмоциональное воздействие;
• изменение уровня стресса;
• воздействие на сон;
• коммуникативные навыки;
• изменение концентрации внимания;
• изменение когнитивных способностей;
• самовыражение и самосознание.
Было предложено выбрать три варианта ответов: «да, влияет», «нет, не влияет», «затрудняюсь ответить».
Как свидетельствуют результаты опроса, приведенные на рисунке, на вопрос о положительном влиянии музыки на здоровье человека утвердительно по всем видам воздействия ответили около 90% студентов. Затруднились с выбором ответов от 2 до 7% студентов. Отрицательные ответы по всем видам воздействия были даны весьма незначительным числом студентов – от 3 до 8%. Наиболее высокий процент положительных ответов был дан на вопросы об эмоциональном воздействии и самовыражении посредством музыки (94% и 92% соответственно). Меньшая доля положительных ответов приходится на вопросы о влиянии музыки на концентрацию внимания и когнитивные способности (по 86%). Последнее, возможно, связано с недостаточной наблюдательностью студентов и отсутствием внимания на этих моментах.
Результаты анкетного опроса студентов о влиянии музыкотерапии на человека, %
Заключение
Таким образом, воздействие музыки на физическое и психическое состояние человека характеризуется только положительными изменениями, позволяющими поддерживать его жизнедеятельность в комфортных условиях. Показано, что участие студентов в музыкальных коллективах РГППУ «Вокальная студия» и «Хор РГППУ» позволяет решить задачи не только по реализации их творческого потенциала, но и по улучшению их психоэмоционального состояния и формированию культуры здорового образа жизни.
Результаты проведенного среди студентов опроса подтвердили факт положительного влияния музыки и музыкотерапии на психофизиологическое здоровье человека. Очевидно, что музыка и музыкотерапия играют важную роль в формировании и поддержании комфортных условий жизнедеятельности человека.
Безусловно, эффекты музыкотерапии могут быть индивидуальными и зависят от множества факторов, включая музыкальные предпочтения, личностные особенности и конкретные цели терапии.
Библиографическая ссылка
Харина Г.В., Топорищев М.С. РОЛЬ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОДДЕРЖАНИИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 53-57;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2512 (дата обращения: 13.11.2024).