Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Селезнева В.А. 1 Шахмалова И.Ж. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет»
В представленной статье отражены основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе обучения чтению. Кроме того, в работе представлены результаты эмпирического исследования, которое проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия), среди обучающихся первого класса. Цель исследования – выявить уровень сформированности навыка чтения первоклассников, а также определить имеющиеся у них трудности в процессе чтения и интерпретации текстовой информации. Всего в исследовании приняли участие 23 ребенка. Из числа основных трудностей детей при обучении чтению были выделены недостаточное понимание основного смысла текста, отклонения от нормы произношения слов и интонирования предложений, низкая скорость чтения, недостаточная концентрация внимания. На основе полученных результатов младших школьников были определены методы преодоления трудностей чтения, с которыми сталкиваются первоклассники при поступлении в начальную школу. Полученные в процессе написания указанной статьи результаты могут быть использованы педагогами начальной школы и родителями младших школьников на практике с целью устранения трудностей чтения и развития читательского навыка.
чтение
трудности
первоклассники
обучение
дети
1. Горячева И.А. Обучение чтению и письму детей шестилетнего возраста. Екатеринбург: Артефакт, 2019. 248 с.
2. Мисаренко Г.Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обучения // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 8. С. 88–92.
3 Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 95 с.
4. Куканова М.А. Трудности при обучении чтению: причины и коррекция. Образовательный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-peda gogika/library/2015/08/31/trudnosti-pri-obucheniyu-chteniyu-prichiny-i (дата обращения: 01.10.2023).
5. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников. М.: Юрайт, 2019. 157 с.
6. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2013. 272 с.
7. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
8. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Союз, 2004. 224 с.

Сегодня особое внимание педагогов и исследователей уделено трудностям в обучении чтению первоклассников. Повышенный интерес к данной проблеме можно объяснить тем, что зачастую педагоги и родители не обладают достаточными знаниями и эффективными методиками обучения, что способствует возникновению значительных трудностей детей в процессе чтения текстовой информации. Стоит отметить, что именно период младшего школьного возраста является наиболее важным в развитии и образовании первоклассников, в частности их обучении чтению. Более того, в возрасте 6–7 лет у детей формируются фонематический слух, навыки узнавания букв, их верного произношения, а также первичные навыки распознавания и чтения слогов и слов. Следовательно, совместная работа педагогов и родителей первоклассников может обеспечить более эффективный результат с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно помочь каждому ребенку в преодолении трудностей, которые могут возникнуть при приобретении навыка чтения, ведь это в дальнейшем обеспечит ему более успешный навык овладения и усвоения учебной информации [1, с. 77].

Целью исследования является выявление трудностей обучения навыкам чтения, для этого целесообразно изучить его структуру. Также перед выявлением трудностей было решено провести диагностику навыка чтения в первом классе. Структуру навыка чтения следует рассматривать как совокупность определенных параметров, при оценке которых можно определить уровень владения навыком чтения.

Первым критерием навыка чтения является скорость чтения, под которой следует понимать способность детей читать предложенную им текстовую информацию с высокой скоростью, усваивать учебный материал и экономить время. Основные факторы, влияющие на скорость чтения, включают лексическую базу, знание грамматики, умение распознавать слова по контексту, а также опыт и практику [2, с. 89].

Вторым критерием является понимание текста – ребенок в состоянии понять и осознать смысл прочитанной им информации. Основными компонентами понимания текста являются способность выделять основную тему, главные и дополнительные идеи, определять ключевые термины и понятия, анализировать структуру текста, а также распознавать связи и отношения между различными частями текста [3, с. 77].

Третьим критерием навыка чтения является критическое мышление, под которым понимается умение анализировать информацию, выявлять противоречия, оценивать достоверность и надежность источников, а также строить выводы на основе прочитанного, аргументировать собственное мнение о прочитанном.

Четвертым критерием навыка чтения является развитие и расширение лексического запаса, в соответствии с которым развивается мыслительная деятельность младших школьников и дети начинают активно использовать разнообразную лексику для более точного, правильного и яркого выражения собственных мыслей [4].

Пятым критерием выступает способность детей к осуществлению анализа и дальнейшей интерпретации текстовой информации. При этом ребенок должен обладать умениями анализировать текст на смысловом, структурном, стилистическом уровнях, что позволит ему более глубоко понимать авторскую идею и передавать ее собственными словами.

В большинстве случаев процесс обучения чтению в первом классе является сложным и трудоемким занятием, поскольку, приходя в первый класс, дети путают буквы, не до конца знают алфавит, неправильно произносят звуки и слова. В связи с чем обучение чтению должно начинаться с формирования умений детей распознавать буквы и соотносить их со звуками. Для этого педагоги могут использовать различные задания, направленные на определение места звука в слове. Затем младших школьников учат объединять буквы в слоги, а далее в слова, что способствует возникновению значительных трудностей [5, с. 10]. Следовательно, основная цель в обучении чтению первоклассников – выявить трудности, которые возникают у младших школьников, для их дальнейшего устранения.

Материалы и методы исследования

Для выявления трудностей первоклассников при обучении чтению было проведено исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия), среди обучающихся первого класса. Всего в исследовании приняли участие 23 ребенка. Возраст испытуемых – 7–8 лет. Цель исследования – выявить уровень сформированности навыка чтения первоклассников, определить имеющиеся у них трудности в процессе чтения, а также предложить педагогам и родителям эффективные методы их обучения чтению.

При анализе навыка чтения были выбраны тексты «Друг» и «Куница».

Оценивая читательский навык, мы ориентировались на следующие показатели:

1. Правильность чтения, в соответствии с которой ребенок обладает достаточными навыками чтения текста без его искажений, которые оказывают влияние на передачу смысла читаемого текста.

2. Осознанность читаемой информации, под которой понимается умение первоклассников понимать смысл текста, ключевую идею, замысел, целесообразность применения тех или иных художественных средств автором, а также понимание собственного отношения к прочитанному тексту.

3. Темп чтения (скорость), под которым понимается норматив чтения слов за определенное время.

4. Выразительность, заключающаяся в умении детей правильно передавать собственное отношение к читаемому тексту с использованием средств устной речи, верной постановки пауз, ударения, а также умением выбирать нужную интонацию [6, с. 61].

После прочтения текстов детям следовало ответить на ряд вопросов следующего содержания:

Вопросы и задания

1. Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.

2. Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти предложения.

3. Как друзья Светланы отнеслись к ее беде?

4. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?

5. Подумай, о чем этот рассказ. Прочитай слова, в которых заключена самая главная мысль рассказа [7, с. 12].

Уровень сформированности навыка чтения обучающихся 1 класса оценивался по следующим критериям:

Низкий уровень – ребенок читает прерывистыми слогами, делает множество ошибок в произношении слов, а именно: пропускает, перестанавливает, заменяет буквы. Скорость чтения составляет до 25 слов в минуту, интонационная выразительность отсутствует, паузы не соблюдаются.

Средний уровень – ребенок читает текст плавно, по слогам, соединяя их в слова только при повторном прочтении. У школьника имеются некоторые отклонения в произношении слов – пропуск, замена, перестановка и в интонировании. Также он частично понимает смысл прочитанного. Скорость чтения составляет 30–40 слов в минуту.

Высокий уровень – ребенок обладает навыками чтения текста целыми словами, четко произносит их, соблюдает интонационную выразительность, делает паузы, правильно ставит ударение в словах. Более того, школьник понимает смысл читаемой им информации, высказывает собственные суждения и отношение, делает выводы. Скорость прочитанных слов в минуту более 40.

Результаты исследования и их обсуждение

После прочтения первоклассниками предлагаемых текстов был определен уровень сформированности навыка чтения. На рисунке графически представлен уровень сформированности навыка чтения обучающихся 1 класса.

missing image file

Уровень сформированности навыка чтения обучающихся 1 класса

Результаты исследования, представленные на рисунке, позволяют сделать вывод, что у большинства первоклассников, 61 % (14 чел.), преобладает низкий уровень навыка чтения, что выражено тем, что дети читают прерывистыми слогами, делают серьезные ошибки в произношении слов, пропускают и перестанавливают буквы, меняют их местами. Более того, скорость чтения первоклассников достаточно низкая – до 25 слов в минуту, интонационная выразительность отсутствует, паузы не соблюдаются.

У 31 % (7 чел.) выявлен средний уровень навыка чтения, поскольку первоклассники читают текст по слогам, соединяя их в слова, но только при повторном прочтении. Также у детей данной категории имеются некоторые отклонения в произношении слов – пропуск, замена, перестановка и интонирование, они не всегда понимают смысл прочитанного имеют трудности выявления основной мысли прочитанного, высказывании собственного мнения. Скорость чтения составила не более 40 слов в минуту.

У 8 % (2 чел.) выявлен высокий уровень навыка чтения, поскольку школьники обладают достаточными навыками чтения текста целыми словами, четко произносят их, соблюдают интонационную выразительность, паузы, ударение в словах. Более того, первоклассники понимают смысл читаемой им информации, высказывают собственные суждения и отношение, делают умозаключения и выводы. Скорость прочитанных слов в минуту у детей с высоким уровнем навыка чтения составила больше 40 слов в минуту.

Таким образом, результаты исследования навыка чтения обучающихся 1 класса показали, что овладеть читательскими навыками достаточно сложно. Это можно объяснить тем, что у первоклассников имеется частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе прочтения. В связи с чем чтение у детей затрудняется, что негативно влияет на усвоение всего учебного материала.

Также при анализе чтения текстов первоклассниками было установлено, что у них недостаточный уровень концентрации внимания, они постоянно отвлекаются на внешние раздражители, что мешает эффективному восприятию информации. Также из-за недостатка концентрации дети не понимают прочитанное и не замечают собственных ошибок.

Следующей проблемой, с которой столкнулись первоклассники, является непонимание прочитанного. Одной из причин этого может быть слабый словарный запас. Малознакомые слова, встречающиеся при чтении, могут запутать ребенка или же он может прочитать слова неправильно. Эти факторы непосредственно могут отразиться на понимании прочитанного текста, ведь приобретение навыка чтения включает в себя не просто сплошное чтение текста, но и осмысление и переработку информации в нем. Не будет смысла от чтения текста, если ребенок не будет осознавать того, что он прочитал. Даже при правильном прочтении задачи по математике он не сможет ее решить без понимания смысла. В таком случае правильным решением будет больше общаться с ребенком, задавать вопросы, которые требуют развернутого ответа. Учить ребенка строить диалог, который будет включать в себя новые слова, которые вы ранее с ним обсуждали [8, с. 56].

Также можно читать текст вместе с ребенком и разъяснять ему непонятные слова. Использование упражнения, где нужно вставлять недостающие слова в текст, будет полезно. Важно чтобы ребенок вставлял такие слова, которые не будут искажать текст. Можно дать ребенку текст, в котором будут заведомо ложная информация или допущены смысловые ошибки. Первоклассник должен найти эти ошибки и попробовать самостоятельно составить верное высказывание или придать тексту смысл. Нужно чтобы текст, который предлагается к прочтению, имел и правильные предложения

При работе с пониманием прочитанного текста важно также учить ребенка выделять основные моменты в тексте. Учить правильно выделять главную мысль и посыл текста. Нужно обсуждать с ребенком то, что вы с ним прочитали, спрашивать, что он думает и какие эмоции у него вызывает текст.

Заключение

Таким образом, результаты исследования показали, что у детей имеются трудности чтения ввиду наличия большого количества ошибок в произношении слов, пропусках, заменах и перестановке букв, низкой скорости чтения, отсутствии интонационной выразительности. Также при анализе ответов детей на вопросы о прочитанных текстах было установлено, что большинство из них не понимают основного смысла и идеи автора.

Для устранения данных трудностей педагогам и родителям первоклассников были даны рекомендации, при формулировке которых был сделан упор на исследование М.А. Кукановой. В качестве основных рекомендаций был сделан акцент на использование нескольких методов, которые помогут в обучении чтению первоклассников, и в результате такого обучения ребенок сможет не только «читать», но и понимать и воспринимать информацию с полной глубиной и осознанностью:

1. Фонематический анализ. В основе данной методики лежит обучение детей чтению сначала по звукам, а потом уже по словам и текстам. Постепенно дети узнают все звуки алфавита, связывают их с буквами и могут составлять из них различные слова.

2. Слова-модели. Преподавание чтения должно начаться с использования простых слов и связанных с ними картинок. Вы можете использовать карточки с изображениями предметов, которые начинаются на букву с, и попросить детей прочитать эти слова. Постепенно добавляйте новые буквы и слова, чтобы дети могли расширить свой словарный запас и навыки чтения.

3. Чтение вместе. Вы можете проводить занятия по чтению, включая чтение в группе или партнерское чтение. Это помогает детям получать модели чтения от своих сверстников и развивать навыки чтения вслух.

4. Визуальное представление. Используйте различные визуальные материалы, такие как алфавитные плакаты, карточки, доски и песочницы для создания привлекательной обучающей среды. Дети будут интересоваться участием в различных играх и активностях, которые способствуют развитию и укреплению навыков чтения.

5. Чтение вслух. Важно не только развивать навыки чтения, но и укреплять понимание прочитанного. Чтение вслух, обсуждение и задавание вопросов о тексте помогут детям понять смысл и содержание рассказов. Вы также можете иметь в руке сказки и стихи для младших классов, которые дети могут читать вслух и обсуждать.

6. Метод с участием игр. Дети любят играть, и использование игровых элементов в обучении чтению может значительно повысить их мотивацию и интерес к процессу. Метод с участием игр предполагает создание специальных игровых заданий и упражнений, при которых дети могут активно применять свои навыки чтения. Например, можно организовать забавные конкурсы на скорость чтения, составлять ребусы и головоломки с буквами и словами.

7. Контекстный метод. Контекстный метод базируется на использовании учениками текстов, в которых новые слова и предложения представлены в определенном контексте.

8. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности и трудности в освоении навыков чтения. Поэтому важно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности и потребности.

9. Система повторения и закрепления материала. Регулярное повторение и закрепление пройденного материала помогает детям запомнить правила чтения и улучшить свои навыки. Для этого можно использовать различные упражнения и игры, а также специальные методики повторения.

10. Методика «Текстового чтения», в соответствии с которым у детей появится возможность читать целые тексты от начала до конца, без их дифференциации на отдельные звуки или слова. При этом используются иллюстрации, которые помогают детям понять смысл прочитанного [4].

Обучение навыку чтения в первом классе имеет последовательный процесс, который должен проходить постепенно, не стоит давить на ребенка и много требовать. Это может только навредить и отбить желание читать. Нужно прививать любовь к чтению с детства, ведь хорошо сформированный навык чтения является основой для дальнейшего образования и жизни в мире информационных технологий.

Следовательно, трудности, с которыми может столкнуться первоклассник в процессе обучения чтению, являются нормой. Родителям не стоит сильно переживать и нервничать по этому поводу, ведь все можно преодолеть. Главное, поддерживать своего ребенка и помочь ему преодолеть эти трудности. Стоит отметить, что качественное сотрудничество педагога с родителями обеспечит наиболее эффективное обучение навыку чтения.


Библиографическая ссылка

Селезнева В.А., Шахмалова И.Ж. ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 36-40;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2509 (дата обращения: 17.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674