Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВЫХ БИБЛИОТЕК ЯЗЫКА PYTHON В КУРСЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Герасимов А.Д. 1 Фирсова С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», вступившего в силу в 2021 году, неотъемлемым условием выполнения трудовых действий для такого специалиста является владение информационными технологиями. Поэтому возникла необходимость формирования у будущих педагогов, в том числе педагогов-музыкантов, компетенций, связанных с использованием средств цифровых технологий, так называемых цифровых компетенций. Кроме того, в связи с широким распространением методов искусственного интеллекта и машинного обучения, а также языка программирования Python, реализующего эти методы с помощью многочисленных свободно распространяемых библиотек, стало доступно их изучение и применение на практике студентами гуманитарных специальностей. Цель исследования: разработка блока лабораторных занятий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе применения звуковых библиотек языка программирования Python для решения типовых задач профессиональной деятельности будущих специалистов в области музыкального образования. В частности, в статье рассмотрен пример автоматизированного составления партитуры для гитары на основе звукового анализа аудиофайла. Применение методов математического моделирования, музыкальных компьютерных технологий, современных языков программирования позволит повысить уровень цифровых компетенций студентов, а также поможет им активно применять освоенные методы в будущей профессиональной деятельности.
музыкальное образование
математическое моделирование в музыке
звуковой анализ аудиофайла
музыкальные компьютерные технологии
автоматизированное формирование партитуры
язык программирования Python
1. Яцентковская Н.А. Информатизация музыкального образования: трактовка музыкального языка как информационной системы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1(68). С. 257-259.
2. Сизова О.А., Карнаухова В.А. Ключевая роль профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, в условиях реализации профессиональных стандартов // Государственный советник. 2018. № 2(22). С. 54-58.
3. Приселков А.С., Терентьев Ю.Ю. Метод моделирования в музыкальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 124-128.
4. Солоденников Д.А. Определение жанра музыки по мелодии с помощью машинного обучения и параллельной обработки данных // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сборник трудов VII Международной научно-практической конференции / Отв. редактор К.А. Маковейчук, Ялта, 24–25 мая 2023 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. С. 95-101.
5. Бурякова О.С., Решетникова И.В., Черкесова Л.В. Методы искусственного интеллекта в генерации алгоритмических музыкальных композиций // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 82-91. DOI: 10.17513/snt.39271.
6. Никитин Н.А., Розалиев В.Л., Орлова Ю.А., Заболеева-Зотова А.В. Применение методов машинного обучения для задачи генерации музыкальных композиций // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2018. № 2(42). С. 84-95.
7. Мелешкин А.А., Фирсова С.А. Разработка системы для автоматического распознавания аккордовой последовательности в цифровых аудиофайлах // Огарёв-Online. 2021. № 12(165).

В настоящее время одним из наиболее эффективных средств повышения качества обучения музыкальному искусству является применение компьютерных технологий. Информационные технологии в музыкальном образовании становятся не только средством, открывающим новые формы организации образовательного процесса, но и фактором, диктующим необходимость в изменении содержания образования [1].

Особую роль в формировании так называемых цифровых компетенций следует отвести практическим занятиям по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» [2], которые являются важнейшим звеном в процессе профессиональной подготовки как профессиональных музыкантов, так и будущих педагогов-музыкантов в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по различным профилям направления подготовки 53.00.00 «Музыкальное образование», а также по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка».

С применением компьютерных информационных технологий стали доступны почти все известные методы моделирования, например имитационное, математическое, аналоговое, алгоритмическое моделирование [3]. В профессиональном обучении музыке разнообразное моделирование звуковой среды особенно ценно, так как не только воссоздает ранее недоступные процессы и явления, но и позволяет активно участвовать в них [3].

Получили широкое распространение методы искусственного интеллекта и машинного обучения при решении различных задач, связанных с обработкой и анализом звуковых файлов, например определение жанра музыки [4], генерация музыкальных композиций [5; 6], распознавания аккордовой последовательности [7]. Кроме того, в связи с широким распространением языка программирования Python, благодаря его простому синтаксису и множеству доступных библиотек, музыканты, не являющиеся программистами, могут использовать многочисленные аудиомодули этого языка для своей профессиональной работы при решении вышеперечисленных и других задач.

Целью данной работы является демонстрация возможностей библиотек Python при решении задачи автоматизированного формирования партитуры для гитары на основе анализа аудиофайла. Данная работа может быть использована при разработке блока лабораторных занятий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», как пример решения типовых задач профессиональной деятельности будущих специалистов в области музыкального образования с помощью современных информационных и интеллектуальных технологий.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов для проведения данного исследования выступили рабочие программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», где приведен набор компетенций, в том числе и «цифровых», освоение которых должно носить системный характер. Также при подготовке приведенной в статье лабораторной работы по вышеуказанной дисциплине использовались описания функций звуковых библиотек языка программирования Python, приведенные в различных интернет-источниках.

Методами исследования, которые применялись в рамках данной работы, являются: математическое моделирование звуковой волны с помощью дискретного преобразования Фурье, алгоритмическое моделирование процесса преобразования аудиофайла в нотную запись с помощью поэтапного выполнения необходимых алгоритмов и соответствующих им функций языка Python.

Результаты исследования и их обсуждение

При подготовке студентов к выполнению лабораторной работы, направленной на закрепление студентами навыков применения алгоритмического моделирования для построения процесса автоматизированного формирования партитуры для гитары на основе анализа аудиофайла, необходимо привести небольшое теоретическое описание основных методов звукового анализа.

Так, одним из наиболее распространенных методов звукового анализа является анализ спектра частот. Этот метод позволяет определить основные частоты, которые присутствуют в звуковом сигнале, и использовать эту информацию для различных задач, например определения высоты звука или нахождения гармоник. Результаты применения анализа спектра частот, как правило, отображаются на спектрограмме, которая обычно изображается в виде тепловой карты. При этом по горизонтали откладывается время, по вертикали частоты звукового сигнала, а цветом отображается интенсивность (амплитуда) той или иной частоты в каждый момент времени.

Анализ спектра не является самостоятельным методом, он служит основой для других способов звукового анализа, которые работают с полученной спектрограммой.

Другим методом звукового анализа является метод вейвлет-анализа. Этот метод основан на представлении звукового сигнала в виде суммы вейвлетов – математических функций, которые имеют свойства анализировать сигналы в различных масштабах и частотах. Метод широко используется для анализа сложных составных звуковых сигналов, таких как музыкальные композиции, и позволяет выделить различные характеристики звука, например высоту, длительность, громкость и тембр. При изменении параметров вейвлет-анализа можно получить информацию о разных составляющих первоначального звукового сигнала, например только информацию о высоких частотах, составляющих звуковую волну, либо только о низких.

Наиболее популярным методом звукового анализа спектра является Фурье-анализ, который основывается на преобразовании дискретных значений звуковой волны из амплитудно-временной зависимости в амплитудно-частотную зависимость и позволяет анализировать спектральный состав звукового сигнала. С этой целью в обработке звука используется дискретное преобразование Фурье (ДПФ).

Результатом ДПФ будет преобразование дискретного ряда звуковой волны в ряд фундаментальных частот, образующих эту волну. По вертикали этого ряда откладывается частота гармоники, составляющей звуковую волну, а по вертикали – относительная амплитуда. Имея данные о составляющих гармониках и их амплитудах, можно выявить главную частоту, она будет наиболее выраженной среди других.

Таким образом, комбинируя различные методы звукового анализа, можно получить наиболее полную информацию как об исполняемом произведении, так и о технике его исполнения на различных музыкальных инструментах.

На основе приведенных теоретических сведений можно построить алгоритм преобразования аудиофайла в ноты.

Этапы работы алгоритма представлены на рисунке 1.

Каждый этап данного алгоритма подразумевает реализацию на языке программирования Python, при этом в качестве среды разработки удобно использовать сервис Google Colab. Данный сервис предоставляет возможность работать с кодом, написанным на языке Python через Jupyter Notebook, при этом на свой компьютер не нужно устанавливать никаких дополнительных программ. В Google Colab можно подключать различные библиотеки, написанные для Python и расширяющие его возможности, загружать и запускать файлы, проводить анализ данных и получать результаты в браузере.

Рассмотрим основные команды, которые потребуется изучить и выполнить студентам на каждом этапе реализации алгоритма.

Вначале выполняется импорт библиотеки Librosa, которая предназначена для анализа и обработки звуковых файлов. Она позволяет осуществлять работу со звуковыми сигналами различных форматов и предоставляет множество функций для извлечения спектральных признаков и работы с музыкальными данными. Librosa очень популярна среди исследователей музыки и аналитиков звуковых данных, так как она обладает множеством полезных функций и удобным интерфейсом.

Загрузка аудиофайла осуществляется с помощью функции load() (рис. 2), данная функция также позволяет получить значения временного ряда, содержащего значения амплитуды звукового сигнала, которые записываются в массив, и частоту дискретизации, с которой происходит чтение аудиофайла (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Этапы работы алгоритма

missing image file

Рис. 2. Значения временного ряда и частоты дискретизации

missing image file

Рис. 3. Воспроизведение аудиофайла

missing image file

Рис. 4. График звуковой волны

Для воспроизведения аудиофайла необходимо подключить модуль Audio, затем воспользоваться функцией display() (рис. 3).

Вывод графика звуковой волны можно выполнить с помощью функции waveshow() библиотеки Librosa, в качестве параметров функции необходимо указать массив значений временного ряда и частоту дискретизации (рис. 4).

Для получения хроматограммы необходимо применить функцию chroma_stft(), тепловую карту мощностей для каждого из 7 классов нот, а затем функцию specshow() для её графического отображения (рис. 5).

Наложение фильтра высоких частот производится с помощью функции high_pass_filter() модуля AudioSegment, аргументами которой являются: 1) пороговая частота фильтрации, частоты ниже которой будут заглушаться; 2) сила фильтрации. Пример использования этой функции, а также график звуковой волны до и после проведенного преобразования приведены на рисунке 6.

Для нахождения моментов начала звучания нот выделим из аудиофайла массив сегментов с шагом 50 мс, содержащий громкости в децибелах полной шкалы, затем найдем «пики», или максимумы, в этом массиве, используя функцию find_peaks. Данная функция принимает следующие параметры: volume – массив громкостей звучания, height – пороговое значение громкости, prominence – выраженность пиков, distance – минимальное расстояние между двумя пиками. График звуковой волны с найденными моментами начала звучания нот представлен на рисунке 7.

missing image file

Рис. 5. Хроматограмма частот аудиофайла

missing image file

Рис. 6. Наложение фильтра высоких частот

Для каждого фрагмента аудиофайла от момента начала звучания ноты до момента следующей ноты выполняется быстрое преобразование Фурье (БПФ), которое позволяет перейти от амплитудно-временного представления звуковой волны к её частотному спектру.

На рисунке 8 показана звуковая волна первой ноты, а на рисунке 9 – результат проведения БПФ для неё.

missing image file

Рис. 7. Звуковая волна с найденными моментами начала звучания нот

missing image file

Рис. 8. Звуковая волна первой ноты

Для определения ноты и октавы на основе главной частоты в библиотеке Librosa предусмотрены соответственно функции librosa.hz_to_note() и librosa.hz_to_octs(). При нахождении знака октавы необходимо найти, насколько нота ниже или выше, чем вторая октава, и добавить к её записи соответствующее количество запятых либо апострофов, для вычисления доли на основе темпа и длительности используется формула, в которой длительность целой ноты для данного темпа, учитывая что при 60 уд./мин. целая нота длится 4 секунды, делится на фактическую длительность ноты в секундах и округляется к ближайшей степени двойки.

missing image file

Рис. 9. Результат БПФ для первой ноты

missing image file

Рис. 10. Массив найденных нот, их октав и долей

На рисунке 10 четко представлен фрагмент кода, демонстрирующий применение описанных функций и формул для определения параметров первой ноты, а в качестве результата – приведен массив найденных нот, их октав и долей для всего аудиофайла.

Для преобразования созданного массива нот и их долей в партитуру применяется GNU LilyPond, который представляет собой свободно распространяемый нотный редактор со специальным языком разметки. Музыкальная партитура создается путём компиляции из текстового файла, содержащего определенные элементы, размещенные в соответствующих блоках. Например, предусмотрен блок \header, в котором указываются название композиции и её автор, блок \absolute – для задания октав нот в абсолютных значениях, \clef treble – для обозначения скрипичного музыкального ключа, для задания нот применяется формат «нота,октава,длительность» (октава задаётся серией запятых или апострофов, каждый из которых, соответственно, понижает или повышает ноту на одну октаву).

missing image file

Рис. 11. Создание записи для компиляции в LilyPond

missing image file

Рис. 12. Вызов утилиты lilypond и получение музыкальной партитуры в формате PDF

Программа создаёт сначала промежуточный файл (в формате TeX), который затем преобразуется в PDF-файл. На рисунке 11 показано формирование записи полученных нот согласно формату LilyPond для её последующей компиляции в партитуру.

На рисунке 12 показано, как производится запуск утилиты lilypond с правами суперпользователя «sudo», которая обрабатывает файл, содержащий сформированную запись, и выводит результат в файл с нотами формата PDF.

Заключение

Таким образом, в статье рассмотрен пример применения методов математического моделирования, музыкальных компьютерных технологий, современных языков программирования в блоке лабораторных занятий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для будущих специалистов в области музыкального образования. Представленная и подобные ей работы позволят студентам повысить их уровень цифровых компетенций, а также применить освоенные методы и алгоритмы в будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Герасимов А.Д., Фирсова С.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВЫХ БИБЛИОТЕК ЯЗЫКА PYTHON В КУРСЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 10-18;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2505 (дата обращения: 02.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674