Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СВЯЗЬ ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИХ ЧИТАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРЕСОМ

Белолюбская С.С. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
В данной статье авторы рассмотрели различные методики, применяемые учителями начальных классов для развития навыков чтения у младших школьников. На основе анализа педагогического опыта учителей из разных регионов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) авторы выявили три основополагающих метода: динамическое чтение по Ш.А. Амонашвили, пересказ с опорой на текст по К.Д. Ушинскому и пятиминутное чтение по В.Н. Зайцевой. Эти методы демонстрируют эффективность в развитии навыков чтения, способствуя увлечению детей чтением и формированию связной речи. Проведен мониторинг читательского интереса, установлено, связаны ли между собой «навык чтения» и «читательский интерес». Для мониторинга использовались диагностическая методика А.П. Кашкаровой «Узнай свой читательский интерес», методика исследования читательского мировоззрения, разработанная С.В. Казариновой, метод анкетирования Н.Г. Малаховой под названием «Какой ты читатель». Данные методики были апробированы на базе МОБУ «СОШ № 3» г. Якутск, в 3 классе под руководством учителя начальных классов Элляевой Людмилы Владимировны. Количество участников исследования – 25 человек. Мониторинг проводился на уроке литературного чтения. В результате выявлено, что ученики третьего класса обладают разносторонними уровнями читательского интереса, кругозора и познавательной направленности. Эта информация может быть использована для более точного индивидуального подхода к каждому ученику, создания стимулирующей образовательной среды и поддержки развития их потенциала в различных областях.
навык чтения
метод
мониторинг
читательский интерес
анализ
1. Антипова А.М. Свободное чтение школьника как социопедагогический феномен // Литература в школе. 2021. № 2. С. 66-77.
2. Семенова Е.А. Обучение динамическому чтению на уроках литературного чтения // Солнечный свет. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-chitatelskoy-deyatelnosti-m.6172475/ (дата обращения: 02.10.2023).
3. Скрябина С.С. Обучение устному пересказу на уроке литературного чтения в начальных классах // Мультиурок. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/obuchieniie-pierieskazu.html?ysclid=lnpquyw4fk456201118 (дата обращения: 02.10.2023).
4. Зорина О.В. Литературная пятиминутка // Концепт. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2014/ 54198.htm?ysclid=lnpr3wza8p337426831 (дата обращения: 02.10.2023).
5. Кашкаров А.П. Методика «Узнай свой читательский интерес» // Я, книги, онлайн. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://innostud.am/application/library/43eb8357.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
6. Казариновой С.В. Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения // Электронная библиотека УрГПУ. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11747/2/10Shuklinova.pdf?ysclid=lndfelcyw 1201813404 (дата обращения: 06.10.2023).
7. Малаховой Н.Г. Формирование читательского интереса к чтению у младших школьников // Академия педагогических проектов Российской Федерации. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/edu-09-2023-pb-129832/?ysclid=lndfm5tv2a977258868 (дата обращения: 06.10.2023).

В сегодняшней образовательной практике существует множество подходов, направленных на улучшение навыков чтения у учащихся начальных классов. Анализ опыта педагогов выявил следующие методы, которые активно применяются в педагогической практике для развития навыков чтения у младших школьников.

Навык чтения – это сформированное умение из символов озвучивать вложенный в них текст, такая деятельность предполагает осмысление идеи данного произведения, а также способность выстроить свое мнение о прочитанном.

Чтение вслух необходимо, чтобы был развит слуховой и зрительный аппарат. Ведь это необходимо для восприятия звуков и букв, а оттуда следует хорошая артикуляция, которая позволяет грамотно читать слова, словосочетания и полные предложения. Кроме того, к речевому аппарату относится произношение, правильное дыхание и голос.

Не стоит забывать, что мышление занимает главную роль при чтении, так как без понимания смысла все теряет значение. Так, например, в художественной литературе понять образное выражение или эмоциональную окраску, а в научном тексте осмыслить логическое построение и уловить главную мысль – невозможно без мышления. А вспомогательной опорой мышлению является развитая память, которая облегчает анализ и проработку средних и больших текстов.

А.М. Антипова пишет в работе, что «читательский интерес – это внутренняя мотивация и желание человека читать литературные произведения, тексты или другие публикации» [1]. Он проявляется в интересе к конкретным темам, жанрам, авторам или видам литературы. Читательский интерес может быть влиянием личных предпочтений, опыта и целей читателя, а также внешних факторов, таких как рекомендации или обстоятельства.

В жизни младших школьников появляется увлечение чтением, что является важным этапом в их развитии. На этом этапе формируются ключевые навыки и предпочтения в литературе. Чтение становится чудесным мостом между словами и детским воображением, раскрывая перед ними неограниченные возможности для познания мира, обогащения знаний и вдохновения.

Учитель имеет возможность и обязан внушать ученикам желание и стремление осваивать язык как средство общения, постоянно совершенствуя свою речь, осознанно развивая ее и делая более выразительной. На начальных этапах обучения закладываются фундаментальные знания, навыки и умения. С самых первых дней в школе необходимо обучать младших школьников понимать содержание произведений, вводить их в мир художественной литературы и развивать интерес к чтению книг. Чтение само по себе способствует поднятию уровня культуры, обогащает знаниями и расширяет кругозор учеников.

Цель исследования – выявление связи читательского навыка у младших школьников с их читательским интересом.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на базе МОБУ «СОШ № 3» г. Якутск. Участники исследования – ученики 3 класса, 25 человек.

Материалом для данного исследования стал опыт педагогов. Методы, ориентированные на усвоение навыка чтения: динамическое чтение, пересказ с опорой на текст и пятиминутное чтение. Для мониторинга использовались диагностическая методика А.П. Кашкаровой «Узнай свой читательский интерес», методика исследования читательского мировоззрения, разработанная С.В. Казариновой, метод анкетирования Н.Г. Малаховой под названием «Какой ты читатель».

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе педагогического опыта Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) были выявлены методы, ориентированные на усовершенствование у младших школьников навыков чтения:

1) динамического чтения по Ш.А. Амонашвили (Антипова Людмила Владимировна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 3» г. Якутска; Гуляева Арина Семеновна учитель начальных классов в МБОУ «СОШ № 7» г. Новосибирска);

2) пересказа с опорой на текст по К.Д. Ушинскому (Павлова Анастасия Владиславовна, учитель начальных классов в МБОУ «СОШ № 8» г. Казань; Левина Мария Федоровна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска);

3) пятиминутного чтения по В.Н. Зайцевой (Колесова Ирина Ивановна, учитель начальных классов в МБОУ «СОШ № 59» г. Новосибирска; Попова Александра Владимировна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 2» г. Якутска).

Элляева Людмила Владимировна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 3» в городе Якутске, внедряет в своей педагогической практике метод динамического чтения при работе с учащимися. Педагог убеждена, что «скорость в чтении является основополагающей, а одновременное понимание текста придет с опытом». Данный метод она использует для того, чтобы дети работали на пределе своих возможностей, так они начнут совершенствоваться в чтении. Стоит отметить, что не все тексты подходят для динамического чтения, для этого стоит подбирать отрывки с простыми словами и нейтральной эмоциональной окраской. С учетом всех критериев ребятам удастся быстро прочитать текст. Стоит отметить, что она также уделяет немалое значение пониманию текста, так, после каждого динамического чтения дети пересказывают в общих чертах, что они извлекли из прочитанного. Динамическое чтение редко осуществляется в полную громкость, чаще всего это похоже на бормотание, из-за повышенной скорости.

Семенова Елена Алексеевна, учитель начальных классов в МАОУ «СОШ № 103» г. Краснодар, как и предыдущий учитель, использует на практике метод динамического чтения. По ее словам, «метод опирается не только на скорость, но и на определенный темп чтения, который есть у каждого ребенка» [2]. Например, некоторые дети могут начать читать в начале с большой скоростью, но в середине текста сбавить скорость, а в конце снова ускорить темп, а другие ребята начинают читать умеренно, но добавляют динамику в процессе чтения, пик их скорости достигается в конце текста. Все это индивидуальный темп чтения, не следует пытаться его поменять, ведь это не является ошибкой. Данный метод не указывает определенных рамок в скорости, темпе и понимании прочитанного текста, так как здесь делается опора на индивидуальный максимум ребенка. Ведь беглость чтения в наше время играет большую роль в жизни учеников, так как объем текстовых заданий по всем предметам стал больше, способность быстро прочитать задание даст им больше времени подумать над ответом.

Скрябина Светлана Сергеевна, учитель начальных классов в МБОУ «СОШ № 8» г. Кострома, использует в своей работе метод пересказа с опорой на текст. В ее представлении данный способ лучше всего сказывается на навыке чтения у детей, так как затрагивает все спектры верного чтения. С его помощью ученики сразу при чтении делают опору на понимание, так им не приходится перечитывать текст, что экономит силы и время детей. По ее словам, стоит отметить, что «к пересказу есть требования, которые учитель может немного поменять для удобства работы или под особенности детей» [3]. Этот метод удобно использовать на разных школьных предметах, это позволяет классу совершенствовать навыки чтения быстрее и эффективнее. Стоит отметить, что в слишком нейтральном тексте без различных фиксирующих внимания элементов ребенок может потерять нить (смысл) прочитанного. Еще метод пересказа с опорой на текст развивает связность речи и артикуляционный аппарат, для учеников младших классов развитие всех этих сторон является основополагающим для успешного обучения в школе.

Левина Мария Федоровна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска, как и предыдущий учитель, использует в работе с детьми метод пересказа с опорой на текст. Она отмечает, что такой метод позволяет раскрыть полный детский потенциал. Также в работе в классе предпочитает смешивать данную методику с творчеством. Например, после прочтения ученики могут не пересказать содержание, а нарисовать его. Конечно, это происходит не на каждом уроке, но имеет место быть. Ведь так дети чувствуют разнообразие в ведении урока и тем самым работают продуктивнее. Для пересказа с рисунком стоит подбирать отрывки из произведений, где есть описание природы, предмета или личности, после выполнения ученики наглядно смогут узнать, насколько все по-разному воспринимают прочитанное. Также с помощью метода пересказа с опорой на текст учитель развивает связную речь детей, они избавляются от слов-паразитов, начинают правильно употреблять союзы и вводные слова. Немаловажно, что данный метод можно использовать в любой период обучения, из класса в класс может увеличиваться объем текста и усложняться смысловая нагрузка его содержания. Это касается и критериев описания: чем старше класс, тем их больше. Например, во втором классе ребенок может пересказать общую картину, которую он понял, а с третьего по четвертый класс ученики уже должны уметь описывать мелкие детали, определять, в чем суть прочитанного, и четко формулировать определения, которые были даны.

Зорина Ольга Владимировна, учитель начальных классов в МКОУ «Полотняно-Заводская средняя общеобразовательная школа № 1» п. Полотняный Завод Калужской области, указывает на благоприятное влияние на детей метода пятиминутного чтения. Его можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но также на уроках окружающего мира, математики и т.д. По ее словам, «частое чтение с коротким промежутком ускоряет темп чтения и повышает интерес чтения у школьников» [4]. За пять минут ученики могут не дочитать полный текст, что будет побуждать их к самостоятельному чтению из-за интереса. Например, подобрать текст с интересным сюжетным поворотом, дать детям 5 минут на чтение, они в любом случае не успеют дочитать все полностью, и сказать, что дома они могут дочитать по желанию. Учитель отмечает, что данный метод можно использовать в любом классе, с ребенком любого темпа чтения, так как в нем есть временные ограничения. А времени дано столько, чтобы ребенок мог выложиться на полную, зная, что времени дано мало.

Попова Александра Владимировна, учитель начальных классов в МОБУ «СОШ № 2» г. Якутска, как и предыдущий учитель, предпочитает часто использовать в своей работе для совершенствования навыка чтения метод пятиминутного чтения. Этот метод является одним из базовых способов, который не требует особой подготовки и рамок проведения. Можно начать урок с пятиминутного чтения или закончить, также использовать его на основном этапе занятия. Она говорит, что ученики любого возраста смогут справиться с пятиминутным чтением, это дает больший функционал и расширяет способы использования данного метода. В пятиминутном чтении также важно понимать смысл прочитанного, с содержимым может быть связано задание или определенный тип пересказа. Например, учитель дает ученикам прочитать текст, затем показывает задание с кроссвордом, ребенок, который без проблем сможет заполнить кроссворд, является самым внимательным при чтении. И нужно помнить, что некоторые дети могут отлынивать от работы и не читать вовсе, так что такие задания будут важны для контроля качества чтения.

В процессе изучения педагогического опыта РФ и РС(Я) по совершенствованию навыка чтения у младших школьников авторы раскрыли три основополагающих метода: динамическое чтение по Ш.А. Амонашвили, пересказ с опорой на текст по К.Д. Ушинскому, пятиминутное чтение по В.Н. Зайцевой. Проанализировав педагогический опыт учителей начальных классов из разных школ и городов, авторы пришли к выводу, что эти методы хорошо воздействуют на скорость чтения, на понимание прочитанного текста, а также на связность речи.

Следует подчеркнуть важность разнообразия методов, используемых в работе с младшими школьниками для развития навыков чтения. Динамическое чтение, пересказ с опорой на текст и пятиминутное чтение являются лишь несколькими из множества подходов, доступных учителям. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методики под их потребности.

Эти методы не только улучшают навыки чтения у учеников, но также способствуют развитию понимания прочитанного текста, связной речи и увлечению чтением как процессом. Учителя начальных классов, применяя эти методы, создают благоприятную среду для образования и формирования читательского интереса.

Данный мониторинг покажет, есть ли связь между навыком чтения у детей младшего школьного возраста и их читательским интересом. Сперва были взяты данные по технике чтения у 3 класса, там показано, что из 26 учеников 8 имеют высокий уровень, 14 ребят – средний, а 4 из них с низким уровнем техники чтения.

Методика А.П. Кашкарова «Узнай свой читательский интерес» [5].

Цель – изучить личные предпочтения и желания в чтении у младших школьников. Данная диагностическая методика проводится в учебное время в виде письменного опроса и имеет коллективный характер.

Результаты мониторинга показали, что из 25 учеников, принявших участие в опроснике, 2 ребенка с высоким уровнем читательского интереса, 17 учеников со средним уровнем читательского интереса и 6 ребят с низким уровнем. Таким образом, можно сказать, что у большинства учеников в классе средний читательский интерес.

Методика исследования читательского мировоззрения, разработанная С.В. Казариновой [6]. Она направлена на учащихся младших классов и представляет собой средство сбора информации и анализа, при котором можно выявить уровень развития читательского навыка.

Целью методики является выявить личное отношение детей к чтению.

Данная методика показала, что из 25 участвующих детей у 19 высокий уровень кругозора и у 5 ребят средний уровень, а у одного ученика низкий уровень кругозора. Можно сделать вывод, что у учеников 3 класса довольно хорошо сформировался кругозор касаемо книг.

Метод Н.Г. Малаховой является анкетой под названием «Какой ты читатель», она позволяет проанализировать познавательную направленность детей в чтении [7].

Задача ее метода – узнать уровень познавательной ориентированности в литературе и оценить отношение учеников к читательской деятельности. Эта методика проводится в виде письменного опроса и является педагогическим исследованием.

С помощью этой анкеты стало известно, что из 25 учеников 12 имеют высокий уровень познавательной направленности, а 13 ребят – средний уровень, с низким уровнем детей в этом классе не оказалось. Из этого следует, что у класса довольно хорошо сформирован познавательный навык.

На основе результатов проведенного мониторинга читательского интереса, кругозора и познавательной направленности учеников третьего класса можно сделать несколько важных умозаключений.

В отношении читательского интереса опрос показал, что у большинства из 25 учеников имеется средний уровень интереса к чтению. Это говорит о том, что они проявляют интерес к литературным произведениям, но также требуют стимуляции и поддержки для развития читательского интереса. Доля учеников с высоким и низким уровнем интереса также заслуживает внимания, ведь для них могут потребоваться индивидуальные подходы и меры для стимулирования интереса в чтении.

Что касается кругозора учеников, результаты указывают на то, что у большинства из них сформировался хороший кругозор, особенно в отношении книг и литературных произведений. Это положительное явление, которое способствует их образованию и развитию. Однако следует обратить внимание на ученика с низким уровнем кругозора и оказать поддержку для расширения его знаний в данной области.

В контексте познавательной направленности анкета показала, что у большинства учеников формируется хороший уровень познавательных навыков. Это позитивный сигнал, который свидетельствует о готовности к активному обучению. Отсутствие учеников с низким уровнем познавательной направленности также подчеркивает хорошее общее состояние этой области учебной деятельности.

Заключение

Педагогический опыт учителей начальных классов по совершенствованию навыков чтения у младших школьников демонстрирует, что эти методики являются эффективными и могут быть успешно применены в образовательной практике. Необходимо продолжать исследования в этой области и развивать новые подходы для обогащения образования и развития детей. В целом, результаты мониторинга говорят о том, что третий класс обладает разносторонними уровнями читательского интереса, кругозора и познавательной направленности учеников. Эта информация может быть использована для более точного индивидуального подхода к каждому ученику, создания стимулирующей образовательной среды и поддержки развития их потенциала в различных областях.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы развития читательского интереса могут различаться для разных детей. Главное – это создать положительное и увлекательное окружение вокруг чтения, где дети, чувствуя себя комфортно, будут мотивированными к познанию мира книг.

Таким образом, можно подтвердить то, что навык чтения имеет связь с читательским интересом, так как прослеживается, что чем лучше читают дети в классе, тем выше у них читательский интерес. Это связано с тем, что понимание текста и способность читать на хорошем уровне дает ребенку уверенность и способность вникнуть в книгу. Такое погружение и влечет за собой читательский интерес.


Библиографическая ссылка

Белолюбская С.С., Мамедова Л.В. СВЯЗЬ ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИХ ЧИТАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРЕСОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 5-9;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2504 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674