Эпоха технического прогресса и передовых технологий диктует новые условия и в сфере образования. Широко используются различные технические средства обучения, интерактивные технологии, методы дистанционного обучения. Наряду с этим меняются требования не только к преподавателям, но и к «вчерашним» выпускникам, которым предстоит найти свое место в профессиональной среде. Одним из качеств, которые высоко ценятся на рынке труда, является креативность – творческий подход к профессиональным обязанностям.
Современное информационное пространство, коммуникационные технологии предоставляют уникальные и равные возможности доступа к информационным ресурсам, свободу выбора, преобразований, являются в полной мере «креативной средой» и позволяют активизировать творческий потенциал, реализовать потребность личности в самопознании и творчестве [1, с. 228].
Очевидно, что креативность можно и нужно формировать в процессе подготовки будущего специалиста – профессионала. Творческий подход может реализовываться при изучении различных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла, особую специфику имеют художественные дисциплины. «История культуры и искусства» является базовой дисциплиной учебного плана специальности 54.03.01 «Дизайн», является основой для спецдисциплин и способствует формированию художественного вкуса, творческого мировоззрения, необходимого успешному дизайнеру.
Цель исследования – охарактеризовать один из видов творческих заданий на практических занятиях по дисциплине «История культуры и искусства», показать возможности активизации познавательной и творческой деятельности студентов при работе над композицией и сюжетом портретного произведения.
Материалы и методы исследования
В преподавании художественных дисциплин преподаватель в первую очередь стремится научить студентов использовать весь спектр теоретических законов и практических приемов в изобразительном искусстве при реализации своих дизайнерских планов и проектов. Очень важно при этом учитывать межпредметные связи при выполнении различных творческих заданий по дисциплинам курса.
Приступая к развитию творческих навыков в области изобразительного искусства, надо знать, что основными выразительными средствами в нем являются линии, краски, композиция [2, с. 122].
Кроме этого, дизайнеру необходимо ориентироваться в стилях и жанрах в искусстве, уметь анализировать произведения живописи, архитектуры и скульптуры. Создание авторской работы, с продуманным сюжетом, на основе теоретических знаний, под руководством педагога способствует развитию профессионального творческого видения.
Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления [3, с. 106].
Вовлеченность в творческий процесс дает возможность обучающимся использовать полученные знания и практические навыки «комплексно», позволяет овладеть новыми технологиями и материалами. Атмосфера творческого процесса позволяет преподавателю проанализировать, насколько тот или иной студент освоил изучаемый материал, оценить «сильные» и «слабые» стороны обучающихся, вовремя внести коррективы.
Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Любой обучающийся должен получить возможность «раскрыться», проявить свои способности [4, с. 184].
Также важно учитывать, что такая организация процесса обучения дает возможность не только поработать с различными материалами в разных техниках, но и увидеть «материальный» результат своего труда, воплотить свой замысел в реальность, осознать весь процесс создания художественного произведения.
Своеобразие художественного творчества заключается в том, что эмоциональный и интеллектуальный труд соединяется здесь с физическим – обработкой изобразительного материала. Творческая мысль и практика в искусстве состоят в равноправном партнерстве. Нарушение этого баланса уводит либо в сторону натурализма, либо в беспредметный декоративизм [5, с. 59].
Анализ произведений живописи занимает важное место на занятиях по дисциплине «История искусств». В то же время некоторые затруднения у студентов вызывают задания, где требуется определить не только стиль и жанр произведения, но и описать сюжет, композицию, колорит картины. Лекционный материал, посвященный творчеству какого-либо художника, предлагает уже «готовое» описание художественного произведения искусства. Для активизации творческой и познавательной активности будущих специалистов-дизайнеров было предложено не только изучить произведения выдающихся мастеров, но и разработать сюжет и композицию собственной картины на практических занятиях по дисциплине. В дальнейшем эта творческая работа должна быть реализована в ходе дипломной практики.
Методы исследования: анализ научной и искусствоведческой литературы по проблеме, наблюдение, эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Студентка Чжан Пейсы (гр. 265) решила взять за основу близкую ей тему – китайскую оперу и выполнить портрет в национальном костюме. На занятиях по дисциплине «История культуры и искусства» она получила задание – изучить работы русских художников XX в., писавших картины на тему театра. Студентка остановила свой выбор на произведениях художника К. Сомова «Арлекин и дама» и Б. Григорьева «Портрет В.Э. Мейерхольда». Под руководством преподавателя она составила описание этих работ, а затем приступила к разработке сюжета и композиции собственного произведения.
На первом этапе работы над картиной был выполнен линейный рисунок сюжетной композиции, изображающий сцену из традиционной китайской оперы (рис. 1).
Рис. 1. Чжан Пейсы. Начало работы. Линейный рисунок
Композиционным центром является фигура актрисы в национальном сценическом костюме. Главный персонаж изображен в сценическом костюме, лицо густо накрашено оперным гримом. Рядом с главной героиней изображены спины трех человек. Они представляют людей, которые проходят через ее жизнь, но которые затем оставят ее. Основная мысль, которую автор хочет донести до зрителя, что жизнь подобна этому оперному спектаклю, где некоторые люди появляются и затем исчезают в нашей жизни, но их присутствие, неважно, насколько долгое или короткое, добавляет красок в нашу жизнь.
Занавес находится по обе стороны сцены, и вся картина разворачивается на фоне красных и фиолетовых насыщенных оттенков. Выбор этих цветов не случаен, сильные контрасты и насыщенность цвета подчеркивают внутреннюю энергию художника. Такой выбор цветов дает возможность выразить эмоции художницы, увидеть, как ее внутренний мир отражает мир внешний.
Свою работу студентка Чжан Пейсы назвала «Судьба» (рис. 2).
Под руководством преподавателя дисциплины «Академическая живопись», руководителя дипломной практики, художника С.М. Базовкина картина была выполнена маслом на холсте размером 70х90 см. При работе над картиной были выделены основные этапы работы над портретом и разработаны методические рекомендации по его выполнению.
Рис. 2. Чжан Пейсы. Судьба, х/м, 70х90
На первом этапе работы над картиной был выполнен линейный рисунок сюжетной композиции на холсте. Следующий этап – определение основных цветовых пятен фона, нахождение контраста как по цвету, так и по тону. Проработка основных полутонов фона.
Третий этап – работа над фигурой. Уточнение пропорций и особенностей фигуры. Поиск цветового решения костюма по отношению к фону. Далее – передача психо-эмоционального состояния актера при помощи цвета и тона, а также тщательной прорисовки мимики.
Заключительный этап – тщательная проработка деталей костюма, уточнение цветовых и тональных нюансов портрета, обобщение общего колорита картины.
Другая студентка этой группы, Хуа Цзин, также остановила свой выбор на национальной теме. Сюжетом для своей работы она выбрала китайский национальный праздник Весны. Праздник Весны имеет долгую историю и эволюционировал из первых молитвенных жертвоприношений древней эпохи, неся богатое историческое и культурное наследие в развитии народа. В глазах китайцев красный фонарь символизирует воссоединение семьи, процветающий бизнес, счастье, свет, жизненную силу, богатство. На каждый Новый год дома и улицы Китая украшают красные фонари. Являясь одним из главных атрибутов праздника, красные фонари становятся фоном для работы. Главной героиней картины стала соседка, близкий автору человек.
На занятиях по дисциплине «История культуры и искусства» студентка получила задание – изучить работы современных русских художников, проанализировать несколько понравившихся произведений, обосновав свой выбор. Источником вдохновения при поиске колорита будущей работы стали произведения современного русского художника Ю. Калюты. Под руководством преподавателя она составила описание двух его работ «Мелисса» и «Китайская мелодия», а затем приступила к разработке сюжета и композиции собственного произведения.
Первоначально были выполнены наброски для поиска будущей композиции на бумаге (рис. 3).
Рис. 3. Хуа Цзин. Набросок на бумаге
Итоговая работа, названная «Большой красный фонарь висит высоко», размером 100х80 см была выполнена маслом на холсте.
На первом этапе работы на холсте выполнена детальная прорисовка композиции в линиях. После этого был выполнен предварительный этюд головы (х/м, 30х40) для нахождения основных полутонов, цветовых нюансов, теплых и холодных рефлексов. Голова главной героини написана на контрасте по отношению к белому шарфу и фону (рис. 4).
Следующим этапом стала работа над фоном как цветовым и тональным камертоном к картине. Идет поиск тональности и цветовой насыщенности фона. Предварительно обозначены ритмы, в качестве которых выступают красные фонари, заполняющие собой все пространство в глубину.
Третьим этапом стал поиск тональных отношений переднего и заднего планов. В качестве переднего плана выступает фигура молодой женщины в красном. Затем выполняется тщательная проработка контрастов и полутонов центральной фигуры. Заключительный этап – тщательная проработка цветовых и тональных нюансов и индивидуальных особенностей портрета, передача внутреннего эмоционального состояния и настроения праздника (рис. 5).
Рис. 4. Хуа Цзин. Рабочий этюд головы, х/м, 30х40
Рис. 5. Хуа Цзин. Большой красный фонарь висит высоко, х/м, 100х80
Заключение
Изучение жанров живописи и истории их развития в ходе выполнения таких творческих заданий вызывает живой эмоциональный отклик у студентов, повышает их познавательную деятельность в изучении различных видов искусства, мотивирует создавать собственные произведения. Выпускники, умеющие творчески подойти к решению поставленной задачи, будут более востребованными на рынке труда и успешными в профессиональной среде. Они имеют сформированное художественное видение, культуру мышления, высокую мотивацию в реализации профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Базовкина Ю.В. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ И СЮЖЕТОМ ПОРТРЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 5. – С. 11-15;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2497 (дата обращения: 23.11.2024).