Современные педагогические исследования российских ученых (Е.А. Буденковой [1], О.А. Галановой [2], М.В. Кларина [3] и др.) показывают, что благодаря групповому характеру взаимодействия и активному включению интеллектуальной и психоэмоциональной сферы участников дискуссия является одним из наиболее эффективных инструментов для развития навыков самостоятельного решения проблем, возникающих в ходе их профессиональной и научной деятельности. Поэтому внедрение дискуссионной подготовки в образовательный процесс вузов приобретает особую значимость для подготовки компетентных специалистов.
Основываясь на вышеизложенном, констатируем актуальность изучения проблем формирования дискуссионной компетенции (ДК) при обучении студентов в образовательных организациях высшего образования. Сформированные навыки эффективного разрешения дискуссионных проблем являются базовой предпосылкой результативной научной деятельности и дальнейшей профессиональной карьеры обучающихся.
Цель исследования – теоретическое обоснование разработки инновационного дидактического инструментария подготовки студентов вузов к дискуссионной деятельности в ходе решения научных проблем.
Материалы и методы исследования
Исследование основано на обобщении научной литературы по проблемам применения дискуссий в образовательном процессе высших учебных заведений и материалах опроса 55 студентов-бакалавров строительных специальностей Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ), проведенного в 2020–2021 гг. и выявившего наличие системных проблем в навыках ведения научной дискуссии у подавляющего большинства респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный опрос студентов НГАСУ позволил выявить ряд проблем в дискуссионной подготовке студентов: слабое владение техникой аргументирования; неумение слушать оппонентов и толерантно относиться к чужой точке зрения; наличие серьезных речевых и стилистических ошибок в ходе построения аргументов. При этом наибольшие трудности (почти у 90% опрошенных) связаны с выбором оптимальных путей (стратегии и тактики) решения обсуждаемой проблемы, требующей, в том числе, готовности к поиску компромиссных решений.
Решение выявленных проблем требует, прежде всего, теоретического анализа природы и сущности дискуссионной деятельности, являющегося первым этапом разработки результативной методики формирования ДК студентов в образовательных организациях высшего образования. Являясь по своей природе коллективным обсуждением спорных вопросов, дискуссия требует интенсивной работы отделов мозга, отвечающих за логику, что эффективно развивает мышление и повышает способности обучающихся к целенаправленной и результативной коммуникации. Коммуникативный аспект дискуссии предполагает полилогичную модель взаимодействия, которая может быть охарактеризована, с одной стороны, как спор (разногласие, несовпадение мнений), с другой – как диалог (согласие, сотрудничество и совместное (групповое) решение проблемы). Взаимосвязь между компонентами дискуссионной модели решения научной проблемы может быть представлена в виде равнобедренного треугольника (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что стратегии поведения являются основным (системообразующим) фактором модели, определяющим процесс решения научной проблемы (вершина треугольника). В основании располагаются участники дискуссии, или дискуссианты (ОП1 и ОП2), с присущими им личностными особенностями, культурой речевого поведения, коммуникативными и профессиональными навыками и др. Итогом дискуссии является достигнутое соглашение, отвечающее интересам обеих сторон (компромисс).
Рис. 1. Схематичное изображение дискуссионной модели решения научной проблемы
Рассмотрим кратко, как трактуются вышеописанные компоненты модели.
Понятие «дискуссия» в научной литературе определяется как: «основание для аккумуляции естественного процесса рассуждения, сопряженного с необходимостью формулирования утверждений, их аргументирования и вынесения конечного суждения» [1]; «форма общения обучающихся с целью решения какой-либо задачи путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции» [2]; «целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями в группе ради поиска разных ракурсов понимания» [3]; «публичное обсуждение, в ходе которого путем сопоставления различных точек зрения происходит поиск единого мнения для решения спорного вопроса» [4]; «публичное обсуждение спорных вопросов, научных проблем, направленное на поиск оптимального взаимоприемлемого их решения» [5] и др. Обобщая вышеизложенные определения, можно заключить, что дискуссия – это целенаправленный публичный процесс рационального обсуждения и решения спорных вопросов на основе компромисса.
Дискуссия всегда дуалистична и состязательна по своей природе: пропонент(-ы) (ОП1) осуществляет доказательство какого-либо утверждения, оппонент(-ы) (ОП2) его опровергает, в совокупности образуются два взаимодополняемых вида деятельности, реализуемых в три этапа: 1) конфронтация (столкновение противоположных позиций); 2) консенсус (нахождение точек соприкосновения); 3) соглашение (достижение взаимоприемлемой договоренности). Организованность, эмоциональная насыщенность, упорядоченность и возникновение группового мышления (полилогичность), направленного на доказательство истинности каждого утверждения, – отличительные черты процесса решения научной проблемы на основе дискуссионного метода.
Научная проблема – сложное многоаспектное явление, для понимания которого необходимы комплексные знания из смежных наук, например психологии, языкознания, педагогики, логики, лингвистики и др. В рамках настоящего исследования в качестве инструмента решения научной проблемы автором использована дискуссия как метод, активизирующий изучение сложных предметных тем, связанных с необходимостью решения исследовательских задач.
Для достижения успеха в дискуссии ее участники должны обладать навыками системного и критического мышления, являющегося важнейшим элементом когнитивного компонента ДК. Дискуссия требует от участвующих сторон последовательной, логичной, аргументированной, четкой, целенаправленной речи, отвечающей общепринятым языковым нормам. В процессе разрешения проблемы оппоненты должны придерживаться правил корректного и результативного речевого поведения, демонстрируя и осуществляя перманентную и критичную оценку своих коммуникативных действий, достигнутых успехов и неудач. Из перечисленных требований к речи пропонентов и оппонентов особенно следует выделить аргументированность, являющуюся, по мнению исследователей [5, 6 и др.], отличительным от других форм интеллектуального группового взаимодействия атрибутом дискуссии.
Необходимыми предпосылками эффективной дискуссионной подготовки являются предварительное овладение оппонентами необходимым набором знаний по полемизируемому вопросу, речевыми и коммуникативными компетенциями, а также приобретение практических навыков публичного выступления по актуальным дискуссионным темам.
Независимо от целевого назначения аргументации (доказывающая тезис или его опровергающая) дискуссия основывается на выявлении и сопоставлении множества позиций, точек зрения, вариантов решения проблемы. Она дает возможность дискуссиантам понять, что каждый тезис может иметь различное толкование, а одну и ту же проблему можно рассматривать с разных позиций и найти несколько альтернативных способов решения.
Результативность дискуссии во многом обусловлена особенностями ее организации, проведения и степени сформированности ДК у оппонентов. Также для достижения положительного результата в научной дискуссии между ее участниками (ОП1 и ОП2) должны быть выстроены отношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании и готовности пересмотреть свою позицию при наличии убедительных доводов у оппонента. Итогом дискуссии должны стать выработка участниками общей позиции по обсуждаемой проблеме и достижение консенсуса.
Таким образом, дискуссия является сложным, мультифакторным и до конца непредсказуемым процессом группового решения проблемы, имеющим целью установление истинности и требующим от участников глубоких знаний предмета обсуждаемого вопроса, высокого уровня психологической, лингвистической и профессиональной подготовки.
Готовность студентов использовать дискуссию при решении широкого спектра теоретических и научно-практических задач определяется уровнем сформированности у последних ДК как мультикомпонентного, изменчивого под влиянием динамической педагогической среды и интегративного личностного качества, выражающегося в способности и готовности индивида конструировать и применять оптимальные стратегии, тактики и стили общения в процессе обсуждения спорных вопросов.
Дискуссионная компетенция является сложным многоаспектным понятием, и его изучение требует использования нескольких научных подходов: философского, психологического, аксиологического, лингвистического, педагогического, рефлексивного и др. Поэтому формирование ДК у студентов вузов целесообразно реализовывать в процессе комплексной подготовки (профессиональной, психологической и лингвистической), краткое содержание которой рассмотрим далее по тексту.
Профессиональная подготовка – это деятельность, направленная на формирование комплекса компетенций в определенной отрасли научного знания, необходимых для успешного разрешения обсуждаемых в ходе дискуссий проблем (спорных вопросов) при проведении научных исследований.
Лингвистическая подготовка является важнейшим атрибутом коммуникации и включает в себя знания о языке, его структуре и базовых законах функционирования [6]. Ее преемственность и непрерывность в системе высшего образования – залог эффективного формирования ДК. Успешная реализация языковой деятельности требует от обучающихся овладения языковой, коммуникативной и лингвистической компетенциями.
Рис. 2. Структурная схема формирования ДК
Под психологической подготовкой автором понимается специально спроектированная система психолого-педагогических практико-ориентированных воздействий на психическую сферу индивида, имеющих целью комплексное формирование психических качеств личности, необходимых для эффективного решения сложных проблемных ситуаций, возникающих в процессе обсуждения дискуссионных вопросов. Важной особенностью психологической подготовки является ее высокая зависимость от индивидуальных возможностей человека, определяемых врожденными психическими свойствами, в частности его темпераментом.
Сформированная ДК является важной предпосылкой к становлению научной компетентности будущего специалиста, овладев которой, последний способен доказательно излагать свою точку зрения; влиять на позицию оппонентов, используя аргументационные модели и риторические приемы; толерантно взаимодействовать с участниками проектных групп, научных семинаров, круглых столов, диспутов, симпозиумов, выступая в качестве арбитра, медиатора или критика; уточнять свои представления, учитывая аргументы противоположной стороны, и т.д.
Проведенное автором исследование позволило структурировать ДК и обосновать выделение когнитивного, коммуникативного, социального мотивационного и рефлексивного компонентов, взаимозависимых и дополняющих друг друга, а также наиболее полно раскрывающих сущность дискуссионной компетенции как сложной психолого-педагогической системы и междисциплинарного понятия.
Анализ структуры ДК показал целесообразность выделения трех критериев ее сформированности: операционного, личностного и интеллектуального, оцениваемых при помощи трехуровневой порядковой шкалы: низкий, средний и высокий. Каждый из выделенных уровней соответствует различной интенсивности проявления перечисленных критериев овладения дискуссионной компетенцией (рис. 2).
Опираясь на проведенное исследование, автор пришел к выводу, что формирование ДК студентов вузов является целенаправленным, непрерывным, интегративным, многоаспектным и многоступенным (этапным) практико-ориентированным процессом, обеспечивающим их готовность к толерантному, доказательному и лингвистически грамотному ведению дискуссии с использованием разнообразных приемов, техник, методов и технических средств (рис. 3).
Как видно из рисунка 3, формирование ДК осуществляется через организационно-целевой, содержательно-моделирующий, процессуально-деятельностный и результативно-прогностический этапы. С учетом воздействия множества факторов как объективного, так и субъективного характера на каждом из них решаются специфические образовательные задачи по формированию дискуссионной компетенции будущих специалистов.
Рис. 3. Факторы и этапы формирования ДК студентов вузов Структурные компоненты ДК целесообразно формировать, используя инновационное педагогически полезное (целесообразность, рефлексивность, надежность, экономическая обоснованность) вариативное, адаптивное дидактическое обеспечение (ДиО), разработанное автором с учетом педагогического потенциала цифровой образовательной среды, с применением контекстно-модульного, интерактивно-развивающего, деятельностного подходов. Структуру ДиО составляют содержание образования, методы, процедуры, техники, формы организации, педагогический мониторинг с использованием сетевой базы данных и компьютерная поддержка (технологическое посредничество).
Разработка дидактического обеспечения должна реализовываться с опорой на педагогические принципы открытости, целостности, междисциплинарности, перманентности, модульности, этапности формирования ДК и диалогичности. Систематическое применение ДиО в образовательном процессе вузов позволяет формировать у будущих специалистов комплекс дискуссионных умений и навыков, позволяющих эффективно разрешать проблемные ситуации в процессе научной деятельности на основе диалога и толерантного отношения ко всем участникам дискуссии.
Анализ педагогических задач, возникающих при формировании дискуссионной компетенции, а также систематизация и оценка исследований по проблемам дискуссионной подготовки позволили автору определить, что структура инновационного дидактического обеспечения должна включать следующие взаимосвязанные блоки: содержательно-моделирующий (обучающие материалы: междисциплинарно-ориентированный курс электронных лекций, структурно-логические схемы, интерактивные учебные пособия); организационно-целевой (нормативное обеспечение преподаваемых дисциплин); процессуально-деятельностный (представлен электронными образовательными ресурсами: интерактивные лекции, справочные сетевые пособия, автоматизированные тестовые системы, педагогический мониторинг на основе сетевой базы данных и др.); результативно-прогностический (дифференцированный по уровням формирования ДК критериально-оценочный аппарат) [5, 6].
Междисциплинарный обучающий курс «Технология и методика формирования дискуссионной компетенции студентов высших учебных заведений», включенный в состав дидактического обеспечения, реализуется на базе рефлексивной цифровой образовательной среды, в структуру которой входят взаимосвязанные модули из различных областей научного знания, формирующих дискуссионную компетенцию: педагогика, психология, языкознание, логика, лингвистика и пр. Модули состоят из теоретического материала (схемы и описание аргументационных моделей, полемических стилей, риторических приемов), практикумов различной степени сложности, направленных на формирование навыков аргументации и диалога, разнообразные сценарии организации offline и online дискуссий, а также сборник дискуссионных тем по соответствующим учебным предметам. Междисциплинарный курс проектировался с опорой на основополагающие принципы современных методологических подходов: интегративно-развивающего, системно-деятельностного, контекстно-модульного.
Для дифференцированного и комплексного охвата всех аспектов дискуссионной подготовки разработанные модули разбиваются на подмодули, реализующие содержательное наполнение учебного предмета и являющиеся структурным элементом, обеспечивающим гибкость и адаптивность курса к изменяющимся образовательным условиям, уровню подготовки студентов, требованиям образовательных стандартов, потребностям рынка труда и др. Для повышения общей эффективности и соответствия требованиям, предъявляемым к организации обучения в условиях цифровой образовательной среды, курс предусматривает компьютерную поддержку и активное использование инновационных педагогических методов (сетевое проектирование, составление интеллектуальных карт, веб-семинары, метод ситуационного обучения, кейс-метод, online-дебаты, различные виды игровых тренингов и др.) [3, 7].
Заключение
Таким образом, в ходе исследования установлено, что для результативного формирования навыков научной дискуссии у студентов необходимы разработка и систематическое применение в образовательном процессе вузов дидактического обеспечения, построенного на сочетании традиционных и интерактивных педагогических методов, соответствующих им организационных форм, которые позволяют выработать у будущих специалистов способность к медиации, готовность идти на компромисс и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выбирая адекватную стратегию и тактику ведения спора, уважая чужое мнение.
Библиографическая ссылка
Михеев С.А. ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 4. – С. 32-37;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2494 (дата обращения: 21.11.2024).