Как отмечает В.В. Терещенко [1, с. 8], «особую актуальность в реалиях нашего времени приобретает вопрос изучения процесса взросления растущего ребенка» [1, с. 8]. В качестве же важнейшего фактора эффективного взросления человека объективно можно рассматривать развитие эмоционального мира личности. Не случайно проблема аффективной сферы человека уже на протяжении длительного времени привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных ученых.
Особый интерес вызывает тревожность, не только выступающая «пусковым механизмом» расстройств эмоциональной сферы, но и являющаяся одним из значимых симптомов достаточно большого количества соматических проблем (результаты исследований Ю.А. Попова [2, с. 87]). Наиболее же остро стоят вопросы поиска путей и средств и, как следствие, разработки технологий нивелирования тревожности у младших школьников, чья тревожность объективно связана не только с социальными трансформациями и возникающими вследствие этого страхами по поводу настоящего и будущего, но и с теми кардинальными изменениями, которые произошли в современной системе образования. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также активное внедрение в образовательный процесс различных инноваций влияют не только позитивно, стимулируя интерес детей к обучению, но и имеют негативные для них последствия. Как показали результаты исследований, повышение требований в рамках учебной деятельности приводит к росту напряженности учащихся, нарушениям их поведения и межличностного взаимодействия и, конечно же, тревожности.
Говорят современные ученые и о негативном влиянии тревожности на здоровье младших школьников. Более того, по мнению ВОЗ [3], школа в настоящее время выступает одним из наиболее общественно неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние как на физическое, так и на психологическое здоровье детей.
Цель данной публикации – проанализировать возможности снижения уровня тревожности с помощью специально разработанной психолого-педагогической программы.
Материал и методы исследования
Использование метода теоретического анализа, обращение к историографии изучения проблемы тревожности позволяют говорить о том, что активное изучение данной проблематики началось зарубежными учеными около 100 лет тому назад. Так, в 1925 году в работах выдающегося представителя психоанализа – З. Фрейда [4, с. 127] в целях обозначения «неопределенного», «безотчетного» и, как следствие, «неосознаваемого» страха начинает использоваться термин «тревога», под которой понимается переживание человеком эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием им неблагополучия или предчувствием грозящей опасности. Вместе с тем, как считает З. Фрейд [4, с. 293], тревога имеет не только негативные, но и позитивные последствия для человека, поскольку дает возможность личности адаптивно реагировать в угрожающих для нее ситуациях. Таким образом, основной функцией тревоги, с точки зрения З. Фрейда [4, с. 305], является оказание человеку помощи в избегании осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и, напротив, поощрение удовлетворения этих импульсов соответствующими и адекватными переживаемой ситуации способами.
Аналогичную позицию в отношении тревоги формулируют и другие ученые, рассматривая тревогу, с одной стороны, как синтез эмоций отрицательной модальности, побуждающих человека чувствовать внутреннее напряжение, дискомфорт и настороженность в отношении пугающих его объектов, а с другой – как некий мобилизатор потенциальных ресурсов личности и, как следствие, стимул для ее развития.
Установлена исследователями и тесная связь между тревогой и тревожностью, под которой ученые склонны рассматривать и здоровую нормативную целесообразную психофизиологическую реакцию психики, заключающуюся в повышении сенсорного внимания и общего моторного напряжения, предназначенную для того, чтобы подготовить организм человека к предстоящей борьбе с опасностью или «бегству» от нее, и личностную черту, проявляющуюся в низком пороге возникновения чувства тревоги, постоянной готовности к страху, склонность к его переживанию (С.Ю. Головин [5, с. 613]).
Результаты исследования и их обсуждение
На основании осуществленного анализа работ зарубежных и отечественных ученых в качестве наиболее актуальных направлений в изучении тревожности можно выделить следующие:
– изучение тревожности как эмоционального состояния, тесно связанного и появляющегося в переживаемых человеком стрессовых ситуациях;
– изучение тревожности как следствие депривации жизненных потребностей человека;
– изучение тревожности как свойства и как состояния личности;
– изучение тревожности как комплексного образования, представляющего собой интеграцию страха и таких базовых чувств, как страдание, гнев, вина, стыд, интерес (К. Изард [6, с. 219]);
– изучение тревожности как индивидуального психодинамического свойства, характеризующегося направленностью на ожидание угрозы (B.C. Мерлин [7, с. 5]).
Обращаются ученые и к изучению генезиса тревожности. Так, с точки зрения З. Фрейда [4, с. 332], тревожность, как и прочие психологические проблемы, зарождается в детстве. Возникая же у ребенка еще на этапе младенчества, при неблагоприятном стечении обстоятельств уже в старшем дошкольном возрасте тревога становится устойчивым свойством личности, трансформируясь в устойчивую тревожность, и, как объективное следствие, неблагоприятно влияет на успешность развития субъекта в дальнейшем. Не случайно ученые, активно изучая эмоциональный мир личности на базовых уровнях ее онтогенетического развития, все чаще обращаются к проблемам тревоги и тревожности детей, в том числе и младшего школьного возраста. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна [8, с. 427], особая актуальность проблемы тревожности младших школьников объективно связана с резкой сменой социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка данного возраста, которая требует максимальной мобилизации его познавательных и личностных ресурсов и, как следствие, приводит к повышенному уровню тревожности. Ребенок же, подверженный такому состоянию, как полагает исследователь [8, с. 427], постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Говорит С.Л. Рубинштейн [8, с. 427] и о кардинальных изменениях, которые претерпевает эмоциональная сфера младших школьников, что связано с необходимостью активного усвоения детьми целого спектра новых норм и правил жизнедеятельности, нередко не соответствующих и их ожиданиям, и их возможностям (в том числе физиологическим) и значительно усиливающих напряжение ребенка.
Аналогичную мысль можно найти и в работах В.А. Аверина [9, с. 98], А.Г. Тимофеевой [10, с. 295], которые ситуацию обучения ребенка в школе обозначают как максимально стрессогенную, что связывают с типичной для современной школы стандартизацией подхода к детям. Вместе с тем именно отсутствие учета индивидуальности каждого конкретного ребенка, специфики его эмоционального мира и сферы познания на фоне повышения уровня требований к нему и выступает как важнейший фактор травматизации детей, приводя в том числе и к повышению их уровня тревожности.
По мнению же В.М. Астапова [11, с. 199] и Л.И Божович [12, с. 228], важнейшим источником тревожности младших школьников является внутренний конфликт, связанный с отношением ребенка к себе и его самооценкой.
Обобщив позиции ученых как в области разработки общих вопросов тревожности, так и проблематики школьной тревожности, авторы публикации спроектировали программу мониторинга, в которую вошли следующие методики.
1. Методика Ю.Я. Киселева [13] «Градусник», направленная на оценку уровня эмоционального состояния, которое ребенок испытывает в данный момент времени. Данная методика позволит собрать максимально емкую информацию о модальности тех эмоций, которые в разных ситуациях переживают дети. Ребенок считается тревожным, если количество негативных ответов в общей сумме преобладает или равно количеству позитивных ответов.
2. Методика «ДЕРЕВО» Д. Лампмена (в адаптации Л.П. Пономаренко) [14], предполагающая изучение и оценку эмоционального состояния школьника. Использование данной методики позволяет не только оценить общий уровень тревожности ребенка, но и изучить уровень и модальность его самооценки, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно ребенок воспринимает себя в обществе, а также выявить нарушения в поведении респондентов, что, на наш взгляд, является важным показателем тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина) [15] направлена на изучение как уровня реактивной тревожности (в данный момент времени), так и тревожности личностной (как устойчивой характеристики человека), и, как следствие, на выявление особенностей состояния личности ребенка в конкретной ситуации, выявление особенностей состояния тревожности как свойства личности, которое формируется при длительном воздействии различного рода факторов и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние.
По мнению авторов исследования, комплексное использование данных методик не только позволит собрать максимально емкую информацию об уровне тревожности учащихся, но и даст возможность понять, что провоцирует появление тревожного состояния у каждого ребенка, спроектировать работу по оптимизации уровня тревожности детей.
Исследование проводилось на базе одной из школ г. Нижнего Новгорода. Респондентами выступили учащиеся 2-го класса в количестве 26 человек, из которых 12 мальчиков и 14 девочек.
Обобщив данные, полученные по итогам реализации диагностических методик, мы считаем для себя возможным сделать вывод о том, что из 26 респондентов, принявших участие в исследовании, более чем у 1/3 респондентов (38%) зафиксирован высокий уровень тревожности. Это дети, для которых типичным является частое состояние сильного нервного, психического и физического возбуждения, что проявляется в напряжении плеч, рук, неправильной посадке при письме, сильном нажиме на ручку, частой плаксивости, резких сменах настроения, беспричинных расстройствах, волнениях, постоянном ожидании неудач. Данные респонденты не ощущают себя в безопасности, круг их общения сужен, они не принимают активного участия в играх со сверстниками, не являются инициаторами бесед, постоянно ждут, что с ними произойдет что-то негативное. При этом они склонны избегать трудностей, критических ситуаций, сильно переживая из-за пустяков. Также важно отметить, что 31% респондентов (8 человек) из данной категории респондентов имеют проблемы со здоровьем.
У 35% младших школьников (что также составляет более 1/3 участников исследования) фиксируется средний уровень тревожности. Для данных респондентов характерна средняя возбудимость. Они редко нарушают правила посадки. При общении со сверстниками предпочитают избегать споров и конфликтов, занимая нейтральную позицию, активно принимают участие в уже действующих играх, инициаторами выступают редко. Для них типичен более устойчивый эмоциональный фон настроения, они имеют меньшую склонность к плаксивости, нервному напряжению, злости, импульсивности и проявлению негативных эмоций. Данные школьники склонны испытывать положительные эмоции чаще и интенсивнее, чем отрицательные. Данные респонденты уверены в себе, часто бывают хладнокровны и собранны, однако они нередко переживают из-за пустяков, проявляют боязнь критических ситуаций и избегают их. 11% респондентов (3 человека) имеют проблемы со здоровьем.
И у 27% респондентов, принявших участие в исследовании, фиксируется низкий уровень тревожности. Для данных респондентов характерна наименьшая возбудимость. Эти дети усидчивы, спокойно сидят на уроке, их руки спокойно лежат на парте, посадка ровная. Данные учащиеся активно принимают участие в жизни класса, всегда готовы поддержать окружающих. При обработке и интерпретации результатов методики, направленной на изучение эмоциональной сферы, можно сделать вывод о том, что данные дети часто пребывают в хорошем настроении, испытывают положительные эмоции, эмоционально устойчивы, не склонны к чрезмерному волнению, тревоге, плаксивости. Вместе с тем и среди данных респондентов выделено 8% респондентов (2 человека), которые имеют проблемы со здоровьем.
С опорой на качественный анализ обобщенных экспериментальных данных в качестве основных показателей тревожности младших школьников авторами исследования были выделены: высокий уровень возбудимости, проявляющийся в систематичном нарушении правил поведения на уроках; повышенная эмоциональная возбудимость, что проявляется в резких сменах настроения, высокой склонности к плаксивости; повышенное чувство беспокойства, нервозности; низкий уровень самооценки и низкий уровень социальной активности.
Выделенные показатели тревожности составили основу разработанной развивающей программы. Задачи развивающей программы:
1) обучать детей способам преодоления стрессовых и проблемных ситуаций;
2) создать условия для преодоления эмоциональной зажатости и безынициативности детей;
3) способствовать снижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста;
4) создавать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для формирования у них внутренней позиции;
5) способствовать развитию у детей умений эффективно решать возникающие проблемные ситуации.
С учащимися было запланировано и проведено 15 мероприятий (по 1 часу 2 раза в неделю), включающих в себя беседы, арт-терапию, упражнения и игры, ориентированные, в первую очередь, на снижение уровня тревожности детей через нивелирование ее основных показателей, таких как: высокий уровень возбудимости, повышенная эмоциональная возбудимость, повышенное чувство беспокойства, низкий уровень самооценки и социальной активности. Занятия (примерные темы: «Эмоции бывают разные…», «Учимся общаться со взрослыми и сверстниками», «Что я могу…», «Учимся контролировать себя и свое поведение», «Я и мои друзья») включали в себя групповую, подгрупповую и индивидуальную формы работы.
Также осуществленный анализ исследований показал, что профилактика тревожности у детей – это целый комплекс мер, ориентированных на работу не только с самими детьми, но и на работу с теми взрослыми, с которыми дети взаимодействуют (а именно – родителями воспитанников и педагогами образовательной организации). Не случайно как отдельные задачи развивающей программы авторами исследования выделены:
– расширение, конкретизация и систематизация знаний педагогов в области проблемы школьной тревожности в целом и, в частности, по вопросам профилактики тревожности детей младшего школьного возраста;
– ознакомление родителей / законных представителей с признаками, причинами и способами преодоления тревожности детей младшего школьного возраста.
Повторная диагностика, целью которой стали проверка эффективности разработанной авторами программы психолого-педагогического сопровождения и анализ полученных контрольных данных, показала, что по результатам реализации разработанной развивающей программы удалось снизить разницу в количестве детей с высоким уровнем тревожности здоровой группы (4% против 8% на этапе констатации) и группы, имеющей заболевания (8% против 31% на этапе констатации).
Средний уровень тревожности по итогам осуществленной деятельности фиксируется у равного количества респондентов в обеих группах (19%), что, несомненно, ниже результатов констатирующего этапа (23% у здоровой группы и 11% у детей, имеющих заболевания). Изменение же показателей объективно связано с переходом респондентов с высокого уровня на средний.
Низкий уровень тревожности преобладает у группы здоровых школьников (27% на контрольном этапе против 19% на констатирующем этапе у здоровой группы и 23% у группы детей, имеющих проблемы со здоровьем, против 8% на констатирующем этапе).
Таким образом, из 26 респондентов, принявших участие в исследовании, по итогам реализации программы психолого-педагогического сопровождения у 50% респондентов наблюдается низкий уровень тревожности (27% в группе здоровых школьников и 23% в группе детей, имеющих проблемы со здоровьем), что на 23% выше, чем показатели констатирующего этапа (на этапе констатации это было 19% респондентов в группе здоровых школьников и 8% в группе детей, имеющих проблемы со здоровьем).
Заключение
Таким образом, реализация разработанной авторами исследования комплексной программы психолого-педагогического сопровождения позволяет говорить о ее эффективности и результативности, о чем свидетельствует снижение уровня тревожности учащихся младших классов, принявших участие в исследовании, с 73% до 50%.
Также в ходе работы была доказана зависимость соматического здоровья от психоэмоционального. У респондентов, имеющих проблемы со здоровьем, по результатам прохождения психолого-педагогической программы уменьшились и проблемы со здоровьем. Дети стали реже жаловаться на плохое самочувствие, реже болеть, а время течения болезни у них сократилось.
Библиографическая ссылка
Серебрякова Т.А., Швецова И.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 3. – С. 37-41;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2488 (дата обращения: 23.11.2024).