Пункт 17 ст. 34 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом». В процессе развития сферы образования это право стало все больше и больше реализовываться на самых разных уровнях. Например, вуз без студсовета представить сложно, а президент школы – это человек, который фактически является лицом образовательной организации, представляющим ее на различных общественных мероприятиях.
Но многие задаются вопросами – что такое процесс самоуправления, что в него входит, какие у него есть полномочия, как грамотно организовать работу в процессе совместной деятельности. Но, на наш взгляд, также встает вопрос о необходимости такого ученического самоуправления и влиянии его на процесс принятия решения.
Цель исследования – проанализировать влияние органов самоуправления в образовательной организации через его функции и обозначить преимущества и недостатки влияния на процесс принятия решений.
Материалы и методы исследования
Анализ педагогических исследований показывает возросший интерес к необходимости органов самоуправления [1, 2]. Акцентируется внимание на социальном статусе органов самоуправления, определяется история его развития, необходимость создания. Самоуправление как процесс включает в себя и организацию внеурочной деятельности разной направленности, что является значительным потенциалом социального взаимодействия учащихся [3]. Рассматриваются ведущие модели самоуправления во взаимодействии с воспитательной системой образовательного учреждения [4]. К наиболее современным тенденциям развития относится именно ученическое самоуправление как возможность отдельно взятой группы влиять на процесс принятия решения [5]. Студенческое самоуправление рассматривается как возможность развивать собственную образовательную траекторию при выборе и построении карьеры и совершенствовать свои профессиональные навыки [6]. По мнению Д.В. Рогаткина, существуют и другие формы самоуправления, такие как ученическое самоуправление, родительское самоуправление, общешкольное самоуправление и т.д. [7]. Будущие педагоги должны иметь лидерские качества для управления отдельными группами. Данный аспект обуславливает необходимость определения лидерского потенциала, обеспечивающего индивидуальный процесс профессионального и творческого самосовершенствования педагога и профессиональную траекторию развития.
Предметом исследования являются функции именно ученического самоуправления и характер его влияния на процесс принятия решения.
Ученическое самоуправление – это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающая участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность пользоваться этим правом и создать необходимые условия для его реализации при наличии инициативы обучающихся.
К основным функциям самоуправления можно отнести следующие процессы:
− самоактивизация. Суть функции состоит в том, что ученики/студенты самостоятельно изъявляют желание принимать участие в решении различных управленческих проблем, а также в управлении новыми сферами деятельности;
− организационное саморегулирование. Функция предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами органов самоуправления, а также способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру для достижения определенных целей;
− коллективный самоконтроль. Функция предполагает, что актив самоуправления будет самостоятельно анализировать свою деятельность и на основе этого будет искать более эффективные пути решения управленческих задач.
− представление интересов учащихся при принятии управленческого решения. Функция подразумевает, что орган самоуправления участвует в обсуждении различного рода вопросов, выражая мнение учеников, студентов образовательной организации.
Виды самоуправления в образовательных организациях представлены следующими формальными группами:
− школьная дума (ученический совет, ученический комитет) – орган самоуправления, действующий в некоторых школах. Это добровольное объединение учащихся, выполняющих ряд возложенных на них функций (например, учебных, творческих и др.);
− совет лидеров – одна из форм ученического самоуправления. Чаще всего он представлен в виде иерархической схемы. Участниками совета выступают лидеры (старосты) классов. Совет лидеров возглавляет председатель, избранный из учеников, а руководит работой педагог-организатор;
− совет школы – наиболее распространенная форма общешкольного самоуправления. Главная функция Совета школы – согласовывать интересы не только учащихся, но и других участников образовательного процесса (педагогов, родителей и др.). Поэтому, как правило, участники могут принимать решения, имеющие общешкольное значение;
− президент школы – является лицом школьного самоуправления, призван активно формировать у всех учащихся школы сознательное и ответственное отношение к своим правам и обязанностям. Также президент представляет образовательную организацию, в которой обучается, на различных мероприятиях (при необходимости). Президент школы избирается учащимися школы в начале года сроком на 1–2 года из зарегистрированных кандидатов из числа учащихся старших классов;
– студенческий совет (студсовет). Одна из форм проявления студенческой общественной деятельности. Вопросов, решаемых студсоветом, довольно много: от повседневных проблем (конфликты с преподавателями, плохая еда в столовой и т.д.) до оптимизации образовательной программы и будущего трудоустройства. Их деятельность регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Безусловно, есть и другие виды органов самоуправления. Но чаще всего они являются либо частными случаями, не получившими большого распространения, либо одними из форм вышеперечисленных органов, но имеющими другое название.
Деятельность органов ученического самоуправления включает следующие задачи:
− обеспечение соблюдения прав и учета интересов обучающихся образовательной организации;
− включение учащихся в трудовую деятельность, помощь в трудоустройстве (профсоюзы);
− содействие созданию необходимых санитарно-гигиенических условий для обучения и отдыха учащихся;
− организация культурно-массовой, спортивной и иной деятельности в образовательной организации;
Результаты исследования и их обсуждение
Представим некоторые примеры реализации задач различными органами самоуправления:
Пример 1. В предновогодний период участники школьного совета лицея N решили провести собрание с целью обсуждения плана новогодних мероприятий. В итоге с помощью голосования было решено для учеников 1–4 классов организовать новогодний утренник, для учащихся 5–8 классов устроить предновогодний квиз, а для 9–11 классов организовать дискотеку.
Пример 2. План мероприятий был рассмотрен и одобрен администрацией школы. Президент школы Х совместно с волонтерской организацией и администрацией школы организовал субботник для учащихся 5–9 классов по очистке территории своего города от мусора. В результате около 20 % от всех учеников, принявших участие в этом мероприятии, изъявили желание стать участниками волонтерской деятельности. В этом примере демонстрируется процесс вовлеченности участников в процесс принятия решения.
Пример 3. Ежегодно перед Активом креативных студентов факультета естественных и математических наук Мининского университета стоит задача вовлечения студентов первого курса в образовательную среду. Для этого они проводят в начале сентября фотоконкурс, благодаря которому студенты проявляют свои творческие способности, а также в процессе ближе знакомятся со своими однокурсниками. Адаптация и вовлеченность участников является целью проведения работы актива студентов.
Пример 4. Администрация средней образовательной школы G совместно с родительским комитетом 11 классов приняли решение о проведении выпускного в стенах актового зала самого учебного заведения. Учащиеся параллели 11 классов выразили свое недовольство данным решением. Мнение было передано в совет школы, который собрал совещание и предложил возможные альтернативные варианты проведения мероприятия. Родительский комитет и администрация школы прислушались к интересам выпускников и решили провести мероприятие в банкетном зале местного ресторана.
Самоуправление – это довольно серьезный орган, который может помочь при решении определенного спектра задач. Но, к сожалению, при организации данного процесса часто возникают трудности, которые приводят к серьезным ошибкам. Все ошибки систематизированы в три большие группы.
1. Тотальные педагогические ошибки:
a) смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.
Нужно понимать, что самоуправление и общественная организация – разные организации, которые решают разные задачи. Поэтому в современном законодательстве прописаны два закона, «Об образовании» и «Об общественных объединениях», регулирующие различные сферы. При подмене данных понятий начинают возникать проблемы с организацией самоуправления в образовательных учреждениях;
b) изоляция органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления.
Довольно распространенная ошибка в тех организациях, в которых самоуправление только началось вводиться. Ученики стараются показать, что они довольно самостоятельные для принятия важных решений, и не взаимодействуют с другими «компонентами» (учителями, администрацией школы и др.). А педагоги еще не готовы к такой внеклассной активности учащихся, поэтому тоже не стараются как-то организовать это взаимодействие. Это и является частой причиной нарушения системы самоуправления в школах;
c) восприятие ученического самоуправления только как игры.
Некоторые ученики/студенты ошибочно полагают, что самоуправление – это какая-то игра. Соответственно, это влияет на качество организации процесса самоуправления, что приводит к серьезным ошибкам во всей работе.
2. «Принципиальные организационные ошибки»:
a) отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы.
Самоуправление, как и любая другая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. К сожалению, «Закона об образовании» недостаточно для активного внедрения различных органов самоуправления в организацию. Только после разработки нормативно-правовой базы можно говорить о внедрении нового управленческого органа в образовательной организации;
b) отсутствие качественного отбора и подготовки актива организации.
Администрация любой образовательной организации должна понимать, что от того, как тщательно и грамотно будут отобраны люди, будет зависеть весь ход их деятельности. Соответственно, когда этого понимания нет, то и отбор в актив будет более лоялен и поверхностен. А это, в свою очередь, может привести к некорректной работе всей системы самоуправления;
c) формализация процесса внедрения ученического самоуправления.
К сожалению, частой причиной внедрения самоуправления в учреждениях является «приказ сверху». Поэтому мало кто отдает себе отчет, а что именно представляет собой это самоуправление, из-за чего и происходит формализация данного органа в образовательной организации.
3. «Частные» методические ошибки:
a) смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
Зачастую органам самоуправления поручают лишь организацию досуга, забывая про то, что круг их обязанностей на самом деле намного больше. И из-за этого и возникает диссонанс;
b) игнорирование мнения администрации.
Очень часто ученический актив забывает, что директор и его заместители – это серьезная поддержка, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Поэтому несогласованная своевольная работа может привести к довольно удручающим последствиям;
c) чрезмерное увлечение масштабностью ученического самоуправления.
Эта причина заключается в одновременном создании слишком большого количества «центров» самоуправления (в каждой параллели, в каждом классе), из-за этого теряется суть школьного актива, а также налаживать настолько многокомпонентную систему в относительно маленьком коллективе (то есть представить, что в каждом классе есть президент, мнение которого обязательно учитывается…) довольно сложно. Поэтому и происходит сбой всего «аппарата» самоуправления в организации.
Заключение
Организация самоуправления имеет свои положительные и отрицательные стороны:
1. Для школьников/студентов.
К положительным сторонам внедрения самоуправления в образовательных учреждениях для учащихся можно отнести следующее:
− участие в самоуправленческой деятельности способно влиять на успеваемость учащегося в лучшую сторону;
− развитие и укрепление жизненно важных качеств: лидерство, ораторские способности, чувство ответственности и др.;
− нахождение новых друзей;
− появление и укрепление привязанности к своему учебному заведению.
К отрицательным сторонам относятся следующие позиции:
− возникновение перегрузки у студентов/школьников (появляются не только ученические обязанности, но и самоуправленческие);
− возможное возникновение социального неравенства (актив школы/университета может начать пользоваться своим положением, и это будет ущемлять права других учащихся);
− неправильная организация всего самоуправленческого процесса может привести к тому, что орган будет существовать лишь формально и не обеспечивать никакого должного развития для обучающихся.
2. Для образовательной организации.
К преимуществам относится следующее:
− при грамотной организации самоуправления статус образовательного учреждения будет повышаться;
− повышение уровня активности учащихся;
− «перекладывание» ряда функций на актив школы/университета;
− обеспечение взаимодействия между учащимися и администрацией школы/педагогами.
К недостаткам относятся следующие тезисы:
− усложнение работы всей организации;
− сложность принятия решений (то есть ряд вопросов теперь надо обсуждать с активом самоуправления, и он не всегда может быть согласен с вынесенным решением);
− возможность возникновения конфликтов с участниками самоуправления;
− сложность определения четких функций, выполняемых органами самоуправления;
Работа самоуправления – достаточно сложный и противоречивый процесс. В нем есть как преимущества, так и недостатки. Но, как показывает практика, ничего не объединяет людей лучше, чем совместная деятельность. При грамотной организации всего самоуправленческого процесса обе стороны (непосредственно актив и педагоги) способны не только решать поставленные перед ними задачи, но и установить теплые доверительные отношения.
Таким образом, следует заключить, что самоуправление в образовательных организациях является действительно полезной практикой для всех участников образовательного процесса и, несмотря на все сопутствующие риски и недостатки внедрения новой структуры в уже существующую систему органов, стоит иметь ее в виду и при возможности позволить учащимся проявить свои способности в данном виде активности.
Библиографическая ссылка
Шкунова А.А., Онищенко Е.С., Кондратьева Д.А. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 6. – С. 59-63;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2461 (дата обращения: 03.12.2024).