Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Эпоха современности принесла новые носители патриотического воспитания и психологической подготовки в систему образования. С одной стороны, они устраняют недостатки единых каналов и методов обучения в прошлом и открывают перед нами новые возможности для осуществления патриотического воспитания. Однако в силу своей гибкости, универсальности и виртуальности они также создают новые трудности для стандартизации управления и правильного направления общественного мнения. Начиная еще с времен греческих философов существовало понятие патриотизма как любви гражданина к миру, а в Римской империи оно соединилось с религиозными культами как «полисный патриотизм». Официально термин «патриотизм» впервые был использован в XVIII в. во Франции, а далее распространился в Великобритании и на Американском континенте. Народы нашего времени дожили до периода разумности, не имеют враждебности друг к другу и могли бы решать свои несогласия мирным путем [1].
В теоретической и практической педагогике испокон веков применяются различные рычаги, инструменты и методы обучения, ориентированные на результативность процесса преподавания. Система образования, как целостный инструмент управления учебным процессом, несет прямую ответственность за оперативность и эффективность выбранных методов. Она, совместно с педагогической наукой, управляет процессами в каждой сфере образования, действуя и принимая решения согласованно, при этом уделяя большое внимание и централизуя роль педагога на всех уровнях образования.
Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев подчеркивал значимость образования в жизни общества, обособляя роль педагогов: «Человек, который посвящает себя преподаванию, является самым почетным человеком. Азербайджанское образование, основанное на созданном до сих пор фундаменте, будет улучшаться и дальше. Азербайджанские учителя – люди с высочайшей моралью и чувством гражданства».
Сегодня в нашей республике происходят колоссальные перемены. Эти перемены напрямую связаны с оснащением инфраструктур инновационными технологиями, передовыми ресурсами и новейшими системами. Основательная реструктуризация, происходящая на всех уровнях, инновационные методы контроля и управления требуют от современной педагогики вовлеченности в процесс подготовки кадров. Основная задача государственной политики заключается в укреплении кадров, в успешном планировании кадровой политики и подготовки будущих кадров. В целях более эффективного содействия патриотическому воспитанию особенно важны использование научных методов в соответствии с изменениями эмоционального поведения, демонстрация теоретической логики воспитания патриотизма в соответствии с характеристиками логической структуры психологии патриотизма.
Современное значение воспитания патриотизма для учащихся выходит за грань идеалов и абсолютного понимания этого термина, любовь к Родине для молодого поколения сегодня выложена из счастливых и грустных моментов жизни Отечества, из воспоминаний о море гордо поднятых народом флагов в день Победы и о море гвоздик в день поминания Шахидов и Героев войны, для молодежи Азербайджана Родина есть здесь и сейчас, они называют себя патриотами и готовы ее добровольно оберегать, защищать от врага и сражаться за ее свободу. Патриот идентифицирует себя с окружающими его социальными группами, чувство принадлежности и безопасности, которое патриотизм предлагает человеку, влияет на формирование личности. Еще одним важным моментом является, что патриотизм играет роль в формировании социальной жизни личности. Вопросы воспитания нравственности и эмансипации духовных ценностей в приоритете у мирового общества, высоко оценивается чувство уважения, прививается толерантность к культуре, традициям и религиям других народов, взращивается чувство гордости за страну, верность и готовность к выполнению гражданского долга. Следовательно, патриотизм основан на любви к Родине и верности ей, он не относится к предпочтению нации или расы, и в этом отношении он является инклюзивным. Человек, гражданин страны, несет ответственность за благополучие своей Родины в равной степени со всеми согражданами.
Материалы и методы исследования
О воспитании патриотизма и о его влиянии на жизнь личности и общества написано много трудов такими великими учеными, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, ибн Сина, Низами Гянджеви. Из обзора исследований и работ по педагогике патриотизма следует, что недостаточно информации о содержании и влиянии различных методов патриотического воспитания. Анализ литературы показал, что использование терминов «гражданин» и «патриот» возможно в четырех вариантах: во-первых, как самостоятельные понятия для обозначения определенных качеств личности; во-вторых, патриотизм выступает как первичная характеристика личности, на базе которой происходит «рождение» гражданина; в-третьих, его характеристики выступают структурным компонентом личности гражданина, придавая ему нравственную обусловленность; в-четвертых, черты личности гражданина выступают составной характеристикой патриотизма [2]. Традиционно изучается комплексное воздействие методов и практик, наряду с теоретической подготовкой студентов. Такой подход выявляет эффективность патриотического воспитания в целом, при этом сложно определить действенность того или иного метода в отдельности для совершенствования педагогической деятельности.
Педагогическая практика патриотического воспитания выделяет семь действенных методов:
1. Визуальная презентация материала – метод развития студентов и получения ими знаний посредством картинок, презентаций, иллюстраций, макетов, карт событий и т.д. Главный аспект данного метода заключается в использовании творческого потенциала студентов, выступая перед аудиторией, личность подключает все навыки и знания, полученные во время учебного процесса, при этом успешно сохраняет индивидуальность, что плодотворно влияет на успеваемость самого студента, и, главное, при этом элемент патриотизма влияет на всю аудиторию.
2. Исторические документы, литература – метод, при котором используют законы, акты, договоры, произведения классической литературы, былины, эпосы, дастаны и т.д. Материалы по истории государства поднимают патриотический дух студентов, осознание принадлежности создает благоприятную атмосферу для мотивации. Влияние фольклора и литературы на сознание студентов подтверждается многими исследованиями, а в качестве яркого примера выступает Дастан «Китаби Деде Горгуд», который описывает события XI–XII вв., воспевая доблестных сынов, смело сражавшихся за Отчизну.
3. Прием оживления событий – метод, предлагающий постановку сцен, ролевые игры, написание письма от имени героя какого-либо сюжета с использованием соответствующих лексики и культуры его времени и т.д. Основным элементом воспитания в этом методе является «проживание» эмоций и вживление в роль.
4. Киноматериалы – метод довольно популярен в обучении, широко используется не только для патриотического воспитания, но и в образовании в целом, потому что пользуется большой популярностью среди студентов и имеет позитивное воздействие.
5. Написание исследовательских работ и рефератов на тему = метод воспитания патриотических чувств посредством исследовательской работы. Студенты изучают выбранную ими тему, раскрывают свою точку зрения и мысли, важно, что при этом происходит как процесс патриотического, так и исторического образования студента.
6. Организация мероприятий и встреч – метод создания патриотической атмосферы обучения с приглашением гостей, организацией разного рода встреч, выступлений, выставок, мастерских с непосредственным участием учащихся, экскурсии, походы в театр и музеи, концерты и т.д. Этот метод раскрывает широкие возможности перед педагогом, позволяет воочию наблюдать за реакцией учащихся и собирать аналитические данные. Спектр воздействия мероприятий вне аудитории контролируется в последующем в аудитории при обсуждении.
7. Игры, диспуты и дебаты – успешный и популярный метод получения патриотического воспитания непосредственно в аудитории при решении задач, кроссвордов, обсуждении. Дебаты и диспуты являются важнейшим инструментом контроля и решения проблем патриотического образования.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование личности студента, важное место занимает педагогическое взаимодействие как действенное средство воспитания [3]. При определении методов внедрения патриотических чувств важно учитывать влияние множества факторов, особенности формирования общества, так как всесторонний подход к воспитанию патриотизма подразумевает осознанное восприятие студентами полученных знаний и качеств. Параметры влияния включают в себя внешние и внутренние, сознательные и несознательные, объективные и субъективные, природные и общественные, несогласованные и согласованные.
Для определения степени воздействия и эффективности методов патриотического воспитания были проведены работы со студентами II курса факультета социальных наук и психологии Азербайджанского государственного университета под наблюдением и контролем со стороны педагогов. Для исследования, проведенного в 2021–2022 учебном году, были применены три метода из вышеперечисленных и были проведены воспитательные работы с тремя группами. За учебный год были проведены четыре мероприятия для студентов, первые три из которых были обязательны для посещения. Предметом исследования было последнее, четвертое мероприятие, которое было абсолютно свободно для посещения. Аналитические данные, собранные за период, показывают уровень вовлеченности студентов в программу, подготовленную для каждой из трех групп.
1 группа
Работа проводилась в группе II курса факультета социальных наук и психологии Азербайджанского государственного университета, состоящей из 30 чел. Метод, определенный для 1-й группы: визуальный.
Программа:
1. Выступление с презентацией на тему «День Победы».
2. Создание макетов, иллюстрирующих их видение патриотизма.
3. Просмотр фото времен событий 20 Января.
4. Создание мини-музея для посещения студентами.
2 группа
Работа проводилась в группе II курса факультета социальных наук и психологии Азербайджанского государственного университета, состоящей из 28 чел. Метод, определенный для 2-й группы: организация мероприятий.
Программа:
1. Выступление и встреча с ветераном Карабахской войны.
2. Организация и проведение выставки, посвященной Героям Азербайджана.
3. Посещение Аллеи Шахидов 20 Января.
4. Встреча с беженцами войны.
3 группа
Работа проводилась в группе II курса факультета социальных наук и психологии Азербайджанского государственного университета, состоящей из 27 чел. Метод, определенный для 3-й группы: организация обсуждений.
Программа:
1. Дебаты на тему «Что такое патриотизм».
2. Участие в диспуте «Патриотизм как будущее и движущая сила общества».
3. Круглый стол для обзора влияния патриотизма на развитие общества.
4. Игра «Что? Где? Когда?», патриотическое направление.
Результаты исследования и их обсуждение
Все три группы, проходившие исследование, мгновенно показали отличный результат, студенты были крайне осведомлены и старательны. Далее детальный разбор показателей исследования показывает вовлеченность каждой группы по отдельности на каждом из четырех мероприятий программы.
В каждой графе (рис. 1) приведены результаты исследования и наблюдения по параметрам вовлеченности, проявления заинтересованности и инициативы на трех уровнях: высокая, средняя и низкая. Из трех групп наилучший результат по вышеуказанным параметрам показала Группа 2, которая обучалась патриотизму при помощи методов участия в мероприятиях.
Группа 1
Визуальный метод, примененный при обучении и работе с группой, показал ожидаемые результаты. Первое мероприятие по индивидуальным презентациям дало отличный результат по воспитанию, несмотря на низкую вовлеченность среди студентов – 10 %, должны быть учтены эмоциональный фактор и взволнованность студентов перед выступлением. Наибольший интерес этой группы вызвало Мероприятие 2 – создание макетов, где они смогли проявить свой творческий потенциал, при этом вовлеченность возросла до 30 %. Следующее мероприятие по демонстрации фотографий и видеоматериала по трагичным событиям 20 января 1990 г. было принято бурными эмоциями студентов, которые по понятным причинам испытывали чувство милосердия и сочувствия. Такого рода материалы напоминают студентам об их истории, их ценность в том, что визуально переданная информация, хранящаяся в фотографиях, к примеру, запоминается у студентов как картинка. Последнее мероприятие состоялось в конце учебного года, был организован мини-музей, посвященный Героям войны, на кафедре педагогики Азербайджанского государственного университета, который был открыт для посещения всеми студентами вуза. 18 студентов из 30 вышеуказанной группы посетили мини-музей и были заинтересованы проектом. Исследование показало, что визуальный метод эффективен и что степень вовлеченности студентов увеличилась, как видно в графике, на 50 %. Наблюдения, обзор поведения и обсуждения со студентами и последующий анализ этих данных говорят о действенности этого метода воспитания патриотизма, несмотря на присутствие графичности, визуальный метод – весьма эффективен, вызывает эмпатическое восприятие у студентов.
Группа 2
Метод организации встреч и мероприятий дал отличный результат. С первого же мероприятия студенты проявили энтузиазм, задавая вопросы гостю, внимательно слушали его выступление.
Рис. 1. Вовлеченность, заинтересованность и инициатива учащихся по уровням в процентном соотношении
Выставка, посвященная Героям, была доступна в Азербайджанском государственном университете в честь Дня Победы, студенты, мотивированные праздником, считали «своим долгом почтить тех, кому мы обязаны этой победой, этой свободой», как выразилась одна из учащихся в группе. Имена героев и события, связанные с ними, обсуждались студентами, они делились полученной информацией в социальных сетях, некоторые взаимодействовали с благотворительными организациями, присутствовавшими на выставке, для волонтерской работы. На 20 января для студентов была организована поездка на Аллeю Шахидов для почтения памяти павших во время войны. Патриотическое сознание студентов и их вовлеченность основательно возросли во время этого мероприятия. Предмет исследования, последнее мероприятие добровольного посещения, показал наилучший результат вовлеченности студентов – 90 %, все студенты были вовлечены в беседу с беженцами Карабахской войны, семьей, пережившей нападение врага и сумевшей убежать от него. Их смелость, их жизнь, их потери достойны уважения, как выразился один из студентов, задававших вопросы. При встрече студенты общались с гостями напрямую, одухотворялись вселяющими надежду историями, слушая их. Из исследования следует, что за учебный год интерес группы к патриотическим мероприятиям повысился на 70 %.
Группа 3
Метод дебатов и обсуждений при работе в группе 3 показал отличный мгновенный эффект, так как он требует от каждого студента незамедлительного и непосредственного участия. Результаты работы с этой группой для каждого мероприятия показывают незначительный уровень низкой заинтересованности (5–40 %). Первое мероприятие вызвало высокий интерес у 60 % аудитории, каждый студент выступил с изложением собственного понимания патриотизма. Диспут на втором мероприятии вызвал разбор основ и азов патриотизма, в конечном итоге приведя к единогласному признанию позитивного влияния патриотизма на социум. Круглый стол, организованный в аудитории, имел положительный эффект на мотивацию учащихся. Студенты сосредоточенно выслушивали, дополняли и исправляли ошибки друг друга. Последним мероприятием в данной группе была игра «Что? Где? Когда?», которая заинтересовала студентов замысловатыми вопросами и еще более замысловатыми ответами. Исследование данных показало, что заинтересованность и вовлеченность группы возросла на 50 %.
Заключение
Итоги исследования, приведенные в диаграммах (рис. 2), указывают, что большинство студентов, вне зависимости от применения тех или иных методов патриотического воспитания, все же посетили четвертое, последнее мероприятие, индивидуально подобранное для каждой группы, которое было необязательным в программе для посещения на учебный год.
В этом заключалась основная идея исследования, для выявления эффективности метода патриотического воспитания три из четырех мероприятий заранее были определены как обязательные, и количество студентов, добровольно посетивших последнее мероприятие, было определено как показатель эффективности. Группа 1 показала неплохой результат – 60 % – 18 из 30 студентов посетили мини-музей. 80 % второй группы посетили встречу с беженцами, что составило 22 из 28 студентов. Группа 3 полностью присутствовала на игре «Что? Где? Когда?».
Рис. 2. Количество студентов, посетивших предмет исследования – заключительное мероприятие
Следует отметить, что все эти показатели относительны и носят аналитический характер. Сохранение единства и целостности страны может быть достигнуто путем воспитания патриотов [4]. Метод, работающий на 100 % эффективно – это применение навыков педагога для подбора правильного метода в правильный момент. В эпоху быстро меняющихся идеалов и ценностей роль, важность и значимость педагога возросла. Занимаясь не только обучением и образованием, но также и патриотическим воспитанием, педагог берет на себя ответственность за будущее целой страны. Педагогика развивается в ногу со временем, при этом ориентиры подрастающего поколения постоянно неизбежно поддаются переменам. Педагог обязан уметь подстраиваться и подстраивать методы преподавания под учащихся, облегчая образовательный процесс для обеих сторон. В частности, воспитание патриотизма у молодого поколения требует особого внимания и чуткости педагога, ведь наблюдение и контроль этого процесса проводится именно им.
Таким образом, итоги исследования выделили метод организации встреч и мероприятий как ключевой элемент при воспитании патриотизма среди студентов. Методы для каждой группы определялись, исходя из многих критериев, учитывались особенности групп и факторы воздействия. Единый метод обучения и воспитания на протяжении всего года раскрыл новые возможности для развития методов преподавания, фокусирование в одном направлении позволяет сосредотачиваться на достижении педагогических целей. Практикой исследования было патриотическое обучение, следовательно, оно и являлось важнейшим критерием при определении методов и программ. Потребность гармонизации патриотизма с концепциями гражданского образования и национально-государственного строительства приводит к следующему определению: патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему государству, знание исторических и современных достижений страны, поддержка духовно-нравственных ценностей, проявление гражданской позиции, активного участия в деятельности институтов гражданского общества, обладании собственной позицией [5]. В заключение хочется добавить слова президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о значимости качества образования: «Образование – это будущее каждого государства. Мы гордимся тем, что уровень грамотности в Азербайджане составляет почти 100 процентов. Это очень большой показатель. Мы должны сделать так, чтобы все дети были образованными и знающими, могли построить себе достойную жизнь в будущем и стать ценными гражданами для нашей страны. Поэтому качество образования сейчас выходит на первый план. В этом направлении также проводятся реформы. В то же время проводятся реформы по стимулированию деятельности учителей. Заработная плата учителей увеличена. Конечно, главная ценность каждой школы связана с показателями ее деятельности. Каждая школа должна стремиться к высокому уровню образования».
Стоит согласиться с незаменимостью учителей в процессе образования, подчеркнуть важность их опыта и методов преподавания. Психологический анализ каждого учащегося и соблюдение правил преподавания, комплексный подход к обучению и многие другие навыки, присущие учителям, ставят их на вершину образовательного процесса, Педагог обязан применять самый подходящий метод преподавания, именно тогда любой метод становится лучшим.
Библиографическая ссылка
Керимова Г.Г. МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 6. – С. 16-21;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2453 (дата обращения: 03.10.2024).