Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Тагиров З.Т. 1 Шабанова Э.Т. 2
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 МБОУ «СОШ № 1»
Статья посвящена изучению способов осуществления социального партнерства в образовании. Социальное партнерство в образовании рассматривается как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования. Рассматривается связь таких ступеней образования, как основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование и высшее образование. Актуализируется идея непрерывности образования и социального партнерства образовательных учреждений различных ступеней через реализацию принципа преемственности в образовании. Авторы обращают внимание, что преемственность ступеней образования возможно реализовать по линии формирования мягких навыков, социальных личностных качеств, общекультурных и общепрофессиональных компетенций обучающихся. Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты общего среднего, среднего профессионального и высшего образования, авторы делают вывод о том, что есть общие линии формирования мягких навыков (общекультурных компетенций), необходимых современному человеку и специалисту. Таким образом, через последовательное формирование мягких навыков в школе, затем в колледже и вузе обеспечивается преемственность ступеней образования. В статье разрабатывается идея использования двух векторов: работа с педагогами по совершенствованию педагогических компетенций и работа с обучающимися по формированию и развитию общекультурных компетенций.
преемственность
социальное партнерство
непрерывное образование
компетенция
мягкие навыки
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/1c24608b876dff0b95c5c4598520a79298a07de7 (дата обращения: 13.07.2022).
2. Цквитария Т.А. Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования // Мир науки. 2018. Т. 6. № 4. С. 32.
3. Захарова С.М. Социальное партнерство и качество образования // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 119-123.
4. Митина Л.М., Митин Г.В., Щелина С.О. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 426–443. DOI: 10.32744/pse.2022.1.27.
5. Новикова Г.П. Новое содержание принципов преемственности и непрерывности в условиях инновационной деятельности образовательных комплексов // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 15–24.
6. Волынцева А.А. Обеспечение преемственности в системе общей и профессиональной вузовской подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://dmee.ru/docs/100/index-30331.html (дата обращения: 01.06.2022).
7. Козлов О.А., Аксянов Р.И. Партнерство профессионального образовательного учреждения с внешней средой // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 50–53.
8. Цквитария Т.А., Власова В.Н., Бутенко В.С., Шатохина И.В. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 14.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 514 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-02-01-lechebnoe-delo-514/ (дата обращения: 01.06.2022).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 514 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-02-01-lechebnoe-delo-514/ (дата обращения: 01.06.2022).
11. Ядрышников К.С. Основы государственной политики в сфере формирования правовой культуры обучающихся // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 294–299.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

Понятие социального партнерства до недавнего времени использовалось в таких сферах, как государственная политика и социология. Социальное партнерство предполагает равноправное сотрудничество и интеграцию интересов всех участников.

Основными принципами социального партнерства являются:

− равноправие участвующих сторон;

− уважение и учет интересов сторон;

− заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

− содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

− полномочность представителей сторон;

− свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

− добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

− реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

− обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

− контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

− ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].

Вопросы преемственности в обучении актуальны и на современном этапе развития системы образования. Существующие образовательные стандарты призваны обеспечить непрерывность образования посредством преемственности требований к обучающимся различных ступеней образования. Возникают вопросы, каким образом образовательным учреждениям обеспечить оптимальное взаимодействие по реализации принципов преемственности и непрерывности образования. Преемственность в образовании понимается нами как связь различных ступеней образования через социальное взаимодействие школы и вуза, школы и колледжа, колледжа и вуза.

Линией взаимного сотрудничества образовательных учреждений в данном контексте может быть формирование общекультурных, универсальных, надпрофессиональных компетенций, называемых сегодня мягкими навыками.

Цель исследования заключается в поиске способов осуществления социального партнерства образовательных учреждений по вопросам преемственности в формировании мягких навыков обучающихся.

Материалы и методы исследования

Методами исследования являются изучение нормативно-правовых документов в области воспитания и образования в Российской Федерации, анализ научных публикаций по проблеме организации вариантов взаимодействия образовательных учреждений различных ступеней образования, самоанализ воспитательной и образовательной деятельности, изучение опыта коллег по вопросам преемственности ступеней образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Можно сформулировать мысль о том, что идея социального партнерства основана на взаимовыгодном и добровольном взаимодействии, направленном на достижение единых договорных социальных целей.

Социальное партнерство в образовании имеет свои особенности и осуществляется по тем же принципам, что изложены в Трудовом кодексе РФ и приведены во введении нашей статьи. Рассматриваемый феномен в сфере образования транслирует идею добровольного взаимовыгодного сотрудничества для решения общих задач через следующие подходы:

− равноправие участников;

− взаимное уважение;

− заинтересованность в результатах;

− свобода обсуждения интересующих вопросов;

− добровольность принятия на себя обязательств;

− ответственность [2].

Участники образовательных взаимоотношений объединяются с целью социального партнерства для решения, как правило, следующих задач:

− осуществление совместной взаимовыгодной деятельности по совершенствованию системы образования;

− создание нормативно-правовой основы социального партнерства как платформы формирования рынка труда и образовательных услуг;

− повышение социальной защищенности обучающихся, создание структур содействия трудоустройству молодых специалистов [3].

Современные исследования обозначают идею о том, что социальное партнерство в образовании определяется как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования [2]. Парадигма существующего образования ориентирована на принцип непрерывности, который исследуется многими авторами. Соответственно, рассматриваемый вариант взаимного сотрудничества образовательных учреждений различных ступеней образования направлен на обеспечение непрерывности обучения и учет актуальных изменений в стандартах и требований социума и профессии при подготовке выпускников.

Частью системы непрерывного образования является связь таких ступеней образования, как основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование и высшее образование.

На наш взгляд, непрерывность образования и социальное партнерство образовательных учреждений различных ступеней находит свою реализацию в преемственности образовательных ступеней, преемственности в требованиях к подготовке выпускников, в последовательном формировании компетенций.

Так, ученые занимаются исследованием вопросов преемственности в образовании и отмечают, например, что образовательный процесс, призванный обеспечить целостное развитие личности школьника, абитуриента, студента, будущего специалиста, недостаточно полно учитывает преемственность в психическом развитии человека. Сформулирован термин кризиса преемственности: кризиса перехода от общего образования к высшему [4].

Решая задачи формирования личности, способной решать современные задачи, система непрерывного образования выступает как механизм воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности. Исследователи отмечают, что успешность усвоения знаний предшествующей ступени представляет собой основу для перехода на следующий уровень образования. И, в свою очередь, успех прохождения очередной ступени зависит от того, насколько качественной была подготовка на предыдущем уровне, насколько был соблюден принцип преемственности [5, 6].

Рассматривается преемственность и партнерство как основа совершенствования педагогических условий повышения качества подготовки:

− создание и освоение механизма саморазвития, самоорганизации и адаптации профессионального образования;

− установление конструктивных связей с внешней средой;

− освоение новых способов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности будущих специалистов, формирование у них установки обучения в течение всей жизни;

− организация образовательного процесса, гарантирующего подготовку конкурентоспособного специалиста [7].

В связи с вопросами преемственности рассматриваются проблемы формирования так называемых мягких навыков у обучающихся как линия взаимодействия образовательных учреждений. Обновления федеральных государственных образовательных стандартов направлены на изменения требований к результатам освоения программы обучения в рамках компетентностного подхода. Например, требование сформировать такие навыки, как общение, совместная деятельность, сотрудничество, умение разрешать конфликты, социальное взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, невозможно выполнить без понимания специфики этих качеств, способов их развития и личной демонстрации и реализации в педагогическом процессе [8]. Автор предлагает в качестве варианта партнерства образовательных учреждений по вопросам преемственности обучения и воспитания обучающихся совершенствовать подготовку педагогов. Педагогические знания помогают преподавателю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями стандарта, потребностями обучающихся не только в специальных профессиональных знаниях и навыках, а также реализовать в полной мере профессиональные функции преподавателя [8].

Таким образом, становится ясно, что партнерство в ключе преемственности ступеней образования возможно по линии формирования мягких навыков, социальных личностных качеств, общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Анализируя проблему преемственности ступеней образования, мы обратились к федеральным государственным образовательным стандартам. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело диктует необходимость формировать у обучающихся мягкие навыки в виде следующих общекультурных компетенций:

− готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

− готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8) [9].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело в качестве результатов освоения программы обучения транслирует необходимость формирования следующих общекультурных компетенций:

− ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

− ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации [10].

Очевидно, чтобы осваивать заявленные компетенции в период обучения профессии, обучающемуся необходимо иметь базис, прошедший становление на предыдущей ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает необходимость формирования личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы» [11]): готовый к сотрудничеству, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, мотивированный на образование и самообразование [12]. На наш взгляд, перечисленные элементы «портрета выпускника школы», сформированные в период обучения, должны стать опорой для развития общекультурных компетенций на последующих ступенях образования.

В перечисленных компетенциях и требованиях представлены именно мягкие навыки современного человека. Формирование их происходит не одномоментно, а последовательно, через восприятие примера со стороны, собственного участия в различных ситуациях общения, совместной деятельности.

Готовность к работе в коллективе, умение занять свое место в команде интерпретируется как готовность и умение слышать коллегу, понимать единую цель и стремиться к ее реализации, определять равновесное стремление к реализации личных амбиций и достижения общей цели, готовность оказать помощь и поддержку коллегам, умение убеждать и находить компромисс. Также необходимо с пониманием воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия партнеров по команде и учитывать их в совместной деятельности.

Эффективно общаться, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать помогает развитая коммуникативная компетенция. Можно рассматривать эту компетенцию как способность к общению, сотрудничеству в общении, уважению мнения других людей, готовность к коммуникации различными способами. Задача педагога, педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в развитии умений доступно и интересно излагать свои мысли, аргументированно высказываться, внимательно слушать собеседника, строить свою речь на оппонировании собеседнику. Также необходимо научить обучающегося уверенно общаться как с группой сверстников, так и со взрослыми, умению выступать перед аудиторией.

Такие компетенции, как готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию и способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, так же важны для современного человека и конкурентоспособного профессионала. В этом случае задача педагога – создавать условия для мотивации обучающихся на образование и самообразование, формировать понимание необходимости обучения в течение всей жизни и постоянного совершенствования своих профессиональных компетенций. В этом ключе формируется умение планировать, организовывать и выделять приоритеты собственной деятельности. Такие умения относятся к организаторским способностям.

Задача формирования и развития мягких навыков обучающихся решается педагогом в специально организованных видах деятельности и ежедневно на занятиях.

Для полноценной реализации данного направления работы предлагаем строить деятельность образовательного учреждения в двух векторах: работа с педагогами по совершенствованию педагогических компетенций и работа с обучающимися по формированию и развитию общекультурных компетенций.

Для совершенствования педагогической подготовки с педагогическим коллективом необходимо проводить педагогические всеобучи, мастер-классы, открытые уроки по обмену педагогическим мастерством, ознакомлению с различными способами организации обучающихся на занятии. Планируется участие педагогов колледжа в мероприятиях школы по выработке способов преемственного формирования общекультурных компетенций обучающихся.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования диалогических форм обучения, использования игровых технологий обучения. Также эффективно применение проектной деятельности обучающихся.

Немаловажно и регулярное обучение педагогов на курсах повышения квалификации по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов.

В векторе работы с обучающимися по формированию и развитию общекультурных компетенций необходимо создавать такие условия в обучении, которые будут способствовать развитию коммуникабельных качеств. Для этого на учебных занятиях необходимо использовать дискуссионные формы работы, применять технологию группового обучения. Командные способы взаимодействия также можно формировать в процессе работы над учебным проектом, при участии в спортивных и творческих мероприятиях.

Мотивирует на образование и самообразование организация занятий по интересам, например кружки, школы мастерства. Положительные результаты дает организация дней карьеры, на которых обучающиеся узнают, как правильно составить резюме, учатся приемам самопрезентации и прохождения интервью, знакомятся со способами профессионального совершенствования.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что полноценное последовательное формирование мягких навыков у обучающихся преемственных ступеней образования возможно в рамках сотрудничества школы, колледжа, вуза. Результатом такого социального партнерства будут сформированные общекультурные компетенции, заявленные в стандартах, у будущих специалистов. Необходимо заключать договор о сотрудничестве в вопросах обучения и воспитания обучающихся и реализации принципа преемственности.


Библиографическая ссылка

Тагиров З.Т., Шабанова Э.Т. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 4. – С. 16-20;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2436 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674