Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Шаповалова О.Н. 1
1 МБОУ «Школа № 97»
В статье рассматриваются преимущества и риски цифровизации образовательной среды общеобразовательной школы. Выявляются опасения педагогического и родительского сообщества по поводу тех факторов цифровой трансформации школьного образования, которые могут оказывать негативное влияние на физическое и психологическое состояние обучающихся, способствовать потере мотивации педагогов к профессиональной деятельности, обусловливать снижение качества образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. Представлены результаты анкетного опроса учителей и родителей, проведенного на базе региональной инновационной площадки. Выявлены наиболее серьезные – с точки зрения различной целевой аудитории – риски цифровизации образовательной деятельности на разных ступенях общего образования, в том числе когнитивные расстройства, физические и соматические нарушения у школьников младших классов; снижение эмоционального и социального интеллекта у старшеклассников; дефицит непосредственной коммуникации и воспитательного взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Предложена перспектива исследований цифровой трансформации образования на основе междисциплинарного подхода с учетом мнения педагогов, психологов, социологов, экономистов, философов образования и представителей других гуманитарных дисциплин. Делается предположение о том, что внедрение смешанного обучения, в противовес дистанционным моделям, может оказаться менее рискозатратным для учителей и обучающихся.
цифровизация школьного образования
риски цифровизации
преимущества цифровизации
цифровые технологии
дистанционное обучение
1. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Подготовлен Минпросвещения России 26.06.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/56837029 (дата обращения: 18.02.2022).
2. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 116–131. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-9.
3. Колыхматов В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учебно-методическое пособие. СПб.: ГАОУ ДПО ЛОИРО, 2020. 157 с.
4. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. № 2. С. 154–160.
5. Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020. № 3 (2). С. 125–140.
6. Хрипунова У.В., Кудакова В.С., Тимофеева Э.А. Проблема цифрового слабоумия в XXI веке // Психология личности: актуальные исследования: сб. научных трудов / Под ред. Е.М. Разумовой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2020. С. 29–33.
7. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 124–135.
8. Назаров В.Л., Долинер Л.И. Анализ первых результатов цифровой трансформации школьного образования в период мировой пандемии COVID-19: опыт Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. 148 с.
9. Бермус А.Г., Сизова Е.В. Методология межкультурной коммуникации с позиций педагогической науки // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 28 марта 2020 г.). Краснодар: Издательство КубГУ, 2020. С. 25–33.
10. Шаповалова О.Н. Технологическое обеспечение внутришкольной модели формирующего оценивания образовательных результатов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 29–33.
11. Демидова А.В. Некоторые эффективные модели смешанного обучения для общеобразовательной школы // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: материалы XLV Международной научно-практической конференции (Новосибирск. 14 апреля 2021 г.). Новосибирск: СибАК, 2021. № 4 (43). С. 34–39.

Цифровизация школьного образования является неотъемлемой частью цифровой трансформации образовательных услуг в информационном обществе. В настоящее время, согласно Проекту Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 г., подготовленному Минпросвещения России [1], в режиме апробации в общеобразовательных школах четырнадцати регионов России происходит эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Однако, как показывает анализ научно-педагогических и социологических источников, отношение к процессу цифровой трансформации образования со стороны как педагогического, так и родительского сообщества достаточно неоднозначно. Согласно исследованию Л.Н. Духаниной и А.А. Максименко [2], изучавших родительские представления о цифровизации образования в период перехода к дистанционному обучению в условиях пандемии, всецело поддержали онлайн-обучение лишь 3 % родителей школьников; 4 % признали необходимость перехода на дистанционный формат обучения в связи с ситуативными факторами; около 9 % респондентов высказались в пользу смешанных форм обучения, в то время как большинство опрошенных (свыше 84 %) выразили категорический протест против дистанционных форм организации учебного процесса. Естественно, возникает вопрос – какие факторы заставили родительское сообщество высказать столь единодушные опасения по поводу перевода обучения в цифровой формат? Данная проблема, на наш взгляд, требует пристального внимания, изучения и анализа.

О преимуществах цифровых образовательных технологий в школьном и вузовском обучении в последнее десятилетие было сказано немало. К «плюсам» цифрового обучения отечественные исследователи [3, 4] относят: новые возможности управления образованием посредством современных систем управления обучением (LMS); гибкую организацию учебного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий; открытость и прозрачность образовательной деятельности в цифровой среде; инновационный дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий и т.д. Что касается «минусов» и «рисков» тотальной цифровизации общего образования, их только начинают систематически изучать. И здесь в первую очередь следует отметить, что отрицательные последствия цифровизации на ступени общего образования во многом зависят от возрастных особенностей школьников. Так, у детей младшего школьного возраста обнаруживаются следующие психолого-педагогические воздействия некорректного использования цифровой образовательной среды [5]: диспропорции в познавательной и мотивационной сфере, когнитивные расстройства (нарушения памяти, внимания, восприятия); сокращение «живого» общения с педагогом и одноклассниками; физические и соматические нарушения (ухудшение мелкой моторики, снижение остроты зрения, ухудшение осанки и т.п.) и др. В основной и старшей школе, помимо вышеперечисленных, можно выделить негативные явления и более «высокого» порядка, например снижение уровней креативности, эмоционального и социального интеллекта; появление иллюзии всезнания из-за легкой доступности источников разнообразной информации; замещение в сознании ребенка части физической реальности виртуальной и, наконец, риск интеллектуальной деменции или полной невозможности обходиться без гаджетов, компьютерной техники и обращения к сети Интернет [6].

Отдельные факторы, негативно влияющие на обучающихся в условиях цифровой образовательной среды, выявились лишь в процессе анализа результатов вынужденного быстрого перехода образовательных организаций к дистанционному обучению в условиях пандемии [7, 8], в том числе: рост цифрового неравенства; парадоксальное снижение мотивации педагогических кадров к использованию цифровых образовательных ресурсов по мере расширения цифровых возможностей; резкая дифференциация педагогической и родительской аудитории, разделившейся на сторонников и противников дистанционного обучения; техническая и психологическая неготовность учителей и учащихся к полноформатному дистанционному обучению и т.д. А.Г. Бермус и Е.В. Сизова полагают, что в условиях тотальной цифровизации образования происходит кризис метафизических оснований передачи традиционных культурных ценностей, проявляющийся в сетевом моделировании культуры, усилении роли ситуативного знания, не имеющего никакой онтологической привязки, а также в снижении и упрощении коммуникативных норм [9].

Цель настоящего исследования – опытным путем выяснить отношение к различным аспектам процесса цифровизации школьного образования со стороны учителей общеобразовательной школы, а также представителей родительского сообщества.

Материалы и методы исследования

Осведомленность целевой аудитории относительно цифровой трансформации образовательной деятельности в условиях общего образования оценивалась посредством анкетного опроса педагогов ряда общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону и родителей обучающихся. Анкетирование проводилось в сентябре – ноябре 2021 г. на базе региональной инновационной площадки «Цифровая школа как условие эффективного управления результатами обучения» (МБОУ школа № 97 г. Ростова-на-Дону), действующей с 2019 г. [10]. Опытно-экспериментальным путем выявлялось отношение родительского и профессионально-педагогического сообщества к рискам цифровой модернизации общего образования с целью оптимизации внутришкольной модели управления результатами образовательной деятельности обучающихся. Параллельно выявлялась мотивация педагогов к самосовершенствованию в сфере формирования информационно-коммуникационных компетенций и повышению уровня цифровой грамотности. В анкетировании приняли участие 95 педагогов-предметников и учителей начальных классов из восьми школ г. Ростова-на-Дону, а также 128 родителей школьников, обучающихся в 1–11 классах.

Результаты исследования и их обсуждение

Автором была разработана методика анкетирования двух целевых групп респондентов (педагогов и родителей школьников) с целью выяснения их личностного и корпоративного (учителя, управленческое звено школы) мнения, касающегося путей совершенствования цифровизации учебного процесса. Респондентам предлагалось выделить из предложенного им списка наиболее актуальные по значимости риски и негативные факторы, оказывающие тормозящее влияние на эффективность процесса цифровизации школьного образования, а также (при желании) расширить данный список, внеся соответствующие дополнения в раздел «Другое». Перечень рисков и «барьеров», препятствующих цифровизации, был составлен нами посредством контент-анализа целевой выборки текстов отечественных интернет-источников (популярные педагогические порталы и сайты, обсуждения в социальных сетях) и научно-педагогической периодики по проблеме исследования за последние три года (2019–2021 гг.). Респондентам обеих групп предлагались одинаковые анкеты, при этом опрашиваемым необходимо было выбрать из общего списка 7 параметров (т.е. примерно половину из всех перечисленных), оказывающих, на их взгляд, наиболее негативное воздействие на качество образования школьников в условиях цифровой образовательной среды. Результаты опроса отражены в таблице.

Оценка рисков и барьеров на пути цифровизации школьного образования

Оценка отдельных параметров цифровизации

Группа 1:

педагоги

Группа 2: родители

Слабая материально-техническая и технологическая оснащенность образовательных организаций

93 %

97 %

Низкая мотивация учителей к использованию цифровых образовательных технологий

75 %

84 %

Недостаточная цифровая грамотность учащихся

73 %

56 %

Недостаточная цифровая компетентность педагогов

90 %

94 %

Малоэффективная организация информационно-образовательной среды школы

84 %

96 %

Информационная перегрузка обучающихся и педагогов

94 %

94 %

Недостаточный контроль результатов образовательной деятельности

98 %

96 %

Отсутствие психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения

39 %

89 %

Копирование западных моделей цифровизации образования без учета российских реалий

37 %

74 %

Излишняя опора на технологизацию в ущерб традиционным моральным нормам

32 %

85 %

Снижение значимости воспитательной деятельности

64 %

77 %

Неэффективный подбор моделей дистанционного или смешанного обучения

53 %

46 %

Недостаточная сформированность навыков автономной работы у школьников

84 %

50 %

Ограничение непосредственных коммуникативных контактов между педагогом и обучающимися

66 %

71 %

Снижение физической активности школьников

56 %

98 %

Другое (добавлено респондентами обеих групп):

подмена процесса обучения получением информации; снижение мотивации к учебе; недостаточное учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения; большие затраты времени, необходимые учителю для подготовки к занятиям; цифровое неравенство обучающихся; трудности контроля за использованием гаджетов в учебных целях; необходимость обеспечения безопасности детей в интернете; неразработанность основ цифровой дидактики и др.

6 %

4 %

Shapovalova.pdf

Оценка рисков цифровизации педагогами и родителями школьников

Выделенные респондентами наиболее значимые негативные факторы, риски и барьеры для эффективной цифровизации системы отечественного школьного образования представлены на рисунке.

Согласно результатам анкетирования, к наиболее важным (по мере убывания значимости) аспектам оптимизации процесса цифровой трансформации школьного образования представители родительского сообщества отнесли следующие факторы:

1) уровень физической активности обучающихся;

2) материально-техническую и технологическую оснащенность школ;

3) эффективность системы управления образовательным процессом;

4) организацию контрольно-оценочной деятельности;

5) наличие информационных перегрузок;

6) информационную компетентность педагогов;

7) объем коммуникативного взаимодействия между учителями и обучающимися.

В группе педагогических работников (учителя, представители управленческого звена) приоритет принадлежит таким параметрам, как:

1) информационные перегрузки;

2) материально-техническое оснащение образовательных организаций;

3) уровень цифровой компетентности педагогов;

4) способы мониторинга и контроля результатов образовательной деятельности в цифровой среде;

5) качество организации информационно-образовательной среды;

6) интенсивность учебной коммуникации;

7) уровень физической активности школьников.

Можно констатировать, что в целом респонденты из второй группы (педагогические работники) большую значимость придают наличию информационных перегрузок учителей и учащихся; оптимальному материально-техническому оснащению образовательного пространства; уровню сформированности цифровых компетенций учителя, в то время как для родителей на первый план выходит снижение физической активности школьников и недостаточно высокий уровень организации информационно-образовательной среды школы.

Одновременно выяснилось, что сформированность навыков самостоятельной (автономной) работы обучающихся в целом не выделяется как особо значимый фактор в обеих группах респондентов, что, возможно, говорит о недостаточном понимании актуальности этого компонента в жизненных ситуациях. В группе родителей недооценивается также значимость овладения обучающимися цифровыми умениями и навыками, что, вероятно, можно объяснить достаточно высокой, с точки зрения родителей, компетентностью школьников – представителей поколения Z – в области цифровых технологий, в то время как педагоги понимают, что цифровые навыки, необходимые для обучения, не ограничиваются уровнем владения гаджетами и общим уровнем компьютерной грамотности обучающихся, но требуют специфических навыков, необходимых для осуществления различных типов учебной деятельности.

Результаты анкетного опроса показали также, что помимо перечисленных в анкетах оцениваемых параметров имеются и другие, не менее актуальные аспекты, рассматриваемые педагогами и родителями учащихся в качестве рисков цифровой трансформации образования, в том числе: изменение характера приобретения знаний в цифровом обществе; склонность обучающихся к технократическому типу мышления; снижение роли воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения; важность обеспечения цифровой безопасности; необходимость разработки методологических принципов цифровой педагогики и др. Гораздо более эффективной и менее рискозатратной стратегией цифровизации образовательного процесса в общеобразовательной школе, по мнению А.В. Демидовой, является применение не дистанционного, а смешанного формата обучения, поскольку сочетание дистанционных и очных форм учебного взаимодействия препятствует дефициту учебной коммуникации, помогает организовать эффективный контроль за результатами образовательной деятельности, служит переходным звеном к дистанционному обучению [11].

Заключение

Процесс цифровизации общего образования только «набирает обороты», при этом потенциальные риски и преимущества цифровой трансформации образования пока недостаточно изучены. Отношение к цифровизации образовательного пространства в условиях общеобразовательной школы со стороны представителей профессионально-педагогического сообщества и родителей обучающихся неоднозначно и во многом выражается достаточно категорично. Как педагоги, так и родители школьников в равной степени опасаются негативных последствий, которые может нести в себе тотальная дигитализация всех компонентов образовательной деятельности, а также влияния многочисленных рисков цифровизации на качество образования, физическое и психологическое состояние школьников, а также профессиональную мотивацию и удовлетворенность педагогов результатами своего труда. Все это ставит перед педагогами-исследователями важную задачу – опираясь на возможности междисциплинарного подхода, выявить, насколько обоснованы опасения педагогов, психологов, социологов, экономистов и представителей других отраслей гуманитарного знания относительно развития сферы цифровых образовательных услуг применительно к ступени общего образования, каковы реальные плюсы и минусы от широкомасштабного внедрения цифровых образовательных технологий и каким образом следует оптимизировать процесс становления цифровой школы в условиях перехода к информационному обществу. Данная проблематика актуальна и представляет широкое поле деятельности для будущих исследований.


Библиографическая ссылка

Шаповалова О.Н. ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1. – С. 49-54;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2419 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674