Сегодня профиль современного общества отражает культурное разнообразие, взаимоинтеграцию и интенсификацию среды. В современном мире диалог – наиболее эффективная модель в решении межкультурных проблем, основанная на взаимном принятии друг друга, толерантности, сознательном подавлении чувства отстранения и отрицания. Важнейшая актуальная задача в наше время – найти механизмы, способствующие оптимизации межкультурного диалога. В этом контексте межкультурный диалог предполагает обмен идеями, поиск альтернативы, распознавание различий для достижения более глубокого понимания взглядов и традиций разнообразных культур. Диалог культур предусматривает понимание и уважение к другим культурным традициям, использование принципа объективности в методологии изучения опыта других стран. Межкультурный формат общения, собственно диалог усиливает способности стратегического мышления на уровне государств, позволяет адекватно реагировать на вызовы современного мира с его идеями постмодернизма при модернизации национальных систем образования в условиях мировой глобализации. Именно процессы глобализации сегодня демонстрируют расширение возможности культурного взаимодействия между странами, обмена успешными практиками и моделями в различных областях деятельности, в том числе и образовании.
Модернизация системы образования происходит на пересечении культур, с исследованием причин специфических характеристик, различий в формировании структуры ценностей, правил и норм, кросскультурных закономерностей, свойственных той или иной национальной культуре с целью адаптации её к условиям собственного культурного пространства.
«В известном каждому советскому человеку выражении ʺдружба народов Советского Союзаʺ или же в прочно вошедшем в употребление понятии ʺдиалог культурʺ используются слова ʺдружбаʺ и ʺдиалогʺ, взятые из арсенала межличностных отношений и обозначающие формы общения людей» [1, с. 319]. Это значит, что именно диалог культур располагает говорить о стабильной и качественной связи не только между людьми, но и между системами, в том числе национальными системами образования. Особую ценность проблема диалога культур приобретает в условиях реформирования национальных систем образования, интенсивно развивающегося в конце XX – начале XXI в.
В условиях новой культурной среды модернизация национальных систем образования представляется как «процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования» [2, с. 10]. Цели и задачи процессов реформирования, выбранные стратегии модернизации национальных образовательных систем должны определенно соответствовать текущим требованиям общества, а еще важнее опережать их. Многие исследования в области модернизации рассматривали этот аспект в научных работах С.И. Григорьева [3], А.Г. Бермуса [4], З. Китиашвили [5] и др.
Модернизация – это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с чётко артикулированными, общественно одобряемыми целями» [6, с. 149].
Целью исследования является сопоставительный анализ образовательных реформ Грузии и России на основе диалога педагогических культур этих стран, авторитетности образовательной среды США, обзора влияния требований современности и существующего образовательного опыта на цели модернизации и реформирования национальных систем образования.
Материалы и методы исследования
Сопоставительный анализ реформ систем образования Грузии и России на основе диалога культур этих стран в нашем исследовании осуществляется посредством системного подхода как основного методологического подхода, с учетом множества параметров, соответствующих объекту изучения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
− методологические подходы к модернизации образования (В.С. Аванесова, А.Г. Бермус, М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров и др.);
− модели модернизации системы общего образования во всемирном образовательном пространстве (С.В. Иванова, Т.Н. Бокова, А.Н. Джуринский и др.);
− анализ ключевых целей реформирования в области образования РФ и Грузии («Паспорт национального проекта ʺОбразованиеʺ» [7], утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, Закон Грузии от 08.04.2005 г. № 1330 «Об общем образовании» [8]).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; анализ систем образования РФ и Грузии.
Теоретико-методологическая база позволяет нам выделить в процессе модернизации образования отдельные подсистемы и элементы, определить стороны взаимодействия, вызывающие положительные социальные изменения в функционировании всей системы.
Сложнее оценить успешность процесса модернизации национальных систем образования. Прежде всего, из-за существующего временного лага от начала трансформаций до первых изменений, последствий предпринятых действий, из-за отсрочки не только контролируемых результатов, но и вносимых корректив.
Результаты исследования и их обсуждение
В последнее время в России интенсифицировалась работа по осмыслению параметров образовательных реформ и формированию стратегии действий, что позволит обеспечить безопасность и устойчивость развития нашей страны. Технический прогресс, получение оперативного доступа ко всей мировой информации, развитие науки сильно изменили картину мира, еще совсем недавно казавшуюся незыблемой. Обнаружить новый горизонт, соответствующий этой эпохе, вот что по-настоящему становится важным при формировании стратегии модернизации национальной системы в любой стране. Необходимо отметить, что в эпоху переломного культурного кризиса в России в 1990-е гг. отсутствие самостоятельной концепции развития образования стало причиной подражания передовым идеям Европы и Америки, в том числе в части реформирования системы образования. Концептуально заимствование происходило через категории плюрализма, индивидуализма, эклектичности, многокультурности, интерактивности, открытости, диалога. Именно эти идеи американского научного сообщества определили особенности американской системы образования и в дальнейшем нашли свое отражение в процессах, сопровождающих современное образование в России и Грузии: в соединении традиционности и современности, в расширении разнообразия и неоднородности содержания образования, в рекомбинации функций управления, в создании уникальных образовательных траекторий и др. Ставя вопрос о месте понятия «диалог культур» в модернизации национальных систем образования, следует отметить влияние плюрализма мнений, мультикультурности, вариативности, ставших сегодня базовыми установками образовательных трансформаций. Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям [9]. Если этот термин применить к системе образования, то это означает изменение содержания образования, а также появление новых форм, технологий и методов обучения, сохраняя при этом традиционные ценности, межкультурные нормы и закономерности.
Система образования всегда строилась на принципах консерватизма и традиционности, «когда сфера образования на всех уровнях и во всех формах сглаживала социальные «новации» и транслировала следующему поколению только хорошие апробированные знания, навыки, культурные паттерны и др.» [10, с. 70]. Между тем в настоящее время система образования в цивилизованных странах переживает кризис стабильности, постоянно пребывая в состоянии поиска и самоизменения. Такая реактивность системы образования диктуется запросами общества и личности на гибкое непрерывное образование, с возможностью индивидуального подхода и постоянного обновления. Lifelong learning (непрерывное обучение) – это тренд на обучение, которому человек сознательно готов посвятить жизнь. Объем информации, новые требования к компетенциям специалиста стали предпосылками этим новациям.
Первоидеи модернизации системы образования пришли в Россию и Грузию из образовательной среды США, где реализуется современная модель образования, запускающая процессы реформирования на постоянной основе. В ней мы обнаруживаем поиск компромисса между жесткой централизацией и широкой автономией в управлении сферы образования, где акцентное внимание уделяется потребностям общества в образовательной услуге, вопросам воспитания толерантного отношения к другим расам, религиям, культурам, воспитанию личности. Отдельные положения и тезисы, такие как непрерывность образования, множественность выбора и другие легли в основу стратегии модернизации системы образования РФ и Грузии.
Например, школьная система в России выявляет все больше учащихся и родителей, желающих осуществлять альтернативные образовательные выборы. Сопоставление, а иногда даже противопоставление традиционного и альтернативного образования не является исключительно американским феноменом, возникшим из потребности повышения уровня качества образования в средних школах и обеспечения равных образовательных возможностей [11, с. 103].
После распада СССР национальные системы образования РФ и Грузии начинают активный поиск новых форм, образовательных моделей, обнаруживая тенденции к созданию единого образовательного пространства, учитывающего возможности миграции населения, выбора образовательного учреждения без привязки к месту проживания, а на основе поиска запрашиваемого качества образования. В 1991 г. прекращение существования СССР предопределило оформление новой независимой государственности Грузии. Первоочередная задача по приведению образовательной системы в соответствие с международными актами и соглашениями послужила толчком для начала образовательных реформ. Однако выполнение её осложнялось условиями общей дестабилизации экономической системы, возникновением критического дефицита государственных средств, определившего наиболее стратегические области, остро нуждающиеся в помощи со стороны государства. Недостаточные объемы государственных расходов на образование практически замораживают грузинские реформы.
В начале 1990-х гг. были и продуктивные решения в сфере образования Грузии. В 1993 г. начинается разработка образовательных стандартов Грузии, в 1994 г. принимается программа реформирования образования, в 1996 г. создаются первые национальные учебники. Однако социальные проблемы бытия переводят дальнейшее реформирование на силы донорских организаций. Их образовательные международные проекты закономерно несут переоценку ценностей, новую ментальность, где не остается места собственным традициям и идет разобщенность с русской культурой и языком [12]. Концепция модернизации грузинского образования декламировала повышение качества образования, его содержательного аспекта. Несмотря на внегосударственные финансовые субсидирования в систему образования, к началу 2000-х гг. качество образования в Грузии не возросло, а, наоборот, заметно упало. Снижение мотивации к обучению среди учащихся, утрата прежнего авторитета школы, к сожалению, происходит до сих пор. Для организации мотивированной учебной деятельности в этот период реформ государство вводит в структуру общего образования новое функциональное подразделение «школьных приставов», призванное обеспечить безопасную образовательную среду и вернуть школьников за парты.
В настоящее время модернизация системы образования Грузии продолжается. В рамках очередного пятилетнего этапа был запущен инновационный проект «Модель новой школы» [13], направленный на повышение качества преподавания и обучения, создание условий для развития творческой личности в школьные годы. Анализируя проблемы модернизации образования, мы видим, что на сегодня ярко выражена реальная возможность решения его кардинальной проблемы – качества образовательного процесса. Мы должны отметить, что материально-техническое обеспечение, зарплата педагогов не создают еще качества образовательной услуги, не гарантируют постоянного развития и обновления. По мнению многих, качество образования – социальная категория, характеризующая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, связанным с развитием и формированием гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Сравнивая системы образования России и США, следует сказать, что, в отличие от США, в российских школах возможность получения качественного образования существует изначально. Если говорить с позиции поликультурного подхода, то вопросы обучения и воспитания в школе в России имеют свои характерные особенности, определяющиеся культурным многообразием нашей страны. Так, образовательный процесс направлен на формирование человека, способного к активной и эффективной коммуникации в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, на овладение школьниками информацией культурного содержания, на выработку у них навыков толерантного отношения к национальным различиям и к учащимся с особыми потребностями. При модернизации национальных систем России и Грузии сегодня усилилось внимание к вопросам практической направленности полученных знаний, расширения сотрудничества школы и семьи. Альтернатива и стремление к качественному образованию реализуются через множественность выбора программ, учебных книг, цифровых технологий и параметров учебного времени, которые применяются как в отношении продолжительности самого обучения, так и на примере отдельных учебных дисциплин. Грузинское общество исторически было ориентировано на образование. Феномен частного репетиторства в Грузии подлежит отдельному исследованию. Независимо от экономической нестабильности, последнее время репетиторство активно набирает популярность и в России. Частные репетиторские занятия воспринимаются в обществе как альтернативное образование и возможность улучшить результаты достижений учащихся. Стоит отдельно подчеркнуть, что отказ от бинарности, провозгласивший равенство учителя и ученика в единстве образовательного процесса, переосмыслил роль и задачи педагога. Вследствие чего при подготовке будущих учителей ставятся вопросы об учете новых ценностей в обществе, о проблеме снижения авторитета профессии, об изменении восприятия учителя учеником. Таким образом, проникновение новых условий, ведущих тенденций в системы образования различных стран мира привело к последовательным и параллельным изменениям. Например, возникновение альтернативных школ в США происходило одновременно с появлением авторских школ в России, школ с новациями. Однако, как справедливо отмечает А.А. Вербицкий, Россия не может позволить себе слепо копировать нововведения США. Реформы остро необходимы, но такие, которые опираются на четкую и понятную научную основу, сообразны лучшим традициям российского образования и не влекут за собой непрогнозируемые социальные и экономические потери [14, с. 35]. Опыт построения системы альтернативного образования в США невозможен путем прямого переноса в систему общего образования в России, активно выстраивающего инновационные стратегии для обеспечения большей стабильности в постоянно меняющихся социокультурных реалиях. Следует признать, что в последние годы образовательная практика России и Грузии ориентируется на международную интеграцию и сотрудничество, переход к качественному образованию, благодаря реформированию и новаторству, опираясь при этом на базовые социальные устои государства и культурные традиции. Мы обнаруживаем общую проблематику национальных систем образования в части качества подготовки педагогических кадров, уровня профессиональной компетентности, увеличения потребностей и требований к образовательной услуге, как со стороны общества, так и со стороны отдельного индивида. Среди факторов отрицательного влияния можно перечислить такие, как недостаток материально-технического обеспечения, доставшаяся в наследство инфраструктура, неэффективный менеджмент в сфере образования, а главное, запоздалая актуализация системы на запросы рынка, задержки или слабые реакции на изменения. Многие реалии образования (ЕГЭ, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, внедрение стандартов содержания образования, опора на новые подходы и технологии, непрерывное образование, корпоративное обучение и многое другое) с трудом пробивают себе дорогу [15].
Заключение
Фактически российское и грузинское образование уже третье десятилетие находится в процессе перманентного реформирования, провозглашая приоритеты образовательной политики, направленные на увеличение качества, доступности, эффективности образования.
Результаты нашего исследования позволили выявить, насколько значимо постсоветское прошлое предопределило стратегию модернизации национальных систем образования в России и Грузии, степень востребованности в теории и практике школьного образования опыта США. Глобализация, усиливая межкультурные связи между странами, оставляет возможность выбора, когда каждая культура, столкнувшись с «чужим» на своём пространстве, стремится найти в нём нечто «своё», адаптировать его к условиям и запросам собственного культурного мира.
В качестве вывода можно сказать, что наблюдается много общего в реформировании российской и грузинской систем общего образования. Данное обстоятельство открывает перспективы анализа диалога культур педагогических систем двух стран, невзирая на сложившиеся проблемы в области политических, социально-экономических взаимоотношений.
Библиографическая ссылка
Маркова О.В. ДИАЛОГ КУЛЬТУР В МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГРУЗИИ) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1. – С. 44-48;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2418 (дата обращения: 03.12.2024).