Сложно переоценить важность адекватного восприятия мира и себя как его части, тем более если это самовосприятие происходит в период бурного становления личности, в подростковом возрасте. Важнейшим видом деятельности подростка является учебная, непосредственно влияющая на формирование его мировоззрения, системы ценностей, жизненных планов. Таким образом, перед педагогическим коллективом стоит задача по организации систематической работы, направленной на повышение степени адекватности самооценки учебной деятельности обучающихся. Помочь в этом может методика, разработанная нами и изложенная ниже.
Целью настоящего исследования является разработка методики, позволяющей повысить степень адекватности самооценки учебной деятельности у учащихся института СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по направлениям 09.02.02 «Компьютерные сети» и 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Материалы и методы исследования
Научные публикации по данному вопросу содержат указания на влияние коллектива на формирование ценностных суждений [1], рассматривают вопросы формирования подростковой самооценки при помощи ведущей деятельности [2], описывают психологические условия, способствующие повышению адекватности самооценки обучающихся [3]. Следует заметить, что методы, предлагаемые в вышеуказанных работах, с нашей точки зрения, носят несистематический характер в рамках какой-либо одной дисциплины, не используют всего потенциала взаимодействия членов педагогического коллектива и обучающихся.
С нашей точки зрения, зачастую складывается практика, когда педагогический коллектив не использует межпредметные связи, что приводит к тому, что у обучающихся происходит формирование самооценки учебной деятельности в рамках отдельных дисциплин, т.е. получается фрагментарная самооценка, не складывающаяся в единую, непротиворечивую самооценку учебной деятельности, что, в свою очередь, делает эту самооценку неустойчивой.
Кроме того, следует отметить, что в приведенных выше исследованиях в работу, направленную на изменение самооценки обучающихся, не вовлекается педагогический коллектив, т.е. эксперимент проводится исключительно исследователем или коллективом исследователей, что может привести к тому, что их работа будет восприниматься обучающимися как нечто искусственное, что также не способствует устойчивости формируемой ими самооценки.
Разрабатывая методику формирования адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся института СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, мы исходили из условий, способствующих формированию позитивного самовосприятия, а именно: позитивное самовосприятие членов педагогического коллектива, акцент на положительных сторонах обучающихся, установление реалистичных целей, опора на эмпатию, доверие [4, с. 164-168], семью обучающихся как значимых взрослых [5, с. 110-117].
Контрольная и экспериментальная группы состояли из 136 учащихся института СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по направлениям 09.02.02 «Компьютерные сети» и 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Проведенное нами ранее исследование степени адекватности подростковой самооценки учебной деятельности показало, что 49.26% обучающихся обладают адекватной самооценкой, 33.09% – завышенной и 17.65% – заниженной [6]. Беседы с обучающимися позволили выяснить, что подростки, обладавшие завышенной самооценкой, считали, что успешности способствовала их способность к обучению, с заниженной – показали большую разбросанность в выборе, не позволяющую вычленить какое-то качество. Подростки с адекватной самооценкой учебной деятельности к качеству, способствующему успешности их учебной деятельности, отнесли организованность.
При организации работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся мы выделили контрольную группу, в которую вошли 67 обучающихся по направлению 09.02.02 «Компьютерные сети» и экспериментальную группу, в которую вошли 69 обучающихся по направлению 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Степень адекватности самооценки учебной деятельности обучающихся, составляющих контрольную и экспериментальную группы, до начала работы по коррекции самооценки учебной деятельности была выяснена нами ранее [6] и указана в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Самооценка учебной деятельности обучающихся, входящих в контрольную группу, до начала работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности
Адекватная высокая самооценка |
Завышенная высокая самооценка |
Заниженная средняя самооценка |
Адекватная средняя самооценка |
Завышенная средняя самооценка |
Заниженная низкая самооценка |
Адекватная низкая самооценка |
14.9% |
14.9% |
17.9% |
28.4% |
17.9% |
0% |
6% |
Таблица 2
Самооценка учебной деятельности обучающихся, входящих в экспериментальную группу, до начала работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности
Адекватная высокая самооценка |
Завышенная высокая самооценка |
Заниженная средняя самооценка |
Адекватная средняя самооценка |
Завышенная средняя самооценка |
Заниженная низкая самооценка |
Адекватная низкая самооценка |
14.5% |
15.9% |
17.4% |
29% |
17.4% |
0% |
5.8% |
Данные, приведенные в таблицах 1 и 2, согласуются с данными, опубликованными нами ранее [6].
При планировании работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся мы исходили из следующих педагогических условий: обеспечение психологической и педагогической поддержки обучающихся членами педагогического коллектива, этапность процесса формирования самооценки и использование в учебно-воспитательной работе элементов культурного и исторического наследия региона, воздействие на мотивационный, деятельностный, когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки на всех этапах эксперимента [6].
Установочный этап работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся включал в себя цикл бесед, позволивших познакомить обучающихся, входящих в экспериментальную группу, с понятиями «оценка», «самооценка», «самооценка учебной деятельности». Штатный психолог ознакомил обучающихся с сущностью понятия «самооценка», ее компонентами, ролью адекватной самооценки в процессе учебной деятельности, были даны ответы на возникавшие вопросы. Члены педагогического коллектива ознакомили обучающихся с нормами оценивания, соответствующие нормативные документы были вывешены на стенде. С преподавателями института СПО были проведены беседы, в которых разъяснены цели работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся, особенности подростковой самооценки.
Целью описанных выше мероприятий было формирование у членов педагогического коллектива и обучающихся единых подходов к оцениванию, критериям и нормативам оценивания, самооценке и ее роли в становлении личности.
Следует отметить, что полученные обучающимися на установочном этапе знания о самооценке, ее компонентах и роли в становлении личности обогатили когнитивный компонент их самооценки, что позволило им в дальнейшем избегать затруднений при оценивании и самооценивании. Это, в свою очередь, позволило обучающимся произвести переоценку мотивации учебной деятельности.
На оценочном этапе работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности все члены педагогического коллектива руководили оценочной деятельностью обучающихся. Обучающимся в рамках изучаемых ими, согласно учебному плану, дисциплин предлагалось рецензировать лабораторные и контрольные работы, сочинения одногруппников. Далее предлагалось прорецензировать собственные работы, что позволяло обучающимся не только сравнить свою работу с работами одногруппников, но и проанализировать собственный подход к самооцениванию и оцениванию окружающих.
Наиболее удачные работы и рецензии, с согласия обучающихся, выносились на обсуждения с целью выработки у обучающихся единого подхода к оцениванию посредством соотнесения их собственных критериев оценивания с критериями оценивания одногруппников и членов педагогического коллектива.
На оценочном этапе работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающиеся в рамках факультативов и внеурочной деятельности были ознакомлены с историей Елецкого района от Елецкого княжества (XII в.) до наших времен, посетили музеи города, ознакомились с творчеством и биографиями земляков: писателей И.А. Бунина и М.М. Пришвина, художников В.Н. Мешкова и Н.Н. Жукова, композитора Т.Н. Хренникова. Знакомство с культурным и историческим наследием региона способствовало формированию у обучающихся положительного восприятия себя как субъекта культурной и исторической среды родного края.
Целью оценочного этапа было формирование у обучающихся навыков оценивания и самооценивания результатов учебной деятельности, что положительно сказалось на деятельностном компоненте самооценки учебной деятельности.
Таблица 3
Самооценка учебной деятельности обучающихся, входящих в экспериментальную группу, на оценочном этапе формирующего эксперимента
Адекватная высокая самооценка |
Завышенная высокая самооценка |
Заниженная средняя самооценка |
Адекватная средняя самооценка |
Завышенная средняя самооценка |
Заниженная низкая самооценка |
Адекватная низкая самооценка |
15.9% |
14.5% |
15.9% |
34.9% |
14.5% |
0% |
4.3% |
Кроме того, положительное самовосприятие обучающихся как субъектов культурной и исторической среды малой родины оказало благотворное влияние на эмоциональный компонент их самооценки.
В конце оценочного этапа по методикам, опубликованным нами ранее [6], было проведено исследование степени адекватности самооценки учебной деятельности обучающихся, входящих в экспериментальную группу.
Приведенные в таблице 3 данные указывают на рост числа обучающихся, обладающих адекватной самооценкой, и снижение числа обучающихся, обладающих завышенной высокой, завышенной средней и заниженной средней самооценками. Снижение числа обучающихся, обладающих адекватной низкой самооценкой, по нашему мнению, свидетельствует не о снижении степени адекватности самооценки учебной деятельности слабоуспевающими обучающихся, а о росте их успеваемости, отмеченном членами педагогического коллектива.
На самооценочном этапе работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающимся, входящим в экспериментальную группу, предлагалось аргументированно оценивать свои лабораторные, тестовые работы, сочинения, которые в свою очередь также оценивались преподавателями соответствующих дисциплин. Штатный психолог совместно с членами педагогического коллектива проводили индивидуальные беседы с обучающимися, на которых обсуждали оценку, поставленную преподавателем, ее аргументацию.
На основании материалов, полученных на оценочном этапе эксперимента, были выделены обучающиеся, обладающие заниженными и низкими самооценками учебной деятельности. Кураторами групп и штатным психологом были проведены беседы, их целью было выяснение причин, по которым обучающиеся низко оценивали свои успехи в обучении. Для них были подобраны серии индивидуальных заданий, соответствующих уровню подготовки, позволяющих обучающимся чаще испытывать чувство успеха, что способствовало повышению самооценки учебной деятельности. Считаем, что низкая самооценка оказывает на подростка более пагубное воздействие, нежели несколько завышенная.
Целью самооценочного этапа было закрепление у обучающихся навыков оценивания и самооценивания результатов учебной деятельности на основании усвоенных ранее критериев оценивания.
На всех этапах работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности кураторы групп совместно со штатным психологом на родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями обучающихся давали советы, касающиеся психологической поддержки подростков, важности наличия у них адекватной самооценки и путей ее коррекции. Особое внимание уделялось консультациям родителей обучающихся, обладающих заниженными и низкими самооценками.
Результаты исследования и их обсуждение
В конце самооценочного этапа по методикам, изложенным ранее [6], было проведено исследование степени адекватности самооценки учебной деятельности обучающихся, входящих в контрольную и экспериментальную группы, результаты приведены в таблицах 4 и 5.
Как видим, степень адекватности самооценки учебной деятельности обучающихся, входящих в контрольную группу, изменилась незначительно. Изменения в цифрах могут быть связаны с повысившейся успеваемостью, а не изменением самооценки.
Сравнение результатов исследования самооценки учебной деятельности обучающихся, входящих в экспериментальную группу, до (таблица 2), во время (таблица 3) и после окончания (таблица 5) работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности позволяет констатировать рост количества обучающихся, обладающих адекватной самооценкой учебной деятельности, с 49.3% до 66.6%, что, несомненно, свидетельствует о работоспособности методики, изложенной выше.
Таблица 4
Самооценка учебной деятельности обучающихся, входящих в контрольную группу, после окончания работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности
Адекватная высокая самооценка |
Завышенная высокая самооценка |
Заниженная средняя самооценка |
Адекватная средняя самооценка |
Завышенная средняя самооценка |
Заниженная низкая самооценка |
Адекватная низкая самооценка |
14.9% |
14.9% |
17.9% |
29.9% |
17.9% |
0% |
4.5% |
Таблица 5
Самооценка учебной деятельности обучающихся, входящих в экспериментальную группу, после окончания работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности
Адекватная высокая самооценка |
Завышенная высокая самооценка |
Заниженная средняя самооценка |
Адекватная средняя самооценка |
Завышенная средняя самооценка |
Заниженная низкая самооценка |
Адекватная низкая самооценка |
21.7% |
10.2% |
11.6% |
39.1% |
11.6% |
0% |
5.8% |
Отметим, что наибольшие изменения в самооценке учебной деятельности продемонстрировали обучающиеся, изначально обладавшие завышенной, а позже адекватной средней самооценкой. Изменения в самооценке обучающихся происходили на фоне роста успеваемости, причем обучающиеся, входившие в экспериментальную группу, демонстрировали более высокий и устойчивый её рост, нежели обучающиеся из контрольной группы.
Заключение
Результаты работы по формированию адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся показывают, что, несмотря на изменения, присущие подростковому возрасту, мнение значимых взрослых, в нашем случае родителей обучающихся и членов педагогического коллектива, все еще оказывает значительное влияние на их самооценку. Особенно сильно это было выражено у обучающихся с заниженной самооценкой, охотно изменявших мнение о своих успехах в учебной деятельности под воздействием мнения членов педагогического коллектива и одногруппников. Формирование же адекватной самооценки учебной деятельности обучающихся, обладающих завышенной самооценкой, требует целенаправленной, систематической работы всего педагогического коллектива. Простого упоминания того, что их мнение о своих успехах в учебной деятельности не совпадает с мнением окружающих, было недостаточно, требовалась развернутая аргументация. Изложенная выше методика была апробирована в институте СПО ЕГУ им. И.А. Бунина и показала устойчивые результаты.
Библиографическая ссылка
Таров Д.А., Тарова И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1. – С. 32-36;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2416 (дата обращения: 03.12.2024).