В настоящее время тема здорового образа жизни набирает всё большую популярность. Ведутся и продолжают создаваться большое количество различных блогов и каналов, в которых люди дают советы о том, как правильно питаться, как держать тело в форме и просто как поддерживать своё здоровье. Молодые люди, обучающиеся в учебных заведениях, демонстрируют свою заинтересованность в формировании культуры здоровья, однако встречаются и студенты с низким уровнем здоровьесберегающей компетенции. Формирование здорового образа жизни среди молодёжи – важное направление образовательной системы, поэтому необходимо способствовать формированию здорового образа жизни с применением различных средств физической культуры и спорта. Культура здоровья напрямую связана со всеми функциями жизнеобеспечения нашего организма, поэтому проблемы, возникающие на пути ее формирования у студентов, являются актуальными и будут являться таковыми на всем протяжении жизни человека. С наступлением информационного века люди, а особенно студенты, которые являются передовиками в освоении нашего мира, все больше и больше заинтересованы в информации: телефоны, ноутбуки, планшеты; следовательно, малоподвижный образ жизни стал привычным для многих студентов. Все больше и больше СМИ информируют о том, что ежедневно в больницах появляются пациенты в возрасте от 20 до 30 лет, чьи проблемы связаны именно с недостатком двигательной активности. Но также повествуют и о том, что есть и те, которые, наоборот, пропагандируют ЗОЖ, и с каждым днем их число растет, потому что «движение – это жизнь», как говорят многие в нашей стране. Каждый год проходят различные исследования, чтобы выявить тот процент студентов, которые не заинтересованы в здоровом образе жизни. Некоторые из них выявили, что существенная часть студентов не заинтересована, либо частично заинтересована в ЗОЖ. При этом ученые отмечают, что в мире информационного потока идет активная пропаганда двигательной активности и здорового питания, поэтому ситуация может измениться в лучшую сторону.
Что такое культура здоровья
Культура здоровья – это главный аспект в жизни каждого человека. В современном мире, когда крупные города состоят большей частью из промышленных районов с множествами выхлопных газов, а также когда планета почти полностью окружена техникой, привлекающей постоянное внимание каждого человека, поддержание здорового образа жизни и формирование культуры здоровья молодежи становятся главными целями государства. Здоровье – это главная ценность каждого человека. На протяжении последних веков проблема сохранения и поддержания здоровья обсуждалась многими учеными, такими как Дж. Локк, Г. Сковорода, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Многие из них очень часто употребляли термин «Культура здоровья» в своих работах и считали, что проблема формирования этой культуры является одной из самых важных в жизни человечества.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Он позволяет человеку нормально функционировать в обществе, стабильно развиваться психологически и физически. ЗОЖ – это не только возможность снизить все заболевания, возникающие во время взросления, но и условие нормального течения жизни. Адекватно сформированная культура здоровья позволяет достигать целей и задач, успешно осуществлять планы, преодолевать трудности, а если придётся, то и выдерживать большие нагрузки, ведь в постинформационном обществе, как известно, всё развивается с невероятной скоростью, и каждому человеку требуются время и силы, чтобы освоить всё новое. ЗОЖ позволяет человеку проживать долгую и позитивную жизнь.
Культура здорового образа жизни – это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций [1, с. 8].
Существуют разные понятия здорового образа жизни, но на самом деле ЗОЖ – это комплекс, состоящий из аспектов физического, морально-нравственного и психологического здоровья.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Физическое здоровье напрямую связано с распорядком дня, с тонусом организма на всем протяжении суток, со сном.
Психическое же здоровье – это состояние функционирования головного мозга и нервной системы, их взаимодействия. Также от психологического здоровья зависят все процессы: мышление, память, внимание, уровень устойчивости к стрессам, расстройства.
Моральное самочувствие ориентируется на нравственные устои общества, которые являются опорой нормального нахождения человека в социуме. В основе нравственного здоровья лежит мировоззрение человека: отношение к труду, к окружающему миру, к людям, к осознанию, что такое здоровые привычки, правильный образ жизни, социальное поведение и многое другое.
Итак, культура здоровья – это целый комплекс в сознании человека по отношению к своему состоянию, будь то психологическое, моральное или физическое. Оно напрямую связано с положением и ощущением человека в нашем социальном обществе и является залогом хорошего, устойчивого развития индивида. Нужно понимать, чтобы культура здоровья была правильно сформирована, прежде всего, необходимо обеспечить нормальное развитие подрастающего поколения и создать все условия для стабильного развития и функционирования в обществе.
Как уже было сказано ранее, среди студентов существуют различные мнения насчёт культуры здоровья. Чтобы классифицировать и определить процент обучающихся, у которых сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни, и процент тех, кто отрицательно относится к данному понятию, мы провели опрос среди студентов Кемеровского государственного университета с первого по третий курс. Результаты и выводы мы описали ниже.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования были заданы вопросы на понимание ЗОЖ, на отношение студентов себя к данному понятию, а также на то, как часто и в каких случаях молодые люди прибегают к услугам медицинских учреждений.
Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Отношение студентов к ЗОЖ
Суждения |
% |
Здоровый образ жизни – это про меня |
32 |
Скорее положительно, чем отрицательно |
20 |
Нейтрально |
12 |
Скорее отрицательно, чем положительно |
10 |
Здоровый образ жизни – совсем не про меня |
25 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
На основе полученных данных можно установить, что большинство студентов демонстрирует желание следовать правилам ЗОЖ (32 %). Присутствует и немаленький процент респондентов, не придерживающихся здорового образа жизни (25 %). У современной молодёжи сформирован неплохой уровень культуры здоровья, однако проблема безразличия к своему здоровью среди обучающихся всё же есть. Количество студентов, которые не приветствуют рациональный подход к здоровью, намного выше, чем, к примеру, век назад. Это следствие того, что с образованием информационной среды, студенты все больше и больше заняты потоком информации при сидячем образе жизни.
Студенты, поддерживающие своё физическое состояние, делают это для того, чтобы хорошо чувствовать себя среди окружающих, больше нравиться близким, вызывать уважение у знакомых. Кому-то физкультурно-спортивная деятельность приносит удовольствие от мышечной уверенности в собственных силах [2, с. 12].
Также был задан вопрос «Что вы подразумеваете под здоровым образом жизни?», полученные данные занесены в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что 41 % студентов считает, что здоровый образ жизни – это комплекс различных мероприятий по сохранению и поддержанию своего здоровья. Это означает, что в понимании большинства вести здоровый образ жизни – значит употреблять полезные продукты, соблюдать биоритмы, заниматься умеренными физическими нагрузками ежедневно и поддерживать внутреннюю психологическую гармонию. Кроме того, нашлись студенты, имеющие своё собственное отношение к данному понятию. Например, были ответы, содержащие такие пункты, как личная гигиена, достаточный отдых, закаливание.
Таблица 2
Мнения студентов о понятии ЗОЖ
Суждения |
% |
Спорт, здоровое питание, распорядок дня, психологическое здоровье |
41 |
Жизнь без вредных привычек |
13 |
Только спорт и активная жизнедеятельность |
25 |
Только здоровое питание |
11 |
Психологическое спокойствие |
9 |
Свой ответ |
1 |
Ответы на вопрос «Как часто вы следите за здоровьем, прибегая к медицинскому обслуживанию?» приведены в табл. 3.
Таблица 3
Частота обращения студентов за медицинской помощью
Суждения |
% |
Раз в год прохожу полный медицинский осмотр |
16 |
Только когда начинаются болезненные ощущения |
52 |
Редко бываю в учреждениях здравоохранения |
23 |
Хожу на приём почти каждый месяц |
9 |
На основании полученных ответов можно говорить о том, что в основном опрашиваемые обращаются к медицинским специалистам в случае возникновения болезненных ощущений (52 %), либо делают это очень редко (23 %).
Обобщая результаты, полученные в ходе нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что такая составляющая культуры здоровья, как здоровый образ жизни, сформирована у студентов Кемеровского государственного университета довольно хорошо. Молодые люди проявляют интерес к спорту, сбалансированному питанию, здоровому сну, чего нельзя сказать о контроле своего здоровья посредством специальных учреждений. Современные реалии таковы, что в круговороте дел и задач не всегда найдётся время на то, чтобы уделить достаточное внимание своему здоровью.
Проблемы студентов в отношении культуры здоровья
Организация жизни современных студентов беспорядочна и хаотична. Контингент обучающихся с низкой культурой здоровья будет всегда. Среди причин отсутствия должного отношения к поддержанию своего здоровья отмечается отсутствие свободного времени и недостаточно развитые волевые качества.
Помимо недостаточной двигательной активности к факторам риска здоровью среди студентов относят негативный психологический климат в коллективе, перегруженность учебными заданиями, а также увлечение алкогольными напитками, курением. Низкий уровень знаний о своём здоровье и способах его сохранения ограничивает способность студента рационально планировать учебную деятельность и корректировать образ жизни. Это приводит к информационным перегрузкам мозга, дефициту времени и сна, гиподинамии, нарушению режима труда и отдыха, повышению подверженности патологическим зависимостям [3, с. 75]. Негативные последствия, накапливаясь в течение учебного года, проявляются в увеличении числа заболеваний студентов, а порой и в отклонениях в состоянии здоровья.
Как сформировать положительное отношение
Так как наше общество не стоит на месте и с каждым днём появляется все больше и больше различных технологий, потребность в сохранении здоровья становится одной из самых важных в мире. Влияние всех факторов нашего общества на молодежь и на ее здоровье вызывает большое беспокойство. Физическое, психологическое и моральное благополучие каждого человека подверглось сильным изменениям за последние 20 лет. Стараясь сохранить мировоззрение в сфере здорового образа жизни, политика государства направляется на активную пропаганду поддержания здоровья человека. Поэтому были внедрены в программы обучения различные методы по осуществлению формирования культуры здоровья. Особое назначение программы по формированию ЗОЖ – студенты. Данная социальная группа является особенной, так как именно она является будущим страны.
Можно выделить три основные группы мотивов в помощь осознания студентами пользы здорового образа жизни [4, с. 28]:
1. Физиологические – стремление усовершенствовать свою фигуру и улучшить функциональные возможности.
2. Психологические – самовоспитание, проверка силы воли и характера.
3. Социальные – самоутверждение, признание окружающих, достижение успеха.
Смотря на то, как развиваются современные обучающиеся вузов, были созданы специальные здоровьесберегающие технологии и методы, формы их осуществления.
Классификация методов, предложенная Ю.Ф. Курамшиным, включает три группы [5]:
1. Направленные на приобретение знаний.
2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.
3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.
Методы, направленные на получение различных знаний по поводу физической культуры – это рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор. С их помощью можно донести лишь информацию о здоровом образе жизни, о том, как важно его соблюдать и на что он влияет. Главное правило соблюдения этого метода заключается в том, чтобы он был наглядным и соответствовал возрасту человека. Чтобы лучше воспринималась информация, нужно использовать различные средства: аудиоаппаратуру, мотивирующие видеоролики и фотографии.
Метод, который помогает нам овладеть различными умениями и навыками двигательной активности – это упражнения. Упражнение – это умение применять на практике свои знания. Чтобы выполнять упражнения, нужно знать все детали осуществления действий, а также их значение. В осуществления этого метода помогают музыкальное сопровождение, тренажерные устройства, ведь современной молодежи очень нравятся новые технологии. Например, такой вид занятий, как фитнес, достаточно часто используют на уроках физической культуры. В соответствии с практикой применения фитнес-технологий на занятиях физической культуры можно увидеть повышенный интерес и большую мотивацию к занятию. Так, например, выполнение силовых упражнений под музыку вызывает значительный интерес среди студентов. Внедрение различных элементов фитнеса в занятия является как простой адаптацией самих занятий под требования времени, так и фактором, повышающим его плотность [6, с. 20].
Третий метод очень сложный, потому что требует постоянной поддержки двигательной активности и соблюдения нагрузки на организм. Если стабильно превышать возможное напряжение, можно вызвать не только эмоциональное выгорание, но и увечья. Поэтому нужно очень тщательно подбирать физические нагрузки согласно возрасту и возможностям студента, а также поддерживать непрерывные занятия и постоянно мотивировать ученика.
Каждый метод можно осуществлять с помощью игр, для увлекательного усвоения как информации, так и отработки умений. Также можно создавать соревновательную атмосферу, чтобы повысить интерес студентов к занятиям.
Нужно помнить, что методы тесно взаимосвязаны, и комплексно подходить к решению каждого из них. Залог успеха в формировании культуры здоровья студентов связан с правильным, индивидуальным и природосообразным подходом к проблеме понимания и соблюдения здорового образа жизни.
Заключение
Итак, после полного анализа данной темы можно сделать несколько выводов. Во-первых, культура здоровья на данный момент у студентов находится на высоком уровне сформированности. Во-вторых, чтобы способствовать образованию мировоззрения в сфере физической культуры, требуется не только наличие различных тренажёров, но и использование различных методов мотивации, информирование о полезности соблюдения здорового образа жизни.
Библиографическая ссылка
Андрющенко Ю.В., Урванцева М.В., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 51-55;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2409 (дата обращения: 03.10.2024).