Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЭФФЕКТ ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАДМИНТОНИСТОВ

Аристов В.Н. 1 Копылов А.В. 1 Авдеев Д.Б. 1 Костюкова А.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Опираясь на теорию функциональных систем, авторы статьи изучают механизмы саморегуляции и адаптацию внутренних систем в организме студентов, регулярно занимающихся бадминтоном. Физическая нагрузка рассматривается с точки зрения функционирования двух центров вегетативной нервной системы. Высказывается мнение о том, что сформированные в процессе тренировок навыки как средства абстрактного мышления способствуют выработке глубоких знаний и повышению интеллекта в спортивной деятельности. Описываются пути развития способностей бадминтонистов. В своём исследовании авторы применяют оценку ритма сердечных сокращений для обнаружения показателей неудовлетворительной адаптации. Применялся также метод вариационной пульсометрии, выполняемый с использованием прибора, принимающего кардиоинтервалы. В результате чего все полученные данные были разделены на пять групп в зависимости от состояния уровня здоровья. Это позволило сделать выводы о коррекции отклонений в функциональном состоянии организма в тренировочном процессе. В частности, для сглаживания нервно-эмоционального напряжения во время тренировки рекомендуется начинать подготовку с выработки основных двигательных движений и только затем переходить на первый и второй этапы творческого развития. Изложенная в статье информация несёт практический характер, а сформулированные выводы могут помочь в подготовке к тренировочному процессу.
теория функциональных систем
физическое развитие
нервная система
анализ ритма сердечных сокращений
метод вариационной пульсометрии
1. Байгужина О.В., Рубанович В.Б., Никольская О.Б. Психофизиологический статус спортсменов, занимающихся бадминтоном // Психология. Психофизиология. 2021. № 14 (1). С. 97–110. DOI: 10.14529/jpps210110.
2. Щекотихин М.П. Психофизиологическая роль занятий бадминтоном в жизни студентов // Наука-2020. 2021. № 3 (48). С. 6–12.
3. Никитюк Б.А. Спортивная морфология 80-х: новые концепции и методологические подходы // Теория и практика физической культуры. 1981. № 5. С. 19.
4. Семянникова В.В., Карасева Е.Н., Карташова Е.В., Ларина Н.С. Повышение адаптационных возможностей студентов средствами бадминтона // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 292–295.
5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 486 с.
6. Волохов Д.А., Федорова Т.М., Русина А.А. Физическая подготовка бадминтонистов // Современные здоровьесберегающие технологии. 2021. № 1. С. 20–30.
7. Авилова И.А. Использование бадминтона в системе физического воспитания студентов различных медицинских групп // Региональный вестник. 2020. № 5 (44). С. 49–50.
8. Аристов В.Н., Ашвиц И.В., Авдеев Д.Б. Психофизиологические основы физического развития студенческой молодёжи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–3. С. 214.
9. Превентивная кардиология. Под ред. проф. Г.И. Косицкого. М.: Медицина, 1977. 560 с.
10. Васильева Н.В., Матвеева Н.А., Тимофеев М.В. Влияние занятий бадминтоном на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 9. С. 3–9

Молодой организм является сосредоточением гигантского ресурса заложенных в него способностей. Проблема наиболее полного и максимального использования этого ресурса, вложенного в нашу организацию, имеет невероятно большое значение [1, 2].

Подготовка бадминтонистов взаимосвязана с ускорением прогресса в развитии сил и задатков, что невозможно без глубокого и всестороннего изучения особенностей адаптации организма к физическим и эмоциональным нагрузкам. Следствием выработки прочной долговременной адаптации к физическим нагрузкам является формирование ряда изменений в работе механизма нейрогормональной регуляции функциональной системы. Это в свою очередь помогает организму при мышечной работе выполнять свои функции в состоянии стабильности и экономии. Возрастающая интенсификация мышечных нагрузок, сопровождаемая огромным нервно-эмоциональным напряжением, может создать условия для срыва адаптации организма [3, 4].

Изучение адаптационных процессов в организме и управление ими имеет большой потенциал при использовании с целью профилактики и лечения неинфекционных болезней.

Целью нашего исследования была оценка уровня здоровья бадминтонистов, выявление неудовлетворительной адаптации, обеспечение мер профилактики и коррекции отклонений в функциональном состоянии организма.

Материалы и методы исследования

При оценке физического развития бадминтонистов была взята за основу теория объединения функциональных систем организма человека в целостную избирательную систему приспособительного поведенческого акта. Исследование сердечных ритмов базировалось на методике вариационной пульсометрии с использованием прибора «Анализатора ритма сердца № 5», набирающего кардиоинтервалы для последующего программного анализа полученных результатов. Датчик прибора закрепляется на подушечке пальца руки и начинает работать по пульсовой волне. По результатам работы, проведённой за последние пять лет, удалось сформировать базу данных о состоянии здоровья студентов с 1–6 курсов различных факультетов.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению П.К. Анохина [5], основное свойство организма (ультрастабильной биологической системы) состоит в сохранении важнейших констант гомеостаза, чем больше отклоняются константы от нормы, тем более высшие уровни управления организма подключаются к поиску резервных возможностей с целью возвращения их в оптимальное состояние.

Деятельность организма в обычных условиях происходит под контролем вегетативной нервной системы (ВНС), два основных центра которой – парасимпатические (ПС) и симпатические (С) – сохраняя внутреннее единство, пребывают в отношениях «единства и борьбы противоположностей» (рис. 1).

aristov1.wmf

Рис. 1. Структурная схема управления функциями организма

В отсутствии нагрузки ПС ВНС регулирует функции и системы организма в экономном режиме. Это, однако, не относится к пищеварительной системе, которая работает весьма интенсивно, компенсируя энергетические запасы в организме бадминтониста.

Возникающий в тренировочном процессе стимул для организма в виде физической нагрузки переводит все функции под контроль чрезвычайного уровня – СВНС. Органы и системы начинают работать в спартанском режиме и затрачивают наибольшее количество энергии, а возмещение сил и ресурсов ухудшается по причине снижения темпов работы пищеварительной системы. В таких условиях выполнение скоростной физической деятельности становится кратковременным.

Чтобы прийти к балансу и стабилизировать работу всех систем, есть два пути: вернуться на экономный ПС уровень регуляции или выйти на симпатоадреналовый – стратегический гормональный уровень. Последнее возможно либо при наличии фактора страха, либо, наоборот, в ожидании получения ярких позитивных эмоций и положительного результата своей спортивной деятельности. Наибольшее отклонение от нормы константы внутренней среды, вызванное действием физических нагрузок и эмоций, включает (реле) гипоталамус, который передаёт сигнал на гипофиз (это регулятор эндокринной системы) и происходит выброс различных гормонов. Адреналин и норадреналин (гормоны надпочечников, мозговой части), как медиаторы (проводники), усиливают работу СВНС, а остальные гормоны эндокринной системы действуют на клетки-мишени, подопечные им, длительно прорабатывая каждую её подопечную им.

Всякий фактор физической нагрузки приводит к выстраиванию комплексных функциональных систем именно на стратегическом уровне в организме.

Функциональные системы – это структуры, работающие и управляемые автономно, выборочно связывающие различные органы и уровни нервной, гуморальной и гормональной регуляции для качественного улучшения потенциальных возможностей и достижения положительного результата в целенаправленной деятельности.

Навык – обыкновенный пример самой простой функциональной системы. Это действие или понятие вырабатывается по итогам многократных повторений, доводится до автоматизма, но в свою очередь выполняется без необходимости анализа и контроля со стороны сознания. Навыки управляются с уровня подсознания древней корой. Часто повторяющиеся навыки, привычки, выполняются на автоматизме – экономно.

Многообразие навыков в тренировочном процессе является прямым показателем великого множества функциональных систем, качественно отражающих всевозможные черты действий бадминтонистов. Они представляют собой иерархию множества последовательного их взаимодействия, то есть умения – произведение нескольких навыков единовременно в характерной последовательности, цель которого – обретение ожидаемого результата.

Основательная база двигательных навыков и понятий в организме позволяет бадминтонисту повышать мастерство для любого желаемого результата. Навыки и умения, в качестве средств подключения информации и абстрактного мышления, способствуют выработке способностей получения результатов и их анализа, собственных выводов, глубоких знаний и интеллекта в спортивной деятельности.

В обучении бадминтонистов существует два пути развития способностей: исполнительский и творческий.

Исполнительские способности – продукт обучения известному: запоминание, повторение, тренировки – то есть наше классическое обучение, в котором волюнтаризм тренера, как одна из основных движущих сил, преобладает в тренировочном процессе. Имея свои пределы, рост исполнительских способностей у бадминтонистов, протекающий на первых этапах достаточно живо, со временем тормозится и приходит в упадок.

Творческие способности – продукт самодвижения, развития по пути открытия истин, неизвестных спортсмену. Это продукт свободного развития бадминтонистов, при котором интерес, увлечения и страсть – главные действующие силы. Развитие творческих способностей вначале идёт медленно, но в последующем, постепенно ускоряясь, пределов не имеет, при сохранении нормального творческого процесса.

Интерес и навык имеют прямо пропорциональную зависимость в том смысле, что новый спортивный опыт, вызывающий чувство удовлетворения, обостряет интерес к тренировочной комплексной работе. Ряд негативных афферентаций, полученных во время тренировки, может надолго остановить последующее развитие. В связи с этим планирование конкретных тренировочных программ и овладение новыми умениями должно происходить с учётом соразмерности нагрузки к ресурсам тренируемого. Во избежание срывов необходимо усиливать интерес положительным желаемым итогом при каждой тренировке.

Увлечение – это вторая стадия творческого развития человека, требует подтверждения результатом нескольких тренировок. Но, когда творческие способности бадминтониста переходят на третью ступень, переходя в страсть, спортивные занятия сами по себе становятся источником удовольствия и радости.

Однако учитывая тот факт, что при возрастании и усилении мощности тренировочных нагрузок общие показатели необходимого уровня работоспособности могут ухудшаться, вопросу сохранения здоровья бадминтонистов стоит уделить особое внимание. Работа всех физиологических систем у прошедшего хорошую тренировку спортсмена происходит в более бережном режиме при обычных физических нагрузках, а также в состоянии покоя. Получая максимальную нагрузку, деятельность вышеназванных систем переходит к высочайшим величинам, недосягаемым для нетренированного организма. В свою очередь регулирование функционального состояния организма через профилактику и коррекцию разного рода функциональных напряжений поможет существенно повысить работоспособность [6, 7].

Использование анализа ритма сердечных сокращений в рамках всецелой реакции нагружаемого организма опирается на представление сердечно-сосудистой системы как показателя приспособительной и адаптационной функций индивидуума [8–10]. Оценка ритма сердца позволяет получить сведения о функциональном состоянии всех компонентов управления жизнедеятельности человека. Это применимо как к организму, работающему в нормальном состоянии, так и при патологических процессах.

Исследование большого количества спортсменов позволило нам распределить их по функциональному состоянию на 5 групп: 1-я – ИПСЗ (интегральный показатель состояния здоровья) 55 и более условных единиц – высокий уровень (организм спортивно развит); 2-я – и ИПСЗ 40–54 условных единиц – хороший уровень (организм здоров); 3-я – и ИПСЗ 25–39 условных единиц – удовлетворительный уровень; 4-я – и ИПСЗ 10-24 уловных единиц – низкий уровень (организм на грани нормы и патологии); 5-я – и ИПСЗ 9 условных единиц и менее – очень низкий уровень (организм в состоянии болезни), если нет воздействий извне.

aristov2.tif

Рис. 2. Функциональное состояние бадминтонистов по интегральному показателю вариационной пульсометрии

По результату проведённых исследований бадминтонистов в тренировочном процессе (до тренировки – фон, после окончания тренировки – работа и восстановление с использованием контрастного душа), мы пришли к следующим выводам (рис. 2):

1) до тренировки (фон) организм находится в 1-й группе, после тренировки (работа) на верхней границе 5-й группы, где бадминтонист попадает в условия вынужденного поиска резервов организма, перераспределяет их и создаёт более мощную и сильную функциональную систему, а после восстановления с использованием контрастного душа возвращается во 2-ю группу – правильное функционирование организма в тренировочном процессе;

2) если бадминтонист долго находился в интенсивном режиме тренировочных нагрузок, восстановление замедляется;

3) бадминтонист побывал в очень жёстком режиме деятельности, 5-й группы, его организм, как саморегулирующаяся система, или не адаптируется, или ресурсы сгорают неоправданно. Тренировать так нельзя, а для соревнований это обычное явление;

4) тренировочные нагрузки превышают потенциальные возможности бадминтониста;

5) бадминтонисту в гипер-, суперкомпенсации необходимо срочно уменьшить тренировочные нагрузки;

6) бадминтонист находится в предбо- лезни;

7) бадминтонист пребывает в состоянии болезни.

Заключение

Бадминтон – очень скоростной со значительным нервно-эмоциональным напряжением вид спорта.

Подготовка бадминтониста должна начинаться с выработки основных двигательных движений – навыков. Тренер даёт вводный инструктаж: как выполнять тот или иной навык. Если обучаемый делает ошибки, тренер осуществляет текущий инструктаж. Работа проводится до тех пор, пока обучаемый не освоит навык, не укрепит движения и не будет управлять им с уровня подсознания на автоматизме. Таким образом, обучаемый должен освоить значительное количество навыков и выйти на первый этап творческого развития – интерес.

Затем начинается второй этап обучения – освоение умения (технологии). Это последовательность выполнения во взаимосвязи нескольких навыков с целью получения запрограммированного результата. В результате этого процесса обучаемый выходит на следующий этап творческого развития – увлечение.

На данном этапе обучающий очень быстро развивает способности бадминтониста.

Неразумно только учитывать объем интенсивности нагрузок в тренировочном процессе. Усиление выносливости бадминтониста в спортивной деятельности напрямую зависит от мощности созданных функциональных систем. Если функциональные системы ещё слабы, организм обучаемого может отказаться от поиска резервов и продолжающаяся физическая деятельность будет истощать запасы этой системы. Поэтому процесс развития не должен форсироваться, необходимо вовремя восстанавливать организм после интенсивных нагрузок. В результате бадминтонист вырабатывает знания, которые может использовать в своей практике, страсть и интеллект (стабильную мыслительную деятельность в своём виде спорта).


Библиографическая ссылка

Аристов В.Н., Копылов А.В., Авдеев Д.Б., Костюкова А.О. ЭФФЕКТ ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАДМИНТОНИСТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 31-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2405 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674