Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВЫСШАЯ ШКОЛА ИНДИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Шкунов В.Н. 1 Радченко Л.Р. 2
1 Самарский федеральный исследовательский центр РАН
2 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
Статья посвящена проблемам, с которыми столкнулась высшая школа Республики Индия в период пандемии COVID-19. Раскрыты пути, формы и методы преодоления негативных последствий пандемии, перестройки образовательного процесса. Особое внимание уделено вопросам влияния социально-экономических проблем, обострившихся в период пандемии, на доступ индийской молодежи к высшему образованию. На конкретных примерах раскрыты решения органов власти, администраций университетов Республики о неотложных мерах по обеспечению функционирования вузов в чрезвычайных условиях. В публикации анализируются схожесть и различия в подходах российских и индийских университетов к организации образовательного процесса в условиях действующих ограничений. Приведены статистические сведения, характеризующие изменения в национальной системе высшего образования Республики Индия в период пандемии COVID-19. Представлен анализ причин отсева студентов в 2020–2021 гг., прежде всего, среди обучающихся из числа представителей зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. Раскрыты основные подходы к организации электронного и дистанционного обучения в индийских университетах, а также проанализированы прогнозы ученых о будущих векторах развития индийской высшей школы. Выводы, сделанные на основе анализа, могут быть полезны российским органам управления в сфере образования, коллективам отечественных университетов, ученым, студентам и т.д.
Индия
высшее образование
пандемия
COVID-19
университеты
ограничения
дистанционное образование
1. Anne Nuorgam. COVID-19 and Indigenous peoples. [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/covid-19.html (date of access: 17.08.2021).
2. Bordoloi Ritimoni, Das Prasenjit, Das Kandarpa. Perception towards online/blended learning at the time of Covid-19 pandemic: an academic analytics in the Indian context. Asian Association on Open Universities. 2021. Vol. 16. Is. 1. P. 41–60.
3. Shamsi Rizvi, Nabi Asma. Transformation of learning from real to virtual: an exploratory-descriptive analysis of issues and challenges. Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2021. Vol. 14. Is. 1. P. 5–17.
4. The COVID-19 Pandemic has Changed Education Forever. This is How, 2020. May 3. [Electronic resource]. URL: https://www.bunmischools.com/the-covid-19-pandemic-has-changed-educationforever-this-is-how/ (date of access: 17.08.2021).
5. Sahni U. COVID-19 in India: Education Disrupted and Lessons Learned, Brookings, 2020. [Electronic resource]. URL: https://www.brookings.edu/blog/education-plus-development/2020/05/14/covid-19-in-india-education-disrupted-and-lessons-learned/ (date of access: 17.08.2021).
6. Ferguson Sarah. UNICEF and partners are Standing up for Children In India during the Pandemic. Forbes. 2021. Jan.13.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, охватившая современный мир, затронула практически все сферы общества, привела к необратимым последствиям, которые придется учитывать всем государствам в близкой и отдаленной перспективе. Масштабы воздействия пандемии на государства различаются. Они зависят от многих факторов: уровня экономического развития, численности населения, состояния национальной системы здравоохранения, мер, предпринятых правительствами по сдерживанию негативных явлений, финансирования профилактических мероприятий и вакцинации, системы социальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях и т.д. В особо крупных масштабах негативные проявления стали присущи крупным странам мира: США, Индии, Бразилии и иным, характеризующимся большой численностью населения. Колоссальный прессинг на системы здравоохранения, вскрывшиеся проблемы с обеспечением специализированных центров медицинским оборудованием, непредвиденные расходы, введение режима изоляции, самоизоляции и локдауна, приостановка международных экономических отношений и производственной деятельности, фактический паралич целых отраслей национальной экономики (транспорта, туристического, гостиничного, ресторанного бизнеса и т.д.), обвальный рост безработицы и падение доходов населения – все это в кратчайшие сроки (всего несколько месяцев) стало новой реальностью, к которой психологически никто не был готов. Пандемия внесла коррективы в организацию деятельности практически всех сфер жизни общества, включая образование. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать влияние пандемии на национальную систему высшего образования Республики Индия, действия индийских властей и руководства университетов по реагированию на новые угрозы и вызовы, оперативную реакцию на экстремальную ситуацию.

Материалы и методы исследования

Исходя из цели исследования авторы применяли теоретические методы исследования: анализ документальных и статистических источников, публикации в научных журналах и периодической печати Республики Индия, аналитические научные статьи ведущих индийских ученых. Кроме этого, авторами использованы методы обобщения, сравнения, систематизации индийского опыта, прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Индийская высшая школа входит в тройку крупнейших национальных систем высшего образования современного мира. Она построена на европейской (преимущественно британской) модели и одновременно сохраняет уникальные национальные черты, которые обеспечивают ее определенные преимущества. В последние годы Правительство Индии активно проводило политику разгосударствления системы образования, поощрения частных вузов, оптимизации расходов на нужды сферы. Проблемам, связанным с этим процессом, большое внимание уделялось в последние годы в специальных исследованиях, средствах массовой информации, социальных сетях и т.д. Некоторые индийские исследователи отмечают кризис национальной высшей школы. И в этих условиях, когда в Республике развернулась дискуссия по дальнейшим векторам развития высшего образования, мир столкнулся с острейшей и во многом неожиданной проблемой: новой коронавирусной инфекцией. Пандемия застала врасплох все педагогическое сообщество, всех участников образовательного процесса, органы управления образования. В срочном порядке пришлось решать целый комплекс сложных вопросов, принимать экстренные меры к обеспечению образовательного процесса в чрезвычайных условиях.

25 марта 2020 г. решением федеральных органов власти в Индии была приостановлена очная форма обучения во всех индийских университетах и колледжах.

Председатель Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов Энн Нуоргам отметила, что в период пандемии в наиболее тяжелом положении оказались малые коренные народы мира (включая аборигенное население). Испытывавшие до этого целый комплекс проблем, эти этносы столкнулись с острой нехваткой продовольствия, потерей доходов из-за прерывания экономических связей, отсутствием доступа к медицинской помощи, транспортного сообщения и т.д. [1]. Все эти проблемы характерны и для Индии. Несмотря на целую систему позитивной дискриминации, резервирования мест в вузах для представителей зарегистрированных племен, пандемия фактически лишила доступа студентов из этих слоев индийского общества к высшему образованию. Территории компактного проживания аборигенных племен часто не имеют устойчивого электроснабжения, мобильной связи, а у студентов нет смартфонов, компьютеров и т.д. Кроме этого, на территории компактного проживания зарегистрированных племен часто отсутствует квалифицированная медицинская помощь, поэтому члены местных сообществ прибегают к традиционным народным методам лечения, что становится критическим в условиях новой коронавирусной инфекции: местные знахари не в состоянии помочь заболевшим. Среди больных и, к сожалению, скончавшихся немало студентов.

Практически все индийские университеты и колледжи стали испытывать значительные финансовые трудности. Они связаны со снижением финансирования со стороны федерального Правительства, региональных органов управления, социальных партнеров (включая бизнес-структуры и др.). Резко сократились доходы вузов от привлечения иностранных студентов: в 2020 г. с переходом на онлайн-обучение и прекращением авиасообщения с большинством стран мира граждане зарубежных стран не смогли или воздержались от поступления в университеты Индии. В некоторых вузах администрации прибегли к сокращению штата сотрудников, приостановке деятельности целых подразделений (лабораторий, научных центров, библиотек и т.д.).

Еще 16 марта 2020 г. Правительство Индии приостановило очное обучение в школах и колледжах страны, отменило проведение экзаменов во всех технологических институтах Республики, разрешило переводить обучающихся в другой класс на основе текущей успеваемости. Приостановили образовательный процесс в аудиториях и все индийские университеты. Однако не все из них оказались готовыми перевести студентов на онлайн-обучение. Основными причинами стали отсутствие у значительного числа обучающихся (прежде всего из самых социально незащищенных слоев общества) точек доступа, необходимых средств (телефонов, планшетов, ноутбуков, персональных компьютеров, Ipad и т.д.), специальных программ, денежных средств для доступа в Интернет и т.д. Также многие студенты столкнулись с проблемами обеспечения безопасности в Интернете (при отсутствии антивирусных программ и пр.).

Подобного рода проблемы затронули и профессорско-преподавательский состав индийских университетов и колледжей. Большинство преподавателей имеют необходимые профессиональные компетенции для работы в дистанционном формате, но многие ощутили острую нехватку разработанных электронных курсов, видеоматериалов, невозможность организации практических занятий и т.д. Особо остро это почувствовали преподаватели и студенты по некоторым направлениям подготовки, таким как: медицина, творческие специальности (актерское искусство, вокал и пр.), инженерные специальности, биология, химия, физика и т.д. На протяжении нескольких месяцев студенты не имели доступа в лаборатории, технопарки, на полигоны, ботанические сады и опытные участки и т.д.

Руководство некоторых университетов в связи с переходом на онлайн-обучение и финансовыми проблемами сократило размер зарплаты преподавателей, что привело к тому, что некоторые из них вынуждены подрабатывать торговлей, репетиторством.

В целях координации деятельности индийских вузов Правительство Республики инициировало запуск специальной платформы «Bharat Padhe Online», ориентированной на создание необходимых электронных образовательных ресурсов, общение преподавателей, проведение обучающих вебинаров и пр. Следует отметить, что этот проект подтверждает свою значимость и актуальность и оказывает реальную помощь значительному количеству индийских преподавателей, ученых и студентов. Благодаря скоординированной деятельности, быстрой перестройке на онлайн- и смешанное обучение индийские педагоги стали проектировать образовательный процесс с использованием Facebook Live classes, Google classroom, YouTube, WhatsApp, Zoom, Cisco WebEx или Google Meet. Вместе с тем переход на онлайн- и смешанное обучение не везде оказался эффективным в силу разных причин. На практике индийские педагоги исходя из имеющихся условий и возможностей применяют синхронное (чат-занятия, вебинары и т.д.), асинхронное и смешанное обучение (именно оно получило наибольшее распространение в крупных университетах). Безусловно, каждая из этих форм дистанционного обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые отчетливо проявились именно в период пандемии. Отношение индийских студентов к этим формам обучения также неоднозначное. Исследования, проведенные индийскими учеными, показывают, что 62,2 % студентов высказываются за смешанную форму, 22,7 % – за онлайн-обучение и 15,1 % – за офлайн-обучение [2]. По мнению индийских коллег, даже в постпандемический период национальным системам высшего образования придется считаться с мнением студентов. При этом следует помнить, что за онлайн-обучение выступают преимущественно студенты из состоятельных семей, поскольку 50 % всего населения Индии не имеют доступа в Интернет (преимущественно жители сельской местности, где живет почти 70 % всего населения, а также представители городских низов). Если учесть, что в Индии всеми формами обучения охвачены 500 млн человек, то можно представить себе масштабы данной проблемы [3].

Переход гигантской системы образования Индии с привычных форм обучения на онлайн-обучение в самые короткие сроки, безусловно, потребовал колоссального напряжения и неординарных решений. Относительно безболезненно на удаленную форму обучения перешли те индийские университеты, которые в последние годы активно применяли IT-технологии, располагали значительной материально-технической базой, необходимыми программными продуктами, специалистами и пр. Речь идет, прежде всего, о так называемых открытых университетах, в которых изначально предполагалось онлайн-обучение. Для Индии, которая к 2025 г. будет располагать 25 % мировой рабочей силы, именно дистанционное обучение является наиболее приемлемой и адекватной формой обучения [3]. Подготовить огромную армию квалифицированных специалистов традиционными способами и затратно, и организационно очень сложно. Индийские власти готовились к модернизации национальной системы образования с учетом этих перспектив, однако пандемия внесла свои коррективы, и полностью завершить процесс готовности вузов к активному использованию ИКТ, онлайн-обучения не удалось.

По оценкам некоторых специалистов, мировой рынок онлайн-обучения к 2025 г. будет оцениваться в 350 млрд долларов [3]. Это значимый сегмент мировой экономики, к которому приковано внимание ведущих мировых банков, корпораций, правительств и т.д. Онлайн-обучение стирает государственные границы, делает образование более доступным, удобным, мобильным, непрерывным, привлекательным, исключающим многие конфликты, возникающие между участниками образовательного процесса. Пандемия и переход образования на дистанционные формы обозначили острые проблемы, над решением которых в настоящее время работают и федеральное правительство, и власти регионов, и коллективы вузов, и ученые. Отметим самые главные проблемы:

– доступ к Интернету в настоящее время (2021 г.) имеют примерно 57 % индийских студентов;

– широкополосный Интернет, высокоскоростные подключения, 4G имеет ограниченный контингент студентов, что не позволяет в полном объеме и качественно пользоваться видеоматериалами, анимацией, загружать необходимые проверочные работы и т.д.;

– переход на онлайн-обучение привел к росту нагрузки на преподавателей, при этом некоторые вузы уменьшили им зарплату;

– возникли психологические проблемы (стресс), адаптация преподавателей и студентов к новым условиям, ощущение чувства одиночества и дискомфорта от отсутствия прямого общения, привычных живых контактов, традиционных коммуникаций, чувство горечи от потери сокурсников и пр.;

– отсутствует полный пакет электронных образовательных ресурсов для качественного и системного процесса онлайн-обучения;

– нет необходимых условий дома для вдумчивых занятий (нет собственной комнаты, шум, высокая температура, присутствие младших сестер и братьев, запахи и другие раздражающие факторы);

– периодически выходят из строя персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, нет денежных средств на их ремонт или замену;

– отмечается значительный отсев студентов из малообеспеченных и социально незащищенных семей в связи с отсутствием средств на обучение, доступа к онлайн-обучению, необходимостью оказания помощи семье путем трудоустройства.

Оценивая нынешнюю ситуацию в высшей школе Индии, местные ученые отмечают, что «хотя преимущества виртуального обучения многочисленны, огромное цифровое, гендерное и классовое разделение в Индии означает, что эти преимущества могут получить только те, кто имеет доступ к технологиям, те, кто может к ним приспособиться, и, самое главное, те, кто может себе это позволить» [3]. В настоящее время индийские ученые внимательно изучают зарубежный опыт перехода на онлайн-обучение. В частности, заслуживает внимания опыт Чженцзянского университета в КНР, где местные преподаватели в течение 2 недель смогли внедрить более 5000 онлайн-курсов [4]. Заслуживает внимания также опыт университетов Великобритании, США, Японии, Австралии, Франции и некоторых других стран мира. Для России, конечно, будет полезен опыт Индии (как положительный, так и отрицательный) в силу схожести проблем и условий. Например, индийский опыт привлечения так называемых цифровых волонтеров (студентов, оказывающих помощь в продвижении онлайн-обучения) может быть тиражирован и в нашей стране [5].

Заслуживает внимания опыт ведущих индийских университетов по организации образовательного процесса в период пандемии, по профилактике распространения инфекции, использования оптимальных форм, методов, способов и приемов обучения в особых условиях. К примеру, Университет Дели с момента объявления ограничительных мер на официальном сайте вуза в короткие сроки создал специальный раздел, посвященный профилактическим мерам, рекомендациям преподавателям и студентам, статистическим показателям (в частности, по вакцинации, заболеваемости и пр.). На сайте размещена информация о центрах вакцинации, расположенных в нескольких корпусах университета (вакцинация для всех сотрудников и студентов вуза бесплатная), режиме их работы, а также о возможности записи на вакцинацию, на сдачу различных тестов и анализов. Учитывая, что многие студенты и преподаватели в период пандемии прошли лечение в связи с заражением коронавирусной инфекцией и нуждаются в реабилитации, руководство Университета Дели предусмотрело ежедневные телеконсультации по проблемам психического здоровья, стресса, дискомфорта. Консультации проводят ведущие ученые университета, в частности члены кафедры клинической психологии, университетских колледжей медицинских наук и пр. В целях финансовой поддержки сотрудников вуза в Университете Дели действует Фонд благосостояния преподавателей, в который может обратиться любой нуждающийся педагог. Разнообразные формы поддержки предусмотрены и для студентов. Так, обучающиеся, которые потеряли одного из родителей (опекунов), получают специальную финансовую помощь (waver). Для них предусмотрены и иные льготы и преференции. На базе вуза дополнительно открыты специальные центры реабилитации для студентов и преподавателей с привлечением ведущих преподавателей университета.

Свои особенности имеет приемная кампания 2021–2022 учебного года в Университете: прием документов, проведение вступительных испытаний будут проводиться исключительно дистанционно. Приемное отделение разместило на своей странице видеоматериалы для подготовки к вступительным испытаниям. К подготовке абитуриентов (включая зарубежных) привлечены ведущие профессора Университета, которые проводят вебинары, консультации в режиме онлайн.

Индия не осталась одинокой в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Свою солидарность со страной проявили зарубежные страны и международные организации. Следует напомнить о помощи России в поставке вакцины Спутник V. Значительную поддержку Республике оказал ЮНИСЕФ. Эта международная организация, в частности, оказывает содействие в сопровождении индийских детей-сирот, в поддержке их стремления получить профессиональное образование [6].

Заключение

Таким образом, пандемия COVID-19 радикально отразилась на состоянии высшей школы во всем мире, обозначив изменение императива образования, вызвала потребность в короткие сроки изменить средства и методы обучения, повысить внимание правительств, университетов, педагогического сообщества к онлайн-обучению. Индия, достигшая внушительных успехов в деле подготовки IT-специалистов, во многом оказалась не готовой к полномасштабной перестройке образовательного процесса в чрезвычайных условиях. Новая мировая реальность резко обозначила проблемы национальной системы высшего образования, вскрыла причины ограниченного доступа к высшему образованию молодежи из социально незащищенных слоев общества, подтвердила недостаточность средств, выделяемых на финансирование высшей школы, продвижение новейших технологий. В то же время пандемия стала мощным катализатором инновационных процессов в индийской высшей школе, стремящейся приспособиться к новым реалиям, быть готовой к новым угрозам и вызовам. Сильной стороной индийских университетов является их открытость, готовность к быстрым изменениям, внедрению передового мирового педагогического опыта, активного взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно эти сильные стороны должны помочь национальной высшей школе Индии достойно пройти период пандемии, адаптироваться к будущим переменам и возможным чрезвычайным ситуациям (в том числе природного и техногенного характера).


Библиографическая ссылка

Шкунов В.Н., Радченко Л.Р. ВЫСШАЯ ШКОЛА ИНДИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 53-57;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2391 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674