Пандемия новой коронавирусной инфекции, охватившая современный мир, затронула практически все сферы общества, привела к необратимым последствиям, которые придется учитывать всем государствам в близкой и отдаленной перспективе. Масштабы воздействия пандемии на государства различаются. Они зависят от многих факторов: уровня экономического развития, численности населения, состояния национальной системы здравоохранения, мер, предпринятых правительствами по сдерживанию негативных явлений, финансирования профилактических мероприятий и вакцинации, системы социальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях и т.д. В особо крупных масштабах негативные проявления стали присущи крупным странам мира: США, Индии, Бразилии и иным, характеризующимся большой численностью населения. Колоссальный прессинг на системы здравоохранения, вскрывшиеся проблемы с обеспечением специализированных центров медицинским оборудованием, непредвиденные расходы, введение режима изоляции, самоизоляции и локдауна, приостановка международных экономических отношений и производственной деятельности, фактический паралич целых отраслей национальной экономики (транспорта, туристического, гостиничного, ресторанного бизнеса и т.д.), обвальный рост безработицы и падение доходов населения – все это в кратчайшие сроки (всего несколько месяцев) стало новой реальностью, к которой психологически никто не был готов. Пандемия внесла коррективы в организацию деятельности практически всех сфер жизни общества, включая образование. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать влияние пандемии на национальную систему высшего образования Республики Индия, действия индийских властей и руководства университетов по реагированию на новые угрозы и вызовы, оперативную реакцию на экстремальную ситуацию.
Материалы и методы исследования
Исходя из цели исследования авторы применяли теоретические методы исследования: анализ документальных и статистических источников, публикации в научных журналах и периодической печати Республики Индия, аналитические научные статьи ведущих индийских ученых. Кроме этого, авторами использованы методы обобщения, сравнения, систематизации индийского опыта, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Индийская высшая школа входит в тройку крупнейших национальных систем высшего образования современного мира. Она построена на европейской (преимущественно британской) модели и одновременно сохраняет уникальные национальные черты, которые обеспечивают ее определенные преимущества. В последние годы Правительство Индии активно проводило политику разгосударствления системы образования, поощрения частных вузов, оптимизации расходов на нужды сферы. Проблемам, связанным с этим процессом, большое внимание уделялось в последние годы в специальных исследованиях, средствах массовой информации, социальных сетях и т.д. Некоторые индийские исследователи отмечают кризис национальной высшей школы. И в этих условиях, когда в Республике развернулась дискуссия по дальнейшим векторам развития высшего образования, мир столкнулся с острейшей и во многом неожиданной проблемой: новой коронавирусной инфекцией. Пандемия застала врасплох все педагогическое сообщество, всех участников образовательного процесса, органы управления образования. В срочном порядке пришлось решать целый комплекс сложных вопросов, принимать экстренные меры к обеспечению образовательного процесса в чрезвычайных условиях.
25 марта 2020 г. решением федеральных органов власти в Индии была приостановлена очная форма обучения во всех индийских университетах и колледжах.
Председатель Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов Энн Нуоргам отметила, что в период пандемии в наиболее тяжелом положении оказались малые коренные народы мира (включая аборигенное население). Испытывавшие до этого целый комплекс проблем, эти этносы столкнулись с острой нехваткой продовольствия, потерей доходов из-за прерывания экономических связей, отсутствием доступа к медицинской помощи, транспортного сообщения и т.д. [1]. Все эти проблемы характерны и для Индии. Несмотря на целую систему позитивной дискриминации, резервирования мест в вузах для представителей зарегистрированных племен, пандемия фактически лишила доступа студентов из этих слоев индийского общества к высшему образованию. Территории компактного проживания аборигенных племен часто не имеют устойчивого электроснабжения, мобильной связи, а у студентов нет смартфонов, компьютеров и т.д. Кроме этого, на территории компактного проживания зарегистрированных племен часто отсутствует квалифицированная медицинская помощь, поэтому члены местных сообществ прибегают к традиционным народным методам лечения, что становится критическим в условиях новой коронавирусной инфекции: местные знахари не в состоянии помочь заболевшим. Среди больных и, к сожалению, скончавшихся немало студентов.
Практически все индийские университеты и колледжи стали испытывать значительные финансовые трудности. Они связаны со снижением финансирования со стороны федерального Правительства, региональных органов управления, социальных партнеров (включая бизнес-структуры и др.). Резко сократились доходы вузов от привлечения иностранных студентов: в 2020 г. с переходом на онлайн-обучение и прекращением авиасообщения с большинством стран мира граждане зарубежных стран не смогли или воздержались от поступления в университеты Индии. В некоторых вузах администрации прибегли к сокращению штата сотрудников, приостановке деятельности целых подразделений (лабораторий, научных центров, библиотек и т.д.).
Еще 16 марта 2020 г. Правительство Индии приостановило очное обучение в школах и колледжах страны, отменило проведение экзаменов во всех технологических институтах Республики, разрешило переводить обучающихся в другой класс на основе текущей успеваемости. Приостановили образовательный процесс в аудиториях и все индийские университеты. Однако не все из них оказались готовыми перевести студентов на онлайн-обучение. Основными причинами стали отсутствие у значительного числа обучающихся (прежде всего из самых социально незащищенных слоев общества) точек доступа, необходимых средств (телефонов, планшетов, ноутбуков, персональных компьютеров, Ipad и т.д.), специальных программ, денежных средств для доступа в Интернет и т.д. Также многие студенты столкнулись с проблемами обеспечения безопасности в Интернете (при отсутствии антивирусных программ и пр.).
Подобного рода проблемы затронули и профессорско-преподавательский состав индийских университетов и колледжей. Большинство преподавателей имеют необходимые профессиональные компетенции для работы в дистанционном формате, но многие ощутили острую нехватку разработанных электронных курсов, видеоматериалов, невозможность организации практических занятий и т.д. Особо остро это почувствовали преподаватели и студенты по некоторым направлениям подготовки, таким как: медицина, творческие специальности (актерское искусство, вокал и пр.), инженерные специальности, биология, химия, физика и т.д. На протяжении нескольких месяцев студенты не имели доступа в лаборатории, технопарки, на полигоны, ботанические сады и опытные участки и т.д.
Руководство некоторых университетов в связи с переходом на онлайн-обучение и финансовыми проблемами сократило размер зарплаты преподавателей, что привело к тому, что некоторые из них вынуждены подрабатывать торговлей, репетиторством.
В целях координации деятельности индийских вузов Правительство Республики инициировало запуск специальной платформы «Bharat Padhe Online», ориентированной на создание необходимых электронных образовательных ресурсов, общение преподавателей, проведение обучающих вебинаров и пр. Следует отметить, что этот проект подтверждает свою значимость и актуальность и оказывает реальную помощь значительному количеству индийских преподавателей, ученых и студентов. Благодаря скоординированной деятельности, быстрой перестройке на онлайн- и смешанное обучение индийские педагоги стали проектировать образовательный процесс с использованием Facebook Live classes, Google classroom, YouTube, WhatsApp, Zoom, Cisco WebEx или Google Meet. Вместе с тем переход на онлайн- и смешанное обучение не везде оказался эффективным в силу разных причин. На практике индийские педагоги исходя из имеющихся условий и возможностей применяют синхронное (чат-занятия, вебинары и т.д.), асинхронное и смешанное обучение (именно оно получило наибольшее распространение в крупных университетах). Безусловно, каждая из этих форм дистанционного обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые отчетливо проявились именно в период пандемии. Отношение индийских студентов к этим формам обучения также неоднозначное. Исследования, проведенные индийскими учеными, показывают, что 62,2 % студентов высказываются за смешанную форму, 22,7 % – за онлайн-обучение и 15,1 % – за офлайн-обучение [2]. По мнению индийских коллег, даже в постпандемический период национальным системам высшего образования придется считаться с мнением студентов. При этом следует помнить, что за онлайн-обучение выступают преимущественно студенты из состоятельных семей, поскольку 50 % всего населения Индии не имеют доступа в Интернет (преимущественно жители сельской местности, где живет почти 70 % всего населения, а также представители городских низов). Если учесть, что в Индии всеми формами обучения охвачены 500 млн человек, то можно представить себе масштабы данной проблемы [3].
Переход гигантской системы образования Индии с привычных форм обучения на онлайн-обучение в самые короткие сроки, безусловно, потребовал колоссального напряжения и неординарных решений. Относительно безболезненно на удаленную форму обучения перешли те индийские университеты, которые в последние годы активно применяли IT-технологии, располагали значительной материально-технической базой, необходимыми программными продуктами, специалистами и пр. Речь идет, прежде всего, о так называемых открытых университетах, в которых изначально предполагалось онлайн-обучение. Для Индии, которая к 2025 г. будет располагать 25 % мировой рабочей силы, именно дистанционное обучение является наиболее приемлемой и адекватной формой обучения [3]. Подготовить огромную армию квалифицированных специалистов традиционными способами и затратно, и организационно очень сложно. Индийские власти готовились к модернизации национальной системы образования с учетом этих перспектив, однако пандемия внесла свои коррективы, и полностью завершить процесс готовности вузов к активному использованию ИКТ, онлайн-обучения не удалось.
По оценкам некоторых специалистов, мировой рынок онлайн-обучения к 2025 г. будет оцениваться в 350 млрд долларов [3]. Это значимый сегмент мировой экономики, к которому приковано внимание ведущих мировых банков, корпораций, правительств и т.д. Онлайн-обучение стирает государственные границы, делает образование более доступным, удобным, мобильным, непрерывным, привлекательным, исключающим многие конфликты, возникающие между участниками образовательного процесса. Пандемия и переход образования на дистанционные формы обозначили острые проблемы, над решением которых в настоящее время работают и федеральное правительство, и власти регионов, и коллективы вузов, и ученые. Отметим самые главные проблемы:
– доступ к Интернету в настоящее время (2021 г.) имеют примерно 57 % индийских студентов;
– широкополосный Интернет, высокоскоростные подключения, 4G имеет ограниченный контингент студентов, что не позволяет в полном объеме и качественно пользоваться видеоматериалами, анимацией, загружать необходимые проверочные работы и т.д.;
– переход на онлайн-обучение привел к росту нагрузки на преподавателей, при этом некоторые вузы уменьшили им зарплату;
– возникли психологические проблемы (стресс), адаптация преподавателей и студентов к новым условиям, ощущение чувства одиночества и дискомфорта от отсутствия прямого общения, привычных живых контактов, традиционных коммуникаций, чувство горечи от потери сокурсников и пр.;
– отсутствует полный пакет электронных образовательных ресурсов для качественного и системного процесса онлайн-обучения;
– нет необходимых условий дома для вдумчивых занятий (нет собственной комнаты, шум, высокая температура, присутствие младших сестер и братьев, запахи и другие раздражающие факторы);
– периодически выходят из строя персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, нет денежных средств на их ремонт или замену;
– отмечается значительный отсев студентов из малообеспеченных и социально незащищенных семей в связи с отсутствием средств на обучение, доступа к онлайн-обучению, необходимостью оказания помощи семье путем трудоустройства.
Оценивая нынешнюю ситуацию в высшей школе Индии, местные ученые отмечают, что «хотя преимущества виртуального обучения многочисленны, огромное цифровое, гендерное и классовое разделение в Индии означает, что эти преимущества могут получить только те, кто имеет доступ к технологиям, те, кто может к ним приспособиться, и, самое главное, те, кто может себе это позволить» [3]. В настоящее время индийские ученые внимательно изучают зарубежный опыт перехода на онлайн-обучение. В частности, заслуживает внимания опыт Чженцзянского университета в КНР, где местные преподаватели в течение 2 недель смогли внедрить более 5000 онлайн-курсов [4]. Заслуживает внимания также опыт университетов Великобритании, США, Японии, Австралии, Франции и некоторых других стран мира. Для России, конечно, будет полезен опыт Индии (как положительный, так и отрицательный) в силу схожести проблем и условий. Например, индийский опыт привлечения так называемых цифровых волонтеров (студентов, оказывающих помощь в продвижении онлайн-обучения) может быть тиражирован и в нашей стране [5].
Заслуживает внимания опыт ведущих индийских университетов по организации образовательного процесса в период пандемии, по профилактике распространения инфекции, использования оптимальных форм, методов, способов и приемов обучения в особых условиях. К примеру, Университет Дели с момента объявления ограничительных мер на официальном сайте вуза в короткие сроки создал специальный раздел, посвященный профилактическим мерам, рекомендациям преподавателям и студентам, статистическим показателям (в частности, по вакцинации, заболеваемости и пр.). На сайте размещена информация о центрах вакцинации, расположенных в нескольких корпусах университета (вакцинация для всех сотрудников и студентов вуза бесплатная), режиме их работы, а также о возможности записи на вакцинацию, на сдачу различных тестов и анализов. Учитывая, что многие студенты и преподаватели в период пандемии прошли лечение в связи с заражением коронавирусной инфекцией и нуждаются в реабилитации, руководство Университета Дели предусмотрело ежедневные телеконсультации по проблемам психического здоровья, стресса, дискомфорта. Консультации проводят ведущие ученые университета, в частности члены кафедры клинической психологии, университетских колледжей медицинских наук и пр. В целях финансовой поддержки сотрудников вуза в Университете Дели действует Фонд благосостояния преподавателей, в который может обратиться любой нуждающийся педагог. Разнообразные формы поддержки предусмотрены и для студентов. Так, обучающиеся, которые потеряли одного из родителей (опекунов), получают специальную финансовую помощь (waver). Для них предусмотрены и иные льготы и преференции. На базе вуза дополнительно открыты специальные центры реабилитации для студентов и преподавателей с привлечением ведущих преподавателей университета.
Свои особенности имеет приемная кампания 2021–2022 учебного года в Университете: прием документов, проведение вступительных испытаний будут проводиться исключительно дистанционно. Приемное отделение разместило на своей странице видеоматериалы для подготовки к вступительным испытаниям. К подготовке абитуриентов (включая зарубежных) привлечены ведущие профессора Университета, которые проводят вебинары, консультации в режиме онлайн.
Индия не осталась одинокой в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Свою солидарность со страной проявили зарубежные страны и международные организации. Следует напомнить о помощи России в поставке вакцины Спутник V. Значительную поддержку Республике оказал ЮНИСЕФ. Эта международная организация, в частности, оказывает содействие в сопровождении индийских детей-сирот, в поддержке их стремления получить профессиональное образование [6].
Заключение
Таким образом, пандемия COVID-19 радикально отразилась на состоянии высшей школы во всем мире, обозначив изменение императива образования, вызвала потребность в короткие сроки изменить средства и методы обучения, повысить внимание правительств, университетов, педагогического сообщества к онлайн-обучению. Индия, достигшая внушительных успехов в деле подготовки IT-специалистов, во многом оказалась не готовой к полномасштабной перестройке образовательного процесса в чрезвычайных условиях. Новая мировая реальность резко обозначила проблемы национальной системы высшего образования, вскрыла причины ограниченного доступа к высшему образованию молодежи из социально незащищенных слоев общества, подтвердила недостаточность средств, выделяемых на финансирование высшей школы, продвижение новейших технологий. В то же время пандемия стала мощным катализатором инновационных процессов в индийской высшей школе, стремящейся приспособиться к новым реалиям, быть готовой к новым угрозам и вызовам. Сильной стороной индийских университетов является их открытость, готовность к быстрым изменениям, внедрению передового мирового педагогического опыта, активного взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно эти сильные стороны должны помочь национальной высшей школе Индии достойно пройти период пандемии, адаптироваться к будущим переменам и возможным чрезвычайным ситуациям (в том числе природного и техногенного характера).
Библиографическая ссылка
Шкунов В.Н., Радченко Л.Р. ВЫСШАЯ ШКОЛА ИНДИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 53-57;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2391 (дата обращения: 23.11.2024).