В психологии существует такой термин, как «слуховой путь». Это модельное описание звука от момента и способа его извлечения до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Модель также включает различные преобразования звука, в том числе влияние окружающей среды на распространение акустических волн, переход сигнала от одного слоя нервных клеток к другому. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его – сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, облегчают боль, способствуют улучшению обменных процессов в организме [1]. Основываясь на этих данных, мы можем предположить существование обратной зависимости, при которой человек в поисках тех или иных ощущений и эмоций прослушивает определенную музыку. Интерпретация одних и тех же музыкальных фраз может различаться в зависимости от анатомо-физиологических особенностей и жизненного опыта человека, под действием которых были сформированы нейронные связи.
Для проверки данной гипотезы был проведен опрос, состоящий из 13 вопросов. Вопросы составлялись так, чтобы выяснить у испытуемых их отношения со сверстниками, в семье, в школе, их успеваемость и их музыкальные предпочтения. Варианты ответов составлялись таким образом, чтобы их можно было интерпретировать количественно. В опросе приняли участие 113 человек из трех школ (МОУ «Каслинская СОШ № 24», МОУ «Каслинская СОШ № 27», МАОУ «СОШ № 138 г. Челябинска»). Опрос оформлен в виде Google формы и размещен по адресу [2]. По результатам опроса был посчитан коэффициент корреляции методом Пирсона [3] между каждым исследуемым фактором и музыкальными вкусами.
Цель работы: проверить существование корреляции между социально-демографическими признаками и предпочтениями в выборе музыки подростком.
Материалы и методы исследования
Респондентами исследования стали дети школьного возраста, обучающиеся с 5-го по 11-й класс, всего были опрошены 113 человек, в том числе 38 юношей и 75 девушек. Методами исследования стали: анализ научной психолого-педагогической литературы; анкетирование, расположенное по адресу [2]; статистическая обработка результатов исследования; интерпретация и обобщение полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Представленный в работе подход является лишь косвенной проверкой гипотезы о влиянии социо-демографических факторов на музыкальные предпочтения, так как имеет ряд допущений:
1) при анализе результатов опроса не учитывались индивидуальные анатомо-физиологические особенности, заболевания слухового аппарата и когнитивные расстройства;
2) при проведении опроса не проводилась верификация честности ответов;
3) при анализе результатов не учитывались архетипы и особенности личности респондентов. Стоит отметить, что исследования влияния психотипа и типа личности на музыкальные предпочтения проводились другими исследователями [4–6]. Данные, полученные в этих работах, отличаются в некоторых аспектах, но тем не менее имеются и воспроизводимые результаты;
4) в нашей работе анализируется взаимосвязь с музыкальными предпочтениями каждого отдельного социо-демографического признака, а не их совокупности.
Из опрошенных 113 респондентов 66,4 % составляли девушки и 33,6 % – молодые люди (рис. 1). Стоит отметить, что подобное смещение в сторону девушек наблюдается и в других исследованиях, например [4, 5]. Это может быть связано с тем, что юноши в целом менее мотивированы при прохождении всевозможных анкет и опросов, тяжело идут на контакт с интервьюером.
Рис. 1. Распределение опрошенных по полу
Распределение по возрасту можно считать нормальным, с математическим ожиданием – 8-й класс (рис. 2).
Рис. 2. Распределение опрошенных по возрасту
С целью ускорения прохождения респондентами анкеты и облегчения обработки результатов исследования ответы на вопрос о музыкальных предпочтениях были изначально детерминированы. Респондентам предлагалось выбрать предпочтительный жанр музыки из предложенных:
– американский рэп;
– рок-баллады;
– андерграунд рэп;
– интеллектуальный рэп;
– панк-рок;
– классическая и инструментальная му- зыка;
– рэп про любовь;
– классический русский рок;
– русская поп-музыка;
– современный рэп;
– зарубежная поп-музыка;
– другое (электронная, народная, фолк и др.).
По результатам анкетирования получилось следующее распределение, показанное на рис. 3: 20,4 % (а это большая часть) проанкетированных ответили, что их любимый жанр музыки – современный рэп, а вот жанры классический русский рок и рок-баллады привлекают наименьшее количество опрошенных (1,8 %).
Рис. 3. Распределение опрошенных по музыкальным предпочтениям
Для дальнейшего анализа мы сгруппировали результаты анкетирования в соответствии с классификацией, представленной в теоретической части работы 2003 г. Рентфроума и Гослинга [7] — это четырехфакторная модель классификации музыкальных предпочтений, которая спроецирована на типы личности и характеристики психотипов. Данная система является универсальной и применяется для унификации различных музыкальных произведений по характеру их влияния на эмоции и чувства слушателя.
В итоге, применив данную классификацию для наших данных, мы получили следующее распределение:
1) рефлексивный и сложный – 40 опро- шенных;
2) интенсивный и бунтующий – 9 опро- шенных;
3) бодрый и традиционный – 22 опро- шенных;
4) энергичный и ритмичный – 42 опро- шенных.
Ниже в таблице приведены полученные значения степени корреляции. Значение корреляции может изменяться от –1 до 1. Отрицательное значение коэффициента корреляции означает обратную зависимость. Если корреляция равна 1, то это значит, что одна величина зависит от другой в 100 % случаев, если же 0, то никакой связи нет, величины независимы. При увеличении значения коэффициента корреляции увеличивается сила связи между двумя исследуемыми случайными величинами.
Значения коэффициента корреляции между музыкальными предпочтениями и социо-демографическими признаками
ПРИЗНАК |
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ r |
Пол |
–0,151 |
Возраст |
0 |
Успеваемость в школе |
–0,021 |
Отношение со сверстниками |
0,214 |
Подвергается ли буллингу |
–0,007 |
Отношения с учителями |
–0,008 |
Живет ли вместе с респондентом мать |
–0,082 |
Живет ли вместе с респондентом отец |
–0,094 |
Живет ли вместе с респондентом младшая(ий) сестра/брат |
0,028 |
Живет ли вместе с респондентом старшая(ий) сестра/брат |
0,004 |
Живет ли вместе с респондентом бабушка/дедушка |
0,094 |
Атмосфера в семье в общем |
0,028 |
С кем наилучшие отношения в семье |
0,126 |
С кем отношения в семье хуже всего |
0,029 |
Из приведенных данных максимальная степень корреляции одного из признаков с музыкальными предпочтениями составляет 21,43 % (отношения со сверстниками). Это значение соответствует слабой корреляции. Критические значения для корреляции Пирсона для N = 113 r = 0,187 (при p ≤ 0,05). Значит, только коэффициент корреляции музыкальных предпочтений с признаком «отношения со сверстниками» является статистически значимым. Следовательно, можно заключить, что музыкальные вкусы подростков слабо зависят от какого-то одного из исследуемых признаков. Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязи между социо-демографическими факторами и музыкальными предпочтениями считается несостоятельной в рамках используемого в настоящей работе статистического метода анализа данных анкетирования.
Заключение
В подростковом возрасте происходят активное формирование и преобразование личности. На эти процессы существенное влияние оказывают различные факторы, такие как отношения со сверстниками и взрослыми, построение образовательного процесса в учебном учреждении, хобби и др. Раннее в работах [4–6] было показано, что музыкальные предпочтения коррелируют с типом и особенностями личности человека. Следовательно, музыкальные вкусы человека, в частности музыкальные вкусы подростка, можно использовать как значимый источник информации при изучении его личности и причин того или иного социального поведения.
Помимо большого количества факторов, оказывающих существенное влияние на формирование музыкальных вкусов, значение имеют также время и продолжительность действия фактора, сопутствующие события, усиливающие или ослабляющие действие фактора, причинно-следственные отношения одних влияющих признаков с другими и иное, что усложняет поиск взаимосвязи отдельных социально-демографических факторов с музыкальными предпочтениями.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что между отдельными изучаемыми социо-демографическими признаками школьников и их музыкальными предпочтениями отсутствует статистически значимая корреляция. Вероятно, это связано с тем, что формирование личности является сложным многоступенчатым процессом, на различных этапах которого влияние различных признаков имеет разный вес и зависит от сопутствующих условий. При изучении феноменов, зависящих от особенностей личности, предпочтительной является оценка влияния совокупности признаков. Используемый в данной работе корреляционный анализ не позволяет оценить совокупный вклад исследуемых факторов в формирование музыкальных предпочтений. Для получения более полной картины формирования той или иной характеристики личности следует использовать методы совокупной оценки результатов анкетирования, например анализ моделей машинного обучения, построенных на изучаемых данных [6].
Проблема анализа личности ребенка и его паттернов поведения в социуме остро стоит в современной педагогике и детской психологии, поскольку результаты анкетирования и наблюдения могут быть искажены или неправильно интерпретированы вследствие «эффекта наблюдателя» [8]. Так как музыкальный вкус является производной характеристикой от черт личности, важно знать, от каких факторов и каким образом он зависит. Поэтому в последующих работах мы планируем предложить способ оценки совокупного влияния социо-демографических признаков на музыкальные предпочтения детей среднего и старшего школьных возрастов.
Библиографическая ссылка
Горобец А.В., Орлова Е.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 42-46;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2389 (дата обращения: 23.11.2024).