Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ (ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ) НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСЛЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Семенова Н.В. 1 Федорова М.Д. 1 Вяльцин А.С. 1 Вяльцин С.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
В данном литературном обзоре описывается методика песочной анимации как способ коррекции психического здоровья детей дошкольного возраста в результате различных стрессовых и чрезвычайных ситуаций. Арт-терапия используется в педагогике и медицине достаточно давно. Одним из видов такой терапии является песочная анимация. Данный вид терапии положительно влияет на психическое состояние ребенка, на его образование и культурное развитие, помогает в реабилитации после чрезвычайных ситуаций. В последнее время популярность обрело send-animation, или рисование песком. Но сейчас его используют в большинстве случаев как развлечение. Однако такой метод арт-терапии был бы эффективен в коррекционных учреждениях как терапия, как профилактика и развивающая методика в детских дошкольных учреждениях, как лечение эмоционального напряжения, стресса во время и после чрезвычайных ситуаций. Песочная анимация имеет положительный отклик от родителей и педагогов, так как они отмечают, что дети становятся усидчивыми, происходит «скачок» в развитии речи, за счет работы с мелким песком, наблюдается динамика в работе мелкой моторики, движения становятся более координированными. Таким образом, данная методика может рекомендоваться к использованию специалистам образовательных организаций (педагогам, психологам и медицинским работникам), а также для коррекции стрессовых состояний после перенесенных детьми чрезвычайных ситуаций специалистами центров медицины катастроф, службы психологической помощи МЧС.
песочная анимация
арт-терапия
песочная терапия
1. Бачурихина А.С. Песочная терапия как средство успешной социализации и адаптации ребенка к условиям детского сада: сборник трудов конференции. Самара. 2016. С. 308–313.
2. Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Ранняя реабилитация больных, перенесших инсульт. Роль медикаментозной терапии // Нервные болезни. 2014. № 1. С. 22–25.
3. Ерюкова В.А. Применение арт-терапевтических технологий в работе социального педагога с детьми и подростками, оказавщимися в сложной жизненной ситуации, находящимся в государственных учреждениях (социально-реабилитационных цетрах, центрах помощи семье и детям и др.) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2017. №1 (11). С. 228–234.
4. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. II. С. 113–117.
5. Капич Н.И. Создание условий для развития тактильной чувствительности и исследовательских навыков у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. [Электронный ресурс]. URL: http://ds7-romashka.ucoz.ru (дата обращения: 05.08.2021).
6. Пермякова М.Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34792/1/978-5-7996-1535-2.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
7. Линьков В.В., Завалий Л.Б., Гаранина Е.С. Инсульт при сахарном диабете II типа. Иваново: ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2015. 216 с.
8. Завалий Л.Б., Линьков В.В., Точёнов М.Ю., Завалий Я.П. Клиническая характеристика инсультов при сахарном диабете II типа // Врач-аспирант. 2014. № 1.1 (62). С. 16–168.
9. Котлованова О.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации. // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2018. С. 102–109.
10. Котлованова О.В., Малинина Е.В. Опыт применения песочной арт-терапии у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2 (47). С. 53–59.
11. Кулыгина Е.В., Челышева И.А. Арт-терапия в восстановлении больных перенесенного ишемического инсульта // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: сборник статей. Иваново, 2016. С. 120–121.
12. Мошкова Е.В. Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый Любознайка» социально-педагогической направленности. Димитровград, 2018. С. 10.
13. Попов Т. Применение Арт-терапии в социальной сфере // Вестник Восточно Сибирской Открытой Академии. 2013. № 7. С. 11.
14. Шленков А.В. Возможности метода арт-терапии при оказании психологической помощи детям, пережившим чрезвычайные ситуации // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2016. C. 98.
15. Сапова Е.С. Песочная анимация Программа внеурочной деятельности 1–4 классы. 2017. С. 3–5. [Электронный ресурс]. URL: http://school16-rzn.ru/wp-content/uploads/Рабочая-программа-Песочная-анимация.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
16. DePaul University (Rosalind Franklin University of Medicine and Science Campus), North Chicago, IL, United States. The Efficacy of Art Therapy in Pediatric Oncology Patients: An Integrative Literature Review. Aguilar BA1. J. Pediatr Nurs. 2017. Vol. 36. P. 173–178. DOI: 10.1016/j.pedn.2017.06.015.
17. Bozcuk H., Ozcan K., Erdogan C., Mutlu H., Demir M., Coskun S.A comparative study of art therapy in cancer patients receiving chemotherapy and improvement in quality of life by watercolor painting. Antalya, Turkey – 2016. [Electronic resource]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28137529 (date of access: 05.08.2021).
18. Foundation Centre ‘45, Arq Research Program, Diemen and Phoenix, ProPersona, Wolfheze, the Netherlands k. schouten. The effectiveness of art therapy in the treatment of traumatized adults: a systematic review on art therapy and trauma. Foundation Centre ‘45, Arq Research Program, Diemen and Phoenix, ProPersona, Wolfheze, the Netherlands k. schouten., ProCES, ProPersona, Centre for Education and Science, Wolfheze, the Netherlands., Arq Research Program, Diemen and Utrecht University, Utrecht, the Netherlands., ProCES, ProPersona, Centre for Education and Science, Wolfheze and Radboud University, Nijmegen, the Netherlands. Trauma Violence Abuse. 2015. Vol. 16 (2). P. 220–228. DOI: 10.1177/1524838014555032.
19. GGNet, Centre for Mental Health, Scelta, Expert Centre for Personality Disorders, Apeldoorn, Warnsveld, The Netherlands. Efficacy of Art Therapy in Individuals with Personality Disorders Cluster B/C: A Randomized Controlled Trial. GGNet, Centre for Mental Health, Scelta, Expert Centre for Personality Disorders, Apeldoorn, Warnsveld, The Netherlands., HAN University of Applied Sciences, Nijmegen, The Netherlands., KenVaK, Research Centre for the Arts Therapies, Heerlen, The Netherlands., Zuyd University of Applied Sciences, Faculty of Healthcare, Heerlen, and Open University, Faculty of Psychology and Educational Sciences, Heerlen., Radboud University, Nijmegen., Pro Persona, Centre for Mental Health, Renkum, The Netherlands. J. Pers Disord. 2018. Vol. 32 (4). P. 527–542. DOI: 10.1521/pedi_2017_31_312.
20. Глухова А.Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 467–473.
21. Пецка М.В. Арттерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2015. № 2 (64). С. 53–56.
22. Макарова А.А. Возможности арттерапии с детьми с особыми потребностями // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2012. С. 403–409.
23. Иванова А.Н., Николаев Е.В. Песочная терапия как один из методов арттерапии по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 117–119.
24. Шпиняк Е.С. Метод арттерапии в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста // Научно-практические исследования. 2018. № 3 (12). С. 174–176.
25. Романова Е.А., Миланич Ю.М. эффекты арттерапии в работе с детьми с неврозоподобными расстройствами //Ананьевские чтения – 2018 психология личности: традиции и современность: сборник материалов международной научной конференции / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой; Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян. 2018. С. 267–268.

Арт-терапия в последнее время стала достаточно популярным компонентом в комплексном лечении. Так как действительно есть результаты от музыки, от лепки тестом или пластилином, от рисования в коррекционных учреждениях, в реабилитационных отделениях психиатрических больниц (как в детских, так и во взрослых), где используют в качестве лечения и помощи, а также в детских дошкольных и школьных учреждениях для общего развития детей.

На сегодняшний день всего 6-8 % дошкольников считаются здоровыми; дети 6–7 лет, имеющие какие-либо отклонения в физическом здоровье, составляют 85 %, с незначительными психическими нарушениями – 19 %; дети (6-7 лет) с нарушениями речи составляют 61-63 %; несформированность зрительно-пространственного восприятия имеют 37 % детей 6–7 лет; и более 31 % детей 6–7 лет имеют несформированность сложных координированных движений руки и графических движений [1; 2].

Кора и регуляторные структуры мозга функционально незрелые, что является основными причинами многих нарушений развития детей 6–7 лет. Поэтому необходим особый подход в работе с каждым ребенком, особенно в дошкольный период, так как это самый интенсивный период развития детей [3].

Стоить отметить, что здоровые дети на сегодняшний день все чаще проявляют тревожность и агрессивность к окружающему миру, а в период адаптации в детском садике им характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций, и поэтому необходимо создавать новые эффективные методы и технологии, которые бы способствовали стабилизации нервно-психического, психоэмоционального состояния детей [4].

В последнее время популярность обрело send-animation, или рисование песком. Но сейчас его используют в большинстве случаев как развлечение. Однако такой метод арт-терапии был бы эффективен в коррекционных учреждениях как терапия, как профилактика и развивающая методика в детских дошкольных учреждениях, как лечение эмоционального напряжения, стресса во время и после чрезвычайных ситуаций. В отличие от взрослых, дети не проинформированы, как действовать в той или иной экстренной ситуации, поэтому у ребенка во время и после чрезвычайных ситуаций возникают острые реакции, которые хоть и схожи со взрослыми переживаниями, но переживаются сильнее. Поэтому арт-терапию можно использовать при различных заболеваниях, сложностях, ведь было доказано, что при использовании арт-терапии наблюдается положительная динамика у детей с нарушениями психического здоровья.

Цель: используя отечественную и зарубежную литературу, оценить влияние арт-терапии на сохранение психического здоровья, на коррекцию нарушений здоровья, на реабилитацию после чрезвычайных ситуаций у детей дошкольного и раннего школьного возраста (на примере использования песочной анимации).

Задачи:

1. Проанализировать найденную информацию по использованию арт-терапии в медицине.

2. Используя дополнительную литературу, узнать о влиянии песочной терапии на организм человека.

3. Основываясь на литературных данных, выявить преимущества песочной анимации.

4. Предложить решение проблемы по снижению эмоциональной неустойчивости и агрессии у детей и новые методы развития мелкой моторики, речевых и письменных навыков в дошкольных образовательных учреждениях.

Слово «терапия» в переводе с греческого означает «уход», «лечение». Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет данное понятие как «совокупность методов лечения какой-нибудь болезни» [5; 6]. Арт-терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве; лечение приобщением к искусству [7].

Основоположником терапии искусством является Маргарет Наумберг (США), которая опиралась на идеи З. Фрейда в том, что внутреннее «Я» в лучшей степени выражается в визуальной форме при помощи искусства [8].

Научным основанием арт-терапии являются психологические концепции и теории:

1) фрейдовская теория бессознательного;

2) мысли Юнга о персональных и универсальных символах [9].

Изучение клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического аспектов влияния творчества на людей позволило создать разные методы и методики терапии искусством:

1. Игровая терапия – лечение играми.

2. Музыкотерапия.

3. Библиотерапия – терапия с помощью книг.

4. Эстетотерапия – невербальная психотерапия, которая основывается на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств.

5. Ландшафтотерапия – использует психоэмоциональное воздействие на человека природы, пейзажей.

6. Хореотерапия – метод, включающий в себя пластику, ритмику, танцы, оказывает положительное действие на социальную, когнитивную, эмоциональную и физическую жизнь человека [10].

Лечение искусством относительно новый метод. Популярность арт-терапия получила в разных областях и сферах. Положительные результаты арт-терапия приносит в работе с социальными группами, находящимися в зоне риска (инвалиды, неблагополучные семьи, люди, страдающие алкоголизмом и/или наркоманией) [11].

Успешно провел в этом направлении эксперимент В. Борисов в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Цель эксперимента была достичь социального развития личности и социализации данного контингента путем получения нового социального умения через художественную и творческую деятельность. В. Борисов направил деятельность несовершеннолетних к занятиям в студии искусств и поэзии. Автор пишет, что «...понимание духовности и противоречивых эмоциональных состояний учащихся заряжает наставника педагогическим оптимизмом и дает силы и уверенность в том, что в каждом выпускнике скрываются задатки, возможности и позитивное отношение» [12].

Также доказательствами эффективности арт-терапии могут послужить зарубежные исследования. Так, внедрение рисунка или других форм искусства в целостный уход за детьми с онкологическими заболеваниями показало, что подобные мероприятия могут помочь в повышении качества жизни у пациентов. У детей, которые занимались арт-терапией, отмечалась более тесная связь с членами семьи и медицинскими работниками (легче проходила адаптация), кроме того, дети лучше выражали свои эмоции, легче переносили основное лечение (перенос концентрации с заболевания на искусство). А также приобретение средств правильного общения с детьми через арт-терапию позволило медсестрам получить дополнительную информацию о том, как лучше себя вести с такими пациентами, что привело к более качественному уходу [13].

Кафедра медицинской онкологии, Университет Акдениз (Анталия, Турция) провели исследование на взрослых онкологических больных, получавшие химиотерапию. Результаты исследования показали, что арт-терапия в виде живописи улучшает качество жизни и облегчает депрессию у онкологических больных, получающих химиотерапию. Этот эффект был более выражен у пациентов без какого-либо предыдущего опыта применения арт-терапии [14].

Результаты исследования, где в рандомизированной контролируемой пробе, состоящей из 57 взрослых человек с расстройством личности, была назначена еженедельная арт-терапия, показали, что подобное дополнительное лечение является эффективным методом в патологии расстройства личности. Оно не только уменьшает патологию и дезадаптивные режимы, но и помогает пациентам развивать позитивные мысли, которые указывают на улучшение психического здоровья и повышение самоконтроля [15].

Было проведено 6 контролируемых исследований арт-терапии при психологических травмах. У половины участвующих групп были значительные улучшения психологического состояния, а в одной группе даже наблюдалось снижение депрессии [16].

Инсульт остаётся частой причиной инвалидизации взрослых, 80-86 % выживших больных становятся инвалидами. Для повышения качества жизни человека, перенесшего ишемический инсульт, необходимо восстановить двигательные и речевые функции. Реабилитация больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), должна начинаться уже в остром периоде [17]. Исследования, которые были направлены на изучение влияния арт-терапии при восстановлении больных после перенесенного инсульта, показали, что использование данного метода терапии при реабилитации больного в остром периоде эффективно. Арт-терапия стимулирует процессы нейропластичности головного мозга, что положительно сказывается на восстановлении речи, движений и реабилитации в целом [18].

Плюсы применения арт-терапии:

1. Такая терапия может использоваться в лечении любого человека, возраст, психологическое и физическое состояние, способности и художественный опыт не влияют на результаты.

2. Творческое самовыражение – положительные эмоции, проявление активности.

3. Арт-терапия помогает взаимодействовать на невербальном уровне для тех людей, которые имеют трудности с речью или не могут выразить словами свои переживания [18].

4. Проведенные исследования не выявили преимущества в эффективности тех или иных приемов арт-терапии. Они одинаково положительно влияли на позитивные изменения эмоциональных и поведенческих реакций у детей, а эффективность психокоррекционных воздействий, как правило, зависела от генезиса биологических, социальных, моральных или дезинтеграционных психических нарушений [19].

Преимущества игр с песком. Согласно Жан Пиаже, игра – это основной способ развития детей в дошкольном возрасте. Карл Юнг писал, что «фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».

Для песочной терапии не нужны подготовительные работы, планирование и моделирование, что поможет человеку выразить именно свои мысли и эмоции.

У детей игра и жизнь имеют почти одинаковое значение, соответственно в процессе песочной терапии происходит перенос опыта из игры в реальность [20].

Польза игры в песок: игры в песок приносят множество пользы, так, они развивают мелкую моторику, дают место для проявления воображения, помогают контролировать механизмы мышления, учат правильно выражать свои мысли, отвечать за свои поступки и действия, содействуют в преодолении последствий психологических травм.

У песочной терапии можно выделить два главных эффекта – это положительное влияние на психоэмоциональное состояние и улучшение процесса развития ребенка, а именно образного мышления, тактильной чувствительности, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве, сенсомоторного восприятия.

В период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:

1. Доверие между воспитателем и ре- бенком.

2. Снижение психологического напряжения как у ребенка, так и у воспитателя.

3. Освоение ребенком норм и правил поведения в коллективе.

Песочная анимация – это объединение таких видов арт-терапии, как песочная терапия и рисование. В данном методе акцент ставится на рисовании с помощью песка на специальном световом столе.

В настоящее время песочная анимация может быть использована для следующих целей:

1. Общеоздоровительные: привести в норму эмоциональный фон, укрепить психическое здоровье ребёнка путём создания безопасного, удобного рабочего места для творчества, помочь ощутить расслабление и комфорт, развить речь через повышение тактильной чувствительности, снизить проявления гиперактивности, способствовать развитию концентрации внимания, работать над избавлением от страхов, тревожности и агрессивности, стабилизировать физические и эмоциональные процессы [21].

По результатам исследования были сделаны выводы, что дети, занимающиеся рисованием, более эмоционально уравновешены. Песок помогает ребенку расслабиться, снимает нервное напряжение, снижается агрессивность.

Рисование на песке рекомендовано гиперактивным детям. Занимаясь таким методом арт-терапии, ребенок успокаивается, часть своей «лишней» энергии оставляет на рисунке, учится лучше понимать себя и окружающих.

2. Воспитательные: песочная анимация позволяет объединить обучение и воспитательный процесс: прививаются навыки социального общения, умения работать в коллективе и доброжелательно относиться друг к другу, вырабатывается позитивное отношение к себе и к окружающим, у детей появляется возможность стать самостоятельными.

Песочная анимация может не только профилактировать некоторые психические нарушения, но и помогать в восстановлении после чрезвычайных ситуаций. Дети зачастую свои эмоции, страхи передать не могут, но поделиться этим хотят. Рисование песком дает возможность детям, не способным вербально описать свое состояние, посредством образов выразить неосознаваемые потребности, влечение, внутренние конфликты, страхи, защитные реакции ребенка.

3. Научно-педагогические: привить аккуратность, умение работать над ошибками, научить основам художественной грамотности, научить практическим навыкам, приёмам создания песочной картины и песочной анимации, научить творчески использовать полученные умения и навыки.

Игра с сыпучими материалами (крупы, песок) несет положительный эффект для развития детей. Так как занятие с песком ассоциируется именно с игрой, то ребенок одновременно развлекается и развивается.

Работа с песком показана детям с задержками развития, так как идет стимуляция развития мышления и речи ребенка [22].

Развитие пространственных представлений происходит за счет ориентации на рабочем месте (световом столе). Речевое развитие происходит за счет сюжета, на котором строится занятие, дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию.

Ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – размазывание по стеклу.

Такие занятия эффективнее в развитии мелкой моторики, чем пальчиковые гимнастики и прописи [23].

Задачи ребенка при рисовании песком:

1. Научиться рисовать так, чтобы песок не высыпался за пределы стола, рабочего места. Детям вначале это дается трудно, так как глазодвигательная координация развита хорошо не у всех.

2. Выработать умение точно регулировать нажим руки, что необходимо для ровного распределения тонким слоем песка или для рисования ровной полоски из песка.

3. Научиться такой технике рисования, как рисование щепотками (развитие тонкой моторики).

Рисование двумя руками хорошо влияет на развитие межполушарных связей, что делает работу мозга еще более эффективной [24].

Песочная анимация положительно влияет на успеваемость в школе детей старшего возраста, а не только на младший и дошкольный возраст.

4. Развивающие: развитие фантазии, воображения, любознательности, выполнение точных мелких движений, повышение ловкости, более длительное концентрирование внимания.

Использование песочной анимации в педагогической практике для развития мелкой моторики представляет собой учебно-воспитательный процесс, который построен на следующих принципах:

– доступности – необходимы световой стол и песок, от ребенка дополнительных принадлежностей не нужно;

– систематичности;

– индивидуальности – индивидуальный подход к ребёнку положительно скажется на результатах данной арт-терапии;

– последовательности – процесс обучения от простого к сложному, если последовательность нарушить, то можно снизить потенциал и интерес ребенка;

– привлекательности песочных игр и упражнений для ребёнка при отсутствии его переутомления;

– обогащения предметно-пространственной развивающей среды – не ограничиваться использованием для рисования только рук, а включать в работу другие виды арт-терапии (например, музыку) и дополнительные предметы: кисти, палочки, гребни и т.д.

Противопоказания к применению песочной анимации: агрессивность по отношению к себе и окружающему миру (для предотвращения попадания песка в глаза), нарушение целостности кожи [25].

Заключение

Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работ с людьми, имеющими отклонения в поведении. Занятия арт-терапией помогают таким людям повысить личностную ценность, обрести уверенность в себе за счет социального признания ценности созданного продукта, помогают создать благоприятные условия для развития способности к саморегуляции своего поведения, оказывают влияние на осознание человеком своих чувств, переживаний, создают предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, помогают дисциплинировать и дают выход агрессивным эмоциям.

С помощью исследований было выяснено, что песочная анимация имеет положительный отклик от родителей и педагогов, так как они отмечают, что дети становятся усидчивыми, происходит «скачок» в развитии речи, за счет работы с мелким песком, наблюдается динамика в работе мелкой моторики, движения становятся более координированными. Ребёнок с интересом включается в процесс рисования натуральным песком, избегая излишнего погружения в ирреальный мир гаджетов.

Известно, что левое полушарие мозга отвечает за устную и письменную речь, правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи. При развитии мелкой моторики, за счет большого количества рецепторов, будет происходить интенсивное развитие обоих полушарий головного мозга.

Песочная анимация, как и любая другая арт-терапия, является одним из лучших методов в реабилитации психического состояния ребенка после чрезвычайных ситуаций, ситуаций, которые привели ребенка к сильному стрессу.

В целях профилактики эмоциональной неустойчивости и агрессии, развития мелкой моторики, речевых и письменных навыков, реабилитации после стрессовых чрезвычайных ситуаций рекомендую введение в дошкольные образовательные учреждения песочной анимации.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Федорова М.Д., Вяльцин А.С., Вяльцин С.В. ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ (ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ) НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСЛЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 36-41;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2388 (дата обращения: 20.08.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074