Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ

Бужинская Н.В. 1 Васева Е.С. 1
1 Нижнетагильский государственный социально­педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально­педагогический университет»
Одним из значимых факторов, оказывающих влияние на выбор будущей профессии старшеклассником, является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация направлена на просвещение, консультирование, помощь в вопросах выбора профессии и, как следствие, выбор учебного учреждения профессионального образования старшеклассником. Профессиональная ориентация включает комплекс действий, направленных на профессиональное самоопределение личности, и реализуется родителями, школой, учреждениями профессионального образования. Профориентационная работа, реализуемая вузом, предполагает проведение комплекса мероприятий, одно из направлений которых – проведение конкурсов для будущих абитуриентов. Планирование мероприятий, целью которых является реализация профориентации, включает ряд этапов: формулирование цели, составление плана реализации, назначение ответственных лиц, разработка учебно-методических и дидактических материалов, составление сметы, информирование участников о датах проведения, проведение мероприятия, подведение итогов, внесение необходимых изменений в программу будущих мероприятий. В качестве примера приводится описание процесса планирования, организации и проведения такого мероприятия в Нижнетагильском государственном социально­педагогическом институте (филиале) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально­педагогический университет» – интеллектуальной игры «Брейн-ринг по программированию». Результаты анкетирования участников и наблюдения за процессом проведения интеллектуальной игры позволяют сделать вывод, что подобные мероприятия дают возможность старшеклассникам познакомиться с учебным учреждением, пообщаться с преподавателями и студентами, являются перспективным способом информирования участников о направлениях подготовки в вузе, перспективах обучения, многоуровневой системе образования, востребованности приобретаемых профессий, возможностях будущего трудоустройства.
профессиональная ориентация
абитуриент
мероприятие
интеллектуальная игра
планирование мероприятия
календарный план
1. Соколова Ю.А. Профориентация в условиях цифровой экономики // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 274–276.
2. Васильева Т.М. Проблемы профориентации подростков и пути их решения // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. 2019. № 20. С. 19–23.
3. Короленко А.В., Калачикова О.Н. Сформированность профессиональных предпочтений как фактор социализации детей подросткового возраста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 143–161.
4. Снижко Е.А. Об опыте сотрудничества вуза и школы с целью профориентации абитуриентов // Университет XXI века: научное измерение: материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 146–148.
5. Лихачева С.Ю., Довгопол Д.А. Успешная профориентация абитуриентов через руководство научными проектами школьников // Великие реки – 2018: труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. С. 113–115.
6. Снегирёв Н.И., Тихонов Д.В. Современные инструменты профориентации школьников // Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства: труды научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2018. С. 119–126.
7. Овчинникова Е.В., Афонина Е.А., Паринова Г.К. Продуктивный подход к современной профориентации // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 25–31.
8. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 208 с.
9. Бужинская Н.В., Васева Е.С. Особенности проведения международной игры по программированию в условиях дистанционного обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 1. С. 10–14.
10. Терегулов Д.Ф., Васева Е.С., Бужинская Н.В. Дистанционные технологии как средство реализации международного сотрудничества в сфере образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 67–72.

В современных условиях информатизации общества выпускники образовательных учреждений сталкиваются с большим количеством информации, содержание которой может оказать влияние на выбор будущей профессии. В интернете они могут найти сведения о любой специальности, оценить свои дальнейшие перспективы в той или иной области, пообщаться с представителями различных профессий, посетить мастер-классы и вебинары. Изучая предложения различных учреждений среднего и высшего профессионального образования, важно, чтобы одиннадцатиклассник грамотно отбирал предлагаемую ему информацию с учетом своих индивидуальных особенностей. Будущий абитуриент должен представлять, что от выбора будущей профессии зависит его дальнейшее профессиональное самоопределение, карьерный рост, размер материального благополучия. При этом зависимость подростков от социальных сетей, в частности мнения блогеров, приводит к их нежеланию проявлять себя в сфере производства. Они стремятся выбрать «престижные» профессии, не разбираясь в их специфике. Также к типичным ошибкам, которые могут повлиять на неправильный выбор профессии, можно отнести: выбор под давлением окружающих, желание пойти учиться «за компанию», неправильная оценка своих потребностей [1].

Поэтому комплекс профессионально ориентационных действий, реализуемых семьей, школой, учреждениями профессионального образования, должен быть направлен на самоопределение личности с учетом ее личных потребностей и способностей, а также требований современного рынка труда.

Цель данного исследования – выявить возможности процесса организации и проведения мероприятий, проводимых в вузе, как способа профессиональной ориентации будущих абитуриентов.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования проводился анализ литературы, научных работ и нормативно-правовых документов по вопросу профориентации будущих абитуриентов, а также осуществлялось наблюдение за процессом организации интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по программированию в Нижнетагильском государственном социальнопедагогическом институте (филиале) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет».

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках данного исследования был проведен опрос обучающихся 10–11 классов (100 человек) школ города Нижнего Тагила Свердловской области с целью выявления их представлений о своей будущей профессии. На вопрос «Что оказывает влияние на выбор Вашей будущей профессии?» большая часть респондентов указали мнение родителей и/или друзей (рисунок).

buginsk1.tif

Результаты опроса будущих абитуриентов

При этом только 33 % от общего количества респондентов указали, что они уверены в правильности своего выбора направления подготовки и не собираются отступать от намеченной цели. Такой низкий процент можно объяснить субъективными причинами – обучающиеся не уверены в своих возможностях и боятся сдавать экзамен, а также объективными – недостатком информации о том или ином учебном учреждении.

В первом случае к работе с будущими абитуриентами можно привлекать консультантов, психологов, специалистов в определенной области. Кроме того, сами подростки совместно с родителями могут находить интересную для них информацию в интернете, например посредством ресурсов «Выбор профессии» (https://www.ucheba.ru/prof), Всероссийский форум «Проектория» (https://proektoria.online/forum), «Атлас новых профессий» (https://new.atlas100.ru/) и других средств массовой информации (телевидение, газеты). Важную роль в оказании подросткам помощи в выборе профессии должна оказать школа, в которой подростки проводят большую часть своего времени. Задачей школы является подготовка мобильной личности, готовой применять полученные знания на практике [2, 3].

Во втором случае высшие учебные заведения, колледжи, техникумы должны создать условия для реализации профориентационной работы – системы мероприятий, направленных на выявление личностных способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующем его индивидуальным возможностям [4, 5].

Современная профориентация в вузе должна быть направлена на реализацию трех взаимосвязанных важнейших компонентов:

– самоанализ (тесты на профессиональное самоопределение личности и осознание своих индивидуальных способностей);

– анализ профессий (информация о потребностях рынка);

– профессиональные пробы (работа с работодателями) [6].

В процессе профориентации происходит самопознание личности – процесс осмысления подростком проблем, которые могут возникнуть у него в процессе выбора профессии, а также поиск путей их разрешения [7]. Осознание подростком своих возможностей – первый шаг на пути выбора будущей профессии. При этом должна обеспечиваться системность профориентации за счет взаимодействия таких социальных институтов, как школа, семья, организации и предприятия, вузы [8].

Например, профориентационная работа в Нижнетагильском государственном социальнопедагогическом институте (филиале) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет» (НТГСПИ (ф) РГППУ) предполагает реализацию комплекса мероприятий:

– проведение мастер-классов, конкурсов, олимпиад, хакатонов по различным предметам;

– проведение «Дней открытых дверей» на факультетах, во время которых будущие студенты знакомятся с преподавателями, студентами, администрацией;

– размещение рекламы как в социальных сетях, так и в СМИ;

– проведение профессиональных проб.

При этом работа ведется как непосредственно с будущими студентами, так и с их родителями, учителями. В процессе этого взаимодействия важно убедить абитуриентов в важности получения высшего образования, которое выступает гарантом в подготовке компетентного специалиста, способного эффективно решать задачи профессиональной деятельности.

Планирование мероприятий, целью которых является реализация профориентации, включает следующие этапы:

– формулирование цели мероприятия;

– составление плана реализации меро- приятия;

– назначение ответственных лиц, которые будут помогать в реализации основных этапов;

– разработка учебно-методических, дидактических материалов;

– составление сметы для проведения мероприятия;

– информирование участников о датах проведения мероприятия;

– проведение мероприятия;

– подведение итогов;

– внесение необходимых изменений в программу мероприятия, если оно будет проводиться на постоянной основе.

Рассмотрим на примере процесс планирования и организации мероприятия «Брейн-ринг по программированию».

Цель мероприятия – создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе интеллектуальной игры, пропаганда интеллектуального досуга среди студентов и школьников, поощрение интереса обучающихся к изучению программирования, реализация преемственности подготовки в области программирования в системе «Школа – вуз», профориентация.

Задачи мероприятия [9]:

– развитие познавательного интереса обучающихся к программированию;

– проверка знаний и умений учащихся в области алгоритмизации и программиро- вания;

– предоставление возможности инициативным, талантливым школьникам и студентам проявить свои интеллектуальные возможности;

– совершенствование навыков командной работы и развитие эрудиции;

– выявление потенциальных абитуриентов и их дальнейшей профессиональной ориентации.

Мероприятие вот уже несколько лет проводится в НТГСПИ (ф) РГППУ. В игре участвуют сборные команды из образовательных учреждений Нижнего Тагила и других городов. За месяц до мероприятия по образовательным учреждениям рассылается информационное письмо, отражающее порядок и время проведения мероприятия.

До 2020 г. игра для школьников г. Нижнего Тагила проходила в очном формате в стенах НТГСПИ (ф) РГППУ. От каждого образовательного учреждения выступает команда, состоящая из трех человек. Игра состоит из нескольких раундов. В каждом раунде команды соревнуются по современной круговой системе (команды делятся по четыре, каждая команда играет со всеми комбинациями по три из оставшихся команд). Для каждой комбинации команд необходима организация рабочей зоны – «стол». Возможны другие схемы игры в зависимости от количества команд.

В каждом раунде предлагается несколько заданий (вопрос или задача). Для отслеживания скорости получения решений каждой командой применяется специализированная аппаратура – кнопки «Ответ готов». Каждой команде выдается маршрутный лист, по которому они отслеживают «стол», за которым играют в текущем раунде. У участников на руках находится рейтинг-лист, в который организаторы вписывают количество набранных очков в каждом раунде. По итогам игры выполняется подсчет очков, определяется 1, 2, 3 место. Если возрастных категорий несколько – 1, 2, 3 место определяются во всех возрастных категориях.

Второй этап организуется для студентов высшего и среднего профессионального образования. Этап проходит в дистанционной форме. Команде участников из трех человек предлагается выполнить задания, которые представлены в системе управления курсами Moodle на сайте do.ntspi.ru, доступ открывается в определенные даты и ограничен по времени [10].

В 2020 г. в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией все команды участвовали в игре дистанционно. Команде участников (школьников или студентов) из трех человек предлагалось выполнить задания, которые были представлены в системе управления курсами Moodle на сайте do.ntspi.ru.

Инициативная группа – студенты факультета естествознания, математики и информатики Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Студенты выполняют администрирование групп в социальных сетях, разрабатывают задания, проводят мероприятия, осуществляют фотосъемку и монтаж фотоматериалов, подготавливают печатные материалы (маршрутные листы, рейтинг-листы, карточки с заданиями, дипломы и благодарственные письма и т.д.).

Для организации взаимодействия организаторов и участников мероприятия был создан сайт (breinringnt.ru), который дает возможность:

- популяризовать мероприятие;

- организовать удобный интерактивный способ общения с участниками;

- организовать виртуальную «Доску объявлений»;

- собирать отзывы и предложения, анализ которых позволит внести коррективы в организацию выездных мероприятий;

- предоставить возможность скачивания сертификатов участников брейн-ринга.

Независимо от формы проведения мероприятия в его начале проводится открытие (очно – в актовом зале института, дистанционно – с использованием средств проведения видеоконференций), где организаторы имеют возможность сообщить об условиях поступления в институт, возможных направлениях подготовки, перспективах обучения в вузе, вариантах поддержки студентов, востребованности приобретаемых профессий. По итогам прошлых лет примерное количество участников мероприятия – 100 человек, все являются потенциальными абитуриентами.

В организации мероприятия активно участвуют студенты, которые в том числе и непосредственно проводят интеллектуальную игру. Таким образом, будущим абитуриентам предоставляется возможность приобщиться к студенческому движению, понять дружественные межличностные отношения, услышать о преимуществах обучения в НТГСПИ (ф) РГППУ «из первых уст». Примерный календарный план организации мероприятия в 2021 г. представлен в таблице.

Календарный план работ по организации интеллектуальной игры «Брейн-ринг по программированию»

п/п

Наименование работ (услуг)

Сроки

1

Разработка заданий для интеллектуальной игры

01.10.2021 – 26.10.2021

2

Составление положения

22.10.2021 – 26.10.2021

3

Рассылка информационного письма по образовательным учреждениям, информирование обучающихся

26.10.2021 – 10.11.2021

4

Обработка заявок, подготовка регистрационных листов, разработка маршрутных листов, подготовка сертификатов участников

11.11.2021 – 22.11.2021

5

Администрирование сайта игры

с 1.10.2021

6

Разработка заданий в системе управления курсами Moodle на сайте do.ntspi.ru

01.11.2021 – 22.11.2021

Окончание таблицы

п/п

Наименование работ (услуг)

Сроки

7

Подготовка оборудования и места проведения

23.11.2021 – 24.11.2021

8

Проведение интеллектуальной игры

25.11.2021 – 27.11.2021

9

Подготовка дипломов и благодарственных писем

28.11.2021 – 30.11.2021

10

Освещение мероприятия на официальном сайте института

28.11.2021 – 30.11.2021

11

Доставка подарочных сертификатов (призов) по образовательным учреждениям города в случае дистанционной формы проведения игры для школьников

28.11.2021 – 30.11.2021

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг по программированию» проводится на базе НТГСПИ уже несколько лет, каждый год задания совершенствуются, количество желающих поучаствовать увеличивается. Планируется проведение игры и в следующем 2022 г., мероприятие будет организовано с учетом накопленного опыта и пожеланий участников.

Создаются условия для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся школ и студентов средних профессиональных учреждений города, поощрения интереса обучающихся к изучению программирования, профориентации будущих абитуриентов.

Заключение

Проведение интеллектуальной игры на базе НТГСПИ (ф) РГППУ является перспективным способом профориентации старшеклассников, дает возможность привлечь дополнительных будущих абитуриентов в стены вуза. Будущие абитуриенты могут познакомиться с современными аудиториями, состоянием просторной библиотеки и светлого читального зала, оснащением лабораторий и компьютерных классов, других объектов в распоряжении высшего учебного заведения. Знакомство со студентами дает возможность приобщиться к студенческому движению, понять дружественные межличностные отношения. Организаторы брейн-ринга имеют возможность информировать участников о своих факультетах и специальностях, перспективах обучения в вузе, многоуровневой системе образования, возможностях будущего трудоустройства.


Библиографическая ссылка

Бужинская Н.В., Васева Е.С. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 31-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2387 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674