Неустойчивая обстановка, сложившаяся в современном российском обществе, средствах массовой информации, низкопробная кинопродукция, компьютерные игры деструктивного и агрессивного содержания, пропаганда распущенности, насилия, жестокости способствуют тому, что в детско-подростковой среде проявляется делинквентное (антиобщественное, противоправное) поведение. Среди обучающихся общеобразовательных организацией усиливается нигилизм, проявляющийся в виде демонстративного и вызывающего по отношению ко взрослым поведения, которое может реализовываться в форме излишней агрессивности, жестокости. Социальные девиации обучающихся являются результатом неправильный социализации как процесса формирования личности, в результате которого подростки осваивают принятые в обществе нормы, ценности, правила поведения. В отношении социальных девиаций применяются меры социально-педагогической профилактики. Одним из основных институтов успешной социализации подростка является школа, поэтому причины социальных девиаций следует искать в недостаточной профилактической работе в образовательной организации. Проблемы снижения и коррекции социальных девиаций решаются путем организации и проведения системной, целостной профилактической работы с подростками, включающей социокультурный, коммуникативный и деятельностный компоненты.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическое изучение особенностей реализации первичной профилактики социальных девиаций среди подростков.
Материалы и методы исследования
Анализ литературы по проблеме исследования; тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Соликамска (Пермский край).
Для выявления склонности обучающихся к социальным девиациям, к отклоняющемуся поведению были использованы следующие методики.
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению [1].
Цель: диагностика склонности респондентов к отклоняющемуся поведению. Данная методика считается одной из универсальных методик определения предрасположенности подростков к социальным девиациям (девиантному поведению). Методика была разработана в 1992 г. Центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», г. Вологда. Методика позволяет оценить предрасположенность подростков к социальным девиациям по 7 шкалам: установка на социальную желательность, склонность к нарушению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению.
Данные шкалы определяют особенности предрасположенности испытуемых к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и различным девиациям. В опроснике имеются 98 пунктов, содержащих в себе утверждения, которые необходимо оценить. Оценка результатов исследования производится в соответствии с представленным ключом и с тестовыми нормами. Делается вывод о склонности подростков к отклоняющемуся поведению.
2. Методика диагностики склонности подростков к преодолению социальных норм и правил, разработанная Ю.А. Клейбергом [2].
Цель: диагностика склонности подростков к преодолению социальных норм и правил. Методика содержит в себе 20 утверждений, которые испытуемым необходимо оценить с точки зрения согласия или несогласия. Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с представленным ключом, по результатам делается вывод о высоком, среднем, низком уровне склонности подростков к преодолению существующих социальных норм и правил.
3. Опросник «Доля риска», разработанная И.В. Журловой, Т.В. Царенко [3].
Цель: выявление склонности подростков к употреблению психоактивных веществ, наркотических средств. По методике исследования испытуемым предлагается бланк опросника, содержащий 12 утверждений, которые они должны оценить, давая письменные ответы на эти утверждения (выразить свое согласие или несогласие). Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом. В результате анализа и интерпретации результатов исследования с использованием данного опросника делается вывод о наличии склонности подростков к употреблению психоактивных веществ как проявлении социальной девиации.
Девиация (переводится с латинского языка как «отклонение») в психологии рассматривается как отклонение от общепринятых норм поведения, нестандартное поведение людей, которые живут в обществе, поэтому должны уважать и соблюдать принятые в нем нормы и правила [4, с. 123].
Социальная девиация является отклонением от социальной нормы, нарушением процесса социализации личности. Социальные девиации – это не набор случайных фактов отклонения от общепринятых норм, такое поведение носит характер процесса повторяющегося, порицаемого, негативно оцениваемого со стороны общества; это поведение, которое приобрело распространение в обществе или демонстрирует выраженную тенденцию к этому. Ядром социальных девиаций среди обучающихся являются преступность, наркомания, алкоголизм, суицид, преддевиантный синдром. Типичными проявлениями социальных девиаций молодых людей могут быть: демонстративное поведение, агрессивные действия, поведение с вызовом (по отношению к конкретным людям, к обществу в целом), самовольное и систематическое отклонение от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество. Признаками социальной девиации являются: отклонение поведения, поступков и действий от социальных стандартов, несоответствие предпринимаемых действий нормам общества, порицание поведения со стороны общественности, негативные оценки личности другими людьми, деструктивность, проявляющаяся как нанесение урона личности, окружающим людям, обществу в целом, регулярность, повторяемость действий.
Первичная профилактика социальных девиаций среди обучающихся имеет большое значение, поскольку не допускает проявления, дальнейшего развития и закрепления социальных девиаций. Объектами профилактической работы выступают: причины, которые вызывают социальные девиации среди обучающихся; условия, которые благоприятствуют развитию социальных девиаций среди обучающихся; личность, являющаяся результатом формирования социально негативных свойств и качеств. Профилактика социальных девиаций среди обучающихся осуществляется через мероприятия, которые должны быть направлены на выявление, нейтрализацию, а также сведение к минимуму факторов, причин, условий социальных девиаций среди обучающихся, формирование их правомерного поведения [4].
Основными направлениями первичной профилактики социальных девиаций среди обучающихся, по мнению И.В. Журловой, Т.В. Царенко, являются [3]:
– ранняя диагностика обучающихся, которые отнесены к группе риска;
– изучение и анализ социальных проблем детей и подростков, их причин и условий;
– осуществление контроля за неблагополучными семьями;
– организация целенаправленной консультативной деятельности с родителями и педагогами в рамках профилактической работы;
– использование воспитательного потенциала образовательной организации;
– осуществление целенаправленной работы по нейтрализации разного рода неблагоприятных факторов, способствующих развитию социальных девиаций;
– изменение ориентированности общения и поведения социально и педагогически запущенных детей и подростков;
– разработка программы индивидуального профилактического воздействия на обучающихся, которые имеют склонность к асоциальным реакциям;
– развитие системы правового регулирования и образования школьников.
Первичная профилактика социальных девиаций среди обучающихся предусматривает использование ресурсов образовательного учреждения (профессионализма педагогов школы, педагога-психолога, социального педагога, ресурсов ученического коллектива, ресурсов семьи и родительского сообщества в рамках образовательного учреждения и др.).
Профилактика социальных девиаций среди обучающихся образовательного учреждения может быть реализована с использованием социокультурного проектирования, определяющего поиск решения социальных проблем в условиях образовательного учреждения; проведения деловых и ролевых игр, дискуссий, диспутов, круглых столов, предусматривающих открытое обсуждение совместно обучающимися, педагогами, родителями, компетентными лицами какого-либо вопроса, требующего своего решения.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования по выявлению склонности обучающихся к социальным девиациям, к отклоняющемуся поведению проводились на базе МАОУ «СОШ № 16» г. Соликамска (Пермский край). В исследовании принимали участие учащиеся 7–8-х классов, всего 76 человек, из них: мальчиков 35, девочек 41.
Диагностика склонности респондентов к отклоняющемуся поведению проводилась с использованием соответствующей методики. Определялись высокие и низкие показатели по каждой шкале. Результаты исследования содержатся в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики склонности подростков к отклоняющемуся поведению
Шкала |
Результаты исследования |
|||
Высокие показатели по шкале |
Низкие показатели по шкале |
|||
Человек |
% |
Человек |
% |
|
Установка на социальную желательность |
12 |
15,7 |
64 |
84,3 |
Склонность к нарушению норм и правил |
14 |
18,4 |
62 |
81,6 |
Склонность к аддиктивному поведению |
8 |
10,5 |
68 |
89,5 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
6 |
7,8 |
70 |
92,2 |
Склонность к агрессии и насилию |
17 |
22,3 |
59 |
77,7 |
Волевой контроль эмоциональных реакций |
51 |
67,1 |
25 |
32,9 |
Склонность к делинквентному поведению |
15 |
19,7 |
61 |
80,3 |
Таблица 2
Диагностика склонности подростков к преодолению социальных норм и правил
Уровень склонности подростков к преодолению социальных норм и правил |
Результаты исследования |
|
Человек |
% |
|
Высокий уровень склонности |
14 |
18,4 |
Средний уровень склонности |
17 |
22,3 |
Низкий уровень склонности |
45 |
59,3 |
Внимания заслуживают подростки, у которых выявлены высокие показатели по шкалам «склонность к проявлению агрессии и насилия», «склонность подростков к проявлению девиантного поведения», «склонность испытуемых к нарушениям норм и правил», «склонность испытуемых к аддиктивному поведению», «склонность подростков к самоповреждающему и саморазрушающему поведению».
Диагностика склонности подростков к преодолению социальных норм и правил проводилась с использованием методики диагностики Ю.А. Клейберга. Результаты исследования содержатся в табл. 2.
Выявление склонности подростков к употреблению психоактивных веществ, наркотических средств проводилось при помощи опросника «Доля риска» (И.В. Журлова, Т.В. Царенко). По результатам проведенного исследования было выявлено, что отсутствует склонность подростков к употреблению психоактивных веществ как проявление их социальной девиации у 94,7 % испытуемых (72 человек), у 5,3 % испытуемых (4 человек) такая склонность имеется, что является проявлением социальной девиации. Число подростков, имеющих склонность к социальным девиациям, составило 14 человек, или 18,4 % от числа всех подростков, принимавших участие в исследовании.
Полученные количественные данные говорят о том, что примерно пятая часть обучающихся 13–14 лет имеют склонность к преступному поведению. Они предрасположены к социальным и психологическим конфликтам. С выявленными детьми была проведена групповая беседа, в которой выяснились основные причины их асоциальных и противоправных поступков. Среди них оказались отсутствие денежных средств, статусность среди подросткового сообщества, состояние алкогольного опьянения. По итогам констатирующего эксперимента было намечено содержание работы по профилактике социальных девиаций [5], определены мероприятия, сроки и ответственные лица (табл. 3).
Таблица 3
Содержание работы по первичной профилактике социальных девиаций среди обучающихся
№ |
Содержание работы, мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
1 |
Выявление склонности обучающихся к социальным девиациям, к отклоняющемуся поведению. Диагностика, анализ и интерпретация результатов исследования |
Сентябрь |
Педагог-психолог, социальный педагог |
2 |
Изучение и анализ социальных проблем детей и подростков, причин и условий их возникновения |
В течение года |
Социальный педагог |
3 |
Осуществление контроля за неблагополучными семьями |
Регулярно |
Администрация образовательной организации, социальный педагог, классные руководители |
4 |
Организация целенаправленной консультативной работы с родителями и педагогами в рамках профилактической работы |
По плану |
Социальный педагог |
5 |
Использование воспитательного потенциала образовательной организация (социокультурные технологии, общественно полезные площадки) |
Регулярно |
Администрация образовательной организации, социальный педагог, классные руководители |
6 |
Осуществление целенаправленной работы по нейтрализации разного рода неблагоприятных факторов, способствующих развитию социальных девиаций (проведение экскурсий в перинатальный центр, бесед с врачом-наркологом) |
Регулярно |
Администрация образовательной организации, социальный педагог, классные руководители |
7 |
Изменение ориентированности общения и поведения социально и педагогически запущенных детей и подростков |
Регулярно |
Администрация образовательной организации, социальный педагог, классные руководители |
8 |
Разработка программы индивидуального профилактического воздействия на обучающихся, которые имеют склонность к асоциальным реакциям |
По мере необходимости |
Педагог-психолог, социальный педагог |
9 |
Развитие системы правового регулирования и образования школьников в образовательной организации |
Октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог |
10 |
Реализация мероприятий социокультурного проектирования |
По плану |
Социальный педагог, классные руководители |
11 |
Проведение деловых и ролевых игр, дискуссий, диспутов, круглых столов – открытое обсуждение совместно обучающимися, педагогами, родителями, компетентными лицами вопроса, требующего своего решения |
По плану |
Социальный педагог, классные руководители |
12 |
Поиск и принятие решений относительно норм и правил поведения в обществе, в образовательной организации, в ученическом коллективе |
По плану |
Социальный педагог, классные руководители |
13 |
Анализ ситуаций, имеющих конфликтный характер, вызывающих противостояние членов ученического коллектива |
По мере необходимости |
Социальный педагог, классные руководители |
14 |
Использование методов педагогического воздействия, предусматривающих формирование у детей и подростков собственной позиции относительно отношений, сложившихся в ученическом коллективе и в обществе |
По мере необходимости |
Социальный педагог, классные руководители |
15 |
Использование методов стимулирования интереса детей и подростков к учебной деятельности и ее мотивация |
Регулярно |
Учителя-предметники, классные руководители |
16 |
Использования методов социального проектирования в воспитательной организации |
Регулярно |
Социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители |
17 |
Организация учебных исследований, написание и защита научных работ |
Регулярно |
Учителя-предметники, классные руководители |
Содержание работы по первичной профилактике социальных девиаций среди обучающихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Соликамска (Пермский край) отбиралось с учетом специфики контингента обучающихся и целесообразности использования выбранных методов в общеобразовательной организации.
Выводы
Первичная педагогическая профилактика предполагает реализацию нескольких направлений в отношении социальных девиаций среди обучающихся: совершенствования жизни обучающихся, устранение неблагоприятных факторов окружающей среды; создание необходимых условий реабилитации и ресоциализации обучающихся в их жизненном пространстве; создание условий для воспитания позитивно ориентированной личности обучающихся; обеспечение защиты прав, законных интересов обучающихся, сопровождение их в жизненным пространстве и др.
Библиографическая ссылка
Безусова Т.А. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 26-30;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2386 (дата обращения: 23.11.2024).