В последнее время роль российской армии в решении геополитических вопросов неуклонно возрастает, новые вызовы безопасности России требуют применения Вооруженных Сил адекватно складывающейся международной обстановке. С 2008 г. Вооруженные Силы в ходе проводимой военной реформы подверглись глубоким и масштабным преобразованиям, было начато наращивание числа воинских частей, переоснащение на современные образцы вооружения и военной техники, реформирование военного образования. Вместе с тем разрабатываемые в настоящее время наставления и программы по военно-профессиональной подготовке военнослужащих носят информационно-знаниевый характер, построены на основе предметно-ориентированной модели и не учитывают потребность в получении дополнительных знаний, ограничиваясь конкретными военными дисциплинами. Одной из причин этого является отсутствие военно-педагогической теории, способствующей личностно-ориентированному подходу в системе подготовки военных кадров. Реализация методических функций педагогического процесса, включающих в себя междисциплинарность (обеспечение взаимодействия научных направлений для формирования целостной личности офицера), гуманизацию образовательного процесса (ориентация на потребности военнослужащего, поддержка творческого потенциала), прогностическую функцию (применение опережающих моделей развития на основе изучения современных тенденций развития), практическую функцию (основанную на организации взаимодействия и развития связей между школой, военными учебными заведениями и армейской средой), будет способствовать системной модернизации процесса боевой подготовки в Вооружённых силах. Целеориентации военной педагогической системы на идеи самообразования и саморазвития должно предшествовать глубокое осмысление теоретико-методологических понятий на основе опережающей системы подготовки офицерского корпуса, инновационных методов педагогического развития. Подготовка и воспитание офицера новой формации, способного к решению интеллектуальных задач и обладающего необходимой для этого системой профессиональных знаний, духовно-нравственных ценностей, силой духа и развитыми инновационными способностями, может послужить исходным моментом для модернизации системы профессионально-должностной подготовки российского офицерского корпуса в сложных современных условиях противостояния мировых держав.
Таким образом, вопрос саморазвития военнослужащих должен занимать одну из важных ролей в становлении личности военного. Необходимость формирования у военнослужащего таких моральных и боевых качеств, которые в полной мере отвечали бы задачам, поставленным перед армией, и максимально эффективно позволяли выполнить эти задачи, является приоритетным и непрерывным направлением для процесса развития военнослужащих. Вместе с тем современная система личностно-профессионального развития и подготовки военнослужащих не учитывает комплекс вопросов, связанных с возможностями освоения дополнительных теоретических и практических знаний, не раскрывает значимые направления в формировании личности, не поднимает проблемную тематику важности совершенствования уровня подготовки каждого офицера как неотъемлемого звена военной системы.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить текущее состояние и рассмотреть различные подходы к процессу саморазвития офицера на основе развития личностно-профессиональных качеств личности.
Материалы и методы исследования
В ходе проведения ежегодного анализа мероприятий боевой подготовки в Вооруженных силах России [1], основной акцент делается на результатах выполнения практических мероприятий подготовки военнослужащих, таких как «налет экипажей составил свыше…», «общая наплаванность экипажей …», «совершено порядка … тысяч прыжков с парашютом» и т.д. Однако мы не видим в этой статистике качественных показателей личностно-профессионального развития военнослужащих. На основании планов перспективного развития в войска поступают новые образцы вооружения, военной и специальной техники, что по замыслу Генерального штаба позволит внести изменения в тактику действий войск, разработать качественно новые программы боевой подготовки. Вместе с тем подготовка военнослужащих проводится по нормативно-методическим документам, разработанным до 2015 г. По решению Министра обороны в войска должен активно внедряться опыт Сирийской кампании, локальных войн и вооруженных конфликтов. Однако планирование странами – участницами блока НАТО гибридных войн на основе сетецентричных операций, реализация инновационных концепций и технологий ведения боевых действий требует от российской армии не только интенсификации мероприятий боевой подготовки, но и изменения подходов в развитии офицерского корпуса. Повышение роли современного офицера в ходе военных действий обусловлено возрастающей ролью военно-технологических и информационно-цифровых факторов.
Особенности профессионализма офицера XXI в. заключаются в способности применять гуманитарное мышление, в умении активизировать собственные усилия личности при решении нестандартных задач, в использовании информационных и коммуникативных подходов. Таким образом, современный офицер – это человек, обладающий универсумом качеств, проявляющихся в различных видах духовной, нравственной, профессиональной и инновационной деятельности. Его подготовка представляет собой педагогически инструментированный процесс раскрытия сущностных, фундаментальных свойств личности в реальном педагогическом процессе и практической жизнедеятельности. Мы представляем личность российского офицера новой формации как единство четырёх взаимосвязанных компонентов:
мотивационно-ценностного: офицер, патриот, имеющий мотивацию к саморазвитию (как один из наиболее важных структурных элементов, побуждающих и направляющих его деятельность) и считающий служение Отечеству высшим смыслом жизни;
содержательного: человек, реализовавший потребности в саморазвитии, самостоятельно принимающий решения и контролирующий свою жизнь;
деятельностно-творческого: офицер с выраженной потребностью в саморазвитии, самокритично относящийся к себе, со стремлением анализирующий свою деятельность, прилагающий волевые усилия к их выполнению и корректировке своего отношения к задачам воинской службы;
рефлексивно-волевого: военнослужащий с высоким уровнем саморазвития и профессионально-педагогической деятельности, наличием качеств личности, способствующих самостоятельному развитию.
Военнослужащему новой формации присущи не только черты личности, раскрывающие его внутренний потенциал, но и новый уровень педагогического профессионализма, качество которого определяется ориентированием на владение надпредметными компетентностями, рациональностью подхода к решению задач.
Военно-профессиональная подготовка офицерского состава является основой для поддержания боевой готовности Вооружённых Сил. Сущность военно-профессиональной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше [2, с. 10].
Военно-педагогический процесс в воинских частях имеет цикличный характер. Основным циклом является учебный год, в ходе которого реализовано выполнение программ боевой подготовки на основе требований руководящих документов. Учебный год включает в себя два периода – зимний и летний. С учетом специфики выполняемых задач подразделениями и воинскими частями следует выделить также месячные, недельные и суточные циклы для решения конкретных педагогических задач.
Одним из видов профессионально-должностной подготовки офицера является самостоятельная подготовка. Она организуется и проводится в целях углубленного изучения и отработки вопросов для совершенствования своей профессиональной подготовки, методического мастерства, подготовки к занятиям, предстоящим мероприятиям, изучения руководящих документов, выполнения индивидуальных заданий, освоения должностных обязанностей на одну ступень выше занимаемой штатной должности. Таким образом, нормативные документы Министерства обороны относят самостоятельную подготовку к системе военно-профессионального саморазвития офицера.
При анализе элементов подсистемы самоподготовки офицера возникает явное противоречие между задачами, стоящими перед военно-профессиональным саморазвитием (развитие высоких морально-боевых качеств, творческого мышления, инициативы, военной хитрости, способности принять решение) и структурой системы самоподготовки (подготовка для допуска к самостоятельной работе, подготовка к обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, несению боевого дежурства, самостоятельное освоение тем по предметам обучения, выполнение индивидуальных заданий).
Планы военно-профессиональной подготовки, разрабатываемые в воинских частях на календарный год, предусматривают проведение самостоятельной подготовки в количестве 16 ч в месяц на протяжении всего года в служебное время и распределяют их на изучение вопросов службы войск и безопасности военной службы, основ обеспечения защиты государственной тайны, военно-политической подготовки, а также на подготовку для допуска к самостоятельному управлению подразделением, несению боевого дежурства и выполнение индивидуальных заданий. На сегодняшний день в высших военных учебных заведениях создана электронная информационно-образовательная среда, предназначенная для освоения обучающимися образовательных программ в полном объёме. Однако непосредственно в воинских частях как таковая электронная информационно-образовательная среда отсутствует. В распоряжении военнослужащих находятся только распорядительные, нормативно-правовые, методические документы, на основании которых и происходит самостоятельная подготовка офицерского состава.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая вопрос развития системы самоподготовки в Вооружённых силах за последние два десятилетия, мы приходим к выводу, что со временем претерпевали изменения только качественные показатели (добавлялись или исключались функциональные элементы, такие как самостоятельная работа, военно-научная работа и т.д.), временные же показатели оставались на одном уровне. При более детальном анализе временного показателя на выделяемые часы для военно-профессионального саморазвития личности офицера мы видим явную недостаточность 4 ч в неделю для повышения уровня теоретических знаний офицера и дополнительного изучения военных дисциплин, отработки менее усвоенных вопросов, подготовки к предстоящим занятиям, совершенствования профессиональных умений и навыков и т.д. [3, с. 10].
Вместе с тем повышение эффективности проведения самостоятельных занятий возможно при выполнении следующих педагогических условий [4, с. 28]:
в воинской части проводится целенаправленная регулярная воспитательная работа, которая развивает интерес офицеров к самосовершенствованию, формирует вектор движения к познанию себя. Руководящему составу важно выделить перспективу для офицера, с учетом его потребностей, жизненных принципов и мотивов деятельности;
разноплановость поставленных перед офицером задач в ходе служебной деятельности демонстрирует военнослужащему пробелы в необходимых знаниях и умениях, и, как следствие, появляется потребность в их устранении;
проводится регулярная профессионально-должностная подготовка, которая предполагает выполнение самостоятельных работ, подготовку докладов и рефератов, изучение дополнительной литературы.
В условиях создания руководством воинской части вышеперечисленных условий для качественного проведения самостоятельных занятий и стимулирования военнослужащих к получению новых знаний, организации совместной работы, обмен положительным опытом в подразделениях результатом целенаправленного саморазвития станет повышение уровня восприятия и понимания, формирование навыков работы с массивами знаний, объективный подход в работе с информационным полем, перенос положительного опыта и использование его другими. Конкретная постановка целей приведет к формированию того фундамента, на котором офицеры приобретут стремление к самопознанию, к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. Рациональное использование времени, отведенного на самоподготовку, позволит дифференцированно подойти к получению необходимого массива знаний, добиться оптимального сочетания учебного, научного и познавательного характера самоподготовки [5, с. 66]. За счет совершенствования методического мастерства в саморазвитии и формирования рефлексивной культуры у офицерского состава возможно повышение эффективности в познавательной деятельности.
Результаты проведенного анализа позволяют нам выделить основные педагогические пути для активизации способностей офицеров российской армии к саморазвитию:
1. Целеориентация программ профессионально-должностной подготовки в Вооружённых силах на воспитание офицеров новой формации, адаптивность направлений подготовки исходя из складывающихся современных реалий и прогнозирования их развития на ближайшее будущее, формирование единого пространства «знания – умения». Переход от информационно-знаниевого содержания военно-педагогического процесса к личностно-ориентированному, построенному на основе смысло-деятельностной модели образования военнослужащего.
2. Целеобразование и мотивация – необходимые условия для достижения офицером требуемого результата, перехода к планированию и организации процесса саморазвития. Достижение целей всегда сопровождается активностью личности офицера. Корректировка целей в ходе выполнения задач подталкивает его к дальнейшему саморазвитию. Таким образом, цель становится мотивом для самостоятельной познавательной деятельности. Воздействие на процесс мотивирования позволяет формировать необходимую мотивационную структуру военнослужащего для активизации его внутренних способностей к самостоятельному изучению.
3. Повышение методического мастерства командиров (начальников) в организации процесса саморазвития подчиненного личного состава, в создании наиболее эффективных условий для индивидуальной работы, педагогическое наставничество и передача положительного опыта в подразделениях, внедрение инновационных способов по формированию познавательной активности, создание педагогических условий для совершенствования методического мастерства в офицерском коллективе.
4. Обеспечение плановости самостоятельной работы по совершенствованию профессиональной подготовленности офицеров и вариативности направлений подготовки, рациональное использование времени (структурирование материала определенным образом в специально организованной временной последовательности для увеличения объема изучаемых знаний без увеличения количества часов), дополнение индивидуальных планов военнослужащих необходимыми компонентами для личностно-профессионального роста.
5. Создание в воинских частях информационного массива (электронной библиотечной системы), состоящего из учебно-методического и образовательного ресурсов, и построенного на основе сетевой структуры с соблюдением мероприятий по защите служебной информации.
Заключение
Современная концепция образования предполагает объединение различных направлений познавательной деятельности, в связи с этим усиливается внимание к теме саморазвития и самообразования. Такая тенденция приводит к необходимости искать методы педагогического стимулирования, которые направят личность на путь самопознания, помогут ставить цели, прогнозировать результаты и вносить коррективы в ход работы [6, с. 22]. Успешность подготовки специалиста в любой сфере в настоящее время невозможна без саморазвития. Саморазвитие, как элемент становления личности, делает специалистов конкурентоспособными в своей среде. Тенденции развития современного образования направлены по пути переосмысления подходов к образовательным программам. Возникновение новых тенденций в военной педагогике, повышение требований к компетентности, практической направленности подготовки, профессионализму, с одной стороны, и снижение уровня ценностно-смысловой мотивации военнослужащих, с другой, демонстрирует нам необходимость формирования непрерывного педагогического процесса подготовки офицерских кадров после окончания военного учебного заведения. Умение самостоятельно получать требуемые в процессе службы навыки и знания может стать залогом высокой эффективности профессиональной деятельности офицера. Саморазвитие в данном случае, как непрерывный процесс познавательной деятельности, становится необходимым элементом повышения мастерства офицера, становления профессионала с высоким научно-техническим потенциалом.
Библиографическая ссылка
Лобанов И.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ОФИЦЕРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 16-20;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2384 (дата обращения: 21.11.2024).