В социально-политической и экономической жизни казахстанского общества происходят существенные изменения, которые предъявляют качественно новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Вполне обоснован возросший интерес к проблемам здоровья в период пандемии как в нашей стране, так и во всем мире. Во многих странах проблемы здоровья и его уровня, качества жизни зависят от отношения к нему на государственном и личностном уровне, о чем свидетельствуют государственные программы здоровья и национальные информационные обзоры по здоровью.
В Законе РК «Об образовании» ст. 11 обозначены задачи системы образования, одной из которых является развитие креативных, этических и физических потенциалов детей, формирование крепкого духовного начала и здорового образа жизни, создание условий для интеллектуального развития обучающихся, их индивидуальности [1].
В Послании Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указывается, что здоровье нации – основа благополучного будущего, в связи с этим прорабатывается проблема введения современных подходов к сохранению здоровья школьников, являющихся важным вкладом в укреплении национального здоровья [2].
О необходимости обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие детей говорится в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг. [3].
В Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» отмечается, что состояние абсолютно полного физического, духовного и социального благополучия является здоровьем человека [4].
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан подчеркивается важность обеспечения охраны здоровья детей путем пропаганды здорового образа жизни [5].
Следует констатировать, что в нормативных документах уделяется должное внимание вопросам, касающимся здоровья и его охране, физической активности человека, формированию культуры здорового образа жизни. Поэтому сохранение здоровья обучающихся, развитие навыков здорового образа жизни на современном этапе в условиях стремительно изменяющегося мира особенно актуально и является одной из важных социально-педагогических проблем.
Целью исследования является проведение серии уроков «Естествознание» с использованием различных форм и видов работ и выявление эффективности деятельности учителя по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальной школы.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использованы следующие методы: эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе КГУ «Средняя школа № 44» г. Нур-Султан. В исследовании принимали участие обучающиеся 1 «Г» экспериментального и 1 «А» контрольного классов в количестве 40 человек, в каждом классе по 20 обучающихся. Средний возраст детей 6–7 лет. Согласие родителей получено.
Результаты исследования и их обсуждение
Содержание образовательной области «Естествознание» раскрывается в одноименном учебном предмете, направленном на решение определенных задач, среди которых привитие навыков применения естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья [6, с. 1]. Учебный предмет «Естествознание» включает элементарный уровень научных понятий в рамках системы «Человек – Природа», а в процессе изучения обучающимися раздела «Живая природа», подраздела «Человек» рассматриваются вопросы сохранения здоровья, гигиена, защита организма человека от болезней и инфекций и т.д. [6, с. 4]. На сегодняшний день проблемы ухудшения детского здоровья невозможно решить только с помощью медицины, поэтому и в стенах школы должны рассматриваться вопросы осмысления обучающимися важности отношения к собственному здоровью, здоровому и безопасному образу жизни. В формировании здорового образа жизни среди школьных предметов особое место занимает естествознание, позволяющее не только познакомить обучающихся с составными элементами здорового образа жизни, но и разъяснить данные составляющие на основе биологического, психологического и социального аспектов, сформировать ценностное отношение к здоровью, способствовать развитию способностей его беречь, укреплять и сохранять.
Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, в связи с этим нами разработана и проведена серия уроков естествознания в 1 классе КГУ «Средняя школа № 44» г. Нур-Султан (таблица), строящихся на основе научных подходов, логичности, возрастного и социокультурного соответствия, информационной и практической обоснованности, с использованием различных форм и видов работ для обучающихся, направленная на формирование здорового образа жизни, востребованного и в разные возрастные периоды.
Серия уроков по естествознанию в 1 классе
Тема урока |
Ожидаемый результат |
Формы и виды работ |
Раздел «Живая природа» подраздел «Человек» |
||
Части тела человека |
Знают и называют основные части тела человека, объясняют их функции; знают, понимают и соблюдают правила личной гигиены |
Задание «Собери по силуэту человечка». Гимнастика для глаз. Физминутка «Повтори!». Групповая работа «Гигиена тела». Беседа о людях с ограниченными возможностями |
Как человек взрослеет |
Знают и называют этапы жизни человека; сравнивают возраст; определяют потребности каждого возрастного этапа; устанавливают, сколько должен жить человек и что может помешать ему быть здоровым; выдвигают гипотезы о том, что такое здоровый образ жизни |
Групповая работа «Собери картинку из пазлов». Беседа «Что нужно для правильного развития». Динамическая минутка. Кластер «Солнышко» – «ЗОЖ». Рефлексия «Корзина здоровья и урна вредных привычек». Упражнения для профилактики нарушений осанки |
Как правильно питаться? |
Определяют потребности человека, необходимые для его роста и развития; анализируют и делают выводы о рациональном питании; понимают необходимость здорового образа жизни и соблюдение правил по его укреплению и сохранению |
Обсуждение видеозвонка от Лунтика «Я заболел». Определение режима питания (завтрак, обед, ужин и т.д.). Игра «Что здоровье укрепляет, а что разрушает», опыт «Вредность чипсов, газированных напитков». Физминутка «Овощи». Составление постера Пирамида «Здоровое питание» |
Почему важно отдыхать? |
Знают, что такое режим дня и его основные компоненты; понимают, как правильно организовать режим труда и отдыха; составляют свой режим дня |
Дыхательная гимнастика. Постер «Режим дня». Физминутка. Игра «Наоборот. Что сделать, чтобы (НЕ) устать?» |
Путешествие в страну «Здоровья» |
Знают и понимают, что наносит вред здоровью, как сохранить здоровье и продлить жизнь |
Работа в группах «Здоровое питание», «Личная гигиена», «Спорт и отдых», «Режим дня» и выполнение задания. «Доскажи словечко – о ЗОЖ». Игра «Кто с кем дружит». Физминутка. Гимнастика для глаз |
Данные уроки мы строили в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывали время для выполнения каждого задания, чередовали виды работ, чтобы избежать утомления и усталости обучающихся. В начале каждого урока для создания благоприятного самочувствия и психологического заряда создавалась эмоциональная атмосфера с помощью слова учителя, стихотворений, высказываний, которые активизировали положительные импульсы и эмоции у первоклассников.
Двигательная активность играет немаловажную роль в процессе роста, развития и формирования молодого организма, формирует и совершенствует высшую психическую и эмоциональную сферу, стимулирует функции жизненно важных систем организма, повышает общий тонус. Для обеспечения двигательной активности первоклассников использовали игры, физминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения осанки, гимнастику для глаз и др. Следует отметить, что игра является познавательным материалом, пополняющим знания об окружающих объектах, явлениях реальности и моделируют эту действительность в игре, расширяет кругозор обучающихся и стимулирует учебную деятельность. Целью таких игр становится процесс перевода напряженного, серьезного труда в занимательную и познавательную работу для усвоения новой учебной информации, ее обобщения и закрепления.
Рассмотрим некоторые формы и виды работ, предлагаемые обучающимся 1 класса с целью формирования здорового образа жизни. Например, задание «Собери по силуэту человечка» задача которого в умении определять и называть основные части тела человека. На доске представлен силуэт человека, на столе вырезанные из картона макеты частей тела человека. Первоклассники индивидуально, по очереди выходят к доске, находят на силуэте человека соответствующую часть тела и прикрепляют макет. В процессе выполнения данной работы даются пояснения: как называется данная часть тела и каковы ее функции. Кроме этого, предлагалось продемонстрировать все возможности данной части тела: выполнить махи руками, согнуть и разогнуть ногу, вращать головой и т.п. Среди бумажных макетов встречались и лишние части, принадлежащие животным, птицам или рыбам. Такой вид работы позволил найти сходство и отличие человека от животных, расширил словарный запас обучающихся путем включения новых слов, таких как верхние конечности, нижние конечности и т.п.
Групповая работа дает возможность помочь друг другу при выполнении задания, при необходимости обратиться за помощью к учителю, находить проблему и определять способы ее решения, формулировать и отстаивать свое мнение и точку зрения. Каждой группе было дано задание найти предметы личной гигиены и расположить их на рисунке согласно определенной части тела (изображение рук, головы, туловища). При выполнении данного задания первоклассники вставали со своих мест и подходили к столу, который располагался в другом конце класса, выбирали необходимые предметы (зубная паста и щетка, расческа, полотенце, мыло, шампунь, ушные ватные палочки и др.), которые помогут соблюдать правила личной гигиены. Такое передвижение способствовало решению проблемы с гиподинамией. Работа закончилась выступлением спикеров группы и защитой работ, которые дополнялись при необходимости другими членами группы. Таким образом, при изучении частей тела человека мы уделили внимание и вопросам личной гигиены, соблюдению санитарно-гигиенических норм. Все это подвело обучающихся к выводу о необходимости заботиться о своем здоровье.
В формировании знаний и установки на здоровый образ жизни большое влияние оказывают проблемно-поисковые беседы. Нами организовано групповое обсуждение по вопросу «Какая часть тела самая важная?». После того как обучающиеся выдвинули ряд предположений о важности выбранной ими части тела, мы предложили выполнить ряд действий с ограничениями:
открыть книгу без помощи рук; открыть пенал одной рукой; присесть и встать на одной ноге; закрыть уши и попытаться выполнить то, что говорит учитель; закрыть глаза, пройти к двери через класс или взять соседа за правую руку. Первоклассники, попытавшись выполнить эти задания пришли к выводу, что все части тела очень важны. Этим заданием мы воспитывали чувство уважения к людям с ограниченными возможностями, чувство заботы не только о своем здоровье, но и о людях окружающих нас.
Исследовательская работа состояла из следующих этапов:
I этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе требовалось определить, насколько сформирован уровень потребностей здорового образа жизни у обучающихся начальных классов, в нашем случае у первоклассников.
II этап – формирующий эксперимент. Данный этап включал разработку серии уроков в 1 классе по учебному предмету «Естествознание».
III этап – контролирующий эксперимент. Определение результатов содержания работы учителя по формированию здорового образа жизни путем вторичного диагностирования обучающихся 1 «А» контрольного и 1 «Г» экспериментального классов, сравнения и анализа экспериментальных данных.
Для достижения поставленной цели исследования по формированию здорового образа жизни у обучающихся применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «Знания о здоровье» (автор Н.С. Гаркуша).
2. Методика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (автор Ю.В. Науменко).
3. Тест на выявление уровня знаний о факторах укрепляющих и разрушающих здоровье человека (авторский коллектив учителей начальных классов КГУ «Средняя школа № 44» г. Нур-Султан).
При сравнении результатов констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах обнаружено, что количество первоклассников, обладающих низким, средним и высоким уровнями сформированности здорового образа жизни, отличаются незначительно. На контрольном этапе количество обучающихся в экспериментальном классе, имеющих низкий уровень, сократилось на 20%, при этом соответственно увеличилось количество первоклассников на 10% с высоким и средним уровнями сформированности здорового образа жизни. Исследование показывает, что полученные результаты в экспериментальном классе выше, чем в контрольном (рисунок).
Таким образом, полученные результаты в двух классах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяют делать вывод об эффективности внедрения серии уроков учебного предмета «Естествознание» по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальной школы.
Заключение
Основной задачей системы образования является воспитание сознательного и активного гражданина, который в состоянии брать на себя ответственность не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих его людей. Поэтому актуальной педагогической задачей становится работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, увеличению их активности в учебной деятельности, созданию условий для формирования здорового образа жизни. Учителю требуется помочь обучающемуся осмыслить и понять ценность здоровья как важного фактора работоспособности в любом виде деятельности. Если мы станем личным примером в соблюдении правил здорового образа жизни, только в этом случае можем быть уверенными, что будущее поколение будет здоровым и развитым не только личностно, умственно, духовно, но и будет на высоком физическом уровне.
Библиографическая ссылка
Одинцова С.А., Балтина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 60-64;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2381 (дата обращения: 22.11.2024).