Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ТЕОЛОГИЯ», РЕАЛИЗУЕМАЯ НА ДИСТАНЦИОННОЙ ОСНОВЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Пробин П.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры
Активное развитие и внедрение дистанционных образовательных технологий на современном этапе, как на уровне школьного образования, так и в системе образования высшего, порождает значительное количество вопросов, связанных с проблемой оценки эффективности различных подходов к применению сервисов дистанционных платформ обучения. В то же время глобальные вызовы цивилизационного масштаба определяют актуальность проблемы трансляции истинных православных ценностей, духовных основ жизни верующих людей. В этой связи особое внимание стоит уделять дистанционному обучению в рассматриваемой сфере. Масштабный охват целевой аудитории, «стирание границ» времени и пространства, внедрение гибкого подхода к обучению– вот те ключевые аспекты, которые определяют широкий спектр возможностей при реализации соответствующих образовательных программ. Тем не менее определяющим фактором по-прежнему остается мастерство преподавателя– как наставника и как проектировщика контента. Дистанционное образование в сфере теологии по праву можно считать одной из наиболее комплексных, многоплановых тем для последующих исследований. Краеугольным камнем основания богословского образования, реализуемого посредством дистанционных технологий, являются личность педагога, качество проектирования структуры и содержания учебных курсов, достаточная степень обеспеченности учебно-методическими материалами образовательного процесса и контент, строго отвечающий конечным целям обучения.
дистанционное обучение
духовные основы
православие
контент
трансляция ценностей
образовательный процесс
цифровизация
1.БолотинаН.В. Дистанционное обучение как новая форма обучения// Гуманитарный вестник (Горловка). 2015. №2. С.27–34.
2.КомароваЮ.А. Дистанционное обучение: отношение студентов 4 курсабакалавриата к современной тенденции обучения// Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. №9(43). С.174–176.
3.КалачеваИ.В. Восприятие студентами дистанционного обучения как альтернативы традиционномуобучению// Высшее образование в условиях глобализации: тренды и перспективы развития: материалы ХIIМеждународной учебно-методической онлайн-конференции. Под ред. А.Ю.Александрова, Е.Л. Николаева (Чебоксары, 29 октября 2020 г). Чебоксары: Издательство Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,2020. С.101–105.
4.AurelioP. Vilbar. SocialMedia to PromoteContentLearning, Motivation, and Collaboration in TeachingResearch. Advances in SocialScience, Education and HumanitiesResearch. FirstIndonesianCommunicationForum of TeacherTraining and EducationFacultyLeadersInternationalConference on Education (ICE 2017). 2017. Vol.174. P.684–689.
5.СидоровА.А. «Гаджетомания» и «клиповое мышление»: метаморфозы социума// Психиатрия 2020: омуты и мели специальности: материалы Российской научной конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» (Ростов-на-Дону, 26 сентября 2020 г.). Ростов-на-Дону, 2020. С.171–175.

Современная экономическая модель характеризуется системным обновлением требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки личности. При этом наиболее значимой является проблема профессионального выгорания, обусловленного постоянно наращиваемыми темпами делопроизводства при обеспечении высокого качества конечного результата, что, в свою очередь, продиктовано сложившейся системой трудовых отношений.

В данном случае вопрос профессиональной переподготовки приобретает высокую степень актуальности для значительного количества людей. При этом обозначенные выше тенденции во многом способствуют и духовному истощению, появлению различного рода деструктивных явлений в жизни человека, что в конечном счете определяет его потребность в поиске иных, отличных от материальных, основ своего существования.

Во многом именно богословское образование способно удовлетворить соответствующие духовные потребности. При этом стоит учитывать, что значительное количество желающих получить соответствующее образование, с одной стороны, находится уже в зрелом возрасте, с другой стороны, они не могут полноценно участвовать в образовательном процессе ввиду высокой трудовой занятости.

В этой связи дистанционное образование способно решить обозначенную проблему. Однако необходимо отметить, что, в отличие от образования светского, богословское образование обладает рядом отличительных особенностей, без учета которых невозможно говорить о его эффективности. По сути, оно является результатом «соработничества», в котором слушатель выступает не только в качестве лица, получающего профессиональные знания, но и является активным субъектом – как с точки зрения познавательной деятельности, так и с позиции веры.

В данном случае дуализм духовного образования заключается в организации образовательного процесса в соответствии с принятыми стандартами, с одной стороны, и духовном развитии обучаемого, с другой стороны. Справедливо можно говорить о том, что слушатель, изъявивший желание освоить соответствующую образовательную программу, заинтересован не только в получении знаний в области религии, но и в собственном духовном возрастании.

Во многом такой осознанный подход определяет и достижение конечного результата образования, однако представляется весьма сложным говорить об истинной объективности его оценки. Это обусловлено тем, что существующие инструменты мониторинга способны определить лишь уровень знаний по пройденному материалу, однако крайне сложно говорить о том, насколько именно это сделало человека состоявшимся в вопросах веры. Кроме того, мы можем наблюдать и диаметрально противоположную ситуацию, когда, например, слушатель, в большей степени заинтересованный в получении нового знания, проходит итоговую аттестацию на оценку «отлично», в то время как воцерковленный человек, ставящий перед собой более комплексный спектр задач в процессе обучения, получает оценку «удовлетворительно».

Поскольку вопрос возрастания человека в вере носит многоплановый, сугубо индивидуальный характер, то в качестве важнейшего инструмента для проектирования верной траектории индивидуального развития слушателя в данной области крайне важно уделять внимание личности педагога: как наставника, как автора учебно-методического материала, как проектировщика структуры и содержания курса.

В свете перспектив востребованности программ дистанционного обучения по профессиональной переподготовке в области богословия определяющее значение приобретают вопросы, связанные с оценкой качества и повышением эффективности образовательного процесса в исследуемой сфере. Необходимо принять во внимание факт высокой персональной ответственности педагога как представителя образовательной организации, с одной стороны, и как члена церковной общины, с другой стороны.

Наиболее ярко данный вопрос обозначается именно в перспективе передачи соответствующих знаний и их последующей оценки в дистанционном формате. В данном случае необходимо спроектировать курсы таким образом, чтобы их последующее освоение слушателями не только способствовало формированию системы профессиональных знаний, но и оказало благотворное воздействие на процесс самоидентификации личности как части христианской общины.

В этой связи необходимо идентифицировать наиболее важные элементы системы дистанционного образования по программе профессиональной переподготовки «Теология» для их последующей всесторонней оценки и разработки на ее основе комплекса мероприятий по развитию удаленного обучения в исследуемой области.

Материалы и методы исследования

Тема электронного обучения, дистанционных образовательных технологий находит свое отражение в широком спектре отечественных и зарубежных научных работ.

Так, например, Н.В. Болотина отмечает, что наиболее перспективным видится сочетание дистанционного обучения с привычным (классическим) подходом, поскольку гибридный вариант предполагает как высокую степень аттрактивности образовательного процесса, так и сохранение лучших качеств привычной модели передачи и оценивания знаний обучающихся [1].

В то же время Ю.А. Комарова подчеркивает, что студенты старших курсов в качестве корпоративного обучения предпочитают дистанционную форму, поскольку она является наиболее удобной, особенно в свете высокой профессиональной занятости [2].

И.В. Калачева делает акцент на особенностях использования дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19, считает, что выбор обучающихся в пользу обозначенных образовательных технологий обусловлен тем, что традиционная форма обучения требует от них больших интеллектуальных, волевых и физических усилий. При этом автор справедливо отмечает, что опыт использования дистанционного обучения в условиях изоляции во многом позволил пересмотреть применение соответствующих образовательных технологий – как с точки зрения имеющихся достоинств, так и недостатков [3].

Отметим, что Aurelio P. Vilbar в своей работе делает вывод о положительном опыте использования сервисов социальных сетей в образовательном процессе [4].

Однако, помимо неоспоримых преимуществ, у дистанционного обучения существует и ряд недостатков. При этом одним из важнейших является формирование так называемого клипового мышления. А.А. Сидоров в своей работе высказывается о том, что «гаджетомания» и «клиповое мышление» являются составляющими единого процесса развития социума в условиях глобальной цифровизации [5].

Говоря о дистанционном обучении в сфере богословия, мы должны выделить три ключевые составляющие успешного образовательного процесса:

1. Тьютор (наставник). Личность педагога играет определяющее значение. Здесь мы неслучайно используем термин «тьютор» не как преподаватель, поскольку руководитель курса (помимо качественного методического обеспечения и содержательного контента) отвечает за правильность формирования у обучаемых основ православия (как системы знаний, как вероучения и как норм нравственного поведения), которые учащийся впоследствии будет не только культивировать в себе, но и транслировать на окружающую действительность, в том числе и в перспективе межличностных отношений. Большое значение при отборе кандидатов на должности преподавателей имеют как наличие профессиональных знаний, подтверждаемых соответствующими дипломами, так и воцерковленность человека. В данном случае мы имеем дело с очень важным моментом, находящимся на стыке государственного регулирования образовательной деятельности, с одной стороны, и формированием духовного облика человека через процесс передачи и последующую оценку знаний, с другой стороны.

Именно здесь возникает максимальный градус персональной ответственности педагога: перед Богом, перед Церковью, перед учащимися, перед собой. Целесообразным видится подход, предполагающий развитие института кураторства при реализации дистанционных программ обучения, когда любой учащийся посредством мессенджеров, социальных сетей или иных сервисов может получить консультацию у действующего священнослужителя, являющегося сотрудником образовательной организации.

2. Методическое обеспечение. В данном случае профессионализм педагога проявляется в высоком качестве разрабатываемых рабочих программ и фондов оценочных средств, которые позволят наилучшим образом сформировать у обучаемых единственно верное понимание содержания Священного Писания и иных материалов религиозной направленности. Как и в предыдущем пункте, помимо вопроса соблюдения правил и требований, предъявляемых к методическим разработкам, важное значение имеет вдохновленность самого разработчика курса на преподавание богословских дисциплин.

Методическое обеспечение является как бы скелетом, основой курса, с одной стороны, и «фантомом» преподавателя, с другой стороны. Под последним мы понимаем такие характеристики дистанционного курса, как системность и логичность: фактически, даже оставшись с дисциплиной один на один, студент не перестает ощущать присутствие своего наставника, так как вопросы и материал, предлагаемые к изучению, логически взаимосвязаны, имеют однозначный вектор восприятия (за исключением вопросов дискуссионных) и приводят слушателя к верному и всеобъемлющему пониманию темы.

3. Контент. На сегодняшний день задача проектирования красочного контента приобрела приоритетный статус, в особенности в системе высшего образования. К большому сожалению, «креативно-игровой» компонент стал своего рода эталоном измерения качества образовательного процесса. В этой связи возникает вопрос – насколько данный и, к большому сожалению, сложившийся подход в системе высшего образования будет жизнеспособен в системе дистанционного обучения будущих богословов? Будет ли данный игровой элемент, в какой-то мере содействующий повышению аттрактивности образовательного процесса, применим в области образования духовного? Могут ли красочные слайды с обилием фотографий религиозной символики способствовать формированию истинного христианского сознания?

Здесь мы вновь возвращаемся к феномену клипового мышления. Само по себе дистанционное образование, вне зависимости от профиля подготовки специалиста, тесно взаимосвязано с развитием компьютерных технологий, интернета. И в данном случае мы не можем игнорировать технический прогресс, но можем использовать его на благо.

Например, элемент «Тестирование» в системе Moodle позволяет в автоматическом режиме выставить студенту отметку, преподаватель не тратит свое время на проверку теста. В то же время использование таких элементов среды Moodle, как «Чат» или «Форум», позволяет сформировать базис для проведения текущего контроля обучающихся. Крайне важны при этом и вебинары, которые можно организовать как в Moodle (BBB), так и посредством Zoom, Skype. В частности, вопрос о значении вебинаров в системе дистанционного обучения по теологии стоит рассмотреть в обособленном порядке.

По сути, вебинар является своеобразным «мостом» из сферы удаленного обучения к классической модели образования. В данном случае мы можем выделить несколько целей данного формата занятий: с одной стороны, это контроль знаний обучаемых по пройденному материалу, а с другой стороны, это возможность организовать полноценную дискуссию с преподавателем. Во втором случае педагог может скорректировать неверную траекторию развития слушателя, предоставив соответствующие разъяснения по темам курса дисциплины. Становится очевидным то, что, в отличие от ряда программ дистанционного обучения, которые можно успешно освоить за счет удачно спроектированного контента, базисом которого являются учебно-методические материалы, разработанные на должном уровне, программа профессиональной переподготовки по теологии не может быть качественно реализована без непосредственного общения с преподавателем.

Социальные сети, мессенджеры также позволяют находиться на связи как с членами своей группы, так и с преподавателем на постоянной основе. В данном случае обозначенные выше технологии можно рассматривать исключительно с положительной стороны, поскольку они задают «гибкий» вектор реализации образовательного процесса – вне времени и географических границ.

В заключение отметим и целесообразность реализации диверсифицированного подхода по практике обучаемых. Так, например, несмотря на дистанционную форму обучения, можно рассмотреть для учащихся возможность исполнения необходимого минимума часов трудовой деятельности при местном храме.

Результаты исследования и их обсуждение

Однако при реализации подхода, предполагающего именно преобладание презентаций, стоит проявлять особую бдительность. В данном случае даже красочно оформленный «образовательный суррогат» (контент, в котором вопросу эффектного оформления передаваемой информации отдается более высокий приоритет, чем его содержательной части) может оказать деструктивное воздействие на слушателя, обусловленное поверхностным восприятием материала, негативные последствия которого будут не прогнозируемы даже в долгосрочной перспективе.

В этой связи качественное учебное пособие, выверенная архитектоника курса дисциплины, подборка из аудиолекций, вебинары, форум – и чат-семинары более важны в свете формирования соответствующих компетенций у студентов, их самоидентификации как христиан.

Мы не критикуем, но, напротив, поощряем идеи развития контента. Но все же где, как не в рассматриваемой области, определяющее значение имеет именно личность педагога: как носителя профессиональных знаний, как ответственного наставника, как человека, не говорящего о Церкви с позиции буквы учебного пособия, но являющегося Ее частью.

В особом порядке необходимо отметить проблему совершенствования образовательного процесса в соответствии с потребностями лиц с особыми возможностями. На сегодняшний день обозначенный вопрос имеет первостепенное значение для всей системы отечественного образования в целом. Отметим, что в рассматриваемой сфере наблюдаются позитивные тенденции: от материально-технического оснащения образовательных организаций до обязательных курсов повышения квалификации педагогов. Однако мы не можем останавливаться на достигнутом в рамках данного вопроса, следующий этап – разработка и внедрение решений в сфере образования, способных удовлетворить потребности лиц с инвалидностью в получении новых знаний в соответствии с их персональными особенностями. Необходимо развивать не только альтернативные подходы в программных решениях, проектировании мультимедийных устройств, но и создавать систему финансовых и нефинансовых мер поддержки института тьюторства.

Заключение

Дополнительное профессиональное образование в области теологии открывает новые горизонты знаний для людей, вне зависимости от их гражданства, возраста и местоположения. Оно имеет определяющее значение как в свете формируемой системы ценностей, так и с точки зрения личной самоидентификации человека как члена Церкви Христовой. В дальнейшем перспективным видится исследование роли педагога в образовательном процессе, а также вопросов методического обеспечения богословских дисциплин и проблем проектирования контента в рассматриваемой сфере.

При этом мы убеждены, что реализация качественного дистанционного обучения по направлению «Теология» образовательными организациями, деятельность которых непосредственно связана с Русской Православной Церковью, способно не только расширить кругозор знаний слушателей, обозначить ориентиры для их дальнейшего духовного роста, но и сформировать достойный кадровый потенциал для работы в столь сложной, ответственной и в то же время важнейшей сфере бытия современного человечества.

Приоритетный характер рассматриваемых вопросов определяется не только развитием технологий на мировом уровне, но и новым историческим этапом в развитии российского общества, который бросает качественно новые по своей природе вызовы подрастающим поколениям. На первый план выходит задача самоидентификации, которая, в свою очередь, носит комплексный характер. Если на гражданскую позицию человека оказывают влияние его близкое окружение, система школьного, среднего профессионального, высшего образования, то вопросы духовного развития зачастую локализуются за пределами обозначенных сфер, что в большинстве случаев либо делает существенно ограниченными возможности такого развития, либо вовсе задает неверные ориентиры для роста (особенно в свете расширяющегося спектра различного рода сект, обществ философской и псевдорелигиозной направленности, курсов персонального роста и пр.).

В заключение хочется отметить высокий уровень качества образовательного процесса в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), а также выразить слова благодарности за профессиональный подход к работе профессорско-преподавательскому составу и административному персоналу университета.


Библиографическая ссылка

Пробин П.С. ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ТЕОЛОГИЯ», РЕАЛИЗУЕМАЯ НА ДИСТАНЦИОННОЙ ОСНОВЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСЛЯЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 40-44;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2377 (дата обращения: 23.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674