В современном социуме с нарастающей частотой встаёт вопрос о воспитании уникальной личности, способной нетрадиционно мыслить, ориентироваться в быстро меняющихся условиях, умеющей находить нестандартные решения существующих проблем, открытой новому опыту.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена одна из приоритетных задач: создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому важно для развития детей дошкольного возраста обеспечить образование, способствующее развитию воображения и детского творчества посредством освоения продуктивных видов деятельности [1].
Сензитивность данного периода жизни подтверждена многочисленными современными исследованиями авторов (О.М. Дьяченко (2008), Н.А. Шинкарёвой (2015), А.А. Ивановой (2015), О.О. Шелеховой (2015), Т.О. Евсеевой (2016), Т.В. Лазаренко (2016), Я.С.аКокуриной (2016), Е.С. Сорокиной, Т.В. Суняйкиной (2017) и др.).
Анализ диссертаций за последние десять лет свидетельствует, что ведется работа в русле нашего исследования со студентами, учащимися, детьми с особыми образовательными потребностями. Однако проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нуждается в дополнительном исследовании и освещении в литературе.
Раскрытие интересующей нас проблемы требует рассмотреть понятия «воображение», «творческое воображение», «условия развития творческого воображения». Раскрывая термин «воображение» как психологический процесс, Р.С. Немов акцентирует внимание на создании нового образа, ситуации в процессе собственной деятельности, основанной на мотивации, желании и потребности личности [2]. Е.Г. Речицкая отмечает, что воображение у старших дошкольников тесно связано с мышлением, так как мыслительные процессы в данном возрасте неотделимы от образа [3]. В исследованиях отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) раскрывают тесную взаимосвязь воображения и творчества. Авторы подчёркивают, что воображение у детей формируется в процессе творческой деятельности. В своём исследовании мы опираемся на следующее определение: «Творческое воображение – вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов объектов, несуществующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта» [4].
Вопросами исследования проблемы творческого воображения занимались ведущие российские учёные: А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов – и зарубежные психологи: Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Э. Фром и др. Дж. Гилфорд под творческим воображением понимает систему различных факторов, расположенных внутри общей схемы интеллекта, выделяет четыре основных фактора творческого воображения: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, вариативность [5].
Наш подход к решению проблемы развития творческого воображения основан на освоении детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности, которая теснейшим образом связана с развитием эмоционально-волевой, когнитивной, деятельностной сфер.
Анализ образовательных программ («От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и др.) позволяет констатировать, что особое внимание при развитии воображения у старших дошкольников отведено продуктивным видам деятельности (конструктивной, изобразительной) и «общению» с природой, способствующими проявлению творческого воображения ребёнка в работе с природным материалом. Раскрытию значимости природного материала в развитии творческого воображения помогают труды З.В. Лиштван. Педагог считает его лучшим средством для всестороннего развития дошкольников, соответствующего интересам, увлечениям и способностям детей; подчёркивает возможность развития детской креативности, уникальности в развитии способности комбинировать различные природные материалы в создании нового образа, отличающегося оригинальностью. З.В. Лиштван указывает, что способность к созданию уникальных образов у детей нужно развивать поэтапно:
- предварительный этап включает в себя экскурсии, наблюдения в природе, беседы о предметах и явлениях окружающего природного мира;
- основной этап включает рассматривание детьми поделок из природных материалов, анализ конструкции, установление последовательности выполнения изделия, приёмов и способов сборки, планирование хода действий, выбор необходимых материалов и инструментов, пробуждение фантазии, творческого воображения через игровые упражнения;
- на заключительном этапе дошкольники самостоятельно создают придуманный образ [6].
Организация педагогического процесса по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности, как подчёркивают Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, И.А. Лыкова, становится более эффективной в условиях дополнительного образования [7–9]. Созданные педагогами дополнительные образовательные программы учитывают требования ФГОС ДО, содержат собственные инновационные подходы к рассмотрению тех или иных теорий развития творческого воображения обучающихся. Система дополнительного образования реализуется через различные формы деятельности: кружки изобразительного искусства, изостудии, художественные центры, экспериментальные площадки при дошкольных учреждениях, участие в конкурсах детского творчества, выставках и фестивалях. Акцентируем внимание на наиболее распространённом виде работы: кружковых занятиях, которые имеют свои особенности: во-первых, это занятия для детей, имеющих эстетическую потребность в творческой преобразующей деятельности, во-вторых, при организации работы возможно учесть склонности и интересы воспитанников, в-третьих, в кружках значительно шире применяются разнообразные материалы. При работе с обучающимися важно выявить у детей уровень самостоятельности и активности в продуктивной деятельности, раскрыть потенциальные творческие способности, способствовать развитию творческого воображения при создании нового, оригинального образа [10].
Цель нашего исследования заключалась в изучении проблемы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, проведении опытно-экспериментальной работы с учётом определённых педагогических условий, нацеленных на поиск решения этой проблемы, выявление степени результативности исследования.
Материалы и методы исследования
Представленные материалы отражают результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МАДОУ «Детский сад № 90» г. Березники Пермского края (2020–2021 гг.). В исследовании принимали участие две группы детей 5–6-летнего возраста (группа № 9 – экспериментальная (ЭГ), группа № 14 – контрольная (КГ). Всего в эксперименте приняли участие 36 детей.
Методами исследования выступили: теоретический анализ литературы, диагностические и экспериментальные методы, математические методы обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Опытно-экспериментальная работа с детьми проводилась следующим образом: с детьми контрольной группы – в ходе непосредственно организованной деятельности (НОД) в соответствии с рабочей программой воспитателя, разработанной на основе основной комплексной программы «От рождения до школы» [11], в экспериментальной группе проводились занятия по модифицированной дополнительной образовательной программе «Юные волшебники» с 26 сентября 2020 г. по 26 января 2021 г. при определённых педагогических условиях.
На констатирующем этапе был выявлен начальный уровень развития творческого воображения у детей. В своём исследовании мы были ориентированы на авторские методики, получившие распространение среди исследователей. Диагностические методики были подобраны в соответствии с выделенными компонентами и показателями развития творческого воображения у детей (таблица).
Компоненты, показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Компоненты |
Показатели |
Методы диагностики |
Эмоциональный |
- эмоциональное отношение к внешним объектам эстетического характера, - чувства и положительные эмоции, проявляющиеся в процессе творческой деятельности |
Целенаправленное наблюдение, методика «Домики» (автор О.А. Орехова) [12] |
Когнитивный |
- оригинальность мышления (творческое мышление) |
Методика «Придумай игру» (автор М.З. Дукаревич), Методика «На что похоже» (автор Н.Н. Павлова) |
Деятельностно-преобразующий |
- способность вносить дополнения и видоизменять образ, фантазировать (продуктивность воображения), - способность создавать различные художественные образы (гибкость мышления), - способность создавать новые, оригинальные образы на основе творческой переработки действительности (оригинальность воображения) |
Целенаправленное наблюдение, методика «Закончи рисунок» (автор Е. Торренс), методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко) |
Степень проявления творческого воображения выявлялась с учётом уровня развития данного процесса у детей 5–6-летнего возраста:
- высокий уровень – характеризуется проявлением положительных чувств и эмоций к продуктивной деятельности; наличием знаний в области продуктивной деятельности и стремлением к пополнению этих знаний; проявлением оригинальности мышления в замысливании художественного образа, нахождении способов воплощения задуманного, способности дополнять и видоизменять создаваемые образы, создавать новые, оригинальные образы на основе творческой переработки действительности; сформированностью умения планировать свою деятельность и самостоятельно реализовывать задуманное;
- средний уровень – характеризуется проявлением положительных чувств и эмоций к продуктивной деятельности; наличием определённых знаний в области художественно-творческой деятельности; способностью к замысливанию художественного образа, нахождению при помощи взрослого способов воплощения задуманного, дополнению создаваемых образов на основе переработки действительности; сформированности умения планировать под руководством взрослого свою деятельность;
- низкий уровень – характеризуется отсутствием проявления эмоциональных реакций к внешним объектам эстетического характера, низкой степенью потребности в творческой преобразующей деятельности; наличием ограниченного запаса знаний в области художественно-творческой деятельности; стереотипностью и шаблонностью мышления; неспособностью проявлять фантазию при создании художественного образа, создавать новые и дополнять имеющиеся образы; неумением планировать свою деятельность и самостоятельно реализовывать задуманное.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы в процессе целенаправленных наблюдений и проведения диагностических процедур у детей группы № 9 были выявлены следующие показатели уровня развития творческого воображения: низкий у 39 % (7 чел.), средний у 61 % (11 чел.), высокий уровень не выявлен. В группе № 14 выявлен уровень развития творческого воображения: низкий у 22 % (4 чел.), средний у 72 % (13 чел.), высокий уровень у 6 % (1 чел.).
В связи с полученными результатами группе № 9 присвоен статус экспериментальной (ЭГ), группе № 14 – контрольной (КГ). Далее с детьми экспериментальной группы был проведены занятия по дополнительной образовательной программе «Юные волшебники». Занятия проводились 1 раз в неделю по 25 мин в вечернее время при определённых педагогических условиях.
Первое условие – «Обеспечение углублённого изучения старшими дошкольниками приёмов и способов работы с природным материалом». Для изучения и освоения старшими дошкольниками приёмов и способов работы с природным материалом были проведены наблюдения и экскурсии в природу, беседы об ощущениях от увиденного в природе. Создание поделок и игрушек из природного материала основывалось на ориентировочном и исполнительном этапах. Ориентировочный этап – ребёнок оценивает игрушку, определяет условия, необходимые для достижения цели, планирует порядок действий с ней, отбирает необходимый материал, инструменты, решает, с помощью каких практических умений, навыков цель будет достигнута. Исполнительный этап – ребёнок приступает к изготовлению поделки, при этом учится овладевать своим поведением, поставленными перед ними задачами. Конечный результат это не только готовая поделка, но и формирование конкретных практических навыков и приёмов деятельности с природным материалом.
Второе условие – «Использование современных инновационных педагогических технологий». В работе с детьми были использованы технологии: информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, проектная творческая деятельность, технология игрового обучения, личностно-ориентированная технология. Технология проблемного обучения выстраивалась на постановке определённой проблемы и нахождении путей её решения детьми самостоятельно. В ходе проектной творческой деятельности велась совместная деятельность педагога с детьми, в результате которой были созданы оригинальные, неповторимые поделки из природного материала. Игровая технология применялась на каждом занятии в процессе использования дидактических игр и упражнений, практических заданий игрового характера. Личностно-ориентированные технологии способствовали пониманию интересов каждого ребёнка. В ходе занятий дети высказывали своё мнение, оценивали свои поделки и поделки других детей, делились впечатлениями, приобрели умение договариваться и действовать сообща в коллективной деятельности.
Третье условие – «Разработка и внедрение творческих заданий и упражнений в практику обучения старших дошкольников». Для раскрепощения каждого ребёнка и включения его в творческий процесс были использованы творческие задания и упражнения. Они выстроены были таким образом, чтобы дети самостоятельно могли дополнять, изменять, преобразовывать, находить новые пути решения, проявлять инициативу, применять знания и умения в новых ситуациях. Использовались творческие упражнения, (например, «Перевёртыши», «Чудесные превращения» и др.), которые способствовали раскрытию творческого потенциала детей, развитию оригинальности мышления, любознательности, воображения.
На завершающем этапе экспериментальной работы были вновь проведены диагностические процедуры. В ходе целенаправленных наблюдений и тестирования в группе № 9 (ЭК) был отмечен низкий уровень творческого развития воображения у 6 % (1 чел.), средний уровень у 67 % (12 чел.), высокий у 27 % (5 чел.); в группе № 14 (КГ) был отмечен низкий уровень у 17 % (3 чел.), средний уровень у 78 % (14 чел.), высокий уровень у 6 % (1 чел.). Повторное диагностирование показало, что количество детей в экспериментальной группе с низким показателем снизилось на 33 % (6 чел.), со средним уровнем увеличилось на 6 % (1 чел.), высокий уровень был отмечен у 27 % (5 чел.), в контрольной группе низкий показатель снизился на 6 % (1 чел.), средний увеличился на 6 % (1 чел.), высокий уровень остался у 6 % (1 чел.).
Полученные данные свидетельствуют о результативности проведённой работы.
Заключение
В результате исследования доказана эффективность педагогических условий, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) и внедрённых в образовательную систему дошкольного учреждения. В ходе работы с природным материалом детьми накоплен ценный опыт оригинального выражения замыслов, приобретён опыт сотрудничества, умение свободно формулировать свои мысли, использовать природный материал для создания поделок и игрушек для собственных игр. Работы детей стали оригинальными, интересными по содержанию. Обучающиеся стали целенаправленно и самостоятельно выбирать природный материал, приёмы работы, способы соединения деталей. Кроме того, начали проявлять любознательность, активность, инициативность, применять полученные умения и навыки в свободной творческой деятельности.
Библиографическая ссылка
Питенко С.В., Пономарёва А.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 32-36;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2366 (дата обращения: 22.11.2024).