Использование веб-технологий в образовании обусловлено повышением их качества и доступности. Компетенция в области веб-технологии подразумевает наличие умений работы с онлайн-сервисами, различными информационными ресурсами Интернет, использование браузеров и поисковых систем для поиска нужной информации. Веб-технологии, благодаря своим возможностям, позволяют совершенствовать образовательные технологии за счет организации новых форм обучения (электронное, мобильное, совместное, дистанционное и другие формы), создания электронных образовательных ресурсов и доступа к ним широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет.
В условиях перехода к цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности актуальным является вопрос о развитии в учреждениях цифровой образовательной среды. В настоящее время цифровая образовательная среда определяется как совокупность информационных систем, информационной инфраструктуры, других средств, обеспечивающих хранение, обработку и представление информации [1]. Цифровая образовательная среда учебного заведения должна быть направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности каждого участника образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда предназначена для информационного сопровождения практически всех видов учебной работы обучающихся, причем ее информационное наполнение в значительной степени должно будет осуществляться самими преподавателями, что само по себе должно стать эффективным средством формирования нового поколения учителей, ориентированных на инновационное обновление современной школы в контексте перехода к цифровой экономике [2].
Важнейшим компонентом цифровой среды являются электронные образовательные ресурсы. В данной статье под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) мы будем понимать совокупность средств, представленных в электронной форме и использующихся для решения задач учебного процесса.
В настоящее время существует большое количество ЭОР, которые могут классифицироваться в зависимости от средств разработки, функций, цели назначения, места разработки и др. Наиболее распространенной классификацией является разделение ЭОР в зависимости от задач, которые они позволяют решить учителю. Например, для объяснения нового материала могут использоваться как мультимедийные презентации, так и буклеты, а для контроля знаний – кроссворды и тесты. Однако в настоящее время популярностью пользуются комплексные электронные образовательные ресурсы, которые включают как материалы для объяснения новой информации, так и тесты, плакаты, ребусы и т.д. Цель статьи – рассмотреть особенности создания электронных учебно-методических комплексов на основе веб-технологий и обозначить их место в структуре цифровой образовательной среды.
Материалы и методы исследования
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) представляет собой расположенную на электронных носителях или в сети Интернет совокупность информационных материалов по определенной учебной дисциплине. Информационное содержание ЭУМК должно быть в достаточной мере полным, чтобы обеспечить обучаемого количеством информации, позволяющим ему подготовиться к необходимым контрольным испытаниям (экзаменам, зачетам и т.п.) и пройти их с положительной оценкой. ЭУМК содержит три важнейших компонента. Первый компонент включает материалы для аудиторной и внеаудиторной работы студентов, второй компонент представляет собой педагогическую технологию, включающую программное обеспечение УМК, третий компонент отвечает за научно-методическое обеспечение реализации УМК в реальном процессе обучения [3, 4].
На сегодняшний день совместно с преподавателями информатики Алапаевского медицинского колледжа создается электронный учебно-методический комплекс по медицинским информационным системам.
Процесс разработки ЭУМК можно представить в виде следующих взаимосвязанных этапов:
- определение целей и задач применения ЭУМК в учебном процессе;
- разработка структуры ЭУМК;
- отбор материалов для ЭУМК согласно разработанной структуре;
- выбор средств для объединения всех материалов в единый комплекс;
- создание ЭУМК;
- апробация разработанных ЭУМК;
- анализ полученных результатов и внесение необходимых изменений в содержание учебно-методического комплекса.
Рассмотрим данные этапы более подробно. На первом этапе были проанализированы цели и задачи применения ЭУМК в учебном процессе. В условиях пандемии ЭУМК позволяет преподавателям объединить всю необходимую информацию по своему курсу и представить ее студентам в удобном виде. В свою очередь, студенты используют данный ЭУМК для более углубленного изучения содержания дисциплины, выполнения практических материалов, прохождения тестов и др.
Структура данного курса представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура электронного учебно-методического комплекса
Как мы видим, в состав ЭУМК входит план курса, теоретические материалы, разбитые на отдельные блоки, практические задания и задания для контроля знаний. Для определения оптимальной структуры электронных курсов нами был проведен опрос преподавателей колледжа, каждый из которых определял основные элементы ЭУМК. Затем данные опросов были объединены в сводную таблицу, которая использовалась на этапе разработки электронных учебно-методических курсов.
Выбор средств, которые могут применяться для разработки ЭУМК, является одним из важнейших этапов. Наиболее целесообразным при разработке компонентов цифровой образовательной среды является использование веб-технологий, при помощи которых можно научить студента эффективно решать задачи в сфере будущей профессиональной деятельности, сформировать у обучающихся необходимые компетенции. Веб-технологии – это система методов и способов, поиска, накопления, хранения, обработки и выдачи информации в гипертекстовой и гипермедиаформе, реализующая инновационные подходы к образованию, основанные на новой образовательной парадигме «ученик – цифровая среда – учитель» [5].
Использование веб-технологий в процессе разработки ЭУМК позволяет обеспечить визуализацию информации, интерактивное взаимодействие учащегося с учебным материалом и гибкое управление процессом обучения. Веб-технологии – это концепция работы с информацией. Привлекательность веб-технологий как средства представления информации для всех участников цифровой образовательной среды определяет интерфейс между человеком и компьютером [6]. Развитие веб-технологий оказывает достаточно большое влияние на развитие личности ученика. Наука не стоит на месте, все более популярным направлением развития является веб-инфраструктура. Обучение в режиме онлайн становится важной частью современного общества [7].
К достоинствам веб-приложений, которые можно учитывать в процессе разработки ЭУМК, можно отнести [8, 9]:
- приложение не требует установки на клиенте, для его работы используется браузер. Следовательно, преподавателям будет легко изменять его контент, добавлять и удалять новые материалы;
- хранение приложениями данных на сервере дает возможность пользователям работать с ЭУМК, подключаясь к сети Интернет с любого компьютера или мобильного устройства;
- размещенные в браузере приложения в достаточной степени изолированы от хранящихся на клиенте персональных данных пользователя, представляя тем самым меньшую угрозу их несанкционированного раскрытия и изменения.
Проведем обзор современных средств, которые могут использоваться для разработки ЭУМК.
1. Система дистанционного обучения Moodle. Свободно распространяемая система с открытым исходным кодом. Предоставляет широкие возможности для создания и управления курсами. Предоставляет возможность отслеживания прогресса обучения, публикации учебных материалов различного формата, реализации дифференцированного обучения. Из недостатков данной системы можно отметить: необходимость установки системы (сервер, хостинг), внедрение только поэтапное.
2. GoogleClass – бесплатный набор инструментов от компании Google. Поддерживается русский язык, бесплатный доступ, возможность публикации теоретического материала, заданий, оценивания результатов обучающихся, выставления временных рамок для выполнения заданий. Из недостатков можно отметить недостаточный набор учебных элементов и интерфейс, неудобный для некоторых пользователей.
3. Edmodo – веб-сайт, позиционирующий себя как Facebook для обучения (построен по принципу социальных сетей). Он бесплатен, есть разделение пользователей на группы (преподаватель, обучающийся, представитель обучающегося). Главный недостаток – отсутствие русского языка.
4. iSpringOnline – система для организации дистанционного обучения в образовательных организациях. Система имеет множество преимуществ. Стоит отметить такие, как безлимитное хранилище (возможность загрузки неограниченного количества учебных материалов), кроссплатформенность, строгий контроль успеваемости обучающихся, возможности настройки интерфейса под свою образовательную организацию, а также проведение на данной платформе вебинаров с их записью. Недостаток данной платформы в стоимости за её использование – рассчитывается из количества обучающихся (минимально возможное – 50 чел.), стоимость обучения одного пользователя – 100 руб. в месяц.
5. Ё-стади – удобный сервис для организации электронного ресурса предмета. Имеет возможность импорта тестов, формирования отчетности, ленты новостей и организации форума. Данная система платная, стоимость зависит от количества обучающихся, но также имеется и бесплатный тариф. В качестве недостатков можно отметить отсутствие кроссплатформенности и платное размещение видео.
6. Getcourse – возможность создать сайт для обучения по готовым шаблонам, возможность настройки обучения и проведения вебинаров, рассылка сообщений по e-mail. Данная система платная – при начале работы необходимо заплатить 4 000 руб., далее каждый месяц, в зависимости от выбранного тарифного плана, от 2 000 руб.
Таким образом, после сравнения всех преимуществ и недостатков веб-сервисов для организации электронного образовательного ресурса по дисциплине «Медицинские информационные системы» была выбрана система дистанционного обучения Moodle. На рис. 2 представлен фрагмент ЭУМК, разработанного в данной системе.
Рис. 2. Пример ЭУМК, разработанного в системе управления курсами Moodle
Работа с ЭУМК также основана на применении веб-технологий. Участник образовательного процесса посредством браузера запускает ЭУМК и работает с ним. При этом работать с таким материалом удобнее, поскольку он структурирован, содержит гиперссылки и необходимые графические материалы. К преимуществам системы управления курсами Moodle можно отнести возможность «скрыть» отдельные блоки комплекса от студентов и тем самым не отвлекать их внимание на подобные элементы.
Результаты исследования и их обсуждение
На последнем этапе нами был проведен опрос студентов и преподавателей, насколько удобно им пользоваться ЭУМК для решения задач учебного процесса. Участникам образовательного процесса был задан вопрос: «Используете ли Вы ЭУМК в учебном процессе?» Результаты анкетирования представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты анкетирования
Как показывают результаты опроса, большая часть участников цифровой образовательной среды в колледже применяет ЭУМК для решения различных задач. Однако разработка ЭУМК требует от преподавателя значительных временных затрат, связанных с отбором материалов для студентов и объединения их в единую структуру. В свою очередь, студенты отметили, что работа с ЭУМК предполагает выход в Интернет и нахождение за компьютером, но им хочется взаимодействовать и общаться с преподавателем и другими однокурсниками в режиме реального времени.
Заключение
Развитие веб-технологий позволяет по-новому взглянуть на процесс создания материалов для учебного процесса. На первый план выходит организация различных средств для решения задач учебного процесса в единые учебно-методические комплексы и их размещение в сети Интернет. В этом случае все участники образовательного процесса имеют доступ к информации в любое время и могут самостоятельно выбрать темп работы. Однако процесс разработки ЭУМК достаточно трудоемкий и предполагает наличие умений у преподавателя работать с системами управления курсами, редакторами для создания презентации, конструкторами ребусов и т.д. В этой связи, актуальным является постоянное саморазвитие каждого участника образовательного процесса в области информационно-коммуникационных технологий и повышение уровня своей ИКТ-компетентности.
Библиографическая ссылка
Охрямкина А.С., Бужинская Н.В. ЗНАЧЕНИЕ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2361 (дата обращения: 24.11.2024).