Древнегреческая цивилизация представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Древние греки представили человечеству термин теоретического мышления, главенствующим положением которого считается выведение частного из неких общих принципов посредством доказывающих фактов.
В устройстве древнегреческого общества появились врачи и философы, как элитарные представители античного социума, которые пользовались большим уважением и авторитетом в обществе. Достижения и взгляды медицинской науки Древней Греции стали базой для развития европейской медицины.
Цель работы – показать основные фундаментальные историко-философские воззрения, стоящие в основе наиболее заметных медицинских школ Древней Греции, чьи достижения явились базой для более поздних медицинских учений.
Древняя греческая медицина носила характер династийности, на основе которой в дальнейшем появились полноценные врачебные сообщества. Школы развивались в крупных городах и на островах, из них наиболее известны: Кротонская, Сицилийская, Косская и Александрийская школы. Все они из-за разности подходов к лечению пациентов и территориальной разобщённости имели отличный друг от друга философский фундамент.
Среди старейших медицинских династий были особенно знамениты Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря) и Киренская (город Кирена в Северной Африке). Территориально они были расположены далеко за пределами Балканского полуострова, и поэтому сведения об их философии минимальны и разноречивы [1].
Наиболее доподлинно, как об одной из наиболее древних, известно о Кротонской медицинской школе. Она, появившаяся на юге современной Италии в городе Кротоне, достигла своего расцвета в VI в. до н.э., её основателем является известный античный философ и учёный Пифагор.
Наряду с ним история сохранила имя его последователя, врача и философа Алкмеона, который вошел в историю как первооткрыватель слухового канала и перекреста зрительных нервов. В его трудах есть упоминания о головном мозге как об органе познания и этиологии некоторых психических и соматических болезней.
Медицинская школа славится среди историков медицины не только практико-медицинскими наработками, но и постижением натуры человека. В этом отношении медицина античной Греции развивалась тем же путем, что медицина Китая и Индии. Таким образом, она продолжала их вектор развития [2, 3].
Врачи Кротонской школы выделяли как базовое учение Анаксимена о воздухе как о первоначале всего сущего. В своём понимании медицины последователи школы следовали законам диалектики.
Человек считался здоровым, если все его первоэлементы находились в стойком равновесии. Человек считался больным, если некоторый из этих первоэлементов устанавливал свой приоритет над остальными. Дисбаланс в теле способен вызвать патологический процесс. Этому подходу следовали врачи, называющие себя пневматиками. Считали, если одна противоположность вредит, то «противоположное есть лекарство для противоположного». Описанный подход созвучен понятиям о здоровье и причинах болезней, описанным в индийских медицинских источниках, таких как Аштанга-хридая-самхита, Чарака-самхита и Сушрута-самхита. Предположительно, автором греческой теории о лечении противоположностями является Алкмеон. Помимо этого именно он ввёл в греческую медицину понятие о патогенезе [4].
Не менее известным представителем этой школы является Диоген из Аполлонии, который предложил представить работу сердца как органа, отвечающего в равной сфере за крово- и газообмен, что позднее было опровергнуто Гарвеем [5].
Эволюционным вкладом кротонских исследователей в медицинскую науку явилось усовершенствование понятий, предложенных в традиционной медицине Древнего Китая и Индии. Однако в последующем критике был подвергнут подход, основанный не на анатомии и физиологии, а лишь на натурфилософии.
Далее в хронологическом порядке стоит Сицилийская медицинская школа. Известно, что она была основана в V в. до н. э. на острове Сицилия философом Эмпедоклом.
Эмпедоклу приписывают ликвидацию болота близ Сицилийского города Селинунта, как фактора, способствующего развитию вспышек малярии у жителей полиса. Кроме этого, он путём создания вентиляции в горном массиве ликвидировал вспышки малярии среди населения своего родного города.
Благодаря его работам представления анатомов, его современников, пополнились данными о строении лабиринта внутреннего уха. Представления о физиологии пополнились рядом исследований функционирования дыхательной системы, деятельности сердца, кровообращения, зрения, обоняния. Эмпедокл в рамках своей школы применил метод музыкотерапии в лечении пациентов с душевными расстройствами. Учёные, окружающие его, в частности Аэций, отмечали, что он имел интерес к вопросам генетики. По его мнению, основой появления мальчиков является южная или восточная земля. В свою очередь, в основе рождения девочек лежит земля с севера. Он был уверен, что дальнейшее образование полов в результате деторождения детерминировано свойствами семени обоих родителей. Эмпедоклом была выдвинута гипотеза, объясняющая происхождение уродств у плода. Он связывал их с недостатком или избытком семени, выделенного родителями. Рождение близнецов связывал с внутриутробным дроблением семени [6].
Его натурфилософия была основана на ионийской физике, элейской метафизике бытия и пифагорейском учении о пропорции. Он считал закономерным существование четыре первоэлементов сущего, таких как огонь, вода, воздух и земля. Этот факт свидетельствует о родстве его воззрений классическим догмам натурфилософии. Эмпедокл принимал тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель». Согласно его взглядам, кровь является субстратом сознания [7].
Благодаря Эмпедоклу в философии появился термин «элементы», под которым понимались начала, из которых строится все сущее. Ему принадлежит догадка, что «ничто не может произойти из ничего». Разнообразность окружающего мира Эмпедокл объяснял действием причин вражды и любви, которые комбинировали разные элементы и тем самым создавали качественно новые.
Несмотря на несовершенство представлений Эмпедокла в вопросах познания мира, его теория оказала значимое воздействие на крупнейших античных философов, представителей теории атомизма, таких как Эпикур, Платон, Аристотель.
Аналогичные воззрения были присущи и его последователям, что обеспечило весомый вклад в медицину и философию античного мира [8].
В соответствии с логикой повествования, рассмотрим далее Книдскую медицинскую школу. Она была основана в г. Книдосе, в Ионии. Её рассвет пришёлся на первую половину V в. до н. э. Во главе династии стоял Эврифон, о котором в медицинской историографии на сегодняшний день не сохранилось достоверной информации. Её целью было стремление к созданию систематизирующей теории в медицине. Критики были недовольны излишней теоретизированностью в убыток эмпирическому знанию.
Общепринятым в истории медицины является противопоставление Книдосской и Косской школ именно в отношении к практическим подходам к лечению внутренних болезней. Из истории развития Книдосской медицинской школы в VI–V в. до н. э. можно проследить эволюцию принципов и методов ионийской философии в медицине Древней Греции.
Далее в хронологическом порядке следует упомянуть о Косской медицинской школе, которую многие историографы медицины считают главной античной медицинской школой.
Династия была основана на острове Кос, в V в. до н. э. Первые упоминания о ней появились в 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к врачам Небросу и Хрисосу за помощью в борьбе с эпидемическим процессом в войске города Кирроса. Оба врача, согласно преданию, выполнили просьбу, эпидемия была прекращена.
Немалую роль в развитии школы сыграл Гиппократ II Великий. Подход врачей Косской школы заключался в том, что организм находится в тесной связи с окружающей средой. Благодаря этому активно использовался принцип наблюдения и лечения у постели больного.
Во врачебном становлении Гиппократа базовую роль в образовании сыграло его происхождение из медицинской династии, а дополнительную – стажировки в крупных научных центрах не только Греции, но и Азии, Египта. В произведении «О воздухах, водах и местностях» он оставил упоминания о быте их жителей [9].
Учение о травматологии, которое разработал Гиппократ, было основано на его работе в качестве военврача в греческих армиях, так как в годы его жизни наблюдалось возвышение Афин по отношению к другим полисам, нередко с использованием вооружённых сил.
Современные учёные имеют доступ к многочисленным сочинениям Гиппократа, объединённым в «Гиппократов сборник». В его составе находится более семидесяти сочинений. Доказано, что лично ему принадлежали сочинения: «О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др. Некоторые произведения были составлены его последователями. Этот сборник можно назвать энциклопедией периода расцвета греческой медицины V и IV вв. до н. э. [10].
Ему было свойственно считать болезнь проявлением жизни организма, представляющей собой результат изменения материального субстрата, под действием патологического фактора. Таким образом, болезнь понималась как процесс, в который вовлекается весь организм.
Учение Гиппократа эволюционно выше, за счёт материалистического подхода, по сравнению с более древними идеалистическими медицинскими учениями.
По его мнению, общими патологическими факторами для развития большинства заболеваний являются: сезон, климатические условия региона проживания, санитарно-гигиенические свойства почвы и воды в данной местности, прочие эпидемические факторы. К частным он относил: образ жизни, возраст, пищевые предпочтения и наследственность конкретного пациента.
В его труде «О воздухах, водах и местностях» показана важность оценки: климата, почвы, образа жизни населения и прочих гигиенических факторов [11, 12].
Для представлений Косской школы характерно выделение нескольких типов характера человека, что связывалось с местами проживания и что, согласно учению школы, воздействовало на течение патологического процесса [13].
Гиппократ использовал гуморальную теорию, согласно которой жизнь организма предопределяется четырьмя различными соками. Каждому из них соответствует определенный «темперамент»: крови – сангвинический, слизи – флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи – меланхолический. Темперамент каждого человека определяется количественным приоритетом у него соответствующего сока. Образование определенных темпераментов у людей Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей и подчеркивал тем самым решающее действие природы на организм человека [14, 15].
Для специалистов Косской школы характерно отсутствие потребности в систематизации болезней на группы и виды. После осмотра больного врач приступал к прогнозу на основе установленных признаков и к синдромальному лечению [16].
Отдельно следует упомянуть Александрийскую медицинскую школу, она является одной из самых молодых. Несомненно, на её развитие повлиял тот факт, что Александрия имела большую философскую базу, а также знаменитую библиотеку, при этом общественный порядок способствовал развитию наук и медицины в частности. Были узаконены анатомические и физиологические исследования, так при Птолемеях были разрешены анатомические исследования на живых, приговорённых к смерти людях. Преследовалась цель создания чёткой и обоснованной научной базы, в рамках этого были проведены фундаментальные исследования в неврологии и кардиологии. Большое развитие получила пульсовая диагностика [17].
Развитие школы началось в III в. до н. э., среди талантливейших врачей следует выделить Герофила и Эразистрата [18].
Согласно биографии Герофила он являлся уроженцем Халкедона на Босфоре, обосновавшись в Александрии, позиционировался как врач Косской школы, так как являлся учеником Праксагора Косского. Благодаря этому, его считали выдающимся диагностом.
О его уровне как специалиста свидетельствует то, что Герофил являлся личным врачом Птолемея II. Он отмечал воздействующие на организм четыре силы: в печени – питающая, в нервах – ощущающая, в головном мозгу – мыслящая, в сердце – согревающая. Стоит упомянуть, что Герофил является сторонником «жидкостной» теории: болезнь разъяснялась с позиции нарушения четырёх жидкостей, являющихся частью организма. Одной из его жизненных целей являлось систематизировать знания о строении и функциях человеческого организма. Благодаря ему вышла книга «Анатомика», в рамках которой были собраны все уже существующие факты и собственные многочисленные наработки [19].
Другой знаменитый врач – Эразистрат, уроженец острова Кеос. Его наставниками являлись Метродор Афинский и Хрисипп Родосский. Для него был характерен универсализм: внимание к анатомо-физиологической теории и в то же время талант врача-практика. По всей видимости, это было связано с влиянием его учителей.
Важно подчеркнуть, что Эразистрат был единомышленником философа-материалиста Демокрита, мировоззрение которого задало направление его трудам. Как и его коллега, активно занимался анатомией, являлся автором многих и ныне применяемых медицинских терминов. Важен тот факт, что Эразистрат опровергал теорию Гиппократа о четырех жидкостях человеческого организма, он считал, что в теле два разнонаправленных элемента: жизненный дух и кровь [20, 21].
Эразистрат провел связь между количественной характеристикой извилин мозговых полушарий человека с его умственными способностями, отдав превосходство человеку над животными [22].
Таким образом, Александрийская медицинская школа носила материалистический и натурфилософский характер. Однако эта школа не могла называться в полной степени династийной, так как представляла собой сплав наиболее известных и распространённых медицинских школ. Её наработки значительно повлияли на развитее врачевания и медицинской науки как в древнем Риме, так и в средневековой Европе [23–25].
Заключение
Таким образом, основные медицинские школы Древней Греции развивались в рамках представлений натурфилософии, что обосновывается потребностью объяснения сущности устройства мира с позиции первоначала. Этот процесс явился позитивным фактором для развития античной медицинской науки. Следует отметить, что при отсутствии четкого мировоззрения некоторые крупные врачи и философы становились сторонниками идеи рационального познания. Их выдвигали Сократ, Платон и Гиппократ.
Библиографическая ссылка
Кашаев И.Х., Бобохонов Б.Н., Жабина Н.В., Краморева В.В., Щевелева Т.Н. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОСНОВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 93-97;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2359 (дата обращения: 22.11.2024).