Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Гутарин М.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается современная школа: острая нехватка квалифицированных педагогов, проблемы подготовки молодых специалистов, отсутствие мотивации к учебе у подавляющего большинства школьников, влияние различных гаджетов на сознание детей, неблагополучие их семей, несовершенство многих образовательных программ. Особое внимание автор уделяет проблеме наличия большого количества учебных программ для начальной школы. Такое разнообразие губительно не только для детей, но и для педагогов. Отдельно автор рассматривает положительную и отрицательную значимость экзаменов для детей: возможность поступить в ведущие вузы страны, концентрирование внимания на отдельных учебных предметах. Поставленные проблемы были обозначены по результатам анализа педагогической практики в школе. Также в работе выдвигаются возможные, но не единственные пути их решения: повышение зарплат учителям, уменьшение отчетности, разработка единых для всей страны комплектов учебников и рабочих программ, замена экзаменов упрощенной зачетной формой в 9 классе, планирование досуга в семье. Автор статьи формулирует выводы о том, что игнорирование затронутых проблем может привести к необратимым последствиям в отечественном образовании.
российское образование
проблемы современной школы
взаимоотношение детей и родителей
молодые педагоги
будущее страны
1. TALIS (Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Talis-18-results (дата обращения: 02.02.2021).
2. МРОТ – 2021: изменения [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4948 (дата обращения: 02.02.2021).
3. Программы начальной школы [Электронный ресурс]. URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs.html (дата обращения: 02.02.2021).
4. Климкович Е. Развивающая программа для начальной школы по Занкову [Электронный ресурс]. URL: https://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/programma-dlya-nachalnoy-shkolyi-po-zankovu (дата обращения: 02.02.2021).
5. Климкович Е. Такая «гениальная» школьная программа Эльконина и Давыдова [Электронный ресурс]. URL: https://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/shkolnaya-programma-elkonina-davyidova (дата обращения: 02.02.2021).

Прохождение педагогической практики в школе оказывает большое влияние на профессиональное становление будущего педагога: определение целей и мотивов работы, развитие его навыков и компетенций, формирование взглядов на жизнь и профессию. За время пребывания в школе практикант набирается опыта в общении с администрацией, учителями и учащимися, проводит уроки и внеклассные мероприятия и готовится к ним, выделяет недостатки и достижения в своей работе, прикладывает усилия для их устранения, отмечает положительные и отрицательные стороны работы в школе. Педагогическая практика в школе помогает студентам обнаружить и проблемы в образовании, знание которых подготовит будущего учителя к реальным условиям труда и не принесет разочарования в профессии. Остановимся на этом подробнее.

В современной российской школе много проблем, связанных как с одной конкретной школой, так и со всей системой школьного образования. Основные и определяющие – это острая нехватка квалифицированных педагогов, отсутствие мотивации к учебе у подавляющего большинства школьников, воспитание детей в неблагополучных семьях, несовершенство многих образовательных программ, составленных педагогами, отсутствие последовательности и определенности в общей системе российского образования.

Цель исследования: подробное рассмотрение каждой из названных проблем и продумывание возможных путей их решения.

Рассматривая конкретные проблемы современной школы, необходимо в комплексе оценить систему российского образования, влияние на нее сложившегося уклада жизни граждан России, а также воздействие внутренних и внешних факторов на самосознание педагога.

Методом исследования послужило интервьюирование работающих педагогов студентами, находящимися на практике. Исследование проблем современной школы проводилось посредством бесед с педагогическим сообществом школ. Беседы затрагивали различные проблемы отечественной школы: низкая оплата труда, снижение авторитета учителя, большое количество ненужной отчетности, наличие огромного количества образовательных программ и учебников, отсутствие мотивации у подавляющего большинства школьников, воздействие интернета на учащихся, неблагополучие семей, в которых растут и воспитываются дети. Также были проанализированы научная и методическая литература по данной теме и результаты исследований международной организации по вопросам преподавания.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной проблемой, с которой сталкивается подавляющее большинство руководителей школ и других образовательных учреждений и которая была отмечена всеми интервьюируемыми учителями, является острая нехватка квалифицированных педагогов. В настоящее время дефицит кадров наблюдается не только в деревенских и сельских школах, в которых он чувствовался всегда, но и в школах больших районных центров и городов. Бывший министр просвещения Ольга Васильева еще в 2019 г. говорила о нехватке учителей в регионах, составляющей 10–11 % от общего числа всех педагогических работников. С учетом того, что в школах работает свыше миллиона человек, дефицит составляет более ста тысяч педагогов. По результатам Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 в российских школах сейчас средний возраст педагога составляет 45–46 лет. Работают в основном люди предпенсионного или пенсионного возраста, а это означает, что спустя каких-то двадцать лет наших детей просто некому будет учить. Постараемся разобраться в причинах, по которым молодые специалисты, получив педагогическое образование, не идут на работу в школу [1].

Для молодых учителей главная причина – утрата уважения к профессии педагога. Сейчас учителя имеют слишком много обязанностей, но в правах ограничены. Им приходится выполнять часть функций родителей по воспитанию детей. Дестабилизирующую роль внесло право обсуждать поведение учителей, которое дали детям. Обязанности трудно и уже немодно соблюдать, поэтому они зачастую так и остаются невыполненными: хорошо учиться, уважать старших и учителей, добросовестно относиться к труду окружающих. А вот с правами дела обстоят по-другому. Подростки хорошо усвоили, на что учитель имеет право, а на что нет. Рассмотрим некоторые ситуации, которые мы наблюдали во время педагогической практики. Педагог попросил отдать телефон, на котором ребенок играл во время урока. В ответ: «Вы не имеете права!» Учитель вызвал к доске ученика, который разговаривал и отвлекался. Та же реплика, обращенная к учителю. Учителя прав не имеют, а детям, напротив, права предоставлены с избытком.

Отсюда вытекает и другая проблема – недопонимания и разногласия между родителями и учителями. Они появляются по различным причинам, объективным и субъективным: занижение (завышение) оценок, непонимание предмета, плохое поведение на уроке, повышение голоса на ребенка, игнорирование его просьб и требований. Это происходит по следующей причине. В каждом классе в среднем обучается от 20 до 25 учащихся. Поэтому по объективной причине нехватки времени учителям трудно уделить всем детям достаточное внимание. Родителям важно понимать, что в классе, помимо их ребенка, есть и другие дети, которым учитель тоже должен оказать необходимую помощь и поддержку. Но и ситуации, когда педагог не стремится поработать с каждым учеником, не должны находить отражение в учебно-воспитательном процессе. Поэтому разумный баланс требований и ожиданий со стороны родителей поможет в решении данной проблемы.

На престиж профессии учителя влияет низкий уровень заработных плат. Во многих регионах нашей страны реальная зарплата педагогов едва превышает минимальный размер оплаты труда. По предварительным оценкам в 2021 г. минимум будет составлять всего лишь 12792 руб. На эти деньги учителям трудно приобретать необходимые методические пособия и материалы. По этой причине многие молодые педагоги и не идут на работу в школу, потому что в других сферах они могут зарабатывать значительно больше при меньшей самоотдаче. Получить какие-либо надбавки первое время они не смогут в силу отсутствия необходимой квалификации и опыта работы. Учителя пенсионного возраста в сумме получают достаточно неплохие зарплаты благодаря надбавкам за стаж и квалификацию, пенсии по выслуге лет и плюс к этому очень большая нагрузка (1,5 или 2 ставки), но важно понимать, что они не могут работать вечно, как бы нам этого ни хотелось. Эта проблема решаема на уровне правительства путем повышения заработных плат педагогам. Нужно сделать так, чтобы зарплата учителя была соразмерна его труду и привлекательна для молодого специалиста [2].

Недостатки имеются в подготовке будущих учителей в стенах педагогических колледжей и институтов. Начинающие учителя, покинувшие учебное заведение с дипломом, не имеют соответствующих компетенций, так необходимых в работе с детьми. Здесь основная работа ложится на плечи руководства школы, которое старается восполнить недостающие знания. Если этого не происходит и начинающему педагогу приходится справляться со всеми трудностями в одиночку, то это грозит непоправимыми ошибками в воспитании и обучении детей, которые скажутся спустя определенное время, а также навредят профессиональному становлению личности педагога, его авторитету. Разберем существующие сбои в подготовке учителей. Многое объясняется частой сменой руководства системой высшего образования, отсутствием преемственности и последовательности в их работе. Нет определенности в выборе программ и учебных планов: они часто меняются и дополняются, на смену одним программам приходят другие, нет четкости и системности в обучении.

Дефицит кадров наблюдается и в системе высшего и среднего профессионального образования, что не может не сказываться на его качестве.

Подготовку квалифицированных учителей осложняет отсутствие отдельных профилей и направлений подготовки. Учителям нужна методика преподавания предметов, а на смежных базовых специальностях ее не дают. Так, например, по современным федеральным государственным образовательным стандартам учителем математики может стать человек, который отлично знает математику, но не знает методику ее преподавания. А это намного важнее, чем знание самого предмета. Оттого, знает ли методику учитель, будет зависеть знание детьми материала предмета, который он преподает. Поэтому уничтожение отдельных направлений подготовки может привести к отсутствию соответствующих педагогов-предметников.

Следует усилить воспитательную работу в педагогических вузах: осознанно работать в школу должны прийти только те люди, которые чувствуют ответственность за будущее своей страны, а те, кто идут работать от безысходности, нанесут больший вред, чем тот, который бы возник, если бы они не связали свою судьбу со школой.

Немаловажной проблемой является отсутствие мотивации к учебе у обучающихся всех возрастов. Проблема мотивации к учению присутствовала всегда, но в последнее время, со вступлением общества в цифровую эпоху, она стала более острой. Компьютеры, интернет, повсеместное использование различных гаджетов формируют в сознании отсутствие важности овладения различными знаниями. Зачем мне учить, если можно открыть интернет и узнать? Зачем читать книги, если можно прочитать их краткое содержание? Зачем уметь считать, если есть калькулятор? Такие установки ведут к деградации человека и общества. Отключив интернет, люди останутся не только без информации, но и без способности рационально мыслить.

Интернет таит и другие опасности. Дети, которые с раннего возраста знакомятся с гаджетами (играют в игры, просматривают различные видео, читают ненужную в их возрасте информацию), становятся заложниками виртуального мира. В дальнейшем перемещение их из виртуальной среды в реальную жизнь грозит замкнутостью, неумением общаться со сверстниками, взрослыми и даже родителями, неоправданной агрессией, асоциальным образом жизни и, к сожалению, даже суицидами. Все то, что предлагается детям, а зачастую и взрослым в искусственном пространстве, в большинстве случаев основывается на лжи, которую грамотно преподносят и доказывают. Этим занимаются наши идеологические противники, ведущие против нас информационную войну, которые хотят убрать из нашей памяти все, что создавалось и бережно охранялось веками: наши нравственные и моральные ценности, наши семейные и народные традиции. Противники хотят, чтобы мы забыли свою историю и все, что с ней связано. Добиться этого идеологические противники стараются с помощью развращения наших детей, фокусирования их внимания на том, что не соотносится с их возрастом, губительно для их детской психики. Пропаганда и навязывание западных ценностей, когда нормальным становится заключение однополых браков, превращение мальчиков в девочек, а девочек в мальчиков, стирание гендерной принадлежности нехарактерны для культуры и традиций нашей страны.

Следующей важной проблемой является несовершенство многих образовательных программ и стандартов. Достаточно рассмотреть программы в начальной школе, чтобы все стало понятным. На данный момент их насчитывается свыше десяти: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива», «РИТМ» развивающие программы Л.В. Занкова, программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Ни одна из этих программ не является совершенной. По мнению учителей, в каждой программе есть и положительные моменты, и недостатки. Осилить такое многообразие программ будущему учителю в стенах вуза проблематично [3–5].

Разнообразие программ многократно усложняет работу учителей, подготовку будущих педагогов и понимание материала детьми. В последнее время наблюдается беспрерывный процесс, когда на смену одним программам приходят другие. Учителю нужно досконально изучить новые учебники, разработать для них программы, по которым он будет обучать детей. Для педагога это колоссальный труд, который занимает большое количество времени и сил. Однако через некоторое время приходит документ или рекомендация из Министерства просвещения о смене освоенных программ на новые. Студентам педагогических колледжей и институтов тоже сложно работать с таким объемом программ. Вместо того чтобы изучить и технологически освоить ту программу, по которой они будут работать в дальнейшем, им приходится тратить время на сравнение различных учебно-методических комплектов между собой. При этом каждый учебно-методический комплект начинающим учителем осваивается поверхностно. Младшим школьникам такое многообразие образовательных программ тоже вредит. Представим, что семье ребенка пришлось переехать, ученик пошел в другую школу, в которой обучение ведется совсем по другой программе. Помимо сложностей с адаптацией к новой школе и классу, у него возникают трудности и с преемственностью образовательных программ, с несоответствием уровня сложности с тем, который был ранее. Это является еще одной причиной снижения мотивации к учебе. Груз ответственности опять ложится на учителя, которому придется после уроков заниматься с учеником. Решить эту проблему может только Министерство просвещения, разработав единые для всей страны программы обучения и воспитания для детского сада, начальной и средней школы, отдельно для гимназий, лицеев, а также комплекты учебников к ним. Это облегчит работу педагогов и поможет им сфокусировать внимание на одной программе и соответствующем комплекте учебников (разработка конспектов уроков, контрольных и проверочных работ, подготовка раздаточного материала).

Одной из проблем являются обязательные ОГЭ (основной государственный экзамен) и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Однозначно, роль ЕГЭ для поступления в вузы невозможно недооценить, так как это хорошая возможность для школьников из глубинки поступить в ведущие учебные заведения нашей страны на равных правах с другими абитуриентами. Но здесь есть и обратная сторона. Дети и учителя тратят на подготовку к экзаменам очень много времени, а количество экзаменов в последнее время растет. Много времени уходит на правильное заполнение бланков, вписывание одних и тех же букв и цифр, репетиции, организационные вопросы. И если на это уходит больше времени, чем положено, то на что-то его не остается. В первую очередь страдает учебный процесс: дети пропускают важные уроки, не читают запланированную литературу, не решают важных для своего будущего задач. И это становится заметным в процессе послешкольного обучения. Преподаватели вуза удивляются, почему студенты не знают элементарных вещей. А все потому, что в школе они уделяли время тому, что не является первостепенным и важным.

Следует отметить, что речь о полной отмене ЕГЭ и ОГЭ не идет. Но важно найти альтернативу. Например, экзамены должны сдавать только те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения, требующие наличия результатов экзаменов. А для тех, кому при поступлении они не нужны, ЕГЭ и ОГЭ должны быть заменены на упрощенную зачетную форму, постановку оценок по результатам обучения в году. Важно понимать, что уровень подготовки у всех школьников разный. И для одних сдать все экзамены не составляет труда, а для других даже один обязательный экзамен является непосильным.

Большой проблемой для работающих учителей является огромное количество отчетной документации. Учителя день и ночь составляют разнообразные отчеты о проделанной работе, заполняют списки на детей, ведут портфолио, принимают участие в разных конкурсах. Им приходится жертвовать самым ценным – временем, которое должно быть проведено с детьми, уделено их воспитанию и становлению как личности. Излишняя подотчётность пугает молодых учителей, которые планируют идти в школу. Исправить это можно только путем уменьшения количества отчетности, а у директора должны быть секретари, занимающиеся документооборотом.

Педагогически значимой проблемой является неблагополучие семей, в которых растут и воспитываются дети. Алкоголизм, наркомания, курение, нецензурная брань, распущенный образ жизни некоторых родителей оказывают непоправимый вред ребенку. Родители стали обсуждать с детьми те проблемы, которые всегда являлись запретными, и, наоборот, темы, о которых надо говорить с детьми, остаются в стороне. Поэтому в школьной среде нам приходится наблюдать асоциальное и аморальное поведение, вынесенное из семьи, и его проявление с каждым годом становится все более заметным. Это не может не вызывать тревогу. Прежде чем воспитывать ребенка, нужно воспитать его родителей, иначе все усилия, которые будут прикладывать учителя и классные руководители, станут напрасными.

Выводы

Решение проблемы отсутствия авторитета у педагогов возможно только в союзе с родителями: адекватные требования, которые выдвигают учителя, должны правильно восприниматься родителями, находить отклик у них. К сожалению, во многих семьях нет правильной реакции родителей на рекомендации учителей. Для родителей нужны разъяснительные беседы об обязанностях учеников, педагогический лекторий и практикум по воспитанию детей на уровне федеральных и региональных властей, общественных организаций.

Разрешение проблемы дефицита кадров возможно путем выстраивания четкой и последовательной системы подготовки преподавателей, принятия единых стандартов для всех образовательных организаций и упора на стабильность всей системы.

Проблему зависимости от интернета возможно решить при условии совместной работы учителей и родителей. Основной путь решения – это ограничение пользования интернетом детьми и подростками. Без присмотра детям нельзя работать в сети, а появление смартфона лучше отложить на более поздний срок. Решить проблему поможет и проведение времени с детьми: чтение книг, посещение культурных мероприятий всей семьей, развитие и соблюдение семейных традиций, общение с родственниками и людьми старшего поколения, оказание им безвозмездной помощи.

Заключение

Подводя итог наблюдениям и размышлениям по результатам преддипломной педагогической практики, следует отметить, что последствия, которые могут быть вызваны современными проблемами российской системы образования, представляют собой большую угрозу для будущего нашей страны, для будущего российского народа: его обычаев и традиций, самосознания, идентичности. И если мы сейчас не предпримем меры для решения поставленных проблем, то мы потеряем нашу страну, а значит, потеряем и свое будущее.


Библиографическая ссылка

Гутарин М.М. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 88-92;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2358 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674