Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ ОТНОШЕНИИ К ЗДОРОВЬЮ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ

Обухова К.А. 1 Пономарева Л.И. 1 Ган Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Данная статья освещает проблему ценностного отношения к здоровью как философской категории. Авторами рассмотрено понятие «категория» в философском его трактовании, приводится генезис изучаемого понятия. В статье раскрыта важность философского знания в гармоничном развитии личности. Акцент в статье делается на анализе проблемы здоровья человека в философском измерении, показана взаимосвязь экологического, культурного, духовно-нравственного развития личности. Обосновывается связь разных философских категорий с понятием «ценность». Целью исследования является философское изложение современных понятий о ценностном отношении к здоровью. Существуют ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества, таким образом, являются абсолютными. Сохранение и поддержание здоровья является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Кроме того, авторами освещены подходы мыслителей и ученых разных периодов к трактованию понятий «категория», «ценность», «отношение». Показана важность и актуальность проблемы осознания человеком, своих потребностей, своего отношения к здоровью. В статье авторы раскрыли связь ухудшения здоровья и возникновения болезней с развитием человечества, преобладанием телесного над духовным, материального над моральным, прогрессом техногенного мира.
философия
ценность
категория
ценностное отношение к здоровью
философская категория
1. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки // Современное образование. 2014. № 3. C. 49–68.
2. Пивоваров Д.В. Категории онтологии в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2020. 279 с.
3. Кант И. Критика чистого разума (Пер. М.И. Владиславлева (1867); Н.М. Соколова). СПб.: Издательство «Лань», 2013. 452 с.
4. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 344 с.
5. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
6. Обухова К.А. Концептуальные основы формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога: Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 23–24 сентября 2016 г. Сургут: Тюмень: ООО «Аксиома», 2016. С. 102–104.
7. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных фактов на формирование здоровья человека // Х Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 2016. С. 64–71.
8. Насыров Р.В. Человек как самоценность. М.: Юрлитинформ, 2011. 312 с.
9. Клементьев Д.С., Маслова. Д.С. Социология личности: учебник для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2020. 103 с.
10. Варавина Е.В., Пономарева Л.И. Современные подходы к проблеме здоровьесбережения в образовательном учреждении // Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 20 августа 2017 г.). М.: Издательство: Научная общественная организация «Профессиональная наука», 2017. С. 123–129.
11. Зыбелин С.Г. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. 218 с.

В современном мире наблюдаются негативные тенденции в состоянии экологии и духовном развитии человечества. В таких условиях все большую значимость обретает здоровье. Проблема сохранения и улучшения здоровья становится актуальной в философии и общенаучном изучении.

То, что философско-социальный интерес к здоровью стремительно растет, прежде всего, связано с кризисным периодом индивидуального и массового здоровья, который сейчас наблюдается на фоне духовно-нравственного, культурного и экологического кризиса глобального масштаба. Современное общество нуждается в кардинальном пересмотре мировоззрения нации и ее убеждений относительно сформировавшихся раньше базовых представлений и сути здоровья. Особенно волнует ценностный вопрос, то есть, осознание того, что наше здоровье является ключевой экзистенциальной и социальной ценностью, без которой невозможно существование ни одной высокоразвитой, успешной нации.

Цель изучения философии как науки заключается во всестороннем изучении культурного, гармоничного индивидуума [1]. Именно эта наука помогает постепенно, но комплексно познакомить нас с общечеловеческими ценностями. Философия является той духовной основой, которая способствует формированию высоконравственного, мудрого поведения наций в будущем. И именно внимание к своему здоровью и здоровью всего человечества является одной из базовых человеческих ценностей, позволяющей сохранить жизнь на планете.

В рамках данного исследования следует проанализировать такое понятие, как «категория», сделав акцент на том, как оно трактуется в контексте философской науки. Слово «категория» имеет древнегреческое происхождение. В переводе означает «обвинение, высказывание, признак». Это общий термин, который выражает самые значимые отношения действительности [2].

Развитие представлений о понятии «категория» происходило параллельно становлению философии как самостоятельной науки. Первые упоминания термина «категория» встречаются еще в работах Аристотеля. Ученый использовал это слово для обозначения общих понятий, предикатов, того, что рассказывается о конкретном субъекте. Для группирования всех вещей, доступных для высказывания, Аристотель использовал 10-ступенчатую классификационную систему. Итак, вот 10 категорий Аристотеля: сущность (или субстанция), качество, действие, количество, отношение, время, пространство, состояние, претерпевание и обладание.

В философии И. Канта мир представлял собой полный хаос, в котором царят беспорядочные события и чувства. Задача человека – упорядочить этот мир, хаос. Сделать это можно с помощью пространства и времени – отдельных, заранее обозначенных форм чувственности [3]. В реальности таких форм нет. Они формируются и существуют только в нашем восприятии, которое и создает хаос, привходящий в этот мир. Кант считал, что от чувственности нужно переходить к здравому смыслу (рассудку). Для этого потребуется нечто такое, что будет похоже и на категорию, и на явление. Именно такая категория, как рассудок, по мнению философа, позволит установить гармонию в мире феноменов. У Канта описано четыре категории рассудка. Это:

1. Категории качества

● Отрицание

● Реальность

● Ограничение

2. Категории количества

● Множество

● Единство

● Цельность

3. Категории модальности

● Небытие и бытие

● Невозможность и возможность

● Случайность и потребность

4. Отношения

● Причинность и зависимость (причина и действие)

● Присущность и самостоятельное существование

● Коммуникация

Похожих взглядов на сущность понятия «категория» придерживался Г. Гегель. Только этот философ дополняет кантовскую категорию метафизическим смыслом. Разные категории у Гегеля проанализированы в контексте диалектического метода. Именно те законы диалектики, которые впервые описал в своих работах Гегель, легли в основу развития теории философии здоровья. Хотя реальную актуальность такое понятие, как здоровье, получило лишь в современном мире, так как сегодня наблюдается стремительное ухудшение здоровья популяций. В сложившихся условиях на систему образования ложится большая ответственность, заключающаяся в формировании у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью всего человечества.

Целью исследования является анализ и понимание тех категорий философии, которые лежат в основе формирования у человечества осознанного, ценностного отношения к здоровью.

Все мыслители в определенной мере относили существующие категории философии к ценностям. Это и справедливость, и блага, прекрасное, добро и пр. Все явления существования человечества, которые непосредственно касались чувств, легли в основу появления такой науки, как аксиология (происходит от axio, что означает «ценность», и logos, что означает «слово» или «учение»). Одной из ключевых персон в период становления аксиологии как философской науки стал Ф. Ницше. Именно в его работах большое внимание уделяется сопоставлению добра и зла, плохого и хорошего – то есть противопоставленных ценностей, которые «на земле бились смертным тысячелетним боем». Ницше считал, что должна существовать такая глубокая «критика моральных ценностей», которая бы в определенный момент поставила под вопрос само существование этих ценностей и их реальную значимость.

Основываясь на логике построения цели исследования, важно проанализировать составляющие ценностного отношения к такой самостоятельной философской категории, как «здоровье», чтобы изучить поставленную проблему всесторонне и комплексно.

Для этого стоит детально изучить несколько других категорий философии, оказывающих непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Итак, первая категория – это отношение. Именно с этой категорией непосредственно связан процесс воспитания человека как органической составляющей окружающего мира, природы. В рамках философского учения под понятием «отношения» подразумевается взаимосвязь отдельных элементов в некой системе.

Понятие «отношение» не имеет однозначного определения в науке. Разные научные школы и направления трактуют его по-своему. Но часто наблюдается связь «отношения» с «мировоззрением». Так, мировоззрение рассматривается как отражение мира с одной стороны, и ценностным отношением к нему индивидуума – с другой. А также мировоззрение используется как самостоятельный метод познания окружающего мира, людей и себя самого.

Ценности уже многие века изучаются в разных науках: философии, социологии, психологии, антропологии и пр. Большое внимание проблеме ценностных ориентаций человека уделяли: А. Маслоу, Дж. Дьюи, В. Келлер, Э. Дюркгейм, К. Льюис, Г. Оллпорт, Р.Б. Пери, Т. Парсонс, П. Сорокин и пр.

Такая категория, как «ценности», всесторонне исследовалась в разных социологических и философских работах. Тем не менее М. Вебер акцентировал внимание на том, что ценность, прежде всего, следует понимать как подтверждение социального, человеческого, культурного значения определенных явлений бытия. Из этого следует, что к предметным ценностям можно отнести общественные отношения, все создаваемые человеком предметы, природные явления, с которыми человек взаимодействует в процессе своей жизнедеятельности. Преломляясь через сознание человека, все эти объекты признаются как зло или добро, ложь или правда, справедливость или несправедливость, безобразие или красота и пр. Все эти явления котируются в зависимости от явлений в культуре и сознании общественности в качестве «субъективных ценностей», используемых как ориентир для конкретной деятельности индивида. Причем представления могут быть очень разными. Это запреты и императивы, проекты и цели, оценки и установки и пр.

В работах В.П. Тугаринова встречается следующее определение понятия «ценности»: это предметы и явления природы со всеми своими характеристиками и свойствами, которые необходимы человеку и определенному классу общества как инструменты удовлетворения интересов и потребностей, включая пробуждения и идеи, используемые как цели, нормы и идеалы [4]. Этой формулировкой автор акцентирует внимание на том, что первоочередный критерий ценности – это как раз ее значимость для удовлетворения определенных человеческих потребностей.

В работах П. Менцеру понятие «ценность» описывается несколько иначе. Так, автор считает, что ценность – это все то, что создано чувствами человека, его потребности к развитию, почитанию, признанию и уважению. Из этого следует, что ценности – это не только усвоенные качества, взгляды и идеалы, но также то, к чему стоит стремиться.

Таких взглядов на природу ценностей придерживаются и психологи, которые работают над исследованием особенностей становления ценностных отношений. Правда, психологи больше связывают ценностные отношения с внутренне личностными позициями человека, которые хорошо иллюстрируют взаимосвязь общественных и личных отношений.

Под ценностным отношением стоит рассматривать субъективное осознание человеком ценностей в рациональной и эмоциональной форме. Это одновременно и процесс познания окружающего мира, и результат того, как человек расценивает отдельные ценности в контексте личностно значимых. В первую очередь ценностное отражение иллюстрирует социальную действительность и культурную жизнь. Они обусловлены культурно и исторически [5, 6].

Изучение литературы, касающейся темы нашего исследования, дает возможность говорить о существовании константных ценностей, которые одинаково значимы для человека на протяжении всей его жизни. Это абсолютные ценности, и именно к ним можно отнести здоровье.

В последние годы философско-аксиологический анализ бытия человека и его личного отношения к собственному и чужому здоровью существенно расширяет познания о мире, обществе, самом человеке. Хотя гораздо больше от подобного осмысления зависит жизнь человечества, понимание реальных угроз существования жизни на Земле, которые сегодня нависли над Россией, как никогда остро.

Медицина становится все более востребованной, так как здоровье людей продолжает ухудшаться. Особый интерес вызывает технология введения лекарств и трансплантация органов, а также замена их искусственными. С одной стороны, современная медицина должна быть ориентированной именно на решение этих проблем. Но с другой, на практике она уделяет им минимум внимания, всецело сосредотачиваясь на схемах лечения отдельных болезней. Для решения поставленных современной медициной задач необходима максимальная интеграция человека с техносферой [7, 8]. Современная медицина составила уже очень большой список органов, которые можно было бы заменить искусственными, выращенными из человеческих клеток посредством использования процедуры клонирования. В теории заменить нельзя только мозг.

В процессе интеграции техники и человека становится все более актуальным вопрос формирования биотехносоциального постчеловеческого существа, так как проблема здоровья становится достаточно противоречивой, вызывающей много дополнительных вопросов и нуждающейся в пересмотре ряда ценностей.

Сегодня особое внимание ученых должно быть уделено анализу проблем, вызванных изучением здоровья с разных сторон в историческом и логическом аспектах [9]. Уже не теория, а факт, что техногенное влияние на человека является деструктивным. Подрастающее поколение в большей мере от этого страдает. Нарушается физическое, психическое, социальное здоровье детей. Перед человечеством стоит угроза потери связи с реальностью, большой интеграцией с виртуальным миром. С популяризацией генной инженерии все большей угрозой становятся эксперименты над человеком, а также клонирование и мутации.

И в медицинском, и в философском понимании увеличение количества соматических заболеваний указывает на существование конфликта разума, тела и души. Причиной многих тяжелых болезней ученые называют противоречие духовного и материального. Антиприродные формы поведения, которые все чаще выбирает современное человечество (например, проституция, наркомания, алкоголизм), считаются отклонением от естественного развития, причем непатологическим и неосознанным.

Во всем мире актуальным становится вопрос ценностного отношения к здоровью. Вот только в России ситуация более критична в силу негативных тенденций, которые наблюдаются в экономике, социальном и духовном аспектах жизни.

Улучшить общую ситуацию в отношении здоровья поможет только глобальный пересмотр ценностей человека, его мировоззрения. Необходимо уделить внимание гармонии тела и души, комплексному отношению человека к своему здоровью, четкому пониманию иерархии духовных и материальных ценностей [10]. Существующие негативные тенденции, которые наблюдаются в здоровье, можно минимизировать посредством ориентации на ценности здоровья и жизни в целом, творческое долголетие.

В теории философии здоровью всегда уделялось особое внимание. В российской философии четко доминирует духовное над телесным. Свидетельство тому – православные рукописи, начиная с Даниила Заточника и Феодосия Печерского. Никогда в творениях великих русских не делался акцент на потребительстве. Наоборот, акцент делался на проблемах и болях «маленького человека», его психическом здоровье и социальном благополучии.

Проблемы социального воздействия на здоровье рассматривали в своих работах такие российские философы XVIII в.: С.Г. Зыбелин, К.Ф. Вольф, П.А. Загорский, Ф.К. Уден, С.К. Кайсаров.

У С.Г. Зыбелина очень интересно описаны проблемы человеческого здоровья сквозь призму корпускулярной трактовки строения организма. Большое внимание ученый уделял воздействию окружающего мира на здоровье, в частности факторов, связанных с социальными условиями жизни человека [11]. Также автор изучал существующие связи между физическим и психическим здоровьем. Многие другие ученые также уделяли внимание существующим взаимосвязям между окружающей средой и здоровьем. Несмотря на это, официальные научные теории, которые объясняют и раскрывают существующие взаимосвязи между здоровьем и внешним миром, появились не так давно. К примеру, только в ХХ в. была описана теория неэпидемических хронических болезней с ее представлениями о существующих факторах риска.

Методология здоровья становится актуальной в первую очередь среди философов России. Большое внимание социальной обусловленности здоровья уделено В.Д. Жирновым, A.M. Корольковым, В.П. Казначеевым, Г.И. Царегородцевой, В.П. Петленком и прочими учеными. И.И. Мечников в своих знаменитых «Этюдах оптимизма» описал концептуальные идеи совершенствования человека, раскрытия его потенциала и возможностей. Дальше они нашли свое воплощение в работах А.С. Залманова, Г.Л. Апанасенко, Г.С. Шаталовой, Б.Н. Чумакова и др.

Большое внимание проблеме сохранения здоровья уделили в 1980-х гг. такие ученые, как И.И. Брехман и Ю.П. Лисицын. Именно они стали основателями валеологии и санологии.

Однако сегодня многие вопросы остаются так и не решенными, хотя имеют большое значение для решения вопросов сохранения человеческого здоровья. В первую очередь мало внимания уделено философии здоровья, рассмотрению ее концептуальных основ, описанию факторов и базовых элементов здоровья. Недостаточное внимание теоретиками уделено именно духовному здоровью, его воздействию на другие составляющие здоровья, объему и структуре. До этого времени одним из самых сложных вопросов является определение самого понятия «здоровье», так как он не отрефлексирован.

Все описанное выше подчеркивает актуальность обобщения существующих социальных предпосылок и социально-философских знаний, которые лежат в основе определения ценности и значимости такой категории, как здоровье.

Таким образом, перед образованием стоит одна из важных задач – воспитание сознательной личности, которая способна гармонично сочетать разум, нравственность, физическое и психическое здоровье. Именно нравственность лежит в основе духовности, которая, в свою очередь, связана с общечеловеческими истинами любви, добра и красоты.

Заключение

Следовательно, формирование ценностей происходит в процессе осознания человеком своих потребностей, а также путей их удовлетворения. Следовательно, ценности формируются в процессе ценностного отношения. Пока человек не осознает существование проблемы в удовлетворении потребности, ценностные отношения не будут развиваться. Ценность имеет свойство становиться большей в зависимости от того, насколько увеличивается проблематичность их удовлетворения. Именно то, насколько человечеству удастся осознать ценность здоровья и жизни, может стать тем поворотом, который сегодня так необходим для сохранения природы Земли, биосферного человека, его здоровья, природных и социальных качеств.


Библиографическая ссылка

Обухова К.А., Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ ОТНОШЕНИИ К ЗДОРОВЬЮ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 15-19;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2344 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674