Проблема формирования психологической готовности современных студентов психологических и педагогических направлений к профессиональной деятельности весьма значима в современной системе образования. Сознательный выбор помогающих типов профессионального развития тесно взаимосвязан со степенью осмысленности личного бытия, с уровнем сформированности ценностей совершенно особого типа.
С точки зрения Шадрикова В.Д., в процессе освоения профессии субъект, прежде всего, определяет те параметры деятельности, которые представляют для него больший личностный смысл: автор подчеркивает, что формирование уровня достижений является сложным процессом, включающим в себя установление качественных и количественных характеристик цели, воспринимаемых лицом, осваивающим деятельность, как личностно значимые. Этот процесс может определяться, с одной стороны, спецификой деятельности, условиями труда (объективными и социальными), системой нормирования и оплатой труда, уровнем требований и основными параметрами деятельности, с другой – личностными факторами: мотивацией, способностями, уровнем притязаний [1].
Обращаясь к опыту собственных исследований, можно предполагать, что современные условия профессионализации в высших учебных заведениях нуждаются в переосмыслении не только форм их реализации, но и содержательной трансформации с учетом современных профессиональных рисков и ненормативных кризисов становления личности как профессионала.
В отечественных исследованиях отмечается существование тенденции потери личностного смысла профессионального бытия. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. отмечают невысокий уровень понимания труда как формы самовыражения, формы становления поистине счастливой личности, как этапа реализации человека посредством развития и воплощения его возможностей в деятельности [2].
Обращаясь к произведениям В. Франкла, можно утверждать, что «работа представляет собой то поле, на котором уникальность индивидуума находится во взаимоотношении с сообществом и получает смысл и ценность. Ни одна профессия сама по себе не делает человека счастливым, она лишь дает шанс реализовать свою уникальность» [3, c. 118].
На наш взгляд, осознанное понимание личностного смысла будущей профессии – важнейшее условие реализации себя в жизни. Сформированные ценностные ориентации, их созвучие психологическому смыслу помогающего типа труда, безусловно, будут способствовать личностному и профессиональному становлению.
Используя структурно-операциональный подход, можно говорить о том, что переживание личностно значимой осмысленности жизни – это совокупность таких четырех фундаментальных мотиваций, как свободное принятие реальности, эмоциональное проживание собственных ценностей, выбор осознанной персональной позиции по отношению к ним и, наконец, возможность реализовывать их в осмысленных действиях. При этом, затрагивая проблему ценностей и, как следствие этого, ценностных ориентаций личности, необходимо отметить, что в современных исследованиях существуют различные подходы к пониманию последних.
Постановка подобной проблемы, конечно же, не нова. Впервые понятие «ценностные ориентации» использовали В. Томас и Ф. Знанецки. С точки зрения этих авторов, высказанной еще в начале двадцатого столетия, ценностями могут выступать абсолютно любые факты. Основополагающим условием перевода их в разряд значимых концептов будут имеющиеся и доступные членам некой референтной социальной группы эмпирические содержание и значение. Именно эти категории станут определять, будет ли факт воспринят затем как объект деятельности [4]. Таким образом, существующая концепция определяет в качестве ценности практически любую вещь, способную вызвать толчок к социальной деятельности, при интериоризации им социальной деятельности как наиболее обобщенной потребности (или интегрального интереса) человека.
В российской науке понятие «ценности» возникло в трудах Л.М. Архангельского, В.В. Водзинского, А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, В.Д. Ольшанского. Под ценностными ориентациями в отечественной психологии чаще всего понимается в целом общее устремление, установка человека на те или иные социальные потребности. Большинство исследователей сходятся в том, что ценностные ориентации представляют собой стержневой компонент структуры личности, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.
С позиции В.А. Ядова [5], ценностные ориентации в совокупности с направленностью интересов личности занимают высший уровень в иерархической структуре личности. В иерархии диспозиций ученого ценностно-смысловая ориентация занимает четвертый уровень и направлена на цели жизни, а не на средства их реализации.
Нами предпринята попытка изучить ценностно-смысловые ориентации, в том числе и построенные по образу веры, как наиболее глубокое и субъективное отношение к тому, что сам человек считает трансцендентным или священным. Принимая во внимание, что одним из социальных институтов, который может поддерживать осмысленность личного бытия на высоком уровне, является высшее учебное заведение, в работе изучаются особенности взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и особенностей выбора профессий психолого-педагогических типов. Ответственно-осознанный выбор профессионализации способен поддерживать смысл жизни, сохранять нравственные и моральные устои, воспитывать здоровые человеческие отношения. Все это создает потребность в сборе нового эмпирического материала для психологического сопровождения профессионализации студентов помогающего типа направлений.
Изучая психологические особенности мотивации трудового выбора, ценности и смыслы современных студентов, можно не только более эффективно организовать психологическое сопровождение данного этапа профессионализации, но и вовремя скорректировать личностное, эмоциональное и когнитивное развитие молодых людей.
Материалы и методы исследования
Для получения эмпирических данных нами использовались «Методика изучения факторов привлекательности профессии», созданная В.А. Ядовым (модифицированная Н.В. Кузьминой и А.А. Реан) и методика «Ценностные ориентации личности» («ЦОЛ-8») Г.Е. Леевика в модификации А.М. Двойнина [6]. Данные измерительные инструменты были выбраны исходя из предположения о том, что ценностно-смысловые ориентации, удовлетворенность профессией обусловлены, разумеется, множеством факторов, однако их уровень поддается вероятностному прогнозированию.
Организация сбора эмпирических данных проводилась в рамках межвузовского взаимодействия, с привлечением студентов, ориентированных на научно-исследовательскую работу, организованную посредством научных проблемных групп по заданной проблематике.
В исследовании приняло участие 67 человек (среди них 40 студентов психологического факультета психологических направлений и 27 девушек, обучающихся по направлению «Педагогика» института педагогики) в возрасте 19–22 года. Все полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны посредством методов математической статистики. Проверка нормальности распределения осуществлялась с помощью критерия Шапиро-Уилка.
Так как по нескольким параметрам распределение отличается от нормального, для анализа использовались непараметрические критерии расчета. Для выявления значимых различий в показателях переменных был применен сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни. Для выявления взаимосвязей между заявленными переменными использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена. При расчете данных методов применялись компьютерные программы Statistica v.12.0 и Excel пакета Microsoft Office.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе мотивов выбора профессии нами не обнаружены значимые различия среди студентов психологических и педагогических направлений различия. У респондентов наиболее значимой группой являются внутренние социально значимые мотивы, которые подкрепляются внешними положительными и внутренне индивидуально значимыми мотивами. Группа внешних отрицательных мотивов практически не представлена.
Более разнообразные данные мы получили при изучении индивидуального уровня выраженности тех или иных ценностных ориентаций с помощью методики «ЦОЛ-8» в модификации А.М. Двойнина. В исследуемой выборке представлено распределение высоких, средних и низких значений в соответствии с эмпирическими данными. Средними значениями (нормой) явились значения от 12 до 34, высокими от 35 до 61, низкими от 9 до 12. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что больше половины выборки получили средние показатели выраженности ценностно-смысловой ориентации. Первичный сравнительный анализ между студентами двух высших учебных заведений по выделенным переменным с использованием U-критерия Манна-Уитни позволил выявить значимые различия по фактору «Религиозные ценностные ориентации». «ЦО на развитие нравственных качеств» в большой степени также более выражаются у студентов-педагогов, от пола (p < 0,05). Различия по переменным «ЦО на труд», «ЦО на познание», «ЦО на общение», «ЦО на общественно полезную деятельность», «ЦО на материальные ценности», «ЦО на развитие деловых качеств», «ЦО на развитие волевых качеств», «ЦО на развитие моральных качеств», (p > 0,05) не являются значимыми. Это можно интерпретировать как ориентацию в большей степени у студентов педагогических направлений компонента веры или доверия, распространяемого на ближайшее социальное окружение и мир в целом.
Отсутствие значимых различий почти по многим ценностным ориентациям между студентами обоих вузов может говорить о том, что их ценностные ориентации выстраиваются на основе достаточно стройной модели ценностных предпочтений. Выбор помогающих профессий не случаен и обусловлен устоявшимися ориентациями на смыслы, которые усвоены и реализуются личностью. Показательными являются результаты выраженности шкалы «ценности нравственные». Нравственные качества выражают отношение человека к другим людям, к обществу, а именно: эмпатические способности, искренность, умение прощать ошибки людей, оказывать им поддержку и помощь. То есть это именно те ценности, которые оказываются востребованными в профессиях педагога и психолога.
Корреляция общего показателя выраженности внутренних социально значимых мотивов с ценностными ориентациями на труд, на познание, на развитие нравственных, деловых и моральных качеств у всех респондентов может свидетельствовать о том, что у них присутствует согласованность между личностным и профессиональными смыслами. Для студентов, таким образом, важно профессиональное и личностное самосовершенствование, а также гармоничные отношения с другими и с самим собой. Раскрывая эту возможную интерпретацию более подробно, следует сказать, что ценностные ориентации на труд и познание являют собой ориентации на цели жизни, а ценностные ориентации на развитие качеств – это средства к достижению целей жизни. Ценностная ориентация на труд предполагает приобретение качественного профессионального опыта, развитие необходимых знаний, умений и навыков, а также получение удовольствия от трудового процесса. Ценностная ориентация на познание предполагает стремление к самосовершенствованию, развитие навыков, умений и знаний, которые могут пригодиться в жизни. Человек также стремится расширять свой кругозор, повышать свой культурный и интеллектуальный уровень, а также самокритичность. Таким образом, наполненность жизни смыслом у современных студентов связана с суммой ориентаций на труд и на познание, то есть с ориентациями на профессиональное и личностное саморазвитие, которые достигаются путем развития необходимых для этого качеств. Эти качества – инструментальные ценности, которые изменяются под требованием достигаемых целей жизни.
Причину подобных взаимосвязей мы видим в том, что выбранные помогающие типы профессий были неслучайны. Вероятно, у них сформирована альтруистическая потребность быть полезными людям, и она успешно удовлетворяется с помощью достижения поставленных трудовых, профессиональных и личных целей.
Вместе с тем у студентов психологических направлений более выражены ценностные ориентации на внешний мир. Вероятно, при меньшей представленности профессиональных качеств девушкам гораздо важнее эмоциональные грани человеческой жизни: общение, чувственные отношения с людьми, а также комфортная жизнь. Ценностная ориентация на общение, например, направлена на удовлетворение потребностей в общении. Общение предполагает хорошее отношение с близкими, с друзьями, с коллегами. Общение как цель жизни достигается путем развития нравственных качеств: любовь и уважение к людям, сострадание и прощение, эмпатия и помощь, искренность. Ценностные ориентации на общественно полезную деятельность включают в себя направленность на общественные виды профессии, постоянную включенность в общественную деятельность, различного рода воспитательную, обучающую и помогающую деятельность. В совокупности с ориентациями на труд и познание ориентации на общение, общественно полезную деятельность и материальные ценности, вероятнее всего, наполняют жизнь девушек смыслом.
В процессе формирования профессиональной идентичности студентов, разумеется, происходит немалое число ненормированных событий. Это и понижение эмоционально подкрепленного отношения к правильности собственного выбора, и рост тревожности относительно собственных возможностей освоения полного спектра всех компетенций и трудовых функций, и, может быть, ожидание неудач трудоустройства.
В современном обществе, конечно, далеко не все профессионально значимые для помогающего типа труда качества личности востребованы и оцениваются должным образом. Материальная составляющая, переориентация жизненных планов также обуславливают изменение субъективного оценивания удовлетворенности от осуществленного выбора специальности. В такой ситуации опора на личностные смыслы, отраженные в практическом опыте деятельности, окажутся весьма полезными и значимыми.
Выводы
Целенаправленная работа по формированию и сопровождению компонентов саморегуляции учебной деятельности обязательно должна включать учет знания своеобразия взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и уровня осмысленности профессионального выбора студентов.
Особенно значимым, на наш взгляд, может являться поддержка целеполагания как реализации умений принимать на себя осознанную ответственность прежде всего. Развивая уровень четкого понимания мотивов и потребностей выбора профессии, необходимо анализировать собственную систему ценностей и ценностно смысловых составляющих труда педагога.
Личностные смыслы, связанные с ориентацией собственной жизни «на другого», подчинение своей индивидуальности потребностям тех, ради кого ты выбрал профессию, альтруистические потребности должны быть поняты и приняты, так же как должна быть принята и осознана ценность сопереживания и идентификации с внутренним миром окружающих.
Изучение специфики взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и особенностей выбора профессий психолого-педагогических типов является важнейшей составляющей организации сопровождения вузовского этапа профессионализации. Данное сопровождение, на наш взгляд, должно, с одной стороны, интегрировать психологическую диагностику, консультирование, коррекцию, просвещение, тренинги, направленные на формирование личностного смысла труда, с другой – включать изучение мотивационно-потребностной сферы остальных участников образовательного процесса.
Создание всего комплекса социально-психологических условий профессионализации, индивидуальных и групповых траекторий профессионального роста должно опираться на понимание тех систем личностных смыслов и ценностей, которые актуальны у студентов в каждой конкретной точке его жизни.
Таким образом, становление профессиональной идентичности в области помогающих типов профессий сферы «человек-человек» происходит одномоментно в разнообразных сферах мировоззрения личности. Осознанность выбора, ценностные ориентации как составные компоненты жизненных смыслов будут оказывать определённое воздействие на процесс профессиональной подготовки, однако специфика и механизмы его в настоящее время могут быть исследованы более полно.
Библиографическая ссылка
Асафьева Н.В., Боронилова И.Г. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМА ОСМЫСЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 65-69;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2341 (дата обращения: 23.11.2024).