Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лукьянова О.Л. 1 Стриженко Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Младший школьный возраст характеризуется периодом развития читательского интереса, это движение от слушателя к читателю. Развитие читательского интереса влечет за собой развитие эмоциональной сферы, интеллекта. Положительные эмоции от прикосновения к прекрасному – чтения интересных книг – влияют на формирование устойчивых интересов, накопление и сохранение чувств и волнений. В настоящее время происходит много изменений, связанных с научно-техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, обилием интересных красочных мультфильмов, фильмов, возможностями сети Интернет. В результате такого обилия яркой, доступной информации, массы интересных развлечений дети перестают интересоваться чтением, теряют интерес к книгам. Нам кажется актуальным и необходимым формирование и развитие читательских интересов младших школьников с помощью использования эффективных форм и методов обучения и воспитания. В ходе исследования мы использовали комплекс психолого-педагогических методов, в числе которых теоретический анализ научной литературы, изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение. Теоретическая значимость заключается в выявлении проблем формирования читательского интереса младших школьников и поиске путей преодоления выявленных проблем. Практическая значимость заключается во внедрении в практическую деятельность эффективных методов и форм формирования читательского интереса у учеников начальной школы.
младший школьный возраст
читательский интерес
эффективные методы и формы
1. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Издательство Юрайт, 2020. 258 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2020. 160 с.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя / М-во общ. и проф. образования РФ. М.: Аркти, 1997. 154 с.
4. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская литература в современной начальной школе: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 193 с.
5. Володина Т.В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 133–135.
6. Леонтьев К.Н. Избранные сочинения в 3 т. Т. 1. М.: Издательство Юрайт, 2020. 320 с.
7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: (Приобщение детей к худож. лит. как к искусству). М.: Педагогика, 1982. 129 с.
8. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой: руководство чтением в структуре библиотечной педагогики, чтение школьников, психологические основы педагогики детского чтения, библиотечные ресурсы педагогики детского чтения: учебно-методическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми. СПб.: Профессия, 2011. 383 с.
9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 305 с.

В настоящее время в образовании происходят большие изменения, связанные с цифровизацией образовательной среды, использованием и детьми, и педагогами различной электронной информации, стремительно развивается электронная образовательная среда и дистанционное обучение, появляются новые возможности для качественного улучшения образовательного процесса в образовательных организациях. Вместе с тем обнажаются новые проблемы в обучении, воспитании, диагностике и коррекции знаний детей, которые непосредственно связаны с цифровизацией образовательной среды. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы игромании, гаджетозависимости, дети с удовольствием смотрят яркие мультфильмы, при этом не видят смысла в обычном чтении детских книг, используют интернет не для получения нужных и полезных знаний, а для развлечений. Другой значимой проблемой становится нежелание общаться в очном формате, дети и их родители заменяют живое общение перепиской в социальных сетях, даже при встрече вместо общения люди увлечены получением информации из интернета, общением, играми в социальных сетях, поэтому возникает проблема взаимодействия детей, педагогов и родителей. С вышеозначенными проблемами может успешно справиться общий интерес педагогов, детей, родителей к чтению книг, который позволит восстановить утраченную пользу от общения в очном формате, будет содействовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка.

Целью исследования является исследование методов и форм, влияющих на успешное формирование читательских интересов детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Методологической основой нашего исследования являются научные труды известных отечественных педагогов-психологов К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерева, Л.С. Выготского, М.И. Омороковой, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, О.В. Джежелей, В.П. Чудиновой. В работах А.Н. Леонтьева, Н.Н. Светловской, Л.Д. Столяренко, В.А. Сухомлинского, И.И. Тихомировой, Б.Г. Умновой раскрыта сущность понятия «читательский интерес», представлены характеристики, рассмотрены функции читательского интереса, а также факторы, влияющие на формирование и развитие читательского интереса.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема снижения интереса подрастающего поколения к чтению обретает общемировой масштаб. Современные исследователи отмечают в России резкий рост нежелания читать, который негативно отразится на национальной культуре и развитии людей. При этом важность проблемы не в том, что дети не читают, а в отсутствии интереса к чтению.

Перед учителем начальной школы эта проблема стоит достаточно остро, от того, насколько успешно будет решена эта проблема, будет зависеть успешность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения и впоследствии взрослых людей. Именно учитель в младших классах способен защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить любовь к чтению, сформировать читательский интерес.

Мы считаем, что формирование читательского интереса младших школьников не должно ограничиваться уроками литературного чтения, читательский интерес необходимо прививать на всех уроках и во внеурочной деятельности. Мы начинаем формировать и развивать читательский интерес, осуществляя тщательный подбор литературы, соответствующей возрасту и интересам. Тщательный подбор необходим, чтобы привить любовь к чтению, интерес, произведения должны учить детей удивляться, восхищаться окружающим миром, взаимоотношениями между людьми.

В ходе чтения литературных произведений у ребят формируется опыт читательских впечатлений: по-разному окрашенных читательских чувств – от восхищения до печали; эмоций, связанных с восприятием творений различных жанров, манер, авторов, исторических событий. Ребенок приобретает тягу к чтению, любовь к прекрасному; реализует собственные предпочтения, развивает читательский интерес. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Художественная литература учит правильно высказывать собственное мнение к прослушанному, применяя выразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты. В ходе ознакомления с художественной литературой происходит положительное воздействие на речь учащихся, их воспитание и развитие.

Способность удивляться событию или явлению необходима для становления маленького читателя: из способности удивляться рождается интерес к жизни, желание приобретать знания, умения, видеть и признавать ценность прекрасного. Если мы будем игнорировать интересы и склонности младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и интерес к чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет интерес к литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно читать без напоминания, чтобы его не приходилось заставлять [1, с. 115].

Особое внимание следует уделять наличию в книгах ярких содержательных иллюстраций, соответствующего шрифта. Это помогает понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес к приобщению к чтению художественной литературы.

Но нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности. Сколько бы мы ни твердили ребенку о важности чтения, если сами не будем читать и рассказывать о книгах, которые прочитали, делиться впечатлениями, ребенок не станет читать художественную литературу. Учитель должен показывать пример, говорить о книгах, которые есть в его библиотеке, которые он недавно прочитал. Родители должны также показывать наглядный пример, важно устраивать вечера совместного чтения, обсуждения самостоятельно прочитанной художественной литературы, участвовать семьей в литературных конкурсах.

В ходе изучения научной литературы мы выделили следующие особенности читателей младшего школьного возраста:

- эмоциональное отношение к прочи- танному;

- признание художественного правдивого мира;

- отзывчивость к художественному слову;

- способность вживаться в литературных героев;

- слабая реакция на художественную форму и содержание.

Вышеперечисленные особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками являются для педагога основой в развитии детского интереса к чтению художественной литературы.

Педагог в процессе формирования читательского интереса должен уделить внимание личности автора, используемым литературным приемам, образным средствам выразительности. Так начинается процесс сотворчества читателя и автора. Важно объяснить детям то, что восприятие любого художественного произведения – это неповторимый индивидуальный процесс «вживания» в литературное произведение. Воздействие словесных образов на личность ребенка происходит там, где есть открытие чего-то необыкновенного, важного, интересного с помощью чтения.

Читающий человек – культурный, социально защищённый, культурная личность – залог устойчивости общества, где он сам является участником этого общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается важность воспитания потребности к чтению и интереса к художественной литературе у младших школьников, это содействует общему развитию, духовно-нравственному интеллектуальному и эстетическому воспитанию.

Известный педагог-психолог Л.С. Выготский утверждал, что бесполезно заставлять ребенка что-то делать, важно заинтересовать его, оценить готовность к определенной деятельности, увидеть, как сосредоточены его силы на выполнении этой деятельности, и что школьник будет действовать самостоятельно. Функции педагога сводятся лишь к руководству и разумному контролю [2, с. 118]. Развитие интереса – это основной закон воспитания, педагог должен взаимодействовать с ребенком так, чтобы постепенно нарастал интерес к деятельности [3, с. 120].

В психолого-педагогической литературе детское чтение определяется как интерес к чтению, читательский интерес [4, с. 11]. Интерес к чтению зависит от средств, методов и приемов введения в мир художественной литературы, который использует педагог. Эффективными педагогическими средствами являются: насущность; связь сюжета с жизнью; возможность практического применения полученных сведений; различные игры; работа в группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме; создание ситуаций успеха; доверие к обучающему и др. Обязательно следует применять приемы стимулирования интереса к чтению, особенно к самостоятельному чтению: опора на интересы, соперничество, демонстрация достижений, одобрение и подобное.

Следует отметить, что в детском саду дети любят слушать стихи, сказки, сами заучивают их, но в школе интерес к чтению пропадает. На наш взгляд, основными причинами снижения интереса к чтению являются следующие:

- легче и быстрее найти готовый ответ в интернете;

- усиление влияния СМИ на детей;

- возросло количество неблагополучных семей, в которых родители не проявляют заботу об образовании ребенка;

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательских интересов;

- родители сами перестали читать и интересоваться художественной литературой, проявляют интерес только к интернету и телевидению, что является примером в поведении детей [5, с. 18].

А.Н. Леонтьев отмечал, что чтение теряет статус деятельности, мотивированный смысл, глубинные потребности, превращаясь либо в действие, либо в операцию [6, с. 268]. Интерес – это сила, которая влечет читателя к чтению. Это основная составляющая часть, откуда можно вытянуть всю цепь решения проблем, которая называется кризисом чтения. Будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения. И.И. Оморокова утверждает, что интерес к чтению начинается в том случае, когда у читателя свободное осознанное чтение и у него совершенствованы учебно-познавательные мотивы чтения [6, с. 77].

Основной задачей педагогов начальной школы является необходимость сформировать младшего школьника как творческого читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом и книгой, который обладает начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. З.И. Романовская предлагает формирование навыков чтения, навыков работы с текстом, решать одновременно с задачей развития у детей интереса к чтению [7, с. 80]. И.И. Тихомирова высказывает мысль, что для развития интереса к чтению нужны активные и соответствующие детскому возрасту методы: иллюстрирование книг, литературные игры, театрализация [8, с. 125].

В соответствии со спецификой Н.Н. Свет- ловской занятия и уроки чтения вводят в себя такое содержание:

– изучение круга чтения каждого ученика;

– усвоение закономерностей и приемов, которые готовят каждого ученика к самостоятельному чтению;

– знакомство с новыми понятиями, нужными детям для самостоятельной осмысленной направленности в книге и в множестве книг [9, с. 156].

Для развития читательского интереса и самостоятельности в чтении нами в практической деятельности используется метод чтения-рассматривания, применяются разнообразные виды и формы работы с художественной литературой: конкурсы, игры, викторины, кроссворды, шарады, уделяется внимание работе педагогов с родителями и создание совместно с ними позитивного образа читателя и повышение значимости чтения. При этом игровые формы позволяют заинтересовать детей вдумчивым чтением, внимательным отношением к деталям. Участвуя в викторинах, конкурсах, играх, дети с охотой демонстрируют интерес и знание литературных произведений. Театрализация также содействует развитию читательского интереса, дети пробуют определенные роли, запоминают часть произведения. Театрализацию мы применяем в учебной и внеклассной деятельности.

Большое внимание мы уделяем составлению списков рекомендательной литературы, которые мы составляем индивидуально для каждого ребенка по результатам изучения его индивидуальных особенностей, интересов, способностей. Отдельное время выделяем для обмена впечатлениями.

В деле формирования читательского интереса младших школьников родителей необходимо поставить в позицию активного субъекта образовательных отношений. Обычно родители неохотно идут на беседу, не желают высказать свое мнение, на родительских собраниях учитель играет главную роль, собрания проходят в форме монолога. В процессе взаимодействия желательно заинтересовать родителей, чтобы они сами стали инициаторами различных мероприятий, с удовольствием участвовали в конкурсах, собраниях.

Для формирования читательского интереса младших школьников целесообразно проводить индивидуальные консультации с родителями, в ходе которых раскрыть читательские интересы детей, совместно поискать индивидуальный подход к ребенку. Готовясь к консультации, необходимо определиться с перечнем вопросов, которые помогут в формировании читательского интереса: особенности здоровья, увлечения, особенности общения, поведенческие реакции, характер, особенности воспитания в семье, ценности, а также подготовить анализ эффективных методов и форм воспитания детей младшего школьного возраста, которые возможны для применения в семье.

Заключение

В ходе исследования мы выяснили, что для формирования читательского интереса младших школьников литературу следует заранее тщательно подбирать, чтобы привить любовь к чтению, интерес, произведения должны учить их удивляться, восхищаться. Если мы будем игнорировать интересы и склонности младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и интерес к чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет интерес к литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно читать без напоминания. Особое внимание следует уделять наличию в книгах интересных иллюстраций, соответствующего шрифта. Это помогает понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес.

Нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности. Учитель должен показывать пример заинтересованности в чтении, говорить о прочитанных недавно книгах, о впечатлении, которое они произвели. Для формирования и развития читательского интереса необходимо использовать ряд методов и форм, развивающих познавательный интерес: игры, викторины, конкурсы, театрализации.

Особую важность представляет работа с родителями обучающихся. Родители должны также показывать наглядный пример, важно устраивать вечера совместного чтения, обсуждения самостоятельно прочитанной художественной литературы, участвовать в литературных конкурсах.


Библиографическая ссылка

Лукьянова О.Л., Стриженко Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 5. – С. 51-55;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2328 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674