«Психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе вуза призвано обеспечить им адаптивное вхождение в учебно-профессиональную деятельность и принципиально новые взаимоотношения в социуме, способствовать разностороннему развитию личности в этом процессе, а также формированию основных профессионально важных качеств и выработке необходимых компетенций» [1, с. 59]. Компетентностный подход в современном высшем медицинском образовании предъявляет повышенные требования как к содержанию самого образования, так и к его целям, педагогическим задачам и результатам образовательного процесса, которые выражены в формировании у специалиста необходимых в его профессиональной деятельности компетенций.
Важной составляющей общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущего врача выступают готовность работать в коллективе, работать с людьми, толерантно воспринимать культурные, социальные и другие различия, способность конструктивно разрешать конфликтные и спорные ситуации, проявлять устойчивость к воздействию фрустрирующих, конфликтогенных факторов. Таким образом, актуальность изучения коммуникативных способностей у студентов медицинского вуза не вызывает сомнений.
Конфликтоустойчивость как интегральная психологическая способность определяет личностные особенности реагирования при разрешении реальных или потенциальных конфликтных ситуаций. Феноменологию, характеристики, структурность и свойства конфликтоустойчивости можно найти в работах отечественных ученых В.Н. Амелина, А.Я. Анцупова, Е.А. Горенко, Н.В. Гришиной, Ю.П. Платонова, В.В. Рогачева, А.И. Шипилова и др. Наиболее полное определение понятию конфликтоустойчивости дают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов: это «…специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми» [2, с. 202]. В.И. Курбатов отмечает, что конфликтоустойчивость выступает важным индивидуально-психологическим условием предупреждения конфликтов, а низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности [3].
Принятие других как психологическая категория впервые рассмотрена в работах К. Роджерса и А. Маслоу. В концепции А. Маслоу способность к принятию других является обязательной характеристикой здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле» [4, с. 236]. Современные исследователи А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Е.Ю. Клепцова, А.Б. Орлов, А. Ребер, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Л.А. Шайгерова и иные категорию «принятия других» чаще относят к качественным характеристикам толерантности.
Так, А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова определяют толерантность через принятие другого человека с проявлением сочувствия и сострадания другому [5, 6]. У П.В. Степанова «признание, принятие и понимание представителей иных культур» – это выражение ценностного отношения человека к людям в аспекте толерантности [7]. Принятие других в качестве критерия коммуникативной толерантности выделяет Г.М. Шеламова наряду с эмпатией и принятием себя [8].
А.Б. Орлов отмечает парадоксальность психологического секрета принятия других людей, когда человек не может принять в других то, что не может принять в самом себе, а непринятие другого – это оборотная сторона непринятия себя [9]. М.А. Хазанова к психологическому содержанию и проявлению феномена принятия относит «уважение, согласие, слушание, веру (от слова «верить»), дружелюбие и положительное отношение к другому» [10, с. 49].
Широкий круг представленных источников свидетельствует о том, что категории принятия других в психолого-педагогических исследованиях уделяется значительное внимание, но в основном эти работы касаются вопросов педагогической деятельности, построения психотерапевтической работы, супружеских взаимоотношений или характеристик коммуникативной толерантности. Конфликтоустойчивость, как правило, рассматривается с позиции общей стрессоустойчивости или в рамках конфликтологических исследований. В контексте профессиональных компетенций как необходимых личностных, социальных, коммуникативных способностей вопросы конфликтоустойчивости и принятия других до сих пор не изучены.
Цель исследования: с целью изучения особенностей конфликтоустойчивости и принятия других у студентов-медиков на этапе обучения было проведено исследование.
Материалы и методы исследования
Респондентами выступили студенты первого курса медицинского университета лечебного и стоматологического факультетов. Всего были опрошены 54 человека, из них 34 девушки и 20 юношей, средний возраст составил 18,57±0,75 года. Для реализации цели исследования были применены профессиональные диагностические методики: тест «Определение уровня конфликтоустойчивости» и опросник «Диагностика принятия других (по шкале Фейя)» [11, с. 112–116], а также методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты психодиагностики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средние показатели параметров конфликтоустойчивости и принятия других
Параметры |
Средний показатель |
Стандартное отклонение |
χ2Эмп |
Конфликтоустойчивость |
34,22 |
6,54 |
71,169* |
Принятие других |
59,38 |
6,45 |
76,342** |
Примечание: * – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,05; ** – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,01.
Конфликтоустойчивость формируется в процессе развития личности и представляет собой совокупность эмоциональных, мотивационных, волевых, интеллектуальных и других составляющих структурных элементов. «Исследователи в области конфликтов выделяют следующие группы факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование устойчивости к конфликтам: когнитивные (связаны с познавательной сферой: вниманием, мышлением, восприятием, памятью и т.д.); психофизиологические (связаны с эмоциональными и волевыми процессами); мотивационные (связаны с потребностной и мотивационной сферой); социально-психологические (связаны с личностными и типологическими качествами человека, уровнем его самооценки и другими характерологическими особенностями)» [12, с. 4].
В категории принятия-непринятия других также выделяют структурные компоненты, такие как аффективный (проявление чувств симпатии-антипатии, привязанности-неприязни), ценностный (признание-непризнание, одобрение-осуждение) и поведенческий (приближение-отдаление, продвижение-отстранение). Процесс становления способности принятия других требует определенных духовных качеств, свойств мотивационной сферы, особенностей регуляторных процессов, динамичности личностного роста. «Выделяют целый ряд факторов, препятствующих правильной оценке и восприятию других людей: наличие заранее заданных установок и сформированных социально-перцептивных стереотипов, стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека, эффекты «проецирования» и »ореола» и пр.» [13, с. 117].
Процентное соотношение уровней конфликтоустойчивости представлено на рис. 1.
Рис. 1. Процентное распределение уровней конфликтоустойчивости
Методика определения уровня конфликтоустойчивости позволяет выявить вектор направления поведения в потенциальных конфликтных ситуациях или межличностных спорах, т.е. косвенно определить степень устойчивости личности к любым видам конфликтов. Высокий уровень конфликтоустойчивости выявлен у 28 % опрошенных молодых людей. Такие показатели характеризуют адекватную оценку конфликтной ситуации, стратегия поведения направляется на сотрудничество с оппонентом и поиск совместных решений, усилия прилагаются к конструктивному разрешению конфликта.
Наибольшее количество респондентов (38 %) обладают средним уровнем показателя, что свидетельствует об их ориентации на компромисс или избегание в процессе разрешения конфликтных ситуаций, стараются не допустить втянуть себя в эскалацию конфликта, обычно уклоняются от активных действий. Уровень конфликтоустойчивости ниже среднего получен у 22 % студентов-медиков, что показывает определенную степень конфликтности молодых людей. Действия и поведение в конфликтных, проблемных или фрустрирующих ситуациях носят импульсивный характер, молодые люди легко втягиваются в конфликт, заражаются негативными эмоциями окружающих.
Выраженной конфликтностью и стрем- лением к активным действиям в конфликте обладают 12 % первокурсников, у которых оказался низкий уровень конфликтоустойчивости. Такие люди активно и часто конфликтуют, принимают участие во всевозможных спорах и ссорах, реализуя свои характерологические и личные особенности, когда возникшие малейшие межличностные разногласия способны привести к открытому и/или затяжному конфликту.
Конфликтоустойчивость характеризуется наличием определенных компетенций (в психолого-педагогических работах их трактуют как конфликтные компетенции). К критериям сформированной конфликтной компетенции относят: оценку возможности перевода конфликта из деструктивной плоскости в конструктивную; наличие информационной базы теории конфликта и стратегий его разрешения, а также «мотивацию овладения конфликтной компетенцией для повышения эффективности профессиональной деятельности, прогнозирование и моделирование возможных конфликтных ситуаций и выстраивание образцов поведенческого реагирования» [14, с. 89].
Процентное соотношение показателей принятия других представлено на рис. 2.
Рис. 2. Процентное распределение показателей принятия других
Диагностика по шкале Фейя позволяет оценить степень интенсивности в отношении принятия других людей. Как видно из представленных данных, низкий показатель этого параметра среди студентов-медиков выявлен не был. Средним показателем с тенденцией к низкому обладают лишь 9 % опрошенных молодых людей. Принятие других как качественная характеристика «коммуникативной толерантности» [15] может оказывать влияние на различные ее виды: общую (принятие-непринятие общества в целом), ситуативную (принятие-непринятие конкретного человека, конкретной личности), типологическую (принятие-непринятие людей определенной группы) и профессиональную (принятие-непринятие субъектов своей профессиональной деятельности).
У значительного числа респондентов показатель принятия других имеет средние значения с тенденцией к высокому (41 %), а половина опрошенных первокурсников медицинского вуза (50 %) показали высокие значения принятия других людей. Такие результаты свидетельствуют о том, что молодые люди готовы принимать других людей такими, какие они есть, готовы к сотрудничеству, пониманию и взаимодействию без лишних оценочных суждений, проявляя свойства толерантности, эмпатии и согласия.
В описании общекультурных и общепрофессиональных компетентностей для студентов медицинских специальностей сделан акцент на коммуникативных способностях, в частности на способности и готовности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, способности к кооперации с коллегами, готовности к толерантному восприятию социальных, культурных, конфессиональных и иных различий, способности и готовности к реализации деонтологических аспектов в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками. Корреляционный анализ был проведен при помощи r-критерия Спирмена, результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Корреляционные связи параметров конфликтоустойчивости и принятия других
Количество респондентов (N) |
Критические значения |
Результат |
|
p ≤ 0,05 |
p ≤ 0,01 |
rs |
|
54 |
0,27 |
0,35 |
0,49 |
При проведении корреляционного анализа была получена положительная статистически значимая корреляционная взаимосвязь (при p ≤ 0,01) между параметрами конфликтоустойчивости и показателями принятия других (rs = 0,49).
Заключение
Конфликтоустойчивые люди в большей степени склонны к принятию других личностей, чем лица с низким уровнем конфликтоустойчивости. Высокие показатели принятия других способствуют более конструктивному разрешению возможных межличностных конфликтных ситуаций. Низкий уровень принятия других может усугубить ситуацию конфликта, способствовать появлению неприятия, раздражения, враждебности, агрессии и иного и тем самым снизить личностную устойчивость к проявлениям конфликта.
Таким образом, высокие показатели принятия других положительно влияют на выраженность параметров конфликтоустойчивости личности, позволяют избегать напрасных споров и излишних негативных установочных суждений, повышают конфликтную компетентность, улучшают общую устойчивость личности и саморегуляцию поведения.
Компетентностный подход выступает необходимой составляющей современного высшего медицинского образования, принимая за единицу измерения результата образования компетенцию как интегральный личностный, социальный, поведенческий, профессиональный показатель. Результаты исследования, представленного в данной статье, могут быть использованы при разработке учебных и рабочих программ, а также при подготовке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения студентов, в работе различных структур и подразделений медицинского вуза, органов студенческого самоуправления, кураторов и тьюторов студенческих групп.
Библиографическая ссылка
Валиуллина Е.В. КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 53-57;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2312 (дата обращения: 21.11.2024).