Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОТРАЖАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА

Быкова Н.Л. 1 Геращенко Э.Ф. 1 Неуймина Г.И. 1
1 Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Изучение современных потребностей, ценностей и мотивации студентов как отдельной социальной и возрастной группы может дать определенные характеристики их внутреннего ценностного отношения к миру и обществу. Проведение качественного анализа надписей и рисунков, сделанных учащимися, на партах в аудитории учебного заведения может дать оценку психологического и физического здоровья студентов. Анализируя характер нанесенных надписей и рисунков, можно сделать вывод, что часть из них были сделаны как способ студентов выплеснуть свои эмоции. Другие виды рисунков были созданы для возможности дистанционного общения и выразили потребность студентов в возможности создавать новые знакомства, преодолеть однообразие учебного материала и большого объема получаемой информации, а также просто потратить «лишнее» время, оставшееся до конца занятия. Данная форма поведения, выраженная в виде художественных проявлений, продиктована желанием уладить свои внутренние конфликты, заявить о собственных желаниях и проявить свободу мышления, выразить свое отношение к учебному процессу. Была определена иерархия потребностей студентов, в которой нашли отражение физиология и потребности в самоидентификации, чувства, эмоциональные переживания и проблемы межличностной коммуникации.
психология студенчества
репродуктивный период
гормоны
1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 208 с.
2. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Функциональная анатомия эндокринной системы. М.: Элби-СПб, 2018. 64 с.
3. Беляева М.А. Состояние культуры репродуктивного поведения в Российском обществе // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 41–45.
4. Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии. Курс лекций. М.: Либроком, 2019. 126 с.
5. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Corpus, Астрель, 2012. 182 с.
6. Голод С.И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов // Социологический журнал. 1994. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/socjour/article/viewFile/112/114 (дата обращения: 01.05.2020).
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд. М.: Санкт-Петербург, 2015. 586 с.
8. Гусейнов А.Ш. Протест как фактор деструктивного поведения подростков и молодежи // Вестник СПбГУ. 2011. Сер.12. Вып. 2. С. 116–121.

Изучение проблем, волнующих современных студентов, является актуальной темой на сегодняшний день. Проведение качественного анализа надписей и рисунков, сделанных учащимися, на партах в аудитории может дать определенные характеристики внутреннего ценностного отношения к миру студентов. Был применен специальный подход для сбора исходных данных, необходимых для изучения проблем, волнующих современное студенчество. Актуальность выполняемой работы состоит в изучении современных потребностей, ценностей и мотивации студентов как отдельной социальной группы. Изучая характер нанесенных надписей и рисунков, можно сделать вывод, что часть из них были сделаны как способ студентов выплеснуть свои эмоции, другие виды рисунков были созданы для возможности дистанционного общения и чтобы завести новые знакомства, преодолеть однообразие учебного материала, а также просто потратить «лишнее» время, оставшееся до конца занятия. Такая форма поведения, возможно, продиктована желанием уладить свои внутренние конфликты, заявить о собственных желаниях и проявить свободу мышления, выразить свое отношение к учебному процессу.

Обучение в высших учебных заведениях приходится на возраст юношей и девушек от 17–25 лет. Юношеский возраст – важный этап в процессе становления личности. Данный период имеет свои особенности, в нем происходит самопознание, ощущение себя в обществе, переживание предметных чувств, связанных с конкретным человеком, событием или учебным процессом. В структуре процесса обучения происходят видимые перемены: первостепенную значимость приобретает студенческая жизнь и учебный процесс, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности, в желании добиться лучших результатов, сопоставлении своих знаний и достижений с результатами других студентов [1].

Согласно возрастной физиологии, данный период приходится на репродуктивный и гормональный пик, данные представлены рис. 1. С возрастающим уровнем активности эндокринной системы увеличивается потребность молодых людей в общении с противоположным полом, желании построить отношения, достаточно актуальной становится тема сексуальных взаимоотношений полов. Поведение и гормоны – это две взаимосвязанные системы. Гормональная активность непосредственно сказывается на гистохимических и биохимических характеристиках развития нейронов различных зон головного мозга. Направленность действия андрогенов и эстрогенов различна и зависит от пола, времени воздействия, продолжительности влияния, повышенной или пониженной концентрации половых гормонов [2].

Неотъемлемой частью жизни современного студента являются такие понятия, как «репродуктивная культура» и «сексуальная культура», которые являются составляющей частью общества и отвечают за освоение информации, ее проектирование при общении с противоположным полом, являются механизмом удовлетворения потребностей и целей. Культура репродуктивного поведения – это комплекс социальных, культурных, физиологических, духовных и экономических потребностей человека, связанных с продолжением его рода [3]. Под определением сексуальной культуры утверждается следующее: это часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов. Уровень сексуальной культуры человека отражает конкретную сексуальную активность индивида, позволяющую характеризовать определенную динамику его развития. Уровень сексуальной культуры человека позволяет оценивать его способность управлять своими действиями, практически и реально преобразовывать окружающую действительность, планировать и реализовывать намеченное, а также контролировать ситуацию и оценивать результаты своих действий в области половых отношений [4]. Повышенное внимание к противоположному полу, заинтересованность анатомо-физиологическими особенностями организма, формирование полового поведения – все это следствие работы нервной системы, представленной совокупностью нарративов, характерных данному индивиду, и гормональной регуляции, определяющей спектр интересов молодых людей данной возрастной группы [5].

Цели исследования: изучение современных потребностей, ценностей и мотивации студентов как отдельной социальной группы.

bikov1.tif

Рис. 1. Нормальный уровень эстрогенов и тестостерона (пг/мл) в крови у женщин и мужчин в разные возрастные периоды

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности психического развития в студенческий период.

2. Классифицировать художественно-выразительные средства в зависимости от предполагаемой эмоциональной окраски.

3. Определить взаимосвязь художественных образов и эмоционально-психического состояния студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на базе Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». Для исследования была использована аудиторная комната для лекционных занятий, которая состоит из 12 рядов учебных парт. Площадь одной парты составила 5,5 квадратных метров, исходя из этих данных, была рассчитана общая площадь всех парт, которая составила 660 квадратных метров. Каждая парта имеет определенные надписи и рисунки, оставленные студентами 1–6 курсов. Для сбора и обработки данных были применены метод подсчета и анализа всех надписей и рисунков, разделение по категориям и группам согласно их тематике.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проведения исследования была взята наиболее посещаемая лекционная аудитория, согласно учебному расписанию. Были обработаны все рисунки и надписи, которые были нанесены на учебные парты. Во время обработки данной информации во внимание не брались плохо читаемые надписи и отдельно написанные буквы и числа, не несущие никакой смысловой нагрузки. Все рисунки были подсчитаны и отделены от рукописного текста. Количество рисунков преобладало над количеством текстовых записей. Многие авторы рисунков имели сильную потребность высказаться, поэтому чаще всего надписи на партах несли диалогичный характер: они были составлены в виде вопросов, требующих поставить под рисунком подпись как знак согласия или нарисовать что-то новое.

Обработав характер надписей и рисунков, мы разделили их на 4 категории. Для расчета процентного соотношения всех надписей и изображений мы приняли все парты, находящиеся в данной аудитории, за 100 %. Категория І – «Эротика». В процентном соотношении данная категория составила 45 % из всей обработанной площади. Эта категория разделилась на три группы: І группа составила 28 % всех рисунков и содержала информацию о мужской половой системе, ІІ группа составила 12 % и содержала информацию о женской половой системе, ІІІ группа составила 5 % и содержала информацию о женских молочных железах. Категория ІІ – «Знакомства». Представляет группу надписей, содержащих имя и номер телефона человека, который ищет друга мужского или женского пола. Частота встречаемости категории ІІ составила 25 %, из них мужские имена составили 16 %, а женские 4 %. Категория ІІІ – «Стихи», занимает 20 % от всех надписей и рисунков. Данная категория разделилась на две группы: І группу – 15 %, составили юмористические стихи об изучаемых дисциплинах и преподавателях, ІІ группу – 10 %, составили стихи шуточного характера с использованием медицинских терминов и латыни. Категория IV – «Жалобы», составила 10 % от всей площади поверхности изучаемых лекционных рядов. Данная категория составила цитаты и отдельные записи, передающие сложность и длительность обучения по выбранным медицинским специальностям (8 %), так, 2 % всех жалоб содержали записи, выражающие неудовлетворение работой системы образования и администрации (рис. 2).

Проанализировав данную информацию, прослеживаем более высокий уровень интересов относительно категории «Эротика» (45 %) у данной возрастной группы студентов. Этот факт и возникновение темы половых отношений можно объяснить с точки зрения физиологии и репродуктивной культуры. Данная возрастная группа студентов имеет наиболее высокую активность репродуктивной и эндокринной системы в этом возрасте, поэтому тема взаимоотношений и пик сексуальной активности объективно продиктован гормонами. В подтверждение этому факту приводится пример результатов опроса среди современной молодежи, проведенный Голодом Сергеем Исаевичем, доктором философских наук, руководителем группы «Социология семьи, гендерных и сексуальных отношений» Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН, на тему, сопровождалось ли половое созревание у них обострением интереса к сексуальности и противоположному полу. Положительно ответило вдвое больше юношей (64 %), чем девушек (35 %). Так, студентки (независимо от года опроса) отметили, что их ведущие побуждения в период репродуктивного пика при общении с молодыми людьми являются моральные соображения (70–75 %) и сексуальная индифферентность (32–46 %) [6].

bikov2.wmf

Рис. 2. Виды рисунков и надписей на партах

Так своеобразие полов отражается в их актуальном поведении, на основании чего можно предположить, что рисунки эротического характера были выполнены в большей мере мужской половиной аудитории ввиду их более высокого уровня сексуальной активности в данный возрастной период. Значительную часть надписей составила категория «Знакомства» (25 %), на основе данной типологии можно сделать вывод, что среди студентов актуальны проблемы чувств и отношений. Данный возрастной период юношей и девушек предполагает наличие потребности в создании пары, желание выстраивать отношения с противоположным полом. В период студенчества большое количество молодых людей, приехавших в разное время из разных городов и стран на обучение, стремятся охватить не только весь образовательный процесс, но и завязать новые знакомства и общение. Взаимодействие посредством общения с окружающими является основой развития и поддержания взаимоотношений, укрепления приобретенных связей. Общение – это главное условие психического и социального становления. Контактируя с друзьями и завязывая новые знакомства, человек строит себя как личность, поддерживает и развивает свой внутренний мир и учится делиться им с другими [7].

Большое количество надписей были объединены в отдельную категорию «Стихи» (20 %). Этот факт отражает такой способ подумать на отвлеченные темы и снять большую часть нагрузки на органы чувств и ЦНС в форме поэзии и шуточных рифм. По данным нейрофизиологии, составленные стихи – это собственные воспоминания, изложенные на бумаге. В них автор излагает свои неиспытанные эмоции, даёт неограниченное пространственно-временное описание своих фантазий и переживаний. Во время написания стихов активируется правое полушарие, отвечающее за контроль эмоций, таким образом восстанавливается психический баланс. Составление даже небольшого четверостишия – это способ соединения лингвистических способностей с распознаванием пространственных образов. Написание поэзии усиливает взаимодействие между двумя потоками упорядоченной информации – левополушарным (временным) и правополушарным (пространственным), она помогает добиться единого объемного видения мира, с возможностью получения положительных эмоций, дает возможность избавиться от переживаний и негативных эмоций [5]. На основании этого можно сделать вывод о том, что написание стихов приносит положительные эмоции и помогает приобрести студентам умственное и психическое равновесие. Также можно сделать заключение о личных переживаниях обучающихся, связанных с уровнем их успеваемости и большой нагрузкой образовательной программы, выраженной в категории «Жалобы» (10 %). Студенты страдают от депрессии и других проявлений эмоционального выгорания, если они учатся слишком напряженно или просто выбрали не ту специальность. Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Это обусловлено большой учебной нагрузкой, участием в кафедральных кружках, проектах и научной деятельности, постоянно увеличивающимся кругом взаимодействий с преподавателями и сокурсниками. При устном опросе студентов Медицинской академии они отметили, что решающими становятся первый и третий курс. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания, они спокойны и открыты. В то же время примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает – идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе происходит разделение среди студентов: одна часть избавляется от эмоционального выгорания, а другая часть развивает негативное состояние и стоит перед выбором, продолжать обучение или нет. Тот факт, что 2 % из категории «Жалобы» составили надписи против администрации академии и системы образования в целом, выражает психологический радикал протеста, приходящийся на данный возрастной период обучающихся. Реакция протеста типична для юношеского возраста и рассматривается как способ взаимодействия личности с социальным окружением и обстоятельствами, в которые он был помещен. Протест в поведении студента можно определить как субъективное переживание потери благ, свободы, прав и ценностей [8]. Несмотря на то что в иерархии потребностей студентов нашла отражение физиология и потребности в самоидентификации, всё же во главе ценностей молодых людей стоят чувства, эмоциональные переживания и проблемы взаимодействия полов.

Выводы

Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить:

1. В центре внимания студентов находятся межличностные коммуникации и репродуктивная культура.

2. Отмечается высокая частота встречаемости рисунков эротического характера, что обусловлено физиологической и психологической нормой для данного возраста обучающихся.

3. Достаточно большое количество стихов и поэтических строк отражает потребность студентов снять нагрузку, полученную во время обучения, на органы чувств и ЦНС.

4. Прослеживается периодичность встречаемости негативных надписей на тему системы образования и сложности обучения, что позволяет определить среди студентов возможные проявления невроза и эмоционального выгорания, что связано с напряженным обучением или ошибочным выбором специальности.

5. Согласно подсчитанным данным, надписи, выражающие реакцию протеста, занимают наименьший процент обработанных результатов, что обусловлено достаточно высоким уровнем этично-нравственного воспитания современной молодежи.

6. Полученные результаты можно рекомендовать учитывать при разработке структуры лекционного материала, для улучшения качества восприятия и обучения студентов.


Библиографическая ссылка

Быкова Н.Л., Геращенко Э.Ф., Неуймина Г.И. ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОТРАЖАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 58-62;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2299 (дата обращения: 26.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074