Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дуйшонбекова Г.Д. 1
1 КНУ им. Ж. Баласагына
В статье «Развитие коммуникативной компетенции студентов на основе творческих способностей в обучении русскому языку» разбирается задача развития творческих восприимчивостей студентов национальных групп, рассматривающихся в подготовке работы с текстом, развивающей коммуникативную компетенцию в обучении русскому языку как неродному. На основе восприятия студенты могут создать текст в виде доклада, рассказа и т.д. В обучении русскому языку одной из основных задач является развитие творческих способностей студентов. Возможности для развития творческих способностей студентов открывают занятия по русскому языку. В преподавании русского языка для формирования творческих способностей студентов используются методы: эвристический, проблемный, модельный. Следовательно, эти методы обучения позволяют предоставить студентам больше самостоятельности и творческого поиска. В результате мотивации студентов к выдвижению мнений, предварительных заключений и выводов возникает проблемная ситуация. Чтобы вызвать затруднение у студентов, проблемные задания должны быть сложными и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная обстановка содействует активизации речемыслительной, творческой и интеллектуальной индивидуальности студентов. При обучении русскому языку как неродному развитие творческих способностей студентов неязыковых факультетов национальных групп посредством формирования коммуникативной компетенции развивают базовые образования, навыки и умения. Творческая работа развивает у студентов самовыражение, также обосновывает заинтересованность к изучению русского языка. Если студенты обучатся творчески мыслить и применять это на практике, то данная работа будет иметь успех.
творческая способность
формирование коммуникативной компетенции
1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды // Образование в современной школе. 2010. № 5. С. 53–56.
2. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 10. С. 173–175.
3. Дуйшонбекова Г., Ахметова Н.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза в процессе развития речевой культуры на основе развития письменной речи на занятиях русского языка // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С.156–159.
4. Алимсаидова С.А. Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. 2017. № 1. С. 430–432.
5. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения // Вестник НГУ им. С. Нааматова. 2016. № 2. С. 69–72.
6. Дуйшонбекова Г. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза в процессе развития речевой культуры на основе развития творческих способностей в обучении русскому языку // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2–1 (7). С. 96–100.

Основное место в развитии коммуникативной компетенции студентов национальных групп вуза занимает творческое воспитание студентов. У студентов творческое воспитание развивает не только коммуникативную компетентность, но и формирует созидательные восприимчивости. Основным элементом профессиональной компетентности выпускников вузов, которые самостоятельно после подготовки будут сотрудничать с личностями, является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетенция студентов неязыковых факультетов вузов объясняется степенью навыков и овладения мастерством в разнообразных типах разговорной практики, а также усвоением курса обучения.

Цель занятий по русскому языку – обеспечить развитие личности будущего специалиста, научить самостоятельности, выполнению его личных целей, которые направлены на новейшее образование. Практика формирования созидательных восприимчивостей студентов предоставляет возможность увидеть способности студентов, обратить на них внимание. Первоначальной задачей в обучении русскому языку является развитие творческих способностей студентов. Возможности для развития творческих способностей студентов открывают занятия русским языком. Основная цель показать, что в преподавании русского языка созидательные восприимчивости студентов реализуются в ходе обучения только в созидательной работе. Развитие созидательных способностей – один из приемов в побуждении интереса студентов к обучению русскому языку.

В методике преподавания русского языка для формирования созидательных восприимчивостей студентов используются такие методы, как эвристический, проблемный, модельный. Следовательно, эти методы обучения позволяют предоставить студентам больше самостоятельности и творческого поиска. Р. Крачфиддом была разработана методика развития творческих способностей. Главное условие Крачфидда в том, что созидательные восприимчивости развиваются в ходе решения созидательных проблем. Учеными, такими как Ю.К. Бабанский, Б. Бум, М.Н. Скаткин, С. Кэйплан, были представлены положительные изучения в сфере развития созидательных восприимчивостей, формирования созидательной индивидуальности. Вырабатывание созидательных восприимчивостей студентов проводится на имитировании картины освоения пройденного материала практически на каждом занятии. Студенты самостоятельно выносят предположения, ставят задачу, систематизируют, сопоставляют, объединяют, ищут пути разрешения, определяют результаты [1, с. 55]. Самостоятельная созидательная работа студентов предполагает применение на разных ступенях исполнение созидательных упражнений в групповых, отдельных и коллективных видах деятельности. Отдельный вид работы позволяет применять студенту свое умение, которое формирует навыки индивидуально определять проблему для выполнения. Групповой вид работы развивает навыки связывать личное видение с представлением других, умение слушать и анализировать выдвинутые членами группы заключения по предоставленной проблеме. Коллективный вид работы разрешает студенту установить разные суждения для выполнения созидательной проблемы. Подобным образом результативность выполняемой работы во многом устанавливается стереотипом отношений среди студентов.

Созидательные восприимчивости студентов вырабатываются в самых важных для них формах работы. Это могут быть разные виды работы при выполнении различных заданий. Творческие способности у студентов могут формироваться в аудиторной и внеаудиторной работе. На занятиях русским языком в национальных группах для развития созидательной восприимчивости используют особые виды упражнений, требующих применения полученных познаний, но и требующих индивидуального изучения отдельных аспектов. Помимо упражнений, на занятиях по практическому курсу русского языка студенты могут вести научно-исследовательскую работу. Такая работа содержится в индивидуальных учебных упражнениях исследовательского вида, по разнообразным видам выполнения упражнений. Самостоятельная работа студентов исследовательского вида должна быть обеспечена ясными, понятными и необходимыми правилами по выполнению заданий. Возможности студентов, проявляющиеся в умении вести дела творческого вида и выполняющиеся в определенных видах работы, – творческие способности.

В современных условиях обучения возможности для формирования творческих способностей очень широки. Индивидуальные особенности студента – это творческие способности. Они определяют успешность выполнения студентами различного вида творческих работ. Обучение умению точно и рационально употреблять языковые инструменты для передачи личных размышлений – основная задача на занятиях русского языка. Выработать способность пользоваться языковыми инструментами необходимо в каждом студенте.

На занятиях русским языком на первом курсе студентам предлагаются задания созидательного вида – написание сочинений. Ситуативный вид на занятиях по потенциалу дают речевые упражнения. Они позволяют ввести студентов в обычную обстановку, учат добиваться ясности при выполнении упражнений по формированию речи, которая содействует организации более непосредственной, творческой обстановки на занятии. Развитие творческой деятельности студентов в ходе преподавания русского языка представляет трудную задачу. Для развития у студентов внимания к изучаемой дисциплине ведутся занятия по практическому русскому языку в виде: урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина, применение большого запаса такой работы, как урок-игра. В преподавании русского языка на главную точку выдвигается учебная работа, но игровая еще не потеряла свою актуальность и может быть для студента помощником в формировании созидательных способностей. Применение в учебном процессе игры создает на занятиях особую обстановку, когда студенты, заинтересованные игрой, неприметно для себя и без особенного усилия овладевают поставленными навыками, знаниями, умениями. Игра развивает наблюдательность, а также творческие возможности.

При развитии творческих способностей увеличивается заинтересованность студентов к познаниям, которые способствуют формированию творческого мышления, наилучшему приобретению знаний, развитию умений и мастерства, и это повышает эффективность обучения русскому языку. В творческой работе определяются поисково-творческие проблемы с установкой уточнить работоспособность студента. В ходе учебной работы развивается призвание учиться, а в рамках творческой работы развивается умение разыскивать и определять новые заключения, специальные приемы успеха предлагаемого следствия работы. Основная цель формирования творческих способностей – развитие действительно творческой открытой индивидуальности. На занятиях практического курса русского языка на неязыковых факультетах вуза творческие способности студентов в ходе обучения развиваются только в творческой работе. Самостоятельное творческое развитие у восприимчивых к саморазвитию студентов может быть реализовано путем передачи студенту мастерства преподавателя. Осуществление у студентов созидательных способностей – это главная задача в обучении русскому языку как неродному. В обучении русскому языку студентов национальных групп нужны условия для их творческого развития. В развитии творческих способностей на занятии русского языка студент является главным лицом. Студенту для применения полученных знаний в профессиональной деятельности нужно понять суть данных заданий и найти способы их творческого выполнения. Из опыта работы мы пришли к выводу, что развитие коммуникативной компетенции студентов национальных групп происходит при выполнении заданий к упражнениям, заданий к текстам. Студенты при выполнении заданий к тексту также должны определить, к какому стилю относится данный текст. На занятиях русским языком заданные творческие задания к текстам должны развивать у студентов сопереживание случаям, явлениям, данным в тексте. Без безупречно организованных заданий к тексту невозможно закрепить полученные знания студентов. Студенты при выполнении упражнений, заданий к тексту выявляют свои творческие способности, т.е. используют фактически свои навыки и умения. У студентов такие упражнения и задания к тексту развивают умения применять на практике полученные теоретические знания. Можем подчеркнуть, что в обучении студентов русскому языку как неродному приобретает обширное использование проблемных обстоятельств. Вследствие мотивации студентов к выставлению мнений предварительных заключений и выводов возникает проблемная ситуация. Чтобы вызвать затруднение у студентов, проблемные задания должны быть сложными и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа.

Активизации речемыслительной, творческой и интеллектуальной индивидуальности студентов содействует проблемная обстановка. Созданная проблемная обстановка должна направлять студента на действия, вызывающие появления познавательной потребности в новых заданиях, без которых эти задания не могут быть выполнены. На наш взгляд, трудным в данной обстановке является отсутствие мастерства рассматривать событие, сравнивать, оценивать, устанавливать суждение, выделять основное. Исходя из опыта работы с текстом, мы знаем, что текст в обучении русскому языку студенты понимают при чтении. Главное в работе с текстом – выделить проблемные ситуации. Это хорошо помогает студенту понять смысл текста. Задавая различные вопросы и задания, можно добиться воздействия содержания текста на студентов. Работая с текстом на занятиях практического курса русского языка, студенты национальных групп не только воспринимают данный текст, но и создают свои аналогичные тексты. Студенты могут составить тексты в виде доклада, рассказа, репортажа и т.д. При этом студенты должны в тексте определить тип и стиль речи, тему, главную мысль, составить план к тексту. Работа с текстом является одним из способов развития творческих способностей студентов, так как учит анализировать, мыслить, обобщать, следить за событиями в тексте.

Мы знаем, что творческие умения студентов проявляются и в составлении кластера к тексту. На занятиях по русскому языку составление кластеров дает каждому студенту понять содержание текста. Создание проблемных ситуаций в тексте при обучении русскому языку дает студентам возможность работать самостоятельно и вести поисковую работу. Такая работа результативна в обучении студентов языку специальности, способствует активизации речемыслительной, творческой и интеллектуальной индивидуальности студентов. По разработанной методике Л.В. Занкова индивидуальный вид обучения является главной задачей развивающегося обучения. Формированию индивидуальных способностей студентов способствуют, прежде всего, особенности полученных знаний студентов на занятиях практического курса русского языка. В данной работе главная задача содержится в получении студентами систематического умения исследования как приема усвоения реальности. Этому содействует побуждение студентов к оживлению индивидуального отношения к образованию, которое проявляется в получении новых знаний [2].

Русский язык – предмет письменный. У студентов письменная речь развивает серьезное отношение к слову. На занятиях русским языком без формирования словесного мышления студентов немыслимо успешное обучение [3]. Действительно, без устной масштабной деятельности письменная речь оказывается массивной, однобокой. В ее многообразии содержится эффективность устной работы студентов. Как мы знаем, на занятиях практического курса русского языка в развитии творческих способностей студентов основную роль играет преподаватель. При устной работе со студентами главная задача преподавателя заключается в применении разнообразных способов работы. У преподавателя занятие будет добротным, если будут применены разнообразные способы работы. Творческая и создающая часть есть в каждом мыслительном действии: творческая, соединенная с созданием предположений, и создающая часть, соединенная с их выполнением и апробацией. Эти две составляющие должны быть представлены не только в мышлении, но и в каждом познавательном ходе [4]. Когда мы рассуждаем о какой-нибудь задаче, у студентов проявляется логическое мышление. У студентов логическое мышление будет конкретным и ясным, если мышление идет на определенную тему.

Основная цель у преподавателя – показать, что русский язык привлекателен, многообразен, разнообразен, а также повысить интерес к изучению русского языка у студентов национальных групп. В национальных группах на занятиях русским языком мы используем разнообразные виды заданий – упражнения, задания к пройденным темам. Это могут быть увлекательные обучающие игры и другие задания. Игры для студентов могут служить инструментом обучения русскому языку. Самой распространенной формой обучения русскому языку являются неповторимые задания и упражнения. Главным отличительным и важным показателем этих заданий является продуктивно-творческий этап. Как заключительный этап на первых курсах со студентами национальных групп по практическому курсу русского языка мы проводим работу над коммуникативными навыками и умениями. Проводится эта работа в поэтапном возрастании. Студенты привлекаются в активную игру. Это может быть разработка разнообразных форм презентаций, экскурсий, дискуссий, ролевых игр. Активная игра как форма работы включает в себя задания, направленные на формирование и развитие профессиональных коммуникативных навыков студентов. Преподавателям активная игра предоставляет возможность контролировать развитие языковой, умственной, коммуникативной компетентности и восприимчивости студентов к совместной деятельности. Студенты в такой форме работы обучаются отстаивать свое мнение и слышать мнение собеседника, обсуждать и возражать, достигать общего заключения. Мы можем сказать, что на занятиях практического курса русского языка проводимая на определенную тему групповая дискуссия служит для участников дискуссии ходом диалогического общения. В процессе таких дискуссий у студентов развивается реальный навык коллективной деятельности. Студенты учатся ясно выражать собственные мысли в докладах и в своих устных выступлениях. Студенты отстаивать собственное мнение обучаются именно в процессе дискуссии. Дискуссия, проводимая на занятиях практического курса русского языка, гарантирует глубокое, активное, личностное освоение студентами знаний. К осознанному изучению новых познаний побуждают студентов разнообразные темы дискуссий. Разбирательства тем дискуссий могут переменить, перевернуть у студентов собственные мнения. По строению дискуссия – диалогическая речь, по содержанию сходна с монологической речью. Из этого следует, что дискуссия содержит линии монологической и диалогической речи. Лингвистическим законам создания текста подчиняется монологическая речь [5]. На занятиях по русскому языку проводимые дискуссии развивают у студентов национальных групп диалогическую и монологическую речь, также хорошо разобранные вопросы дискуссии развивают у студентов восприимчивость остро обсуждать и отстаивать собственные видения. Темы для дискуссионного обсуждения есть в учебниках, с которыми мы работаем на занятиях практического курса русского языка со студентами национальных групп неязыковых факультетов, они способствуют вести дискуссии на профессиональную и социально-бытовую тематику. Дискуссия обеспечивает активное взаимодействие студентов, формирует способности критически оценивать и защищать свои убеждения [6]. С данными темами дискуссий можно работать при изучении каждой грамматической темы. Именно на таких практических работах студенты извлекают реальную возможность для индивидуального мышления. Творческой работой может быть работа над изложением. Изложение – творческая работа. Оно предусматривает самостоятельное и свободное воспроизведение прочитанного текста. Работа над изложением помогает студенту составить связный текст. Большое внимание уделяется лингвистическому анализу текста, умению выделить основную мысль, пересказать. Такая работа успешно развивает творческие способности студентов.

Заключение

Развитию коммуникативной компетенции студентов национальных групп посредством формирования творческих восприимчивостей студентов способствуют навыки и умения базового образования. Следовательно, на таких занятиях по практическому курсу русского языка у студентов развиваются не только творческие, но и познавательные способности. Студенты могут самостоятельно решить поставленные коммуникативные задачи, которые способствуют развитию творческих способностей. Привлекая студентов к деятельности творческого характера, развиваем творческие способности. Таким образом, преподаватели должны на занятиях русского языка создавать ситуацию неизбежности разрешения разнообразных, систематически затрудняющихся творческих целей. Развитию коммуникативной компетенции студентов на основе развития творческих способностей в обучении русскому языку благоприятствует результат взаимодействия и реализация общения между участниками. Такие проводимые работы на занятиях русским языком содействуют развитию творческих способностей студентов. Творческая работа развивает у студентов самовыражение, также обосновывает заинтересованность к изучению русского языка. Если студенты обучатся творчески мыслить и применять навыки на практике, то данная работа будет иметь успех.


Библиографическая ссылка

Дуйшонбекова Г.Д. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 38-42;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2295 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674