Введение Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НО), становление инновационного начального образования предполагает возникновение особенностей и противоречий планирования и осуществления трудового воспитания [1–2]:
1) официальное признание особого, сензитивного значения воспитания у обучающихся начальных классов трудолюбия, творческого и ценностного, инициативного отношения к разнообразным видам трудовой деятельности, и существующего недостаточного определения организационно-педагогических условий приобщения обучающихся к общественно полезной деятельности;
2) включение обучающихся в общественно полезную трудовую деятельность в условиях осуществления ФГОС НОО и отсутствие целенаправленной и структурной организации данного педагогического явления;
3) обновление и наполнение содержательных и методико-педагогических резервов образовательных программных положений внеурочной деятельности – введение понятийной категории «общественно полезные практики», определяющихся как организационное направление внеурочной деятельности [3].
Недостаточное количество разработанных теоретических и методических материалов, иллюстрирующих применение общественно полезных практик при осуществлении трудового воспитания обучающихся начальных классов, является основанием для выявления особенностей осуществления трудового воспитания обучающихся начальных классов посредством организации общественно полезных практик.
Цель исследования: рассмотрение особенностей организации общественно полезных практик при осуществлении трудового воспитания обучающихся начальных классов.
Материалы и методы исследования
Трудовое воспитание – интегрированное педагогическое явление; осознанное и целенаправленное диалогическое взаимодействие основных образовательных субъектов, способствующее становлению и развитию «трудовой воспитанности» (Е.Ф. Сивашинская) или трудовой культуры (Б.Т. Лихачев) и самосознанию «Я – деятель», в условиях соблюдения организационно-педагогических условий: вовлечение обучающихся в выполнение разнообразных и постепенно усложняющихся видов трудовой деятельности, осуществление дифференцированной образовательной стратегии при формировании трудолюбия, ответственного и инициативного отношения в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями, предоставление разнообразия трудовых мероприятий с привлечением родителей и специалистов, использование воспитательных резервов семьи, дополнительное профессиональное просвещение учителей, гармоничное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим и физическим воспитанием [4, 5].
Рассмотрим с логико-дидактической позиции основные и дополнительные понятийные категории для выявления этимологических объемов определенных языковых единиц: «практика», «общественно полезное дело» и «общественно полезная деятельность», условно образующих содержание ключевого понятия – общественно полезные практики. Практика – преобразовательная (социально-преобразовательная), субъектная, инициативная деятельность, являющаяся своеобразным критерием истинного подтверждения тех или иных теоретических положений и средством воплощения разнообразных потребностей, представляющая совокупность спланированных, проектированных в соответствии с элементами деятельности, трудовых, интеллектуальных и иных операций по прагматическому освоению теоретических сведений, приобретению опытных знаний, формированию умений и навыков, индивидуально-личностному саморазвитию и самоутверждению и получению материальных благ. Общественно полезное дело – целенаправленная общественно полезная групповая деятельность обучающихся, организующаяся для приобретения элементарных и специальных трудовых знаний, умений и навыков, развития необходимых индивидуально-личностных особенностей и создания социально-ориентированного окружения. Общественно полезная деятельность – разнообразная трудовая и общественная деятельность обучающихся, способствующая удовлетворению каких-либо социально-общественных потребностей и полноценному индивидуальному развитию; общая преобразовательная, природоохранительная и иная деятельность учителя и обучающихся, отличающаяся относительным постоянством, регулярностью и периодичностью, действительной полезностью, сопрягающаяся с социально-общественной и индивидуально-личностной активностью, содержащая и проецирующая коллективистские воззрения, ответственное и инициативное отношение к созданию разнообразных материальных общественных благ.
Таким образом, общественно полезные практики – воспитательно-образовательные мероприятия разнообразного тематического содержания и направления, проводящиеся при осуществлении внеурочной деятельности, предполагающие:
– соответствие и дополнение основных общеобразовательных программных положений;
– применение разнообразных коллективно-групповых методов и приемов воспитания и обучения;
– создание материальных или нематериальных ценных продуктов, формирующее нравственное, ценностное и индивидуальное, социально активное отношение к осуществлению трудовой деятельности, соответствующие требованиям инновационного образования и основным стратегическим государственным направлениям, вызывающим общественное одобрение и обладающим действительной социальной значимостью для представителей общественных объединений и оказывающим неоспоримое положительное влияние на функционирование и развитие разнообразных общественных организаций: школьное лесничество (добровольное объединение обучающихся, увлекающихся изучением природных и экологических явлений, стремящихся к увеличению, воспроизведению и сохранению лесных зон), волонтерство или добровольчество (осуществление посильной благотворительной деятельности, оказание милосердного содействия незащищенным слоям населения), собирание и предоставление бумажных и картонных, пластмассовых отходов, облагораживание пришкольных участков, проведение выставочных и просветительских мероприятий, «чайных церемоний» (проведение просветительских мероприятий, предполагающих межкультурное сближение представителей разнообразных национальных объединений, воспитание уважительного и толерантного отношения к иным этническим сообществам), социальная агитация (формирование и выражение гражданского мировоззрения), участие в шествиях, оказание содействия музеям, художественным галереям и библиотекам, участие в мастер-классах и экскурсиях и т.п.; организационное направление индивидуально-личностного развития обучающихся в условиях осуществления внеурочной деятельности.
Организационно-методические условия осуществления трудового воспитания обучающихся начальных классов посредством организации общественно полезных практик в той или иной степени рассмотрены в работах И.А. Алехиной [3], Е.Л. Болотовой [6], Г.И. Веденеевой [7], О.О. Гониной [8], Н.В. Радкевич [4]:
1) осознание обучающимися общественно полезной значимости выполняемых трудовых операций, предполагающих получение материальных продуктов, обладающих общественной ценностью;
2) использование дополнительных «бинарных», традиционных и нетрадиционных, общественно полезных разнообразных организационных форм трудового воспитания и обучения (создание трудовых объединений и ученических звеньев, выполнение индивидуальных и групповых трудовых поручений и т.д.) с учетом факторов результативного преподавания: психологических (ориентирование учителя на индивидуально-личностное развитие обучающегося через сочетание знаний, умений и навыков в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями; педагогических (соотнесение содержания воспитательных мероприятий с действительным производственно-экономическим состоянием); социальных (транслирование общественных предпочтений и государственных заказов для правильного профессионального самоопределения);
3) соответствие национальным и региональным трудовым стратегиям – осознанное определение обучающимся направления продолжительной трудовой деятельности посредством объективного видения и определения профессиональных показателей: состояние психического и физического здоровья (наличие каких-либо заболеваний накладывает трудовые ограничения), определение и развитие индивидуальных склонностей и способностей, знание многообразия профессий и специальностей, действия социальной и институциональной областей;
4) планирование, составление технологических схематичных изображений воспитательных мероприятий, позволяющих учителю проанализировать осуществление педагогических действий, составляющих целостную деятельность по достижению универсальных учебных действий, личностных, предметных и метапредметных результатов трудового воспитания и обучения, логическое построение педагогической деятельности, «вхождение» и «исключение» из педагогических операций без нарушения структурного единения;
5) соответствие содержанию трудового воспитания обучающихся начальных классов: приобретение первоначальных представлений о нравственных основаниях учебной и трудовой деятельности; проявление уважительного и инициативного отношения к индивидуальным и общественным трудовым результатам; формирование элементарных и творческих трудовых умений и навыков, представлений и знаний об основных профессиях и специальностях, инновационных научных и технологических достижениях; развитие сотруднических трудовых взаимоотношений; воспитание дисциплинированности, аккуратности, оригинальности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; приобретение опытных знаний участия в разнообразных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; воспитание и «пробуждение» потребностей и начальных умений выражать «Я – деятель» в доступных и наиболее привлекательных видах общественно полезной деятельности; самоопределение к становлению в социальной творческой, познавательной и трудовой деятельности;
6) соблюдение особых педагогических условий, определяющих результативность детской трудовой деятельности: социально-творческие (подчинение трудовой деятельности учебно-воспитательным целевым направлениям, включение обучающихся в разнообразие видов трудовой деятельности, сочетание общественного значения и индивидуальных интересов), личностно-развивающие (добровольное и ответственное осуществление трудовых операций, соединение индивидуальных и коллективных достижений, развитие специальных коммуникативных и сотруднических умений, ознакомление с многоплановыми механизмами функционирования нравственных и деловых отношений, совершенствование психофизиологических новообразований и т.п.) и ценностно-ориентационные (достаточное напряжение физических, волевых и умственных усилий для окончания трудового задания, приносящее удовлетворение, чередование учебных, трудовых, игровых и рекреационных действий, развитие чувственных регулятивных показателей отношения к трудовой деятельности, испытание положительных «успешных» переживаний и подавление отрицательных снобистских воззрений, увлечение и любование).
Дополнение внеурочных программных положений общественно полезными практиками разнообразной тематической направленности является результативным средством непосредственного включения обучающихся в действительное функционирование тех или иных общественных механизмов, т.е. социализации. Понимание обучающимися общественно полезного значения осуществления трудовой деятельности достигается при проведении тематических индивидуальных и групповых консультаций, внеурочных занятий, дискуссионных и схоластических обсуждений, выполнении игровых упражнений, драматизации, организации классного детского самоуправления.
Обозначим основные направления, реализующиеся в общественно полезных практиках:
1) экологическое (действие школьных лесничеств, собирание пластмассовых, бумажных и картонных изделий, облагораживание пришкольных участков и классов, изготовление и развешивание скворечников, осуществление добровольных волонтерских пожертвований (предоставление кормов, наполнителей и т.п.) для бездомных животных и т.д.);
2) культурно-просветительское (проведение «чайных церемоний», организация выставочных мероприятий, участие в тематических рейдах и т.д.);
3) милосердническое, или социальное (посещение реабилитационных учреждений, участие в общественных акциях, проведение праздничных мероприятий для ветеранов и пенсионеров и т.д.).
Результаты исследования и их обсуждение
Схемы оценивания подготовленности обучающихся начальных классов к общественно полезной трудовой деятельности основываются на рассмотрении индивидуальных показателей, личностных и метапредметных результатов освоения основного программного содержания начального общего образования, сочетающиеся с разнообразными компонентами нравственного, ценностного отношения к осуществлению трудовых операций (И.В. Вагнер, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [8] (таблица).
Оценка готовности обучающихся начальных классов к общественно полезной трудовой деятельности
№ |
Основание |
Описание |
1 |
Мотивационно-целевое |
Формирование побуждений, обуславливающих потребность в осуществлении социальной значимой и оцениваемой деятельности |
2 |
Когнитивно-деятельностное |
Знание основных этических и нравственных образцов и идеалов; ознакомление с многообразием профессий, общественной ценностью изучаемых специальностей; формирование элементарных трудовых умений и навыков; наличие опытного знания участия в разнообразных видах общественно полезной деятельности |
3 |
Личностноволевое |
Целеустремленное и настойчивое достижение предполагаемых результатов; развитие сочувствия и эмоционально-чувственной отзывчивости; установление сотруднического трудового взаимодействия; развитие регуляторов нравственного поведения |
4 |
Оценочно-коррекционное |
Самооценивание; объективное соотнесение действительных трудовых результатов с показателями педагогического и общественного оценивания, одобрения или порицания |
Констатирующий этап эксперимента проводился с обучающимися 1–4 классов МАОУ «СОШ № 9» – 20 человек (г. Соликамск, Пермский край). Комплексный анализ количественных данных, полученных на констатирующем срезе, подтверждает теоретическое и практическое значение создания и обеспечения благоприятных условий для трудового воспитания, осуществления учениками общественно полезной трудовой деятельности.
Заключение
Осуществление трудового воспитания посредством организации общественно полезных практик характеризуется определенными преимущественными методико-педагогическими особенностями:
1) осознание обучающимися общественно полезного, ценностного значения выполняемых трудовых операций;
2) предоставление разнообразия и обеспечение прагматического наполнения внеурочных образовательных программных положений посредством включения общественно полезных практик;
3) применение методов и приемов коллективно-групповой деятельности.
Библиографическая ссылка
Безусова Т.А., Котельникова Д.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3. – С. 7-11;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2289 (дата обращения: 22.11.2024).