Различные подходы, в том числе компетентности, успешно применяются в образовательно-воспитательном процессе образовательных учреждений развитых стран мира.
Выпускники учебных заведений общего среднего образования должны обладать ключевыми компетенциями, чтобы вступать в личные, социальные, духовные, образовательные, экономические и профессиональные отношения на протяжении всей своей жизни, занимать свое место в обществе, решать проблемы, с которыми они сталкиваются в жизненных процессах, и самое главное, быть конкурентоспособными.
Анализ тематической литературы показывает множество целенаправленных исследований по реализации компетентностного подхода в процессе обучения. Сфере формирования и развития компетентностного подхода в системе образования мировых стран посвящены работы М. Лайл, Э. Зеера, А. Хуторского [1–3] и других.
Популяризация термина «компетентностный подход» в нашей стране, в свою очередь, требует пересмотра существующей системы педагогических категорий и появления новых подходов и методологического понимания.
На сегодняшний день не существует однозначной трактовки определения понятия «компетенция». Понятия компетенции и компетентности различны. В частности, с точки зрения К. Рискуловой, термин «компетенция» означает совокупность профессиональных закономерностей, принципов, требований, правил, обязательств, обязанностей, функций и обязательств, а также деонтологических норм, которые необходимы для представителей той или иной профессии [4, с. 22].
А. Махмудов системно анализировал «структуру и содержание понятия компетентность» и выявил две точки зрения: «первая – компетентность может рассматриваться как личностное качество, в основе которого лежит ряд компетенций. Вторая – компетентность есть органически единое, цельное, многогранное, неделимое понятие, состоящее из частных компетентностей» [5, с. 55–56].
8 декабря 2018 г. в Республике Узбекистан вышло постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» в целях организации международных исследований в области оценки качества образования, установления международных контактов, всесторонней поддержки научно-инновационной деятельности учащихся, прежде всего креативных идей и креативности молодого поколения [6].
В целях реализации этого решения в образовательных учреждениях республики, готовящих специалистов по естественным наукам, по которым проводятся международные исследования, разработан план действий и делаются первые шаги по обеспечению успешного участия общеобразовательных учреждений Республики Узбекистан в международных исследованиях по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).
Цель исследования: реализовать необходимость приобретения ключевых и биологических компетенций для формирования и развития естественно-научной грамотности учащихся общеобразовательных школ, соответствующей требованиям ГОС биологического образования.
Материалы и методы исследования
Для изучения процесса формирования естественно-научной грамотности учащихся школ № 11 и 21 города Чирчик Ташкентской области, к экспериментальной работе привлечено 180 учащихся. В процессе исследования применены методы сравнительного анализа, социолого-педагогические (наблюдение, беседа, анкета, опрос, нестандартные учебные и тестовые задания) и педагогические эксперименты (2 экспериментальные и 1 контрольная группы каждой школы); мониторинг; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе вышеупомянутых идей нами был проведен анализ возможности развития естественно-научной грамотности путем формирования ключевых и частных биологических компетенций у учащихся в преподавании биологии. Ниже приведены результаты этого анализа в виде таблицы (табл. 1).
Ключевые компетенции включают в себя ознакомление учеников с событиями нашей страны, природы и общества, обращение их внимания на умственное, духовное, моральное, интеллектуальное, экономическое, юридическое, физическое и трудовое воспитание на примере непрерывности связи между образованием и воспитанием, внесения своего вклада в процветание Родины через освоение конкретной профессии и призыв неустанного служения интересам своей семьи и народа, стремление быть добрым и отзывчивым в общении с близкими и друзьями.
В цепочке лекций и семинаров, организуемых в ходе преподавания биологии, существует междисциплинарная связь, которая обеспечивает основу для практического применения знаний, навыков и умений, приобретенных в социальных, гуманитарных, естественных и математических и прикладных науках посредством активизации познавательной деятельности учащихся. В то же время в ходе исследования были выявлены способы формирования частных (биологических) компетенций в образовательном процессе, а именно компетенций, основанных на знаниях, навыках и способностях ГОС в процессе биологического образования [7; 8].
Этот процесс требует наблюдений и экспериментов, разработки практических и нестандартных учебных задач и способов их использования в педагогической деятельности с целью создания для учащихся возможности применения полученных знаний и навыков в новых неожиданных ситуациях.
В ходе исследования ведутся работы по развитию естественно-научной грамотности через формирование ключевых и предметных компетенций. Естественно-научная грамотность учащихся показывает уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной и внеучебной деятельности.
Исходя из выделенных проблем исследования и в дополнение к приобретённым знаниям, навыкам и умениям учащихся, нами было проведено разделение частно- предметных компетенций на 3 группы.
На основе результатов исследования определены возможности развития естественно-научной грамотности учащихся через формирование предметных компетенций в процессе преподавания предмета «Биология» (табл. 2).
Таблица 1
Возможности развития естественно-научной грамотности путём формирования ключевых компетенций у учащихся
№ |
Ключевая компетенция |
Содержание и сущность |
Возможности формирования компетенций в биологии |
1 |
Коммуникативная компетенция |
Отличное усвоение и пояснение учащимися устной и письменной речи, необходимой для общения в будущей профессии и самостоятельной жизни, четкое и ясное выражение своей мысли, составление вопросов в логическом порядке на основе текста учебников и дополнительной литературы, ответы на вопросы в устной и письменной формах, соблюдение культурных норм общения, уважительное выражение своего мнения в отношении членов команды в составе работы малых групп, способность совместно работать в составе группы, умение защищать и проводить своё мнение на основе приобретенных знаний, умений и навыков, контролировать свои эмоции в образовательных и конфликтных ситуациях, умение принимать решение во всех проблемах и спорах, усвоение терминов и понятий на иностранных языках |
Использование в лекциях и практических занятиях таких инновационных технологий, как конференция по дидактическим игровым технологиям, пресс-конференция, игровые упражнения, технология совместного обучения в малых группах, развитие устной и письменной речи с использованием методов «пила» или «зигзаг», «мозговой штурм», «кейс-стади», следовать правилам культуры в обучении и общении, умение выражать собственное мнение и сотрудничать с учащимися, уделение внимания усвоению и пояснению биологических терминов и понятий, принятых в иностранных языках |
2 |
Компетенция в работе с информацией |
Подбор учебников, дополнительной литературы и веб-сайтов, отбор для дальнейшей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни, приобретение медиакультуры, соответствующей эпохе глобализации информации |
Формирование компетенции в работе с информацией с использованием электронных учебников, видеофильмов, подбор информации из дополнительной литературы и веб-сайтов, а также расширение научной грамотности, составление планов лекций, практических занятий, в том числе и кружков самостоятельного и внеаудиторного обучения |
3 |
Компетенция саморазвития как личности |
Ядром национальной модели обучения персонала является личность, а также подготовка основы для развития личности и его будущего через систему непрерывного образования, в частности через сектор образования |
Использование инновационных технологий в образовательном процессе, в том числе технологий, ориентированных на личность учащихся, создание нестандартной учебной и тестовой базы по темам для самооценки индивидуальной работы, а также преобразование их в адаптивные тестовые задания с помощью программы My test; самооценка позволяет учащимся развиваться как личности |
4 |
Социальноактивная гражданская компетенция |
Привлечение учащихся к участию в социальной деятельности, через ознакомление их с событиями и процессами в природе и обществе, уделение особого внимания социально активному, экономическому, интеллектуальному, правовому, физическому и трудовому воспитанию, внесение своего вклада в процветание Родины через освоение конкретной профессии и призыв неустанного служения интересам своей семьи и народа, стремление быть добрым и отзывчивым в общении с близкими и друзьями |
Обеспечение преемственности преподавания во всех формах обучения: лекции, семинары, самостоятельное обучение и внеаудиторные занятия |
Окончание табл. 1 |
|||
№ |
Ключевая компетенция |
Содержание и сущность |
Возможности формирования компетенций в биологии |
5 |
Общая культурная компетенция |
Уважение грамотности, религиозных верований, национальных и этнических особенностей, традиций и ритуалов окружающих через внедрение в ум и сердце учеников национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение исторического, духовного и культурного наследия народа, а также этики, сложившейся в обществе. Соблюдение правил внешнего вида, поведения, культурных норм и здорового образа жизни, а также норм эстетического воспитания наряду с умственным, моральным, экономическим, правовым, физическим и трудовым воспитанием |
Формирование у учащихся культурных компетенций посредством тематических вечеров, мероприятий и встреч |
6 |
Компетентность использования и применения математической грамотности, новшеств науки и техники |
В процессе образования в целях развития самостоятельного и творческого мышления необходимо выстраивание биологических задач, касающихся вычисления, использование нестандартных учебных задач и новшеств предмета биологии и техники |
В ходе лекций и практических занятий в курсе преподавания биологии необходимо установить использование упражнений на: – моно-, ди- и полигибридное скрещивание, – действие неаллельных генов, – сцепленные гены хромосом, моделирование возникновения и развития жизни, – естественный и искусственный отбор в борьбе за выживание, – расчет индивидуальных показателей выживаемости и воспроизводства |
Таблица 2
Возможности развития естественно-научной грамотности учащихся через формирование частно-предметных компетенций
№ |
Биологическая компетенции |
Содержание и суть |
Возможности формирования компетенций в рамках предмета «Биология» |
1 |
Компетенция опознания биологического объекта, понимания и интерпретирования явлений, процессов |
Изучение своеобразных особенностей биологических объектов в содержании учебной дисциплины, понимание и интерпретация проводимых биологических процессов |
Общебиологические закономерности молекулярного, клеточного, организменного и популяционно-видового уровня жизни. Разъяснение процессов, происходящих в микроэволюции и макроэволюции, мутационных процессов, волны популяции, обособления, миграции, формирования вида, форм естественного отбора, адаптации, приспособления, искусственного отбора, борьбы за выживание, опознание гомологических и аналогических органов, мутаций, комбинативной, рекомбинативной мутационной изменчивости, формирование вида, подвида, популяции, критериев вида, состав видов, их возникновение. Наблюдения и сбор информации по фактам, факторам, направлениям эволюции, развитию органического мира. Интерпретация возникновения и развития жизни на Земле, направлений, этапов антропогенеза |
2 |
Компетенция проведения наблюдений и опытов над биологическими объектами, явлениями и процессами |
Наблюдение проводимых в биологических объектах процессов, проведение опытов и оформление выводов |
Решение задач по строению ДНК и РНК, биосинтезу белков и энергетическому обмену в клетках. Моно-, ди- и полигибридное скрещивание. Наблюдения и аргументирование приспособлений в организмах, возникающих при основных формах естественного отбора, искусственного отбора, видов борьбы за выживание, мутуализма, симбиоза, комменциализма, паразитизма и иных связей среди живых организмов |
3 |
Компетенция здорового образа жизни и экологические компетенции |
Сохранение жизни на земле, осознание и выводы по экологическим проблемам |
Репродуктивное здоровье и наследственные болезни человека. Использование законов эволюционного учения в охране природы, селекции, решении проблем медицины, место эволюции в сохранении здоровья и чистоты пищевых продуктов |
Заключение
Таким образом, можно сказать, что лекции, семинары, кружок «Молодые биологи» и самостоятельное обучение играют важную роль в формировании ключевых компетенций учеников в процессе преподавания биологии.
Создание на этапе непрерывного образования инновационной образовательной среды предполагает внедрение в образовательно-воспитательный процесс компетентностного подхода, включение в содержание образования наряду со знаниями, навыками и умениями ключевых и частно-предметных компетенций, обновление таким образом дидактического и методического обеспечения формирования естественно-научной грамотности учащихся.
Библиографическая ссылка
Рахимов А.К., Саидова Д.Б. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 44-48;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2286 (дата обращения: 21.11.2024).