Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рахимов А.К. 1 Саидова Д.Б. 1
1 Чирчикский государственный педагогический институт
В данной статье рассматривается формирование естественно-научной грамотности учащихся, основанной не только на знаниях, умениях, навыках, но и на компетенциях. Развитие естественно-научной грамотности учащихся на основе компетентностного подхода выявляет невозможность использования ранее усвоенных знаний в обычных ситуациях, создание инновационной образовательной среды, и тем самым обусловливает необходимость определения законов, принципов и технологий, которые должны применяться на местном и частном методическом уровне в образовательном процессе. В ходе исследования были разделены и уточнены 3 группы биологических компетенций: компетенция опознания биологического объекта, понимания и интерпретирования явлений и процессов, компетенция проведения наблюдений и опытов над биологическими объектами, явлениями и процессами, а также компетенция здорового образа жизни и экологические компетенции. Ключевые компетенции включают в себя ознакомление учеников с событиями своей страны, природы и общества, обращение их внимания на умственное, духовное, моральное, интеллектуальное, экономическое, юридическое, физическое и трудовое воспитание в проекции непрерывности связи между образованием и воспитанием, внесения своего вклада в процветание Родины через освоение конкретной профессии и призыв неустанного служения интересам своей семьи и народа, стремление быть добрым и отзывчивым в общении с близкими и друзьями. В результате изучения ключевых и биологических компетенций была определена система компетенций.
естественно-научная грамотность
знание
умение
навыки
ключевая и биологическая компетенция
инновационная образовательная среда
1. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе.: пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Семянок Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
4. Рискулова К.Ж. Система формирования социолингвистической компетенции будущих учителей английского языка: дис. … докт. пед. наук. Ташкент, 2017. 260 с.
5. Махмудов А.Х. Совершенствование дидактического обеспечения компетентностной подготовки будущих магистров: дис. … докт. пед. наук. Ташкент, 2017. 206 с.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 г. № 997н «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.lex.uz/ru/docs/4104191 (дата обращения: 03.03.2020).
7. Рахимов А.К. Особенности преподавания биологии в непрерывном образовательном процессе // Народное образование. 2017. № 4. С. 80–83.
8. Рахимов А.К. Пути реализации логического подхода в процесс развития научного мировоззрения учащихся // Непрерывное образование. 2018. № 1. С. 30–35.

Различные подходы, в том числе компетентности, успешно применяются в образовательно-воспитательном процессе образовательных учреждений развитых стран мира.

Выпускники учебных заведений общего среднего образования должны обладать ключевыми компетенциями, чтобы вступать в личные, социальные, духовные, образовательные, экономические и профессиональные отношения на протяжении всей своей жизни, занимать свое место в обществе, решать проблемы, с которыми они сталкиваются в жизненных процессах, и самое главное, быть конкурентоспособными.

Анализ тематической литературы показывает множество целенаправленных исследований по реализации компетентностного подхода в процессе обучения. Сфере формирования и развития компетентностного подхода в системе образования мировых стран посвящены работы М. Лайл, Э. Зеера, А. Хуторского [1–3] и других.

Популяризация термина «компетентностный подход» в нашей стране, в свою очередь, требует пересмотра существующей системы педагогических категорий и появления новых подходов и методологического понимания.

На сегодняшний день не существует однозначной трактовки определения понятия «компетенция». Понятия компетенции и компетентности различны. В частности, с точки зрения К. Рискуловой, термин «компетенция» означает совокупность профессиональных закономерностей, принципов, требований, правил, обязательств, обязанностей, функций и обязательств, а также деонтологических норм, которые необходимы для представителей той или иной профессии [4, с. 22].

А. Махмудов системно анализировал «структуру и содержание понятия компетентность» и выявил две точки зрения: «первая – компетентность может рассматриваться как личностное качество, в основе которого лежит ряд компетенций. Вторая – компетентность есть органически единое, цельное, многогранное, неделимое понятие, состоящее из частных компетентностей» [5, с. 55–56].

8 декабря 2018 г. в Республике Узбекистан вышло постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» в целях организации международных исследований в области оценки качества образования, установления международных контактов, всесторонней поддержки научно-инновационной деятельности учащихся, прежде всего креативных идей и креативности молодого поколения [6].

В целях реализации этого решения в образовательных учреждениях республики, готовящих специалистов по естественным наукам, по которым проводятся международные исследования, разработан план действий и делаются первые шаги по обеспечению успешного участия общеобразовательных учреждений Республики Узбекистан в международных исследованиях по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).

Цель исследования: реализовать необходимость приобретения ключевых и биологических компетенций для формирования и развития естественно-научной грамотности учащихся общеобразовательных школ, соответствующей требованиям ГОС биологического образования.

Материалы и методы исследования

Для изучения процесса формирования естественно-научной грамотности учащихся школ № 11 и 21 города Чирчик Ташкентской области, к экспериментальной работе привлечено 180 учащихся. В процессе исследования применены методы сравнительного анализа, социолого-педагогические (наблюдение, беседа, анкета, опрос, нестандартные учебные и тестовые задания) и педагогические эксперименты (2 экспериментальные и 1 контрольная группы каждой школы); мониторинг; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе вышеупомянутых идей нами был проведен анализ возможности развития естественно-научной грамотности путем формирования ключевых и частных биологических компетенций у учащихся в преподавании биологии. Ниже приведены результаты этого анализа в виде таблицы (табл. 1).

Ключевые компетенции включают в себя ознакомление учеников с событиями нашей страны, природы и общества, обращение их внимания на умственное, духовное, моральное, интеллектуальное, экономическое, юридическое, физическое и трудовое воспитание на примере непрерывности связи между образованием и воспитанием, внесения своего вклада в процветание Родины через освоение конкретной профессии и призыв неустанного служения интересам своей семьи и народа, стремление быть добрым и отзывчивым в общении с близкими и друзьями.

В цепочке лекций и семинаров, организуемых в ходе преподавания биологии, существует междисциплинарная связь, которая обеспечивает основу для практического применения знаний, навыков и умений, приобретенных в социальных, гуманитарных, естественных и математических и прикладных науках посредством активизации познавательной деятельности учащихся. В то же время в ходе исследования были выявлены способы формирования частных (биологических) компетенций в образовательном процессе, а именно компетенций, основанных на знаниях, навыках и способностях ГОС в процессе биологического образования [7; 8].

Этот процесс требует наблюдений и экспериментов, разработки практических и нестандартных учебных задач и способов их использования в педагогической деятельности с целью создания для учащихся возможности применения полученных знаний и навыков в новых неожиданных ситуациях.

В ходе исследования ведутся работы по развитию естественно-научной грамотности через формирование ключевых и предметных компетенций. Естественно-научная грамотность учащихся показывает уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной и внеучебной деятельности.

Исходя из выделенных проблем исследования и в дополнение к приобретённым знаниям, навыкам и умениям учащихся, нами было проведено разделение частно- предметных компетенций на 3 группы.

На основе результатов исследования определены возможности развития естественно-научной грамотности учащихся через формирование предметных компетенций в процессе преподавания предмета «Биология» (табл. 2).

Таблица 1

Возможности развития естественно-научной грамотности путём формирования ключевых компетенций у учащихся

Ключевая

компетенция

Содержание и сущность

Возможности формирования компетенций в биологии

1

Коммуникативная компетенция

Отличное усвоение и пояснение учащимися устной и письменной речи, необходимой для общения в будущей профессии и самостоятельной жизни, четкое и ясное выражение своей мысли, составление вопросов в логическом порядке на основе текста учебников и дополнительной литературы, ответы на вопросы в устной и письменной формах, соблюдение культурных норм общения, уважительное выражение своего мнения в отношении членов команды в составе работы малых групп, способность совместно работать в составе группы, умение защищать и проводить своё мнение на основе приобретенных знаний, умений и навыков, контролировать свои эмоции в образовательных и конфликтных ситуациях, умение принимать решение во всех проблемах и спорах, усвоение терминов и понятий на иностранных языках

Использование в лекциях и практических занятиях таких инновационных технологий, как конференция по дидактическим игровым технологиям, пресс-конференция, игровые упражнения, технология совместного обучения в малых группах, развитие устной и письменной речи с использованием методов «пила» или «зигзаг», «мозговой штурм», «кейс-стади», следовать правилам культуры в обучении и общении, умение выражать собственное мнение и сотрудничать с учащимися, уделение внимания усвоению и пояснению биологических терминов и понятий, принятых в иностранных языках

2

Компетенция в работе с информацией

Подбор учебников, дополнительной литературы и веб-сайтов, отбор для дальнейшей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни, приобретение медиакультуры, соответствующей эпохе глобализации информации

Формирование компетенции в работе с информацией с использованием электронных учебников, видеофильмов, подбор информации из дополнительной литературы и веб-сайтов, а также расширение научной грамотности, составление планов лекций, практических занятий, в том числе и кружков самостоятельного и внеаудиторного обучения

3

Компетенция саморазвития как личности

Ядром национальной модели обучения персонала является личность, а также подготовка основы для развития личности и его будущего через систему непрерывного образования, в частности через сектор образования

Использование инновационных технологий в образовательном процессе, в том числе технологий, ориентированных на личность учащихся, создание нестандартной учебной и тестовой базы по темам для самооценки индивидуальной работы, а также преобразование их в адаптивные тестовые задания с помощью программы My test; самооценка позволяет учащимся развиваться как личности

4

Социальноактивная гражданская компетенция

Привлечение учащихся к участию в социальной деятельности, через ознакомление их с событиями и процессами в природе и обществе, уделение особого внимания социально активному, экономическому, интеллектуальному, правовому, физическому и трудовому воспитанию, внесение своего вклада в процветание Родины через освоение конкретной профессии и призыв неустанного служения интересам своей семьи и народа, стремление быть добрым и отзывчивым в общении с близкими и друзьями

Обеспечение преемственности преподавания во всех формах обучения: лекции, семинары, самостоятельное обучение и внеаудиторные занятия

Окончание табл. 1

Ключевая

компетенция

Содержание и сущность

Возможности формирования компетенций в биологии

5

Общая культурная компетенция

Уважение грамотности, религиозных верований, национальных и этнических особенностей, традиций и ритуалов окружающих через внедрение в ум и сердце учеников национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение исторического, духовного и культурного наследия народа, а также этики, сложившейся в обществе. Соблюдение правил внешнего вида, поведения, культурных норм и здорового образа жизни, а также норм эстетического воспитания наряду с умственным, моральным, экономическим, правовым, физическим и трудовым воспитанием

Формирование у учащихся культурных компетенций посредством тематических вечеров, мероприятий и встреч

6

Компетентность использования и применения математической грамотности, новшеств науки и техники

В процессе образования в целях развития самостоятельного и творческого мышления необходимо выстраивание биологических задач, касающихся вычисления, использование нестандартных учебных задач и новшеств предмета биологии и техники

В ходе лекций и практических занятий в курсе преподавания биологии необходимо установить использование упражнений на:

– моно-, ди- и полигибридное скрещивание,

– действие неаллельных генов,

– сцепленные гены хромосом, моделирование возникновения и развития жизни,

– естественный и искусственный отбор в борьбе за выживание,

– расчет индивидуальных показателей выживаемости и воспроизводства

 

Таблица 2

Возможности развития естественно-научной грамотности учащихся через формирование частно-предметных компетенций

Биологическая

компетенции

Содержание и суть

Возможности формирования компетенций в рамках предмета «Биология»

1

Компетенция опознания биологического объекта, понимания и интерпретирования явлений, процессов

Изучение своеобразных особенностей биологических объектов в содержании учебной дисциплины, понимание и интерпретация проводимых биологических процессов

Общебиологические закономерности молекулярного, клеточного, организменного и популяционно-видового уровня жизни. Разъяснение процессов, происходящих в микроэволюции и макроэволюции, мутационных процессов, волны популяции, обособления, миграции, формирования вида, форм естественного отбора, адаптации, приспособления, искусственного отбора, борьбы за выживание, опознание гомологических и аналогических органов, мутаций, комбинативной, рекомбинативной мутационной изменчивости, формирование вида, подвида, популяции, критериев вида, состав видов, их возникновение.

Наблюдения и сбор информации по фактам, факторам, направлениям эволюции, развитию органического мира. Интерпретация возникновения и развития жизни на Земле, направлений, этапов антропогенеза

2

Компетенция проведения наблюдений и опытов над биологическими объектами, явлениями и процессами

Наблюдение проводимых в биологических объектах процессов, проведение опытов и оформление выводов

Решение задач по строению ДНК и РНК, биосинтезу белков и энергетическому обмену в клетках. Моно-, ди- и полигибридное скрещивание. Наблюдения и аргументирование приспособлений в организмах, возникающих при основных формах естественного отбора, искусственного отбора, видов борьбы за выживание, мутуализма, симбиоза, комменциализма, паразитизма и иных связей среди живых организмов

3

Компетенция здорового образа жизни и экологические компетенции

Сохранение жизни на земле, осознание и выводы по экологическим проблемам

Репродуктивное здоровье и наследственные болезни человека. Использование законов эволюционного учения в охране природы, селекции, решении проблем медицины, место эволюции в сохранении здоровья и чистоты пищевых продуктов

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что лекции, семинары, кружок «Молодые биологи» и самостоятельное обучение играют важную роль в формировании ключевых компетенций учеников в процессе преподавания биологии.

Создание на этапе непрерывного образования инновационной образовательной среды предполагает внедрение в образовательно-воспитательный процесс компетентностного подхода, включение в содержание образования наряду со знаниями, навыками и умениями ключевых и частно-предметных компетенций, обновление таким образом дидактического и методического обеспечения формирования естественно-научной грамотности учащихся.


Библиографическая ссылка

Рахимов А.К., Саидова Д.Б. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 44-48;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2286 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674