В настоящее время образовательная система высшего образования МВД России направлена на повышение уровня подготовки специалиста, который покажет высокую конкурентоспособность на рынке труда. И значительному анализу здесь подверглась традиционной система контроля и оценки качества подготовки обучающихся в указанных образовательных организациях.
Система контроля и оценки качества подготовки строится с учетом требований рынка труда и включает контроль основных видов деятельности обучающихся в учебных заведениях: учебной, внеучебной и научно-исследовательской. Так, в широком смысле контроль можно представить в виде проверки чего-либо, обратной связи, и основной его целью является определение качества подготовки обучающихся в контексте определения уровня и степени овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программами подготовки. В свете сказанного возникает необходимость в разработке некоего шаблона для оценки уровня знаний обучающихся, который будет отвечать общепринятым критериям, соответствовать современным требованиям и выполнять следующие функции:
– диагностическую, обусловливающую определение качества усвоения учебного материала, а также успехов и пробелов в указанной деятельности (т.е. приобретении знаний, умений, навыков);
– образовательную, способствующую систематизации знаний, умений и навыков обучающихся и содействию в их прочном усвоении;
– развивающую, благоприятствующую регулированию образовательного процесса и адаптации возможностей и способностей обучающихся;
– воспитательную, стимулирующую систематические самостоятельные занятия по освоению знаний, умений и навыков, а также ответственность за них.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа существующей традиционной системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России определить и обосновать ее недостатки и предложить взамен использовать балльно-рейтинговую систему оценки контроля и качества образования.
Методы исследования включили гносеологический анализ (методологический, сравнительный анализ традиционной системы и балльно-рейтинговой при оценке контроля и качества образования); сравнение и систематизацию аспектов управления в контексте контроля качества образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Качество подготовки обучающихся можно охарактеризовать как общественный продукт, зависящий от принятой точки зрения и интеграции усилий субъектов образовательного процесса (педагогов, управленцев образования, обучающихся, федеральных и региональных систем образования). Так, качество подготовки обучающихся можно охарактеризовать как корреляцию целей образования с ее результатами.
При оценке качества подготовки обучающихся развитие традиционных систем контроля качества образовательных организаций высшего образования МВД России выступает одним из самых важных аспектов управления. Поэтому, осуществляя выбор способов оценки качества подготовки обучающихся, необходимо руководствоваться совершенствованием самих образовательных услуг. В силу этого выбор методов оценки качества подготовки обучающихся прямо влияет на все аспекты деятельности образовательных организаций высшего образования МВД России и в значительной мере определяет качество образовательных услуг [1; 2].
Поскольку развитие высшего образования в системе МВД России сегодня находится на подъёме, это обусловливает необходимость анализировать существующие подходы к оценке качества подготовки обучающихся и делать выбор в пользу наиболее эффективно работающих методологий.
В числе главных компонентов подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России являются планирование, стимулирование, организация и контроль учебной деятельности, и критерием эффективной работы образовательных организаций выступают гарантии надлежащей качественной подготовки специалистов. Так, для достижения высокого качества подготовки обучающихся необходимо образовательные организации высшего образования МВД России комплектовать квалифицированным профессорско-преподавательского составом и придать особую значимость разработке качественных образовательных стандартов и программ, а также обеспечить информационно-методическими материалами учебный процесс [2].
Говоря о целях оценки качества подготовки обучающихся, можно выделить следующие:
– определение уровня учебных достижений;
– выявление уровня освоения знаний и навыков обучающимися и раскрытие сильных и слабых сторон в изучении учебного материала;
– выявление обстоятельств, обуславливающих высокие достижения в учебе;
– отслеживание динамики достижений в учебе.
В целом традиционная система контроля и оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России построена «в виде научно обоснованной, аргументированной системы проверки результатов обучения, и заключается в выявлении, измерении и оценивании знаний, умений, навыков и установлении разницы между реальным и запланированным уровнем освоения образовательной программы. При этом основной целью контроля является оценка качества знаний и получение информации для прогнозирования и корректировки дальнейшего развития процесса обучения» [1; 3]. Однако следует отметить и ряд недостатков, которыми обладает традиционная система контроля и оценки качества подготовки обучающихся:
– во-первых, это трудности, связанные с профессиональными особенностями педагогической деятельности;
– во-вторых, это отсутствие конкретных стандартов, которые обеспечили бы проверку знаний и умений, достаточных для каждой положительной оценки (иногда педагог затрудняется в определении оценки) – трудности, обусловленные специфическими особенностями традиционных форм контроля знаний обучающихся;
– в-третьих, это использование обучающимися шпаргалок, списывание ответов, «взаимопомощь» на экзамене, что искажает достоверность оценки их знаний и затрудняет объективную оценку преподавателями качества и результатов своей педагогической деятельности;
– в-четвертых, существующая методика приема экзаменов по 2–4 вопросам в билете провоцирует списание и не позволяет оценить полноту освоения материала, что приводит к трудностям, связанным с отсутствием объективных критериев оценки и механизмов сравнения результатов обучения [3; 4].
Наряду с этим профессорско-преподавательский состав указывает на определённые недостатки традиционной системы контроля и оценки качества подготовки, к числу которых следует отнести её субъективность и случайность, что не способствует полному представлению о способностях обучающихся, их знаниях и умениях и не удовлетворяет критерию однозначности [5].
Таким образом, понятие «качество подготовки обучающихся» можно квалифицировать как «адекватность и соответствие преподаваемых дисциплин и приобретаемых в процессе их изучения компетенций (знаний, умений, навыков). Поэтому в рамках организации учебного процесса (подготовки обучающихся) следует применять инновационные методики и подходы, направленные на повышение результативности обучения. Фундаментальной составляющей оценки качества подготовки должен стать мониторинг индивидуальных достижений обучающихся» [4; 6]. К примеру, сегодняшние выпускники вузов знают, что после завершения учебного процесса им будет тяжело трудоустроиться из-за большого числа конкурентов из других вузов, где подготовка обучающихся ориентирована на практику. Так, мы наблюдаем низкую учебную мотивацию, которая требует подкрепления путём оценки индивидуальных достижений обучающегося [7].
Безусловно, процесс оценивания выступает в тесной взаимосвязи с выбором способа, который должен быть, прежде всего, объективным в применяемой сфере [8].
В связи с присоединением российского образовательного пространства к так называемой Болонской системе вузы стали использовать балльно-рейтинговую систему контроля и оценки качества подготовки обучающихся.
Балльно-рейтинговую систему контроля и оценки качества подготовки обучающихся можно отнести к современным образовательным технологиям, позволяющим оценивать не только уровень успеваемости обучающихся, но и их активность в учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем балльно-рейтинговая система строится на принципах самостоятельности обучения, индивидуализации обучения, объективности оценки знаний и самооценки [6; 9].
Балльно-рейтинговая система контроля и оценки качества подготовки обучающихся, в общем виде, «обеспечивает оценку сформированности компетенций на различных этапах их формирования, а также предусматривает шкалы и процедуры оценивания при текущем и предварительном контроле знаний обучающихся.
Текущий контроль представляет непрерывное отслеживание уровня усвоения обучающимися знаний и формирования умений и навыков, а также освоения общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплине.
Предварительный контроль проводится с целью оценки усвоения обучающимися материала крупного модуля или раздела учебной дисциплины. Это своего рода микроэкзамен по пройдённому материалу учебной дисциплины. Он может проводиться как в устной, так и в письменной форме, а также в виде тестового контроля» [10].
К принципам, в соответствии с которыми реализуется балльно-рейтинговая система и формируется индивидуальный рейтинг обучающегося, относятся текущий и предварительный контроль успеваемости, а также промежуточная аттестация знаний, представляющая собой зачет (дифференцированный зачет) или экзамен по пройденному курсу.
Для оценки знаний обучающихся в баллах (формирования рейтинга) необходимо учитывать:
– оценку (результат текущего контроля) за работу в семестре (сумма баллов за выполнение контрольных заданий, за активное участие на практических занятиях);
– оценку (результат предварительного контроля) знаний на рейтинговых мероприятиях (тестовые задания).
В целях определения оценки за работу в семестре и оценки предварительного контроля сформированности компетенций на рейтинговых мероприятиях, учебную дисциплину следует структурировать на модули, с периодами изучения, равными периодам проведения рейтинг-контроля. Как правило, в вузах применяются структурирование на 3 модуля (контрольные точки). При этом каждый модуль (контрольная точка) подлежит оцениванию в 20 баллов, из которых 5–10 баллов отводится на долю текущего контроля, а остальные обучающийся может набрать в ходе промежуточного контроля (при использовании 100-балльной шкалы).
Для определения уровня сформированности компетенций в результате изучения разделов (модулей) дисциплин, оценивается степень освоения обучающимися знаний, умений и навыков. Таким образом, согласно этим критериям при разработке шкал оценивания необходимо руководствоваться следующим:
– 15–20 баллов в ходе текущего контроля может набрать обучающийся, который на высоком уровне овладел компетенциями и не показал никаких недочетов в процессе освоения знаний, умений и теоретического материала; на высоком качественном уровне выполнил все теоретические и практические задания, предусмотренные учебным планом; сформировал практические навыки профессионального применения освоенных знаний. В результате обучающийся может получить «автоматом» (при 55 баллах и более) или на промежуточной аттестации (при 45 баллах и более) оценку «отлично».
– 10–14,5 баллов в ходе текущего контроля может набрать обучающийся, который овладел компетенциями и освоил знания, умения и теоретический материал на среднем уровне, когда выполненные учебные задания не были оценены максимальным числом баллов, и вместе с тем практические навыки в основном сформированы. В результате обучающийся может получить «автоматом» (при 49–54 баллах) или на промежуточной аттестации оценку «хорошо».
– до 10 баллов в ходе текущего контроля оцениваются обучающиеся, которые только на пороговом уровне смогли овладеть компетенциями, освоили знания, умения и теоретический материал частично с пробелом, некачественно выполнили учебные задания, либо они оценены числом баллов, близким к минимальному из-за несформированности некоторых практических навыков.
Таким образом, применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся обеспечивает возможность получения высокой итоговой оценки при условии надлежащей успеваемости в течение семестра. Вместе с тем преимуществом балльно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся является повышение мотивированности обучающихся на активную позицию и самостоятельную работу, стимулирование их на получение высоких результатов обучения.
Основным стимулом к регулярной систематичной работе обучающихся при модульной системе организации учебного процесса является «возможность быть освобождённым от семестрового экзамена (т.е. получить его «автоматом»). Для этого обучающийся должен выполнить следующие условия:
– не иметь по промежуточным модулям 0 баллов;
– если обучающийся по итогам текущего рейтинга набрал в семестре 49–54 балла, то он получает «автоматом» оценку «хорошо», 55 и выше – «отлично».
За семестр обучающийся имеет возможность набрать максимальную сумму баллов равную 100 баллам, из которых на текущий и предварительный контроль отводится 60 баллов. Каждый модуль (контрольная точка), которых согласно календарному учебному графику, как мы выше указывали, в семестре – 3, оценивается в 20 баллов, из которых на текущий контроль приходится 5–10, а на предварительный остальные баллы. Оставшиеся 40 баллов – это сумма баллов, которую обучающийся стремится набрать по результатам промежуточной аттестации (экзамена или зачета)» [10].
Следует также отметить, что если по итогам текущего и предварительного контроля успеваемости обучающимся набрано меньше 45 баллов, то он лишается возможности претендовать на итоговой аттестации – экзамене на оценку «отлично». Для того чтобы получить допуск к итоговой аттестации – экзамену или зачету, в ходе текущего и предварительного контроля обучающийся должен набрать не менее 40 баллов. Если эта сумма меньше 30 баллов, то обучающийся не допускается к итоговой аттестации. При этом после всех разрешённых отработок он может на итоговой аттестации получить оценку не выше «удовлетворительно». Если же эта сумма больше или равна 30, то путём дополнительного опроса (собеседование, контрольная работа, тест, реферат) эта сумма может быть доработана до 40 баллов, которые необходимы для допуска к итоговой аттестации.
По результатам итоговой аттестации обучающийся может получить 20–40 баллов. Только следует помнить, что при каждой повторной пересдаче максимальный балл уменьшается на 10 баллов, что способствует снижению оценки. Если во время ответа обучающийся оценивается суммой баллов менее 20, то ему выставляется 0 баллов, и соответственно выставляется оценка «неудовлетворительно».
Вместе с тем при изучении дисциплин следует помнить особенность Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в контексте их компетентностной направленности, ориентированной не на сумму усвоенной информации, а на способность обучающегося действовать в различных профессионально значимых ситуациях [11].
Заключение
Обобщая изложенное, отметим, что внедрение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России позволит решить проблему, которая возникает при оценивании знаний в существующей сегодня традиционной пятибалльной системе, в которой во всех случаях используется одинаковая шкала оценок. Знание своего рейтинга приведёт обучающихся к более чёткому представлению о результатах учебной деятельности в семестре. Вместе с тем внедрение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся обусловит снижение количества пропусков аудиторных занятий и лекций по неуважительным причинам и повышение мотивации к выполнению заданий более высокого уровня, а также устранению экзаменационных стрессовых ситуаций у обучающихся [12].
Таким образом, произошедшие изменения в организации и контроле качества образовательного процесса, возросшая доля информационных технологий, доступность информационных ресурсов привели к формированию инновационной образовательной среды, к переосмыслению контрольно-оценочной системы, усилению роли оценки и контроля как стимула к дальнейшему самообразованию.
Библиографическая ссылка
Доттуев Т.И. ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2. – С. 39-43;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2285 (дата обращения: 21.11.2024).