В стенах дошкольного образовательного учреждения дети находятся большую часть своего времени, педагоги последовательно и целенаправленно в соответствии с Федеральным образовательным стандартом проводят образовательный процесс. Вне детского сада нельзя останавливать образовательный процесс, необходимо, чтобы дома родители продолжали воспитательную работу, закрепляли знания, умения и навыки, полученные малышами в детском саду. Для этого нужно наладить процесс взаимодействия педагогов и родителей. Качественному взаимодействию будут содействовать различные формы работы.
Данное исследование мы хотим посвятить выделению эффективных форм взаимодействия родителей дошкольников и педагогов в образовательном процессе.
Цель исследования – теоретически обосновать формы эффективного взаимодействия педагога и родителей детей дошкольного возраста.
Методы проведения исследования: анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование, статистические методы обработки информации (группировка, табличное и графическое представление информации). Эксперимент был проведен на базе МБДОУ д/с № 11 х. Тамбукан. Выборочную совокупность составили 24 ребенка в возрасте 5–6 лет и их родители.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выделения эффективных форм взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного возраста изначально нужно определить цели совместной деятельности. Мы считаем, что основными целями построения эффективного взаимодействия педагогов и родителей будут следующие:
– формирование желания родителей участвовать в работе с детьми;
– разработка различных вариантов взаимодействия педагогического коллектива и родителей как способа повышения качества образовательной деятельности.
Задачами педагога в работе с родителями будут следующие:
– установление партнерских взаимоотношений с родителями детей дошкольного возраста;
– совместная деятельность семьи и детского сада в ходе учебно-воспитательной деятельности детей;
– создание психологически комфортной обстановки в дошкольном образовательном учреждении в ходе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников;
– педагогическое просвещение родителей;
– обучение родителей в ходе взаимодействия с педагогами основным методам, приемам и способам воспитания и обучения детей [1].
Как мы видим из задач психолого-педагогического взаимодействия педагогов с родителями, воспитатели выполняют важные функции просвещения семей, налаживания взаимодействия с родителями воспитанников, оптимизации учебно-воспитательного процесса. В данном случае эффективность и продуктивность общения с родителями во многом зависят от компетентности и личностных качеств педагога.
Ученые выделяют несколько направлений в работе педагога дошкольного учреждения:
– консультационное;
– коррекционное;
– диагностическое.
В ходе консультационного направления педагогом могут быть проведены следующие мероприятия:
– ознакомление родителей с результатами диагностирования, обсуждение результатов;
– формирование у родителей правильного отношения к развитию своего ребенка и правильной оценки;
– консультирование родителей по проблемам развития и необходимости дополнительной работы с ребенком в семье;
– ознакомление родителей воспитанников с современными учебниками, методами и приемами учебно-воспитательной работы с детьми, рекомендации методической литературы, доступной родителям и соответствующей возрастным особенностям воспитанников;
– создание комфортной среды для общения педагогов и родителей, атмосферы доверия и уверенности [2].
При реализации коррекционных мероприятий педагогу целесообразно выполнить следующие мероприятия:
– провести просветительскую работу с родителями по исправлению определенных ошибок в воспитании и обучении с указанием приемлемых и эффективных методов, приемов способов работы с детьми;
– привлечь родителей к активной работе с детьми;
– ознакомить с доступными родителям методическими материалами.
Диагностические мероприятия помогают проанализировать эффективность и успешность проведенной работы с семьями и предполагают:
– диагностику взаимоотношений в семьях, отношение к детям;
– диагностику отношения родителей к педагогам и уровня эффективности взаимодействия.
В рамках диагностической деятельности педагоги могут провести социологическое исследование, определяющее социальный статус и микроклимат в семье; определение стиля воспитания и общения в семье; диагностику взаимоотношений в семье; определение особенностей в отношениях между родителями и детьми; анализ готовности родителей заниматься с ребенком; выявление проблемных моментов в воспитании и обучении детей со стороны семьи.
Данные, полученные в результате диагностики, являются показателем результативности взаимодействия педагога и родителей, помогают определить наиболее эффективные способы взаимодействия, повышающие продуктивность учебно-воспитательного процесса [2].
Ученые выделяют ряд эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей при проведении коррекции речи детей: индивидуальное консультирование, родительские собрания, семинары, открытые занятия с детьми, тематические групповые консультации, речевой уголок, педагогические выставки.
Индивидуальное консультирование родителей осуществляется ситуативно по инициативе родителей и по определенному плану специалиста в течение учебного года. Обычно консультирование проводится в присутствии педагога-психолога. Педагог-психолог систематически выполняет диагностику личностного развития детей и доводит до сведения родителей результаты проведенного исследования, помогает скорректировать условия и методы семейного воспитания.
В начале учебного года педагог осуществляет диагностику развития детей, результаты обследования должны быть должным образом обработаны и изучены. По итогам необходимо встретиться с родителями воспитанников с целью ознакомить их с успехами и проблемными моментами в обучении и воспитании детей, дать необходимые рекомендации для совместной с педагогами коррекционной работы. Консультации с родителями в данном случае должны быть только индивидуальными, доброжелательными, проводиться в доверительной и комфортной обстановке. От качества таких встреч зависят успешность коррекционной работы и дальнейшее взаимодействие педагогов с семьями.
Задачами педагогов являются помощь родителям в определении своей роли в развитии детей, совместный выбор возможных путей домашнего обучения, определение методов и приемов преодоления трудностей в обучении, речевом развитии и развитии познавательной активности. Ознакомление родителей с рекомендациями, пояснение рекомендаций, составленных с учетом индивидуальных [3].
Индивидуальная работа с родителями помогает педагогу установить тесный контакт с родителями по сравнению с коллективными видами работы, понять особенности воспитания в семье, уровень взаимоотношений, наладить двустороннюю связь. Анкетирование родителей предполагает четкость ответов на определенные вопросы, помогает в короткие сроки получить важные для работы сведения о составе семьи.
Эффективной формой взаимодействия между педагогом и родителями является тетрадь для рекомендаций родителям. Родители могут фиксировать в данной тетради волнующие их педагогические вопросы, описывать проблемы и трудности. Воспитатель несколько раз в неделю заполняет тетрадь, пишет свои рекомендации, задания для работы дома с детьми, отвечает на вопросы. В зависимости от проблемных вопросов педагог дает задания на развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Важно систематически знакомить родителей с современными качественными пособиями по развитию детей, можно рекомендовать им использовать информацию на различных педагогических сайтах. Воспитатель может предлагать родителям свои разработки, авторские методические пособия [4].
Работу с родителями детей, которые только поступили в группы, следует выстраивать поэтапно по определенному плану, начинать работу лучше с родительского собрания.
Родительское собрание – распространенная форма взаимодействия педагогов и родителей. Родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале учебного года (организационное), в середине, в конце учебного года (итоговое). Время для собрания нужно выбирать удобное для родителей, учитывая, что большинство из них работают. Собрания помогают объединить родителей общей темой, решить общие проблемы, нацелить их на помощь детскому саду и активное участие в деятельности группы, включиться в воспитательный процесс.
Родительские собрания требуют тщательной подготовки, тему собрания нужно определять актуальную, подбирать интересный и доступный для восприятия педагогический материал, тщательно подходить к выбору приглашенных. Имеет смысл анализировать ход каждого собрания, результаты работы после него, поведение детей. С тематикой родителей следует знакомить заранее, это даст им возможность подготовить вопросы по теме, конструктивные предложения. На собраниях важно подтолкнуть родителей к действию, включить их в деятельность группы [5].
Другая распространенная форма взаимодействия педагога и родителей – консультации и семинары, круглые столы, конференции. Темы должны быть актуальными, по возможности нужно привлекать родителей к решению возникших сложностей или проблем. Семинары, круглые столы интереснее лекций, так как требуют обсуждения, включения родителей в активную деятельность. Для полноты проведенной работы необходимо раздать родителям памятки, в которых изложены основные моменты семинара, круглого стола; также можно сделать выставку пособий, подобрать игры и упражнения по теме.
Популярной формой взаимодействия родителей и педагогов являются фронтальные открытые занятия для родителей и с участием родителей, которые проводятся несколько раз в год. Обычно родителям нравится посещать такие занятия, участвовать в работе, помогать делать наглядные пособия, театрализации.
Интересная форма интерактивного взаимодействия педагогов с родителями – создание видеотек. Родители с удовольствием используют такие материалы для ознакомления с результатами работы с детьми, к тому же в наглядной форме при этом даются рекомендации для учебно-воспитательной работы в семьях воспитанников. В видеотеки мы добавляем видео занятий, праздников, игр с детьми, обычно в конце видео мы приводим подборку развивающих упражнений и игр, которыми можно заниматься дома. Такая деятельность привлекает родителей к учебно-воспитательному процессу, они чувствуют сопричастность к детскому саду, ощущают свою значимость.
Для устранения серьезных проблем, получения консультаций известных педагогов, логопедов целесообразно организовывать телемосты по заранее известной теме. Родители на таких телемостах проявляют активность и задают много интересующих их вопросов по проблемам развития речи детей и устранению проблем или их коррекции в домашних условиях.
Тематические консультации – групповая форма взаимодействия родителей и педагога. Воспитатель выступает перед родителями, освещая определенную тему или проблему, определяя особенности работы в коррекционной группе, дает практические советы родителям детей с нарушением речи. Можно проанализировать открытые занятия. На них проводится обсуждение эффективных и малоэффективных приемов работы. Педагог делает акцент на изменениях в развитии детей. При этом у родителей формируется адекватная оценка развития своего ребенка.
Активизирует деятельность родителей участие в различных играх, викторинах, деловых играх, семейных конкурсах, которые посвящены успешному корректированию речевых навыков детей. В процессе таких форм общения можно в игре знакомить родителей с методами и способами развития детей, это в дальнейшем позволит им самостоятельно проводить диагностику развития своего ребенка.
Существуют наглядные формы взаимодействия родителей и педагогов. Одной них является уголок родителей, который мы размещаем в доступном месте, там мы выставляем интересные материалы, практические упражнения и игры, а также рекомендации по устранению проблем, выявленных в учебно-воспитательном процессе. Родители могут сфотографировать методические материалы и внимательно ознакомиться с ними дома. Также мы часто в данный уголок включаем раздаточные материалы для родителей (которые можно использовать дома, а потом вернуть) или рекомендационные листы.
В ходе эмпирической части исследования мы провели констатирующий эксперимент, который определил уровень взаимодействия педагогов и родителей с помощью наблюдения, анкетирования воспитателей и родителей. В ходе исследования были отмечены следующие недостатки работы воспитателя с детьми и родителями: низкая степень удовлетворенности работой МБДОУ, плохая осведомленность родителей о функционировании МБДОУ, а также неготовность воспитателей к использованию интерактивных форм взаимодействия с родителями. Нами было решено разработать методические рекомендации для результативного взаимодействия педагогов и родителей.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы проанализировали и скорректировали психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной организации работы по взаимодействию педагога и родителей. Для этого мы разработали перспективное планирование работы по взаимодействию родителей и педагогов, мероприятия, апробировали педагогические условия и провели мероприятия на практике с использованием методических рекомендаций по взаимодействию педагогов и родителей.
Для проверки эффективности выполненной работы в ходе формирующего эксперимента мы провели контрольный этап, используя те же диагностические методики, что и в ходе констатирующего эксперимента. По результатам был осуществлен сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов. Он позволил определить эффективность проделанной работы и подтвердить гипотезу исследования (рисунок).
Сравнительный анализ удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия педагогов с родителями
Сравнительный анализ показал, что существенно увеличилось количество родителей, удовлетворенных уровнем взаимодействия педагога с родителями. По результатам анкетирования педагогов мы можем сказать, что родителям стало легче общаться с педагогическим составом дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели легче идут на контакт, с удовольствием выполняют свои обязанности в общении с детьми и родителями. Педагоги стали давать больше практических рекомендаций, привлекают непосредственно к коррекционной работе с детьми родителей, стремятся к общению с родителями по вопросам коррекционной работы в семье. Данные результаты свидетельствуют о том, что формирующий этап проведен эффективно, достигнуты положительные результаты.
Заключение
Важными социальными функциями семьи являются воспитание детей, предоставление им необходимых условий для успешного развития, обучения и воспитания, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, а также помощь и сопровождение в образовании и развитии ребенка.
Важность работы педагога с семьями детей очевидна. Воспитатель должен стимулировать родителей обращаться к нему за помощью, советом, рекомендациями, проводить при этом различные занятия, консультации, семинары, повышающие педагогическую культуру родителей, что послужит основой для улучшения качества работы педагога, логопеда. Деятельность педагога не может быть в полной мере эффективной, если не проводится работа с родителями воспитанников. Родители в свою очередь должны понимать свою значимость, роль в деле развития, образования своего ребенка, должны научиться оказывать своевременную помощь, которая позволит исправить недостатки в развитии малыша, наладить успешное обучение в школе.
Библиографическая ссылка
Мирзаханова Г.Н. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 33-37;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2270 (дата обращения: 21.11.2024).