Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК – ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЯ

Гилева О.Б. 1
1 ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
При работе с детьми важно понимать, что сами дети думают о своей успешности в школе и о том, какие качества присущи успешным ученикам. Каков, по их мнению, образ к которому нужно стремиться для того, чтобы стать успешным учеником. Без этого невозможно построить грамотную коррекционную работу со школьниками. Также важны мнения взрослых участников образовательного процесса о качествах успешного ученика, потому что в построении своего взаимодействия со школьниками они опираются именно на эти представления. Наше исследование было посвящено изучению мнений всех участников образовательного процесса: и детей, и родителей, и учителей – о проблеме успешности школьников. Обнаружено, что в целом мнения детей и взрослых совпадают, однако, дети большее значение придают таким качествам, которые они не в состоянии исправить, например уму, здоровью, внешнему виду. Взрослые, напротив, большее значение придают контролируемым качествам, таким как усидчивость или старание. Недостаточное внимание взрослые участники опроса придают фактору здоровья учащихся. Дети отмечают важность отметок. Делается вывод о необходимости использования специальных приемов повышения успеваемости детей.
опрос
успешный ученик
мнения участников образовательного процесса
1. Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57–68.
2. Попов Д С., Тюменева Ю.А., Ларина Г.С. Жизнь после 9-го класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 310–334.
3. Уваров А.Г., Ястребов Г.А. Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России // Мир России. 2014. № 2. С. 103–129.
4. Kaakinen M. The conceptualisation of pupils’ problems by Finnish and Norwegian primary school teachers: performance, welfare and behavior. Teachers and Teaching theory and practice. 2017. Vol. 23. Issue 6. P. 704–716.
5. R?ty H., Kasanen K Educational optimism among parents: a pilot study. Educational Studies. 2016. Vol. 42. Issue 5. P. 446–449.
6. Woltering S., Shi Q. On the Neuroscience of Self-regulation in Children with Disruptive Behavior Problems: Implications for Education. Review of Educational Research. 2016. Vol. 86 (4). Р. 1085–1110.
7. Scrimin S., Alto? G., Moscardino U. Individual differences in emotional reactivity and academic achievement: a psychophysiological study. Mind, Brain, and Education. 2016. Vol. 10. Issue 1. P. 34–46.
8. Weiner B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion. In: An Attributional Theory of Motivation and Emotion. SSSP Springer Series in Social Psychology. Springer, New York, NY. 1986. Р. 159–190.
9. Гилева О.Б. Психофизиологические основы успешной учебной деятельности. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2012. 271 с.
10. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека // Психологический журнал. 2000. № 3. С. 132–136.
11. Тарасова О.В. Теоретические основы превентивных здоровьесберегающих технологий в школьной медицине // Экология человека. 2006. № 11. С. 25–28.
12. Горбачевская Н.Л., Давыдова С.О., Петрова С.А., Тюшкевич О.И. Пашкевич. Роль биологических и социальных факторов в успешности школьного обучения // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 3. С. 1–8.

Успешность учебной деятельности – одно из наиболее популярных направлений современных исследований. Количество публикаций, посвященных этой теме, за последние 5 лет превысило 600 тыс., из них более 25 тыс. работ посвящено вопросам успешности учебы подростков. Важность этой темы определяется технологическим прогрессом и необходимостью освоения учащимися современных представлений о природе и обществе. Конечная цель образования – формирование грамотного, активного, социально ответственного члена общества.

Учащиеся, успешные в школе, как правило, демонстрируют социально приемлемое поведение, у них ниже риск опасного поведения и девиаций. Напротив, неуспешные в учебе школьники оказываются в группе риска по употреблению алкоголя, наркотиков, поведенческим нарушениям, противоправным действиям. Поэтому исследование феномена школьной успешности и путей достижения успеха как можно большим числом школьников представляется весьма актуальным.

К настоящему времени выявлены разнообразные внешние и внутренние факторы неуспешности. Среди внешних указывается неудачное сочетание социальных факторов, сопровождающих развитие детей, неправильная организация повседневной жизни и деятельности учеников [1–3], степень развития навыков саморегуляции, особенности взаимодействия с учителями, особенности уклада семьи [4–6]. Среди внутренних – связанные с личностью самого учащегося. Обнаружено, например, что стресс и излишняя эмоциональность вносят весомый вклад в неуспешность обучения [7].

Б. Вайнер [8] обратил внимание на важную роль атрибуции успеха. Склонность учащегося связывать свой успех или неудачу с внешними или внутренними причинами приводит к совершенно разным результатам [8].

Таким образом, существуют как внешние, так и внутренние причины, способные определять успех или неуспех школьного обучения. Представляется важным выявить наиболее существенные факторы и определить, какие из них поддаются коррекции, а какие следует компенсировать в случае необходимости.

Вместе с тем не следует забывать, что существуют и базовые, объективные индивидуальные свойства, такие как психофизиологические характеристики.

В наших предыдущих исследованиях была выявлена взаимосвязь успешности обучения и различных психофизиологических показателей [9]. Целью настоящей работы было выявление качеств успешных и неуспешных учеников с точки зрения участников образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовали школьники г. Екатеринбурга в возрасте 11 лет, их родители и педагоги на условиях добровольного информированного согласия. Перед исследованием были проведены предварительные собеседования с родителями учащихся и педагогическим коллективом школ.

Ученикам, преподавателям, родителям учеников было предложено подобрать ключевые признаки, характеризующие успешных и неуспешных учеников, в количестве не более пяти слов. Таким образом, был получен массив признаков, которые, по мнению участников опроса, наиболее тесно связаны с успешностью учебной деятельности. Полученный массив был отсортирован по принципу группировки и выделения факторов учебной деятельности.

В результате были выявлены качества, которые участники опроса наиболее часто ассоциировали с успешностью и неуспешностью школьника. В этом опросе участвовало 11 учителей, 27 родителей и 30 учащихся, которые дали 81, 186 и 182 ответа соответственно.

Было выделено четыре основных фактора, составляющих успех учебной деятельности: мотивация, социальные взаимоотношения, когнитивные факторы, состояние здоровья.

Далее был проведён анализ частоты встречаемости признаков, относящихся к тому или иному фактору (составляющей) успешности учебной деятельности в ответах учащихся, родителей и педагогов.

Анализ данных проводился с использованием методов описательной статистики и критерия χ2.

Результаты исследования и их обсуждение

Участники опроса дали достаточно подробные и разносторонние характеристики успешного и неуспешного ученика, которые оказалось возможным сгруппировать в четыре категории, или фактора (составляющих) учебной деятельности.

В категорию «мотивация» попали такие характеристики успешных учеников, как усидчивость, старательность, стремление получить скорее крепкие знания, чем высокую отметку. Неуспешных учеников характеризовали те же качества, но в отрицательной форме, т.е. констатировалось отсутствие этих качеств, либо наличие противоположных (например, усидчивость – неусидчивость).

В категорию «когнитивные факторы» – хорошая память, внимание, быстрота и легкость освоения учебного материала,

В категорию «социальные факторы» – ответы типа: умение наладить отношения с одноклассниками, доброжелательные взаимоотношения с другими людьми, дружелюбность.

В категорию «физическое состояние и здоровье» – ответы типа: спортивность, хорошее здоровье, опрятный внешний вид.

Это оказалось в хорошем соответствии с современными представлениями об основных предпосылках успешности учебы, среди которых, помимо традиционно упоминаемых интеллектуальных и специальных способностей человека, указываются мотивация, эмоциональный строй личности, способности к преодолению препятствий и установлению контактов с другими людьми. Результаты опроса приведены на рисунке. Видно, что для всех участников образовательного процесса структура ответов получается в значительной степени сходной. На первом месте оказываются факторы мотивации, затем когнитивные, социальные взаимодействия в школе и, наконец, факторы физического состояния и здоровья. Однако различия между группами опрошенных по количеству данных ответов оказываются достоверными (χ2 = 27,66, df = 6, p = 0,0001).

gilev1.wmf

Значимость факторов школьной успешности: 1 – физическое состояние и здоровье, 2 – мотивация, 3 – когнитивные факторы, 4 – социальные факторы

Учителя придают фактору мотивации заметно большее значение, чем всем остальным (53 ответа, более 60 %). Что удивительно, интеллектуальным способностям ребенка они отводят гораздо меньшее значение (15 ответов, около 15 %). Примерно так же учителя оценивают и факторы социального взаимодействия (13 ответов, 16 %). Фактор здоровья был упомянут всего один раз.

Учителя выделяют два аспекта фактора мотивации, с одной стороны это интерес к получению знаний, с другой – настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, умение организовать свою учебную деятельность. Педагоги также указывают, что неуспешные школьники мотивированы получить хорошую оценку, а не хорошие знания. Как наиболее значимый из когнитивных факторов они выделяют внимательность и только затем умение мыслить, наличие знаний и склонность к творчеству. Среди социальных факторов называют умение наладить отношения с педагогическим коллективом, одноклассниками и общую толерантность взаимоотношений с другими людьми.

Интересно, что в данном опросе было высказано мнение о том, что мотивация иногда отсутствует не у учеников, а у родителей, и это также снижает школьную успешность детей.

Сходную с учителями картину демонстрируют родители. Фактору мотивации они также придают важнейшее значение (102 ответа, более 50 %). Факторы интеллектуальных способностей и социальных взаимодействий они, как и учителя, оценивают невысоко (43 и 37 ответов, 23 и 20 % соответственно). Фактор здоровья и физического состояния также упоминается очень редко, всего 4 ответа.

При этом родители наделяют большим значением второй из аспектов мотивации: трудолюбие, ответственность, усидчивость, настойчивость. В отличие от педагогов, родители считают, что у успешных учеников интересы разносторонние, а не только познавательные, и обращают внимание на эмоциональный фон учащихся. Они отмечают, что успешные ученики характеризуются ровным положительным эмоциональным фоном, спокойствием и уверенностью в себе. Оценка значимости когнитивных факторов у родителей в целом совпадает с мнением по этому вопросу учителей, они добавляют хорошую память и отметки. Наиболее значимым социальным фактором, по мнению родителей, является умение ладить с одноклассниками, затем следуют «хорошее поведение», умение взаимодействовать с педагогическим коллективом, толерантность и уважение к мнению другого человека. Было отмечено также, что в некоторых случаях школьник неуспешен лишь потому, что взрослые не смогли раскрыть его талант.

В целом родители большее внимание уделили внешкольным аспектам жизни школьника и их эмоциональному состоянию и выразили понимание того, что во многом успешность ученика зависит от компетентности взрослых, которые с ним работают.

Таким образом, у взрослых участников учебного процесса формируется сходная картина значимости факторов, что, в принципе, можно считать положительным моментом, потому что свидетельствует об относительной однородности воспитательных подходов учителей и родителей. Это создает для ребенка значительно более благоприятную среду, по сравнению с условиями, когда требования взрослых разнонаправлены.

Для учащихся характерна несколько иная картина. Так, значимость факторов мотивации для них существенно ниже (67 ответов, 35 %, что вдвое меньше, чем у учителей). Зато заметно выше значимость факторов когнитивных способностей и социальных взаимодействий (56 и 42 ответа, 31 и 23 % соответственно). Наконец, существенно большее значение они придают факторам физического состояния и здоровья (16 ответов, 9 %).

Дети заметно большее значение придают эмоциональной составляющей процесса учебы, они считают, что успешный ученик обязательно уверен в себе и испытывает положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

Интересно, что, в отличие от взрослых участников образовательного процесса дети, в качестве основного когнитивного фактора называют интеллект (ум, сообразительность, догадливость) и лишь затем – внимание. Таким образом, дети связывают школьную успешность в большей степени с устойчивыми качествами личности (догадливость, сообразительность) и в меньшей – с качествами, которые можно осознанно проявлять в процессе учебной деятельности (концентрация внимания на занятиях). Ученики в качестве достаточно значимых факторов называют наличие высоких отметок и знание учебного материала.

Среди социальных факторов учащиеся называют воспитанность, социализированность успешного ученика и асоциальность неуспешных. Больше внимания в ответах учеников уделялось умению налаживать отношения с одноклассниками, меньше – с педагогическим коллективом.

Дети в наибольшей степени проявили внимание к различным аспектам здоровья и внешности. По их мнению, успешный ученик «спортивен», имеет здоровый, опрятный внешний вид, а неуспешный, напротив, обладает нездоровым неопрятным обликом. В наибольшей степени это, по-видимому, проявлялось в отношении учащихся, имевших диагноз ММД и действительно выглядевших несколько неухоженно.

В целом дети, в отличие от взрослых участников образовательного процесса, придают значительно больше значения тем факторам, которые ученик не может сам изменить (уровень здоровья или интеллект), и внешним проявлениям успешности, таким как отметки. Можно сказать, что их точка зрения более фаталистична, по сравнению с мнением взрослых, которые акцентируются на таких факторах, которые можно изменить (внимание, настойчивость).

Согласно исследованиям B. Weiner [8] приписывание причин неудач стабильным факторам, находящимся вне сферы влияния индивида, снижает мотивацию достижений. Кроме того, отмечается, что учащиеся с высокой мотивацией достижения приписывают свои успехи наличию у них способностей, а неудачи объясняют недостаточным старанием, и, напротив, учащиеся с низкой мотивацией достижения объясняют неудачи отсутствием способностей, а успехи – удачным стечением обстоятельств.

Скорее всего, выраженные учениками признаки успешности в школе говорят о том, что их мотивация к достижению успеха не слишком высока и, вероятно, с возрастом будет снижаться.

В принципе, наш опрос выявил те же факторы успешности обучения, что отмечались и в ряде других исследований: уровень интеллектуального развития [10], характер взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса, здоровье и физическое развитие [11]. В ряде работ отмечается и взаимосвязь этих факторов – так, низкий уровень интеллектуального развития часто ведет к сложностям в социальных отношениях [12].

В целом же следует отметить, что все участники образовательного процесса воспринимают успешность школьника как сложный феномен, включающий в себя когнитивные, мотивационные, социальные факторы, а ученики выделяют также фактор здоровья.

Это необходимо учитывать при работе с учениками. Например, педагогам и родителям следует значительно больше внимания уделять состоянию здоровья детей и их физическому развитию. Стоит выделить в графике детей время на посильные занятия физической культурой и спортивные игры, это будет способствовать повышению устойчивости организма детей к различным факторам, в том числе к учебной нагрузке в школе.

Необходимо также выделять время на беседы с детьми о том, что успех в учебе зависит от тех когнитивных качеств, которые дети вполне в состоянии развить и проявлять по необходимости, а не зависит фатально от уровня развития интеллекта. При работе с мотивационными факторами следует смещать внимание ребенка с отметок на учебную мотивацию, стремление узнать что-либо новое. Это уменьшит остроту эмоциональных состояний ребенка в процессе учебы и, при правильном подходе, когда поощряется именно получение новой информации, знаний, будет способствовать появлению положительного эмоционального фона. Положительный эмоциональный фон отмечается нашими участниками как один из факторов успешности школьника.

Также необходимо помнить, что дети придают очень большое значение отметкам, поэтому необходимо создавать условия для заслуженного повышения успеваемости по тем учебным дисциплинам, которые им легче даются, и всегда заострять их внимание на сильных сторонах учебы, а затем опираться на сильные стороны каждого ученика для дальнейшего повышения успешности.

В целом, успешность учебной деятельности оказывает мощное влияние на формирование личности учащихся и влияет на их дальнейшую жизнь. Поэтому необходимо помочь каждому ребенку повысить успешность учебы, учитывая мнение его самого о значимости факторов успешности ученика.


Библиографическая ссылка

Гилева О.Б. УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК – ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 112-116;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2261 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674