Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОПЫТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Иванько А.Ф. 1 Иванько М.А. 1 Синицына А.О. 1
1 Московский политехнический университет
Данная статья посвящена изучению образовательных социальных сетей на примере Docsity (социальная сеть, созданная для студентов в Италии и ставшая международной), Twirpx (русскоязычный ресурс, организованный по системе Docsity для учащихся стран СНГ) и Duolingo (специализированный международный ресурс для изучения иностранных языков), а также возможностей использования их в образовательном процессе как преподавателями, так и учащимися разных ступеней. Рассмотрены теоретические материалы по тематике виртуальных социальных сетей, в которых исследованы понятие и функции. Изучены способы интеграции образовательных сетей в процесс обучения. Каждый ресурс охарактеризован со стороны технических возможностей, позволяющих реализовать коммуникативную, информационную, образовательную функции. В ходе анализа раскрыта актуальность возможностей этих ресурсов для учащихся и преподавателей. Предложены способы использования данных виртуальных социальных сетей в образовательном процессе: как архива необходимых текстовых, аудио- и видеоматериалов, как площадки для ведения блога или обмена опытом, как способа связи преподавателя с учащимися и учащихся друг с другом, как способа мотивации, как возможности подобрать для учащегося индивидуальную образовательную программу. Сделано заключение об основном отличии социальных сетей с уклоном в образование от социальных сетей, нацеленных на коммуникацию.
социальные сети
образовательный процесс
самообразование
Docsity
Twirpx
Duolingo
1. Черепанова Т.В. Виртуальные социальные сети как феномен современной культуры // Вестник Мариупольского государственного университета. 2012. С. 123–128.
2. Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2017. № 3. С. 44–50.
3. Docsity // Docsity. [Электронный ресурс]. URL: https://www.docsity.com (дата обращения: 21.11.2019).
4. Всё для студента // Всё для студента. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com (дата обращения: 21.11.2019).
5. Duolingo // Дуолинго | Учите английский бесплатно. [Электронный ресурс]. URL: https://www.duolingo.com (дата обращения: 21.11.2019).
6. Duolingo становится социальной сетью // Unilead News. Всё о мобильных приложениях, маркетинге и рекламе. [Электронный ресурс]. URL: https://news.unilead.net/2016/12/30/duolingo-stanovitsya-socialnoj-setyu/ (дата обращения: 21.11.2019).
7. 7 принципов образовательной модели Duolingo // Никита Шультайс – личный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://shultais.ru/blog/duolingo-education-model.htm (дата обращения: 21.11.2019).
8. Кузьмина К.А., Редина А.В., Дроздов Н.А. Использование возможностей школьной образовательной сети в целях подготовки учащихся к непрерывному образованию: методические материалы. СПб., 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/387/docs/metod_materiali.pdf (дата обращения: 21.11.2019).
9. Концепция образовательной социальной сети // Habr. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/128532/ (дата обращения: 21.11.2019).

Успех и повсеместное распространение виртуальных социальных сетей привели к тому, что параллельно с соцсетями «для всех» появились профессиональные и образовательные социальные сети. Под «социальными сетями» мы в данном случае подразумеваем «цифровое медиапространство, заполненное виртуальными акторами, для которых реальность заменена виртуальным аналогом межличностного общения» [1]. Социальные сети тесно интегрированы в повседневную жизнь: «Нынешние социальные сети становятся рабочим инструментом и, более того, необходимым инструментом для ведения деятельности, будь то бизнес или творчество» [2, с. 224]. Помимо общения, бизнеса и творчества, социальные сети активно включаются в образовательный процесс, обогащая его новыми возможностями.

Цель исследования: определить методы интеграции и использования образовательных социальных сетей в процессе обучения.

Материал исследования: образовательные ресурсы Docsity, Twirpx, Duolingo.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, мысленное модели- рование.

Результаты исследования и их обсуждение

Список способов интеграции социальных сетей в образовательный процесс достаточно обширен. И.С. Ткаченко и Ю.И. Богатырева в статье «Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе» выделяют целый ряд таких способов, ставя на первое место «организацию индивидуальной, коллективной и групповой работы учащихся» [2]. И действительно, процесс освоения материала получает ряд преимуществ при использовании социальных сетей. Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Даже не имея опыта работы в педагогической сфере, можно четко увидеть несколько форм педагогического взаимодействия: «ученик – ученик», «студент – коллектив», «студент – преподаватель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п. Основным в этом многообразие является взаимосвязь «педагогическая деятельность – деятельность студента». Но определяющим в конечном итоге является отношение «студент – объект усвоения». В этом заключается и сама специфика педагогических задач.

Педагогический процесс выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С научной точки зрения различают такие виды педагогического взаимодействия, как: педагогические (отношения преподавателей и студентов); взаимные (отношения с преподавателями, сверстниками, младшими); предметные (отношения студентов с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.

Педагогические взаимодействия могут между собой различаться. Например, прямые и косвенные воздействия. В частности, это возможность создать индивидуальный учебный план, отдельно подобрать источники и распределить время работы. Также социальные сети могут служить задаче организации учебной и внеучебной работы. Так, упрощаются способы информирования учащихся о проведении соревнований, конкурсов, мероприятий, презентаций. В социальных сетях можно создавать индивидуальные и групповые проекты по темам учебного материала, находить новые площадки для самообразования, обмениваться информацией, получать актуальные данные, непрерывно заниматься образованием, в том числе в ходе действий, сходных с игровыми. Также социальные сети – действенный и быстрый способ общения на уровне класса, группы, факультета, городского учебного сообщества. Однако социальные сети, не ориентированные на определённую задачу (образование, поиск работы и т.д.), не обладают достаточным функционалом для того, чтобы в полной мере отвечать запросам пользователей, нацеленных на решение именно этой задачи. Если запрос аудитории достаточно велик, социальные сети для определённых задач создаются целенаправленно.

Примером служит Docsity [3] – социальная сеть, прямо служащая задачам образования, была создана в Италии в 2010 г. двумя туринскими студентами. Те обратили внимание, что учащимся университетов и колледжей нелегко найти достойные конспекты лекций по разным предметам, и разработали проект социальной сети для студентов. Идея получила широкий отклик, и социальная сеть быстро разрослась за счёт итальянского студенчества, а в 2012 г. была адаптирована и для других стран, в том числе России. Существование этой социальной сети открывает дополнительные возможности не только для студентов, но и для преподавателей. Основой социальной сети и главным фактором, привлекающим новых пользователей, является база документов – в ней содержатся конспекты, учебники, шпаргалки, экзаменационные вопросы, рефераты и дипломные работы, отсортированные по университетам, факультетам и предметам. Материалы добавляют сами студенты, в обмен получая баллы за вклад. Баллы можно потратить на скачивание необходимых документов из этой же базы, количество баллов влияет на рейтинг пользователя. На сайте, кроме того, функционирует видеораздел, куда студенты добавляют собственные учебные видео или ссылки на видео с YouTube. Численность документов, статей и видео исчисляется сотнями тысяч, а количество пользователей соцсети превысило миллион. Docsity обладает стандартным функционалом социальной сети: можно добавить в друзья, писать сообщения, оставлять записи на стене, следить за действиями и прогрессом друзей. Помимо стандартного поиска по имени, пользователей можно искать по интересам, университетам и факультетам.

На сайте запущена блогоплатформа, где редакция Docsity и сами студенты делятся новостями и пишут статьи о студенческой жизни, актуальных темах, карьерных возможностях. В разделе «Вопрос – ответ» студенты задают вопросы и могут помочь другим ответом. На сайте существует система ранжирования документов. Рейтинг документа и, соответственно, его позиция в выдаче определяется на основе оценок (по восьмибалльной шкале), выставленных пользователями. Так из общего массива выделяются качественные и некачественные материалы. Немаловажно, что данной платформой пользуются и преподаватели университетов. В образовательном процессе они могут задействовать данную социальную сеть как:

– единое хранилище файлов, необходимых учащимся в ходе освоения учебной программы;

– место, в котором можно разместить видеозаписи собственных лекций;

– площадку для ведения блога о собственном предмете, об особенностях программы;

– способ связи с учащимися (в случае, если преподаватель проводит строгую границу между личным и рабочим, удобно использовать для «рабочего» именно образовательную социальную сеть);

– источник информации о том, какой информации по предмету не хватает учащимся.

В Рунете существует аналог Docsity – Twirpx.com («Всё для студента»). В манифесте пользователя очерчена аудитория сайта: «Мы – ученики, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты и преподаватели разных школ и вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, стран ближнего и дальнего зарубежья» [4]. Сайт в своей основе представляет собой базу документов – так же, как и Docsity, построенную по принципу обмена файлов на внутреннюю виртуальную валюту – баллы. 100 баллов пользователю начисляют единоразово после регистрации. В отличие от Docsity, возможности общения пользователей ограничены форумной площадкой и комментариями, личное сообщение пользователю отправить невозможно. Это сужает возможности использования непосредственно в процессе образования. Весьма популярная социальная сеть в России Instagram. Сегодня в России – это одна из платформ для продвижения вашей информации.

Приведённые выше примеры – социальные сети широкого профиля, ориентированные на сбор объёмной и постоянно расширяющейся базы материалов. Однако в современной практике существует и иной тип образовательной социальной сети, направленной на совершенствование навыка в определённой сфере деятельности. Характерным примером является платформа «Дуолинго» (англ. Duolingo) – бесплатный ресурс, позволяющий пользователям изучать язык в полуигровой форме и практиковать полученные навыки в ходе перевода краудсорсинговых текстов. На 2019 г. русскоговорящие пользователи могут изучать английский, немецкий, французский, испанский, шведский языки. Англоговорящим пользователям доступны также китайский, японский, итальянский, корейский, португальский, корейский, греческий, ирландский, норвежский, румынский, суахили и многие другие. «Дуолинго» предоставляет пользователям разнообразные задания в формах письменных уроков, диктантов и разговорных упражнений. Система обучения построена по принципу древа навыков, которое каждый пользователь в процессе изучения языка осваивает. Прохождение уроков, занятия каждый день и продвижение с уровня на уровень приносят пользователям «очки опыта» и «линготы» (внутренняя валюта ресурса). В отличие от Docsity, возникшего как социальная сеть и изначально планомерно развивавшегося в этом русле, администрация Duolingo ввела возможность общения пользователей друг с другом далеко не сразу. Однако когда аудитория сайта достигла 150 миллионов пользователей по всему миру, разработчики добавили возможность вступить в Language Clubs (языковые клубы). Language Clubs – это сообщества, в которых пользователи Duolingo могут изучать языки вместе, бороться за позиции в рейтинге клуба и поддерживать друг друга. «Мы знаем, что изучение иностранных языков социально по своей природе. Клубы Duolingo помогают поддерживать общение онлайн с другими изучающими язык и сохранять мотивацию» [5], – гласит одна из статей с официального сайта. Подтверждают эту позицию и слова Луиса Фон Ана, сооснователя и CEO Duolingo, произнесённые по случаю введения языковых клубов: «…появление новых функций должно способствовать сохранению мотивации у учеников и более быстрому достижению поставленных ими целей» [6]. То есть ресурс стал социальной сетью далеко не сразу. Однако целевое назначение Duolingo и вектор его развития подсказали создателям идею мотивировать пользователей к изучению языка через соревнование и общение. Помимо языковых клубов, на сайте есть активно функционирующий форум, на котором пользователи делятся успехами, создают архивы полезных материалов и публикуют подробные объяснения тех или иных тем к изучению.

Отдельно за успехами друзей можно следить и вне языковых клубов, просто в режиме «наблюдения» за пользователем. В этом случае рейтинг будет рассчитываться не среди клубных участников, а между наблюдателем и наблюдающим. Соревновательный момент является в данном случае стимулирующим [7]. Общение пользователей происходит также в режиме «комментариев» к каждому заданию курса. Пользователь может задать вопрос по теме задания и получить ответ от других занимающихся в режиме реального времени. Все комментарии доступны и другим пользователям, проходящим курс позже. Для преподавателей и родителей существует возможность организовать контроль за определённым пользователем через функцию Duolingo for Schools.

Использовать Duolingo в образовательном процессе можно как:

– дополнительный ресурс для закрепления навыков, полученных в ходе образования;

– источник материалов для изучения иностранного языка, систематизированных указаний по изучению того или иного раздела;

– способ мотивации за счёт соревновательного момента в языковых клубах и постоянного взаимодействия с другими пользователями, осваивающими аналогичную программу;

– возможность подобрать для учащегося индивидуальный темп освоения программы [4];

– способ контроля за освоением материала.

Помимо того, что в сети существуют собственно образовательные социальные сети, позиционирующие или не позиционирующие себя в качестве образовательных, периодически появляются обсуждения того, каким способом можно было бы вывести эту практику на качественно новый уровень. Они протекают на двух уровнях – инициатив собственно образовательных организаций и обсуждений между обычными пользователями. К сожалению, можно отметить присутствие в компьютерных сетях и некоторой негативной составляющей. Прежде всего, это недобросовестная реклама, это различного рода проявление криминальной компоненты, это попытки втянуть молодежную аудиторию в различного рода противоправные движения: религиозные, политические, псевдокультурные и т.д. Необходимо тщательно следить за кругом людей, с которыми вы общаетесь и не допускать вовлечения молодежной студенческой аудитории в сомнительные движения и сообщества.

Инициативы образовательных организаций связаны, как правило, с воплощением концепции непрерывного образования. Время от времени возникают локальные инициативы: к примеру, Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова в 2017 г. представил собственную концепцию образовательной социальной сети «МультиПро» для преподавателей лицея, учеников и их родителей. Создание и наполнение «МультиПро» направлено именно на реализацию этой концепции: «Школьная образовательная сеть «МультиПро» ориентирована на пользователей в рамках реализации концепции непрерывного образования («образования в течение всей жизни»). С помощью школьной образовательной сети предоставляются возможности для дистанционного обучения для развития навыков профессионального самоопределения. <…> Учащиеся перестают быть пассивными реципиентами информации. Учителя в условиях взаимодействия в сети становятся в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, с чьей помощью учащийся формирует дальнейший профессиональный образовательный профиль. Материалы, загружаемые в сеть, носят интерактивный характер и развивают навыки пользования современными технологиями» [8]. Соцсеть имеет два блока информации: внешний (доступный без регистрации) и внутренний. Функционально её возможности соответствуют обычным возможностям социальных сетей: обмен личными сообщениями, публикация материалов, загрузка файлов. Дополнительно – портфолио, возможность особым образом оформить материалы учебных проектов. Пользовательские диалоги по теме возникают стихийно: так, например, инициировал обсуждение пользователь doxtarzlo на платформе Habr, предположив, что организация образовательной социальной сети могла бы увеличить желание школьников учиться. Статья вызвала небольшую дискуссию, в ходе которой были предложены идеи интерактивных решений и системы рейтинга ученика [9].

Заключение

Итак, аудитории рассмотренных ресурсов, которые можно классифицировать как социальные сети, вовлечены в образовательный процесс самыми разными способами, и при этом активно взаимодействуют. При этом значение собственно коммуникативной функции в этих социальных сетях несколько нивелируется, уступая информационной, образовательной и др. функциям. На первый план выходят не возможности общения, довольно слабо развитые, например, на Twirpx и Duolingo, а возможности образования, обмена опытом, доступа к материалам. Новые же предложения в этой области поступают от образовательных организаций и рядовых неравнодушных пользователей различных территориальных компьютерных сетей и в том числе и интернета. Очевидно, что в ближайшее время нас ожидает дальнейшее развитие социальных сетей и их новое вовлечение в учебную жизнь образовательных организаций и университетов.


Библиографическая ссылка

Иванько А.Ф., Иванько М.А., Синицына А.О. ОПЫТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 86-90;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2255 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674