В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных направлений является речевое развитие речи детей, так как в настоящее время число детей с нарушениям речи растет, и это наиболее ярко раскрывает актуальность проблемы общения у детей с дизартрией. У дошкольников со стертой дизартрией, вследствие органического поражения центральной нервной системы, нарушены двигательные механизмы, страдает общая, мелкая, артикуляционная моторика, нарушено звукопроизношение [1]. Все это отрицательно влияет на формирование фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и развитие полноценной связной речи. Малопонятная речь ограничивает способности и социальные возможности ребенка, а также отражается на всей его личности в целом.
Цель исследования: формирование комплексной логопедической стратегии, пошаговая реализация которой способствует развитию гармоничной диалогической и монологической речи дошкольников со стертой дизартрией.
Материалы и методы исследования выбирались исходя из специфики речевой патологии дошкольников. Уровень развития устной экспрессивной речи проводился по тестовой методике экспресс-диагностики Т.А. Фотековой, позволяющей строить индивидуальный речевой профиль ребенка, на основании которого вычленяются как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы ребенка [2]. Уровень развития связной повествовательной речи выявлялся на основе методики В.П. Глухова, позволяющей получить целостную оценку речевой способности дошкольников в разных формах речевых высказываний: от элементарных – составление фразы, до наиболее сложных – составление рассказов с элементами творчества [3]. В качестве современных логопедических технологий, направленных на развитие словаря и связной речи дошкольников с исследуемыми речевыми нарушениями, использовались методы «6-6», «синектики», «проблемных ситуаций», «неиспорченный телефон». Базой исследования послужил детский сад компенсирующего вида № 12 г. Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, содержащее последовательно, логически сочетающиеся между собой предложения, которое обеспечивает общение и взаимопонимание. Степень корреляции мыслительной деятельности человека, в частности ребенка, и связной речи, очень высока. Ее полноценное развитие свидетельствует об упорядоченности мыслей оратора, в которых отражена логика мышления, умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильном, чётком и логичном повествовании. Процесс формирования связной речи ребенка можно представить пирамидой, сопоставимой с теорией иерархии потребностей Маслоу, основная идея которой заключается в том, что потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены его потребности более низкого уровня. Соответственно, качественной, наполненной, полноценной повествовательной речью человек (в частности, ребенок) может владеть, имея достаточное развитие базовых речевых компонентов, таких как лексико-грамматический, слоговой, звукопроизносительный. Поэтому важно разработать интегрированную модель логопедических действий, то есть логопедическую стратегию, приводящую к достижению максимума в речевом развитии дошкольника [4]. Структурировать процесс предлагается в форме «дерева целей», где на каждом уровне происходит детализация и конкретизация задач, что делает его более понятным и «прозрачным».
В рамках логопедической стратегии были поставлены следующие задачи:
1) проведение отбора детей в экспериментальную и контрольную группы; 2) анализ и выбор инструментов и методов исследования детей в экспериментальной и контрольной группах; 3) проведение констатирующего эксперимента по выбранным методикам с последующим анализом и интерпретацией результатов наблюдения состояния связной речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп, 4) идентификация «узких мест» в устной экспрессивной речи дошкольников и их «расшитие», применяя современные технологии «теории решения изобретательных задач», 5) проведение контрольного эксперимента, с целью выявления и анализа динамики полученных результатов в экспериментальной группе.
Итог реализации поставленных задач следующий:
1. В эксперименте приняли участие 24 человека: 12 из них составили контрольную группу – это дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; остальные 12 – это дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи (разного уровня). Отбор детей в экспериментальную группу проводился на основании изучения медицинских документов, результатов логопедического обследования и протоколов психолого-медикопедагогической комиссии.
Таблица 1
Контингент экспериментальной и контрольной групп
№ |
Контингент экспериментальной группы |
№ |
Контингент контрольной группы |
1 |
Мария К. |
1 |
Марина С. |
2 |
Александр В. |
2 |
Маргарита Д. |
3 |
Виктор М. |
3 |
Татьяна К. |
4 |
Алина П. |
4 |
Илья А. |
5 |
Софья С. |
5 |
Галина А. |
6 |
Екатерина П. |
6 |
Николай Б. |
7 |
Анна П. |
7 |
Вячеслав Л. |
8 |
Елена Х. |
8 |
Никита Х. |
9 |
Виталий С. |
9 |
Карина Е. |
10 |
Алена Б. |
10 |
Виталий Д. |
11 |
Анастасия М. |
11 |
Наталья Б. |
12 |
Ксения К. |
12 |
Марина Я. |
2. Результаты констатирующего эксперимента в двух группах по методикам Т.А. Фотековой и В.П. Глухова представлены в табл. 2 и 3 соответственно.
Таблица 2
Результаты исследования элементов экспрессивной речи дошкольников в экспериментальной и контрольной группах
Результаты оценки детей экспериментальной группы |
|||||
Особенности общей и мелкой моторики |
|||||
все испытуемые |
|||||
Особенности фонематического восприятия |
|||||
все испытуемые (кроме № 5) |
|||||
Особенности звукопроизношения |
|||||
группа щипящих согласных |
группа свистящих звуков |
группа сонорных звуков |
группа других согласных |
группа гласных звуков |
согласный [Й] |
все испытуемые |
все испытуемые |
№ 4, № 6, № 7, № 9, № 11, № 12 |
№ 4, № 6, № 7 |
№ 4, № 6 |
№ 4, № 6, № 7 |
Особенности сформированности звукослоговой структуры слова |
|||||
все испытуемые |
|||||
Грамматический строй речи |
|||||
все испытуемые |
|||||
Словарь и навыки словообразования |
|||||
все испытуемые |
|||||
Результаты оценки детей контрольной группы |
|||||
Особенности общей и мелкой моторики |
|||||
№ 4, № 6 |
|||||
Особенности фонематического восприятия |
|||||
N у всех испытуемых |
|||||
Особенности звукопроизношения |
|||||
№ 4, № 6 |
|||||
Особенности сформированности звукослоговой структуры слова |
|||||
N у всех испытуемых |
|||||
Грамматический строй речи |
|||||
N у всех испытуемых |
|||||
Словарь и навыки словообразования |
|||||
№ 4, № 6, № 8 |
Примечание. N – порядковый номер детей в ЭГ и КГ (табл. 1).
Таблица 3
Результаты оценки связной повествовательной речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
№ детей экспериментальной группы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Итоговое значение по результатам выполненных заданий 1–7, баллы |
|||||||||||
16 |
15 |
25 |
8 |
30 |
8 |
18 |
25 |
18 |
16 |
17 |
14 |
Среднее итоговое значение по группе, баллы |
|||||||||||
17,5 |
|||||||||||
Уровень развития связной речи дошкольника ЭГ, % |
|||||||||||
53,3 |
50,0 |
83,3 |
26,7 |
100 |
26,7 |
60,0 |
83,3 |
60,0 |
53,3 |
56,7 |
46,7 |
Среднее итоговое значение по группе, % |
|||||||||||
58,3 % |
|||||||||||
№ детей контрольной группы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Итоговое значение по результатам выполненных заданий 1–7, баллы |
|||||||||||
29 |
30 |
28 |
24 |
28 |
26 |
29 |
24 |
27 |
30 |
29 |
26 |
Среднее итоговое значение по группе, баллы |
|||||||||||
27,5 |
|||||||||||
Уровень развития связной речи дошкольника КГ, % |
|||||||||||
96,7 |
100 |
93,3 |
80,0 |
93,3 |
86,7 |
96,7 |
80,0 |
90,0 |
100 |
96,7 |
86,7 |
Среднее итоговое значение по группе, % |
|||||||||||
91,7 |
Примечание. Рассчитанные показатели представлены на рис. 1.
Таким образом, можно отметить, что дети экспериментальной группы испытывают сложности во всех вариантах заданий, особенные испытывают трудности при пересказе и составлении разного рода рассказов. С первым и вторым заданиями с помощью логопеда справились все. Наибольшие затруднения испытывали при составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок. Им было затруднительно самостоятельно составить грамматически правильные высказывания, последовательно и точно передавать признаки, характерные черты ситуаций. Части испытуемых было проблематично устанавливать причинно-следственные отношения между событиями, смысловые связи и правильную последовательность между картинками. Описательные рассказы также вызвали сложности у детей изучаемой категории. Во многих высказываниях нарушалась логика изложения, искажался смысл повествования и целостность изложения.
При пересказе текста в большинстве случаев дошкольники воспроизводили его не полностью. Наблюдались частые и длительные паузы, не соблюдалась последовательность в передаче событий и связь между фрагментами сюжета.
Исследование показало, что способности детей к запоминанию и воспроизведению речевой информации существенно ниже, чем способности детей с нормальным речевым развитием.
Рис. 1. Индивидуальный профиль детей экспериментальной и контрольной группы
3. Анализируя результаты констатирующего эксперимента и выявив «узкие места» в устной экспрессивной речи дошкольников со стертой дизартрией экспериментальной группы, было решено, что коррекционная работа будет проводиться в направлении обучения составления творческих рассказов по картине, применяя такие методы, как «метод 6-6», «синектики», «анализ проблемных ситуаций», «неиспорченный телефон», так как, по нашему мнению, они дают оценку творческой компоненты личности ребенка. Главной целью является обучение дошкольников грамматически и фонетически верно, связно и последовательно излагать мысли. В дальнейшем это будет являться устойчивой базой для успешного обучения в школе, а также формирования личности в целом. Ориентируясь на календарно-тематическое планирование, включающее в себя работу над лексико-грамматическим компонентом речи, развитием фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения, планируемая работа осуществлялась в блоке «связная речь», в частности составление творческих рассказов по картине [5]. Алгоритм следующий: 1) определение состава картины, 2) определение взаимосвязей между объектами картины, 3) описание объектов картины посредством органов чувств, 4) ориентация объектов во времени,5) излучение эмпатии, 6) смысловая характеристика картины. В ходе реализации каждого этапа, для активизации словаря дошкольников со стертой дизартрией, в рамках выбранных методов теории решения изобретательских задач, были разыграны следующие ситуации:
– «помоги Золушку собрать на бал». Задача предполагает использование методов «6-6» и «анализ проблемных ситуаций». Целью игровой ситуации является развитие словарного запаса дошкольников в рамках лексических тем, отраженных в календарно-тематическом плане. Дети, создавая творческие группы «генераторов идей» и «экспертов», обсуждают, на чем может поехать Золушка на бал, в какой одежде, головном уборе, какой обуви. Сформированный «банк идей» анализируется и оценивается методом постановки проблемы и путей ее решения. Так, например, проблемой является поиск наряда для торжественного случая. Последовательность действий следующая:
постановка проблемы (поиск наряда для бала) – определение ограничений, то есть что нам может помешать в этом процессе (злая мачеха, противные сестры, отсутствие магазинов и т.д.) – определение альтернативных вариантов (платье, комбинезон, костюм, прочее) – выбор одной альтернативы (платье или костюм) – реализация (шить, взять на прокат, купить). Обсуждая и делая выбор на каждом этапе, дети отсекают непригодные варианты, показывая грустный или веселый смайлик (не согласен, согласен);
– «представь что ты это не ты». Целью является расширение словаря дошкольника, развитие творческой компоненты, мышления, воображения. Применялась: личностная аналогия (детям предлагалось примерить образы предметов, например: ты – утюг раскаленный и ты гладишь белье. Опиши свои ощущения. Или ты – звезда на небе. Наблюдая за людьми, увидела, что плачет ребенок. Опиши свои чувства и действия). Прямая аналогия, в варианте которой детям предлагались картинки на поиск сходных процессов в разных областях знаний (например: вот стрекоза, рыба, на что они похожи). Фантастическая аналогия предполагает решение задач, игнорируя все существующие законы. Например, нарисуй свою радость или любовь и т.д.) [6];
– «неиспорченный телефон», ставит целью анализ коммуникационного процесса с выявлением в нем «узких мест» (проблемных звеньев). Дети делятся на две группы – «непосредственных участников» и «экспертов» (аналитиков ситуации). Первому человеку из «участников» читается текст (несколько раз), остальные члены команды не должны его слышать. Задача первого участника – запомнить текст, как можно подробнее передать содержание следующему участнику, и так далее по цепочке. Эксперты наблюдают и отслеживают на каком участнике происходит «разлом» информации, и как изменился текст в итоге.
Таким образом, в ходе коррекционной работы с дошкольниками экспериментальной группы была вновь проведена оценка уровня связной речи по семи заданиям ранее описанной методики. Получившиеся результаты отражены на индивидуальном профиле дошкольников на рис. 2.
Рис. 2. Индивидуальный профиль испытуемых до и после коррекционной работы
Выводы в результате проделанной работы можно сделать следующие:
– Больше половины испытуемых, почти 67 %, улучшили свои показатели в предлагаемых заданиях, некоторые (№ 4, 6, 12) более чем в трех позициях.
– Дети, которые не изменили свои результаты (некоторые на этапе констатирующего эксперимента демонстрировали довольно высокий уровень), стали вести себя значительно увереннее, с большей охотой включались в деятельность, в меньшей степени ждали помощи педагога.
– Рассказы значительно улучшились, предложения стали развернутыми, больше стало описаний и сравнений. Испытуемые перестали бояться выполнения творческих заданий, инициативно придумывали начало и конец рассказа.
– Прирост среднегруппового показателя составил 9 %.
– Несмотря на то, что показатели индивидуального профиля и по группе в целом еще не дотягивают до уровня контрольной группы, положительная динамика свидетельствует о правильно выбранном векторе коррекционной работы и используемых логопедических технологиях.
Библиографическая ссылка
Борзенкова К.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 81-85;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2254 (дата обращения: 12.12.2024).