В эпоху глобализации ученые разных стран и направлений науки сообщают о наступлении четвертой промышленной революции, которая характеризуется внедрением цифровых технологий во все сферы жизни, основу которой составляют сетевые технологии. Это приводит к сложным последствиям и изменениям не только в науке, экономике, частной жизни, но и в социальной сфере, в том числе образовании.
Целью данной статьи является определение проблем, в системе высшего образования подготовки будущих специалистов технического профиля, возникающих в связи с появлением цифровых технологий в сфере автотранспорта.
Объект исследования – соответствие современной профессиональной подготовки в вузах будущих специалистов технического профиля в сфере автотранспорта требованиям эпохи цифровых технологий.
Предметом исследования является необходимость обеспечения профессиональной подготовки в вузах специалистов технического профиля набором новых компетенций.
Материалами для данного исследования послужили как зарубежные научные источники, так и отечественные исследования, а также Ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика».
К основным особенностям, порождаемым цифровой эпохой в сфере высшего образования в любой стране, можно отнести то, что оно становится сетевым, соответственно, знания транснациональны.
В 2008 г. в США появились массовые открытые онлайн-курсы (англ. – Massive Open Online Course, MOOC) дистанционного обучения. «С наступлением эпохи MOOC мало внимания стало уделяться тому, как информационные технологии влияют на сферу образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но образовательное сообщество до сих пор располагает малым количеством данных о стратегической важности электронного обучения (e-learning) в целом» [1]. В настоящий момент многочисленные открытые онлайн-курсы распространяются и по всему миру. Их суть состоит в том, что эти курсы предоставляют академические курсы дисциплин от ведущих мировых университетов для желающих обучаться в любой стране мира с помощью дистанционных технологий, при этом соблюдаются четкие сроки сдачи контрольных мероприятий и, что особенно ценно, организовано свободное общение между преподавателями и слушателями курсов.
Образование при цифровой эпохе имеет следующие особенности.
1. Образование – одна из социальных, внутренних функций государства является его нематериальным активом, который требует максимального управления со стороны государства.
2. Цифровые технологии изменяют способы создания знания, его передачи, процесс личностного развития человека, его самоидентификации.
3. Знание, в том числе и знание для профессионального образования, становится общедоступным благодаря цифровым технологиям.
4. Возникает рынок образовательных услуг, представленный как формальным (государственным) образованием, так и неформальным (частным) образованием, которые должны выполнять заданные стандарты.
5. Происходит создание новых образовательных стандартов, компетенций и формы подготовки, отвечающих быстро изменяющимся запросам и потребностям производства.
6. Неформальное образование часто ориентировано на решение узкого круга задач для технологических, экономических, социальных и культурных изменений науки и общества в условиях неопределенности.
В настоящее время осуществляется переход к образованию на основе больших данных (Big Data), то есть ведется анализ данных об образовательной деятельности обучающихся и предлагает оптимальный индивидуальный образовательный маршрут – путь личностного роста.
«У России есть реальный риск – инвестировать большие средства в образования вчерашнего дня. Несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям» [2].
«В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов обостряется необходимость научного обоснования системного управления профессиональной подготовкой специалистов технического профиля. Управление образовательным процессом внутри любой образовательной организации предполагает наличие собственной стратегии управления, ориентированной на исполнение государственного задания» [3].
При четвертой технологической революции на основе цифровых технологий для производства происходит смена экономических, социальных и политических отношений, культурно-образовательных парадигм, что требует от выпускника технического профиля компетентностей нового формата XXI в. Требуется развитие навыков Softskills «навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать» [4, с. 1]. В то же время требуется развитие Hardskills – технических навыков, которые можно продемонстрировать и проверить их наличие тестом, например: знание технологии, ГОСТов, какого-либо оборудования.
Специалисты нового формата должны сочетать в себе критическое, творческое мышление с умением работать в коллективе, должны владеть компетенциями, которые помогают решать сложные задачи в ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды, то есть ключевой компетенцией является системность. Базовые знания должны быть разнообразны – знания основ экономики, финансов, предпринимательства – эти знания должны прирастать современными теориями, практическими разработками. Для решения многих задач нужны специалисты, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний, то есть важна межотраслевая коммуникация.
Требуется умение общаться с самым разнообразным кругом поставщиков и потребителей, иногда иностранных, для чего необходимо владеть компетенцией мультикультурности.
Компетентности XXI в. возникают при одновременном использовании цифровых технологий на производстве и развития единой цифровой образовательной среды, для чего необходима существенная реорганизация всех уровней образования, начиная со школьного. Главное – непрерывное обновление содержания образования, массовые когнитивные компетентности.
Для нового содержания образования необходима разработка курсов разнообразных научных дисциплин, которые будут обеспечивать развитие коммутативных и социальных навыков.
Развитие цифровых технологий и социальных сетей привело к появлению нового типы обучающихся, которые самостоятельно формируют свою образовательную траекторию, часто совмещают учебу и работу. В этой ситуации возможно возрождение одного из видов обучения – вечернее, когда обучающийся в течение дня работает на предприятии, как правило, по специальности, а вечером в образовательном учреждении проходит курс обучения.
Анализ научной литературы по проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов технического профиля в высшей школе показал, что приходится учитывать современные факторы макросреды развития России, которые определяют необходимость принципиально новой среды отношений, так, профессионализм и личные качества специалиста рассматриваются как основные компоненты его предстоящей эффективной деятельности.
Следует учитывать специфику каждого региона, так как его потенциал определяет развитие экономики, социальной активности населения региона соответственно, возможности развития цифровых технологий, для которых и следует готовить инженеров.
Рассмотрим экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО-Югры).
При сравнении показателей развития автономного округа за период 2017–2018 гг. (рис. 1) следует, что в ХМАО-Югре темпы роста индексов физического объема промышленного производства, реальной заработной платы, физического объема оборота розничной торговли возросли, в то время как темп роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал уменьшился на 11,1 % [5].
Рис. 1. Динамика темпа роста отдельных показателей социально-экономического развития ХМАО – Югры за 2017–2018 гг.
Это свидетельствует о нехватке финансовых ресурсов для роста объема инвестиций.
Рост объема инвестиций в ХМАО-Югре существенно отстает от уровня Российской Федерации (рис. 2). Также ХМАО-Югра отстает от России по темпам роста индексов физического объема промышленного производства, реальной заработной платы, однако по другим показателям ХМАО-Югра значительно превосходит уровень РФ.
Рис. 2. Динамика темпа роста отдельных показателей развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с сравнении с Российской Федерацией за 2018 г.
Прогрессивное развитие автономного округа дает возможность применения самых прогрессивных цифровых технологий, как в автотранспорте, так и в образовании.
Для социально-экономического развития автономного округа необходимо инновационное развитие транспортного комплекса, в том числе автомобильного транспорта, что должно привести к росту экономической интеграции предприятий автономного округа с другими субъектами РФ; разработке новых природных ресурсов; росту объемов розничной и оптовой торговли; уменьшения затрат на транспорте; улучшение качества транспортной доступности населения и обеспечения его медицинской помощью, посещению культурных мероприятий, повышению уровня занятости населения.
На автотранспорте внедрение информационных технологий и их интеграция на основе телематики реализуются по нескольким основным направлениям:
– внедрение и использование автоматизированных систем управления транспортным предприятием (АСУ ТП), которые в автоматизированном режиме ведут учет первичных данных и также анализируют полученные показатели, отдают заданные алгоритмом команды по выполнению и корректировке техпроцесса;
– на базе бортовых компьютерных систем и GPS-технологий производят контроль местонахождения и состояния транспортных средств, грузов, водителей
Одно из направлений внедрения информационных технологий на транспорте – использование электронной логистики.
«Электронная логистика – управление и оптимизация электронных информационных потоков, возникающих в цепях поставок. Очень часто электронная логистика трактуется как использование ИТ в логистике» [6]. «Современная эпоха электронной логистики началась в 1970-х гг. вместе с внедрением в торговле штриховых кодов» [6].
Все вышеизложенное требует совершенствования образовательных стандартов, формирование новых компетенций, разработку новых дисциплин для преподавания в вузах.
При создании новых дисциплин, соответственно, новейшим компетенциям следует различать два разных термина: оцифровка и цифровизация.
«Digitization (оцифровка) – это перевод информации с физических носителей на цифровые» [7], например перевод печатного учебника в электронный вид, было очень злободневно несколько лет назад из-за дефицита печатных учебников и отсутствия их в электронном варианте «Digitalization (цифровизация) – это изначально создание нового продукта в цифровой форме» [8]. Например, учебный курс по какой-либо дисциплине с мультипликацией или комментированием документа, который невозможно перенести на физические носители, так как исказится его смысл.
В настоящее время существуют проблемы по внедрению инноваций в сферу высшего образования – это:
– несовершенство баз инновационной деятельности, как законодательной, так и информационной;
– отсутствие активных форм и методов, направленных на создание новых знаний;
– отсутствие региональных и межвузовских информационных центров с методическими и справочными материалами для организации самостоятельной работы желающих обучаться;
– отсутствие дистанционного обучения.
«Директива Еврокомиссии 2010/40/40EU от 7 июля 2010 г. определяет ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта, ИТС, согласно трактовке, включает в себя транспортные средства, участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование» [8].
ИТС включает в себя различные технологии: системы управления светофорной сетью, контроль перевозок грузов, распознания регистрационных номеров автотранспорта и т.д.
В настоящее время в транспортном комплексе реализуются проекты по созданию информационных систем. Это: Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), автоматизированная информационная система «ЭРА ГЛоНАСС», система «Платон».
В России в настоящее время формируется единое цифровое транспортное пространство для безопасности и доступности пассажирских и грузовых перевозок. «Минтранс совместно с Министерством цифрового развития, АНО «Цифровая экономика и Аналитическом центром при Правительстве в рамках государственной программы по развитию транспорта подготовили ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», который разрабатывается в рамках государственной программы по развитию транспорта» [9].
Вследствие развития Северного морского пути планируется создание новых транспортных коридоров на территории Тюменской области, что приведет к развитию межрегионального сотрудничества, в том числе и развитию Ханты-Мансийского автономного округа.
Транспорт, в том числе транспортная логистика, в эпоху цифровых технологий должны обеспечить технологический суверенитет России, соответственно, хорошо подготовленные инженеры будут востребованы. По своему географическому положению Россия может обеспечить создание транспортного коридора между центрами мировой экономики: на западе и востоке – европейскими странами и азиатскими державами.
Библиографическая ссылка
Горгоц О.В., Горгоц К.Г. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПРОЦЕССУ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 27-31;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2244 (дата обращения: 22.11.2024).