Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Безусова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассмотрены особенности речевого развития детей дошкольного возраста в разные периоды. В каждом периоде описаны возрастные особенности, обуславливающие звуковую культуру речи, словарь, грамматический строй, связной речи ребенка. Автором даются рекомендации по активизации речевого развития на каждом возрастном этапе. Игра рассматривается как средство речевого развития. Предлагается деление игр на подвижные, сюжетно-ролевые, словесные, при этом автором описываются возможности каждого вида игры в речевом развитии ребенка. В статье описана организация и проведение исследования по оценке уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. В качестве показателей оценивания, сообразно методике О.С. Ушаковой, выбраны: звукопроизношение, сформированность словаря и сформированность грамматического строя речи. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные показали, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста находится в основном своём на среднем и низком уровнях, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы по формированию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. В качестве такого средства можно рассматривать игру, элементы которой должны включаться во все режимные моменты работы.
речевое развитие
развитие речи в дошкольном возрасте
игра
звукопроизношение ребенка
грамматический строй речи ребенка
1. Краснова У.А. Развитие лингвистических навыков у детей с применением практического метода – игры с использованием иностранных слов // Педагогический опыт: теории, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 2.
2. Костромина Т.Б. Развитие реи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей // Филологическое образование в период детства. 2015. Т. 22. С. 47–49.
3. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М.: Академия, 2012. 208 с.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 288 с.
5. Гончаренко Н. Диагностика сформированности грамматического строя речи младшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-sformirovanosti-gramaticheskogo-stroja-rechi-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 20.09.2019).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической [1]. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Такой яркий и выразительный материал, как игра, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.Ф. Даниловой, К.А. Тихоновой, Т.Б. Костроминой. Исследования, проведенные психологами, педагогами Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития младших дошкольников. Т.Б. Костромина [2] пишет о стремительном развитии речи детей дошкольного возраста, иллюстрируя это тем, что в словаре трехлетнего ребенка находится 1200 слов, в то время как словарь шестилетнего ребенка включает порядка 3000–3500 слов.

Цель исследования: рассмотреть дидактические возможности игры для речевого развития детей дошкольного возраста и экспериментально выявить уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Проанализируем особенности дошкольного возраста, обуславливающие формирование структурных компонентов речи. Для младшего дошкольного возраста жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Главные задачи формирования речи в младшем дошкольном возрасте – воспитание звуковой культуры речи, словарная деятельность, формирование грамматического строя речи, ее связности при строении развернутого высказывания [3]. На бытовом уровне родную речь дети младшего дошкольного возраста (от рождения до 3 лет) осваивают достаточно быстро. Уже в год они понимают, что от них хотят. Так, если попросить ребенка сесть, бросить мячик, дать ручку, то он сможет это выполнить. В этот момент можно начинать задавать ребенку вопросы, на которые можно односложно ответить. Сначала он будет кивать головой в знак согласия или отрицания, а затем начнет употреблять эти простые слова «да» и «нет». Ребенку важно освоить все богатство языка, а для этого на первом этапе становления речи ему необходимо накопить словарный запас.

Успех обучения зависит от настроения ребенка младшего дошкольного возраста, а также от атмосферы и эмоционального контакта, которые царят между взрослым и ребенком. Отношения между ними должны быть доверительными, а настрой как у ребенка, так и у взрослого – позитивным. Дети очень тонко чувствуют, насколько искренен с ними взрослый, поэтому если последний не будет получать радости от общения, играя в развивающие игры или занимаясь с крохой, то такие занятия не будут иметь желаемого эффекта.

Известно, что когда человек говорит, то почти 90 % информации передается невербально. То есть в речи участвует все тело, которое совершает микродвижения, а тело слушателя (благодаря зеркальным нейронам) с небольшой задержкой эти движения повторяет. Это происходит бессознательно. Прежде чем произнести первое свое слово, ребенок младшего дошкольного возраста тренируется почти год, ему приходится координировать более сотни мышц. Поэтому для обучения речи не подходят аудиозаписи со сказками. Они будут нужны позже, для расширения словарного запаса и выразительности речи.

Очень важно понимать, что в обучении ребенка не должно быть агрессии. Не стоит ограничиваться познанием мира только по книжкам или с помощью игрушек. С момента, когда ребенок младшего дошкольного возраста научится сидеть и перестанет засыпать во время прогулок на свежем воздухе, следует показывать ему небо, деревья, траву, песок, снег, птиц, животных. Как только ребенок научится хорошо ходить, ему нужно дать возможность босиком пройтись по песку, траве. Следует познакомить ребенка с временами года, объяснить, что летом жарко, а зимой холодно, показать как ведет себя вода под воздействием различных температур. Например, принести домой сосульку и дать ей растаять. Все действия ребенка обязательно нужно сопровождать комментариями.

С четырех лет дети начинают проявлять наивысшую речевую активность. Речь детей 3–4 лет, которые посещают дошкольные учебные заведения, кружки или группы развития, более развита, разнообразна и грамматически правильна, чем у детей, находящихся на домашнем обучении. Это объясняется тем, что детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, предоставляется ежедневная возможность общаться друг с другом, регулярно отвечать на занятиях, выступать на утренниках. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с ребенком, особенно на свежем воздухе, – основа для формирования его речевой функции.

На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства. Начать следует с небольших рассказов-описаний. Пятилетнему ребенку следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется. При рассказе о живом объекте следует сначала сказать о ком пойдет речь, дать описание среды его обитания, рассказать об особенностях питания, а потом говорить о его специфических функциях.

В старшем дошкольном возрасте ребенок совершенствует навыки овладения грамматическими формами. В этом возрасте его задача – не только создавать собственную речь, но и развить ее настолько, чтобы она была максимально схожей с речью взрослых, стала грамотной и связной. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает изучать письменную речь. Если раньше цифры и буквы он считал понятием абстрактным и недостойным внимания, то теперь он понимает, что письменная речь тесно связана с устной речью. Нужно понимать, что письмо и чтение как психофизиологические процессы тесно связаны с речью детей старшего дошкольного возраста. Читать дети дошкольного возраста учатся, как правило, быстрее, чем писать. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте – это умение воспринимать звуковой состав написанного слова с пониманием соотношения звуков и букв. Обычно дети легко справляются с этим, если у них в достаточной мере развиты память и внимание. Именно поэтому в процессе подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к чтению необходимо уделить внимание развитию его мышления и воображения.

К основным направлениям для работы с ребенком при развитии речи являются: расширение опыта, работа над пониманием речи, работа над мотивацией к речи, работа над произношением.

Игры в развитии речи детей имеют очень важное значение, поскольку стимулируют определенные участки мозга, побуждая детей к тому, чтобы активно говорить. К основным функциям игры можно отнести: стимулирование зон мозга ребенка, отвечающих за речь; обогащение словарного запаса; формирование правильной структуры языка; активизация интереса к общению со сверстниками; развитие речи. В таблице представлены возможности некоторых видов игр в развитии речи (табл. 1).

Таблица 1

Возможности некоторых видов игр для развития речи

Вид игры

Возможности в развитии речи

Подвижные игры

Согласование речи и движений ребенка. Развивается речь, внимание, память, мышление. Дети учатся взаимодействовать в коллективе, проявлять инициативу, самостоятельность, творчество в общении друг с другом в различных игровых ситуациях

Сюжетно-ролевые игры

Копирование взаимоотношений между людьми во взрослом мире. Содействие познанию ребенком окружающего мира и развитию познавательных способностей, любознательности. Предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний на практике. В большинстве случаев игра носит коллективный характер, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей ребенка

Разгадывание загадок

Детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление, воображение

Грамматическая игра с изображениями животных

Ребенок упражняется в словообразовании – употреблении притяжательных прилагательных (беличьи, медвежьи, тигриные, лошадиные, собачьи, лисьи, заячьи, мышиные, поросячьи, слоновьи, кошачьи). Ребенок пробует создать свое слово по аналогии и экспериментирует с частями слов, с изображение животного, части тела (ушки – длинные, слон – большой), у ребенка развивается языковое чутье

Придумывание конца недочитанного рассказа

Педагог читает рассказ и прерывается на наиболее интересном для ребенка месте. Ребенок вслух озвучивает возможные пути реализации сюжетной линии рассказа

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки уровня развития речи у детей дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 16 детей от 3 до 4 лет муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» (г. Березники, Пермский край). Диагностика с задачей выяснения уровня сформированности речи у детей младшего дошкольного возраста проходила по методике О.С. Ушаковой, которая предполагает оценку речевого развития с позиции трех компонентов: звукопроизношение, сформированность словаря и сформированность грамматического строя речи [4, 5]. Данный диагностический материал сконструирован на основе игровой работы и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком. Диагностический анализ включал задания, направленные на выяснение состояния компонентов речевого развития младших дошкольников: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи.

С помощью методики обследования звукопроизношения [4, 5] было испытано звукопроизношение, определена сила голоса, темпа речи, дикции и интонационной выразительности. По данным исследования составлены последующие результаты анализа звукопроизношения младших дошкольников (табл. 2).

Таблица 2

Звукопроизношение младших дошкольников

Уровень

Количество детей

Чел.

%

высокий

4

25

средний

6

37,5

низкий

6

37,5

Так у 25 % детей выявлен высокий уровень звукопроизношения, для которого характерно четкое произнесение всех звуков и текста в целом. У 37,5 % детей средний уровень звукопроизношения, для которого характерно поведение, когда ребенок не произносит тяжёлые звуки: сонорные или шипящие – нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса, не произносит сложные звуки, но осознает это. Низкий уровень звукопроизношения выявлен у 37,5 % детей, ребенок не произносит ни сонорные, ни шипящие, имеет серьезные недоработки в произнесении текста.

Результаты диагностики словаря представлены в табл. 3.

Таблица 3

Словарь детей младшего дошкольного возраста

Уровень

Количество детей

Чел.

%

высокий

3

18,8

средний

6

37,5

низкий

7

43,7

По результатам диагностики выявлено, что у 18,8 % детей высокий уровень сформированности словаря. В словаре таких детей доминируют глаголы и существительные, которые обозначают предметы и объекты ближнего окружения, их действия и состояния. Ребенок называет существительные и глаголы в заданном предложении, может подбирать обобщающие слова. Использует глаголы, может сконструировать рассказ. Средний уровень сформированности словаря характерен для 37,5 % детей. Такие дети употребляют в основном существительные. С заданиями справляются полностью, как правило, только после наводящих вопросов педагога. У 43,5 % детей низкий уровень сформированности словаря, для них характерна ограниченность предметного и обиходного запаса слов, глаголы почти отсутствуют. В ходе выполнения заданий ребенок не называет качеств, признаков предметов, может только показывать предметы, не называя их. В целом приходится констатировать, что в группе обследуемых детей недостаточно развитый уровень сформированности связной речи: у детей не развито умение отвечать на вопросы по сути картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; дети не обладают умением воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; большее количество детей не владеют навыками конструирования рассказа из своего опыта; большинство детей обладает умением пользоваться словами, обозначающими речевой этикет.

Для исследования состояния грамматического строя речи использована методика исследования навыков словоизменения и словообразования [4, 5]. В ходе эксперимента детям предлагались пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Выполняя задание, дети должны были образовывать существительные множественного числа; образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на); согласовывать существительные с прилагательными. Результаты исследования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста представлены в табл. 4.

Таблица 4

Грамматический строй речи детей младшего дошкольного возраста

Уровень

Количество детей

Чел.

%

высокий

1

6,25

средний

8

50

низкий

7

43,7

Высокий уровень грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста оказался у одного ребенка. Для него характерно самостоятельное и грамотное образование существительных множественного числа, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательных форм существительных. Средний уровень сформированности грамматического строя речи раскрыт у 50 % детей. Эти дети допускали небольшие ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательных форм существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Исправляют ошибки после уточняющих вопросов педагога.

Низкий уровень грамматического строя речи характерен для 43,7 % детей. Эти дети не могут сами образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Затрудняются в правильном использовании предлогов, не понимают содержание вопросов, которые задает педагог.

В целом результаты констатирующего эксперимента показывают, что дети в основном, говорят простыми фразами, которые сводятся к перечислению предметов и их свойств. Словарь ограничен, отстают от нормы предметный, обиходный словари, глагольный почти отсутствует. Грамматический строй речи не сформирован. При общении с детьми отмечалась их пассивность и безынициативность.

Заключение

Полученные данные показывают, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста находится в большинстве своём на среднем и низком уровнях, что обуславливает необходимость проведения коррекционной работы по формированию речевой активности у детей. Игра может выступать средством развития речи ребенка дошкольного возраста, причем виды игр должны меняться сообразно возрасту ребенка. Процесс формирования речевой активности у детей дошкольного возраста посредством игр будет эффективным при соблюдении последующих педагогических условий: содержание игры должно быть близким опыту детей, речевой материал должен постепенно усложняться, деятельность по формированию словаря выстраивается с соблюдением принципа взаимодополнения познавательного и речевого компонента детской работы, игры должны использоваться в разные режимные моменты и носить регулярный характер.


Библиографическая ссылка

Безусова Т.А. ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 7-11;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2240 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674