Ускоренный темп жизни, информационные технологии, разнообразие событий и непредвиденных ситуаций, к которым необходимо адаптироваться – реалии современного человека. Они формируют длительное состояние стресса, что часто встречается в сфере высшего профессионального образования [1, с. 64]. У студентов обнаруживают нарушение эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационных сфер деятельности, что связывают с высоким уровнем стресса и низким уровнем стрессоустойчивости [2, c. 83–92, 3, с. 121].
Стресс является постоянным спутником в жизни студента медицинского университета. Причиной является большая информационная нагрузка, недостаток свободного времени и полноценного сна, неправильное и нерегулярное питание, а также волнение по поводу сдачи зачетов, коллоквиумов и экзаменов. Невысокий уровень стресса стимулирует организм, однако длительный высокий его уровень формирует угнетение нервных процессов вплоть до истощения и снижения умственной работоспособности. Студенты не всегда замечают влияние стресса на свой организм, не умеют правильно бороться с ним, что приводит к снижению работоспособности, нарушениям сна, отсутствию аппетита и формированию хронической усталости [4, с. 22].
Стрессовые ситуации приводят к атрофии дендритов нейронов гиппокампа и снижает нейрогенез, что может являться причиной морфологических изменений головного мозга, уменьшение объема гиппокампа и плотности клеток зубчатой извилины. Это способствует формированию клиники депрессии [5, с. 257].
В настоящее время в медицине проблеме депрессий уделяется все больше внимания. По данным ВОЗ около 110 млн человек в мире страдают от этого недуга. К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция к росту числа пациентов с этим заболеванием. Депрессивное изменение настроения вместе с когнитивными нарушениями часто сопровождаются вегетативными дисфункциями [6, с. 504–505].
Вегетативные расстройства являются актуальной проблемой в практике врачей многих специальностей. Вегетативная нервная система играет роль практически в большинстве заболеваний, в одних случаях являясь звеном патогенеза, в других – вторичным ответом на первичное нарушение в организме [7, с. 3]. Вегетативные нарушения редко являются самостоятельной патологией и чаще всего возникают на фоне психических, неврологических или соматических нарушений.
Нарушение вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов и обменных процессов носит название синдрома вегетативной дистонии и является одним из самых частых диагнозов в практике неврологов. Синдром признается вегетативный расстройством, но природа его неизвестна [8, с. 62].
Наряду с этим, помимо вегетативных расстройств, частыми клиническими симптомами депрессии являются: затруднение в мышлении и концентрации внимания, трудности в выполнении поставленных задач, снижение побуждения к деятельности, быстрая утомляемость, усталость, повышенная сонливость или бессонница, двигательная заторможенность [9, с. 11–12]. Обсуждая клиническую картину нельзя не уделить внимание депрессивной триаде, которая включает в себя снижение настроения (гипотимия), замедление мышления (ассоциативная заторможенность) и моторная (двигательная) заторможенность.
Известно, что снижение когнитивных функций при длительном стрессе у студентов медицинского университета приводит к неэффективности умственной деятельности и отсутствию интереса к учебе и медицине [5, с. 257].
Поэтому у студентов очень важна ранняя диагностика когнитивных дисфункций и высокого уровня депрессии. Для этого используются всевозможные опросники и анкеты, которые содержат вопросы, касающиеся соматических нарушений и жалоб со стороны психической сферы.
В этой связи, целью нашей работы явилось исследование влияния стресса, связанного с зачетно-экзаменационным периодом, на формирование депрессивных расстройств в совокупности с вегетативной дисфункцией у студентов медицинского университета.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие студенты 3 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в количестве 53 человек.
Для определения вегетативной дисфункции использовался опросник для выявления признаков вегетативных изменений (А.М. Вейн, 1998) [7, c. 54–55]. Он состоит из 11 пунктов, в которые входят основные жалобы, отражающие нарушение со стороны вегетативной нервной системы. Как пример можно привести ощущение сердцебиения, изменение окраски кожных покровов, приступообразную головную боль, снижение работоспособности, повышенная потливость, нарушения сна. Каждому симптому придано определенное количество баллов от 1 до 10 при положительном ответе.
Депрессивное состояние оценивали по тесту-опроснику депрессии Бека (1961) [9, с. 369–370], который состоит из 21 групп утверждений, касающихся самых распространенных проявлений и симптомов депрессии. В каждой группе по 4 высказывания, и анкетированному необходимовыбрать то, которое лучше всего описывает его самочувствие за последние 2 недели, включая сегодняшний день. Время анкетирования – вторая половина декабря, что совпадает с зачетно-экзаменационным периодом.
Статистическая обработка проведена с использованием пакета прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Excel 2011.
Результаты исследования и их обсуждение
Испытуемые были поделены на 3 группы согласно средним значениям баллов по шкале Бека: I группа– студенты, набравшие до 9 баллов, что характеризуется как отсутствие депрессивных симптомов или соответствие норме, II группа – анкетируемые, набравшие от 10 до 19 баллов, что оценивается в пределе от легкой до умеренной депрессии, III группа – опрашиваемые, набравшие в этой группе от 20 и более баллов, что соответствует выраженной депрессии. В I группу вошло 18 человек (34 %), во II – 23 студента (43 %), в III – 12 (23 %) анкетируемых (рис. 1).
Рис. 1. Процентное распределение студентов по группам
По опроснику Вейна исследуемые группы студентов набрали следующие средние значения баллов: I–30, II – 40, III – 40 (рис.2). Общая сумма баллов при подсчете у здоровых лиц не должна превышать 15. Следовательно, все выше указанные значения соответствуют наличию вегетативной дисфункции. Однако при наличии депрессии, выявленной во II и III группах, определялось также повышение вегетативных нарушений 25 % по сравнению с анкетируемыми без депрессии.
Рис. 2. Средние значения баллов по опроснику Вейна
В тесте депрессивности Бека вопросы с 1 по 13 составляют когнитивно-аффективную субшкалу (ШКА), а с 14 по 21 – субшкалу соматизации (ШС).
I группа у студентов (без депрессии) набрала средние значения баллов по ШКА и ШС 7 % и 4 % соответственно. У анкетируемых II группы значения по ШКА составили 14 %, а по ШС 9, %. Средние значения баллов по ШКА у группы с выраженной депрессией (III) достигли 25 %, а по ШС – 14 % (рис. 3). Более высокие значения, связанные с когнитивно-аффективным компонентом депрессии у студентов вероятнее всего связаны с ментальными перегрузками, которым очень часто подвержены студенты в зачетно-экзаменационный период обучения. Они отражают стрессоустойчивость данных групп студентов, т.к. способность противостоять нагрузкам в связи с обработкой больших объемов информации является немаловажным критерием для будущих специалистов в сфере здравоохранения. Врачи постоянно подвергаются различным стрессовым факторам, таким как необходимость в кратчайшие сроки произвести анализ больного по различным физическим и психологическим параметрам, сделать заключение о его состоянии, провести дальнейшие врачебные манипуляции и назначить лечение, от которого может зависеть жизнь пациента.
Из вышеописанного можно сделать вывод, что при увеличении тяжести депрессии усиливается степень вегетативной дисфункции. Также, чем выше уровень депрессии, тем больше у анкетируемых прослеживается нарушения в когнитивно-аффективной сфере. В связи с этим можно предложить в конце семестра отдавать предпочтение письменным опросам студентов, а не устным, больше использовать на занятиях при обсуждении темы мультимедийное сопровождение и при подготовке к занятиям некоторые аспекты темы освещать в виде докладов или презентаций, составленных самими студентами.
Рис. 3. Процентное распределение средних значений баллов субшкал опросника Бека
Библиографическая ссылка
Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Евг.Н., Мокашева Е.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА УРОВЕНЬ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНЫХ И СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-4. – С. 32-35;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2218 (дата обращения: 24.11.2024).