Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СКЛОННОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НЕВРОЗА У РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Мякишева А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
Количество людей с психическими и нервными расстройствами растет подобно лавине. Если к началу 20 века общее число больных неврозами, в среднем, не превышало 3 из 1000, то в 21 веке это число перевалило за 100. Средний возраст молодых людей, поступающих в ВУЗ, соответствует первому периоду зрелости, для которого характерны целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициатива. Помимо этого происходят изменения в режиме труда, отдыха, сна, уровне психических нагрузок, появляются новые переживания, вызывающие стресс и, в следствие, развитие неврозов. Невроз – это универсальное явление, охватывающее все сферы деятельности человека. Психогенными факторами являются как экзогенные причины, например, конфликтные ситуации, трудные задачи, вызывающие перенапряжение психики, так и эндокринно-вегетативные нарушения.Ряд авторов относят невроз к предболезни, другие утверждают, что это патология высшей нервной деятельности. В основу патогенеза легло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности с определенным соотношением первой и второй сигнальных систем, коры и подкорки, устанавливающее связь с клиническими формами неврозов, что позволяет рассматривать неврозы не только с клинической, но и патофизиологической точки зрения.
невроз
темперамент
1. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах / Академия медицинских наук СССР; Ответственный редактор сборника действительный член АМН СССР П.С. Купалов. – М: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. – 192 с.
2. Патофизиология: учебник / Ю.В. Быць, Г.М. Бутенко, А.И. Гоженко и др.; под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця, Н.В. Крышталя. – К.: ВСИ «Медицина», 2015. – 744с.
3. Ревина Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2006. – №35. – С.74–76.
4. Черенева Т.Н. «Студенческий невроз»: причины возникновения // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – №2(42). – С.79–83.
5. Айрапетянц М.Г., Вейн А.И. Неврозы в эксперименте и в клинике. – М., 1998. – 272 с.

Цель исследования – установить связь между типами темперамента и склонностью к формированию неврозов.

Материалы и методы – в исследовании приняло участие 50 студентов медицинского университета в возрасте 19–22 лет.

Каждому участнику на первом этапе был предложен теста Айзенка, в котором на основании двух генетически обусловленных нервной системой свойств: нейротизм и экстраверсия, формируется определенный тип личности.

Следующий этап – определение степени невротизации с помощью экспресс-метода, разработанного немецкими психологами К. Хеком и Х. Хесс. Участникам был предложен лист с перечнем соматических и психических жалоб, отвечать на которые нужно, опираясь на свои внутренние переживания. Оценка результатов помимо количественного показателя включает в себя пол и возраст.

Во время изучения особенностей выработки условных рефлексов у собак И.П. Павлов отметил, что у каждого животного индивидуально протекает условно рефлекторная деятельность. Это наблюдение дало основу для выдвижения гипотезы о том, что разнообразие результатов объясняется свойствами нервной системы, а именно процессами возбуждения и торможения, а не только множеством экспериментальных ситуаций[1].

И.П. Павлов в основу учения о темпераментах заложил процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, результатом стали 4 типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Во-первых, нервная система разделялась на сильную и слабую. Во-вторых, сильный тип подразделили на уравновешенных и неуравновешенных личностей. В-третьих, сильных уравновешенных разделяли типу подвижности нервных процессов.

miak-3.tif

Рис. 1. Схема – характеристика типов темперамента

Часто можно встретить среди людей ложное представление о темпераменте и характере. Стоит уточнить, что характер – это совокупность психических свойств, которые человек приобретает в результате своей деятельности, под действием окружающей среды, социальных факторов, тогда как темперамент это врожденные особенности, формирующие характер личности.

Важную роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей головного мозга, об этом свидетельствуют результаты наблюдений за людьми, перенесшими лейкотомию. После операции пациенты теряли любое проявление эмоциональности: становились беспечными, всем удовлетворенными, ни к чему не стремились, лишались чувства страха, печали, утрачивали созидательную деятельность.

При нормальной функции коры все эмоциональные реакции имеют определенную степень проявления. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и продолжительностью, которые своевременно угнетаются соответственными тормозящими структурами [2].

При чрезмерном возбуждении возникает эмоциональный стресс, который может привести к стойкому нарушению функций центральной нервной системы – невроз[3].

Суть экспериментов воссоздания эмоционального стресса заключается в моделировании ситуаций, в результате которых осуществляется перенасыщение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Перенапряжение возбуждающего процесса достигается путем использования мощных раздражителей (свет, звук, боль), одновременного применения большого количества раздражителей, длительного влияния этих раздражителей.

Перенапряжение процессов торможения достигается путем выработки тонких и сложных условно-рефлекторных дифференцировок, использования большого количества дифференцирований в одном стереотипе.

В повседневной жизни человека в роли раздражителей выступают следующие факторы:

• Большой объем информации, подлежащий обработке, усвоению и требующий принятие решения;

• Недостаток ресурса времени, отведенный на данный объем работы;

• Высокий уровень заинтересованности в положительном результате.

Факторы, способствующие развитию невроза: голодание, гипоксия, интоксикации, различные инфекции, гормональные нарушения, травмы центральной нервной системы, ионизирующее излучение, главным образом повреждают функции структур торможения [4].

Характер нарушений функций центральной нервной системы зависит от типа нервной системы, функций органов эндокринной системы, способов воспроизведения эмоционального стресса.

Таблица 1

Распределение студентов по группам в зависимости от степени невротизации и типа темперамента

Степень невротизации

Сангвиники

Флегматики

Холерики

Меланхолики

Смешанные

Низкая

8 %

4 %

6 %

6 %

-

Средняя

10 %

2 %

20 %

16 %

12 %

Высокая

-

-

10 %

8 %

-

Из группы опрошенных студентов 24 % имеют низкую степень невротизации, среди которых преобладающим типом темперамента оказались сангвиники (табл. 1). Подавляющее большинство флегматиков (рис. 3) имеют низкую склонность к возникновению неврозов. Стоит обратить внимание, что как среди сангвиников, так и среди флегматиков отсутствуют студенты с высокой вероятностью возникновения невроза. Это, вероятно, обусловлено сочетанием таких характеристик нервной системы, как сила и уравновешенность, что предотвращает перенапряжение процессов торможения и возбуждения, делая человека устойчивым к действию раздражителей.

miak-4.tif

Рис. 2. Степени невротизации у сангвиников

miak-5.tif

Рис. 3. Степени невротизации у флегматиков

У 12 % студентов нет четко выраженного преобладания типа темперамента (табл. 1), что обусловливает среднюю степень невротизации у них (рис. 4).

miak-6.tif

Рис. 4. Степени невротизации у студентов со смешанным типом темперамента

В группе с высокой степенью невротизации (18 %) представлены 2 типа темперамента: холерики и меланхолики. По сравнению с флегматиками и сангвиниками у меланхоликов слабый тип нервной системы, что предопределяет наименьшую устойчивость к действию раздражителей. Но, несмотря на то, что холерики имеют сильный тип нервной системы, процессы в коре протекают неуравновешенно. Из этого следует, что предопределяющим фактором является не только сила, но и уравновешенность нервных процессов.

miak-7.tif

Рис. 5. Степени невротизации у холериков

miak-8.tif

Рис. 6. Степени невротизации у меланхоликов

У личностей со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения. Часто мы можем наблюдать, что меланхолики выглядят вялыми, малоподвижными, настроение меняется скоротечными периодами, иногда длительно пребывают в угнетенном состоянии, плохо справляются cо стрессом. Могут возникать нетипичные эмоциональные состояния, такие как плаксивость, беспричинные страхи, часто наблюдается нарушения памяти, сна, внимания.

У людей с сильным типом нервной системы характерно преобладание процессов возбуждения, проявляющихся агрессивным поведением, потерей выработанных дифференцировок, способностью вырабатывания новых и возможностью переносить сверхсильные раздражители [5].

Заключение

Предрасположенность и резистентность организма к возникновению неврозов в большей степени определяется состоянием здоровья на момент воздействия стрессорного фактора и генетически обусловленными особенностями организма, к которым относятся параметры нервной системы, такие как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

В зависимости от сочетания данных характеристик следует выделять людей с наиболее устойчивыми типами нервной системы – флегматики и сангвиники, и тех, кто сильнее подвержен действию раздражителей – холерики и меланхолики.


Библиографическая ссылка

Мякишева А.С. СКЛОННОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НЕВРОЗА У РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-3. – С. 94-98;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2202 (дата обращения: 16.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074