Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СКЛОННОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НЕВРОЗА У РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Мякишева А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
Количество людей с психическими и нервными расстройствами растет подобно лавине. Если к началу 20 века общее число больных неврозами, в среднем, не превышало 3 из 1000, то в 21 веке это число перевалило за 100. Средний возраст молодых людей, поступающих в ВУЗ, соответствует первому периоду зрелости, для которого характерны целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициатива. Помимо этого происходят изменения в режиме труда, отдыха, сна, уровне психических нагрузок, появляются новые переживания, вызывающие стресс и, в следствие, развитие неврозов. Невроз – это универсальное явление, охватывающее все сферы деятельности человека. Психогенными факторами являются как экзогенные причины, например, конфликтные ситуации, трудные задачи, вызывающие перенапряжение психики, так и эндокринно-вегетативные нарушения.Ряд авторов относят невроз к предболезни, другие утверждают, что это патология высшей нервной деятельности. В основу патогенеза легло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности с определенным соотношением первой и второй сигнальных систем, коры и подкорки, устанавливающее связь с клиническими формами неврозов, что позволяет рассматривать неврозы не только с клинической, но и патофизиологической точки зрения.
невроз
темперамент
1. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах / Академия медицинских наук СССР; Ответственный редактор сборника действительный член АМН СССР П.С. Купалов. – М: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. – 192 с.
2. Патофизиология: учебник / Ю.В. Быць, Г.М. Бутенко, А.И. Гоженко и др.; под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця, Н.В. Крышталя. – К.: ВСИ «Медицина», 2015. – 744с.
3. Ревина Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2006. – №35. – С.74–76.
4. Черенева Т.Н. «Студенческий невроз»: причины возникновения // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – №2(42). – С.79–83.
5. Айрапетянц М.Г., Вейн А.И. Неврозы в эксперименте и в клинике. – М., 1998. – 272 с.
TENDENCY TO FORM NEUROSIS IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT

Myakisheva A.S. 1
1 Perm State Medical University named after Academician E.A. Wagner Ministry of Health of Russia

Abstract:
The number of people with mental and nervous disorders is growing like an avalanche. If by the beginning of the 20th century, the total number of patients with neurosis, on average, did not exceed 3 out of 1000, then in the 21st century this number exceeded 100. The average age of young people entering a university corresponds to the first period of maturity, which is characterized by purposefulness, determination, independence, initiative. In addition, there are changes in the mode of work, rest, sleep, the level of mental stress, there are new experiences that cause stress and, consequently, the development of neuroses. Neurosis is a universal phenomenon that covers all spheres of human activity. Psychogenic factors are both exogenous causes, for example, conflict situations, difficult tasks that cause mental overstrain, and endocrine-autonomic disorders. A number of authors refer to neurosis as a precancerous disease, others argue that this is a pathology of higher nervous activity. The basis of pathogenesis is the teaching of I.P. Pavlov on the types of higher nervous activity with a certain ratio of the first and second signaling systems, the cortex and subcortex, which establishes a relationship with clinical forms of neurosis, which allows us to consider neuroses not only from a clinical, but also a pathophysiological point of view.

Keywords:
neurosis
temperamen

Цель исследования – установить связь между типами темперамента и склонностью к формированию неврозов.

Материалы и методы – в исследовании приняло участие 50 студентов медицинского университета в возрасте 19–22 лет.

Каждому участнику на первом этапе был предложен теста Айзенка, в котором на основании двух генетически обусловленных нервной системой свойств: нейротизм и экстраверсия, формируется определенный тип личности.

Следующий этап – определение степени невротизации с помощью экспресс-метода, разработанного немецкими психологами К. Хеком и Х. Хесс. Участникам был предложен лист с перечнем соматических и психических жалоб, отвечать на которые нужно, опираясь на свои внутренние переживания. Оценка результатов помимо количественного показателя включает в себя пол и возраст.

Во время изучения особенностей выработки условных рефлексов у собак И.П. Павлов отметил, что у каждого животного индивидуально протекает условно рефлекторная деятельность. Это наблюдение дало основу для выдвижения гипотезы о том, что разнообразие результатов объясняется свойствами нервной системы, а именно процессами возбуждения и торможения, а не только множеством экспериментальных ситуаций[1].

И.П. Павлов в основу учения о темпераментах заложил процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, результатом стали 4 типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Во-первых, нервная система разделялась на сильную и слабую. Во-вторых, сильный тип подразделили на уравновешенных и неуравновешенных личностей. В-третьих, сильных уравновешенных разделяли типу подвижности нервных процессов.

miak-3.tif

Рис. 1. Схема – характеристика типов темперамента

Часто можно встретить среди людей ложное представление о темпераменте и характере. Стоит уточнить, что характер – это совокупность психических свойств, которые человек приобретает в результате своей деятельности, под действием окружающей среды, социальных факторов, тогда как темперамент это врожденные особенности, формирующие характер личности.

Важную роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей головного мозга, об этом свидетельствуют результаты наблюдений за людьми, перенесшими лейкотомию. После операции пациенты теряли любое проявление эмоциональности: становились беспечными, всем удовлетворенными, ни к чему не стремились, лишались чувства страха, печали, утрачивали созидательную деятельность.

При нормальной функции коры все эмоциональные реакции имеют определенную степень проявления. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и продолжительностью, которые своевременно угнетаются соответственными тормозящими структурами [2].

При чрезмерном возбуждении возникает эмоциональный стресс, который может привести к стойкому нарушению функций центральной нервной системы – невроз[3].

Суть экспериментов воссоздания эмоционального стресса заключается в моделировании ситуаций, в результате которых осуществляется перенасыщение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Перенапряжение возбуждающего процесса достигается путем использования мощных раздражителей (свет, звук, боль), одновременного применения большого количества раздражителей, длительного влияния этих раздражителей.

Перенапряжение процессов торможения достигается путем выработки тонких и сложных условно-рефлекторных дифференцировок, использования большого количества дифференцирований в одном стереотипе.

В повседневной жизни человека в роли раздражителей выступают следующие факторы:

• Большой объем информации, подлежащий обработке, усвоению и требующий принятие решения;

• Недостаток ресурса времени, отведенный на данный объем работы;

• Высокий уровень заинтересованности в положительном результате.

Факторы, способствующие развитию невроза: голодание, гипоксия, интоксикации, различные инфекции, гормональные нарушения, травмы центральной нервной системы, ионизирующее излучение, главным образом повреждают функции структур торможения [4].

Характер нарушений функций центральной нервной системы зависит от типа нервной системы, функций органов эндокринной системы, способов воспроизведения эмоционального стресса.

Таблица 1

Распределение студентов по группам в зависимости от степени невротизации и типа темперамента

Степень невротизации

Сангвиники

Флегматики

Холерики

Меланхолики

Смешанные

Низкая

8 %

4 %

6 %

6 %

-

Средняя

10 %

2 %

20 %

16 %

12 %

Высокая

-

-

10 %

8 %

-

Из группы опрошенных студентов 24 % имеют низкую степень невротизации, среди которых преобладающим типом темперамента оказались сангвиники (табл. 1). Подавляющее большинство флегматиков (рис. 3) имеют низкую склонность к возникновению неврозов. Стоит обратить внимание, что как среди сангвиников, так и среди флегматиков отсутствуют студенты с высокой вероятностью возникновения невроза. Это, вероятно, обусловлено сочетанием таких характеристик нервной системы, как сила и уравновешенность, что предотвращает перенапряжение процессов торможения и возбуждения, делая человека устойчивым к действию раздражителей.

miak-4.tif

Рис. 2. Степени невротизации у сангвиников

miak-5.tif

Рис. 3. Степени невротизации у флегматиков

У 12 % студентов нет четко выраженного преобладания типа темперамента (табл. 1), что обусловливает среднюю степень невротизации у них (рис. 4).

miak-6.tif

Рис. 4. Степени невротизации у студентов со смешанным типом темперамента

В группе с высокой степенью невротизации (18 %) представлены 2 типа темперамента: холерики и меланхолики. По сравнению с флегматиками и сангвиниками у меланхоликов слабый тип нервной системы, что предопределяет наименьшую устойчивость к действию раздражителей. Но, несмотря на то, что холерики имеют сильный тип нервной системы, процессы в коре протекают неуравновешенно. Из этого следует, что предопределяющим фактором является не только сила, но и уравновешенность нервных процессов.

miak-7.tif

Рис. 5. Степени невротизации у холериков

miak-8.tif

Рис. 6. Степени невротизации у меланхоликов

У личностей со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения. Часто мы можем наблюдать, что меланхолики выглядят вялыми, малоподвижными, настроение меняется скоротечными периодами, иногда длительно пребывают в угнетенном состоянии, плохо справляются cо стрессом. Могут возникать нетипичные эмоциональные состояния, такие как плаксивость, беспричинные страхи, часто наблюдается нарушения памяти, сна, внимания.

У людей с сильным типом нервной системы характерно преобладание процессов возбуждения, проявляющихся агрессивным поведением, потерей выработанных дифференцировок, способностью вырабатывания новых и возможностью переносить сверхсильные раздражители [5].

Заключение

Предрасположенность и резистентность организма к возникновению неврозов в большей степени определяется состоянием здоровья на момент воздействия стрессорного фактора и генетически обусловленными особенностями организма, к которым относятся параметры нервной системы, такие как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

В зависимости от сочетания данных характеристик следует выделять людей с наиболее устойчивыми типами нервной системы – флегматики и сангвиники, и тех, кто сильнее подвержен действию раздражителей – холерики и меланхолики.


Библиографическая ссылка

Мякишева А.С. СКЛОННОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НЕВРОЗА У РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-3. – С. 94-98;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2202 (дата обращения: 28.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074