Признание конфликта нормой жизни, закрепление за современным образовательным пространством статуса зоны повышенной конфликтности требует от специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, юристов) поиска гибких, конструктивных, адекватных способов реагирования, разрешения, нивелирования конфликтов, возникающих в школьной практике.
В науке накоплен достаточный опыт в вопросах школьной конфликтологии. Изучена специфика, особенности разрешения конфликтов в образовательной организации, признана «повышенная» ответственность педагога за выбор стратегии реагирования и адекватность выбранных технологий разрешения возникающих противоречий. Между тем современная ситуация, собственный опыт позволяют говорить о неэффективности в ряде случаев используемых стратегий, как следствие, испорченных отношениях, неконструктивности поведения не только школьников – субъектов конфликта, но и педагогов как более грамотных, имеющих профессиональную подготовку, жизненный опыт сторон конфликта.
Достаточно перспективным в контексте вышесказанного видится нам процесс создания школьных служб примирения, получивший в последнее время широкое распространение в образовательных организациях.
В своем исследовании мы рассматриваем школьную службу примирения согласно подходу, предложенному Ю.А. Яковлевой, и интерпретируем ее как службу, созданную в образовательной организации и состоящую из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода [1].
В школьную службу примирения род руководством взрослого (как правило, это психолог, возглавляющий школьную психологическую службу образовательной организации и, соответственно, имеющий не только психологическую подготовку, но и обладающий конфликтологической компетентностью, технологиями восстановительного подхода) привлекаются учащиеся, начиная с подросткового возраста. Участие младших школьников в качестве медиаторов не приветствуется с силу возрастных психологических особенностей (в первую очередь недостаточности рефлексии) [2].
В идеале участником школьной службы примирения может стать любой желающий ученик. Данное положение вызывает неоднозначную оценку. Наравне с положительными аспектами подобной практики имеются некоторые аспекты, требующие решения. В качестве несомненных плюсов участия подростков в разрешении конфликтов, возникающих в пространстве школы, современные исследователи отмечают:
– возможность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, о которых взрослым неизвестно, куда им доступа нет;
– подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками: они говорят друг с другом «на одном языке»;
– самим подросткам-медиаторам работа в школьных службах примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни.
– разрастание или урегулирование напряжения в конфликте часто зависит от позиции и реакции на него значимых (референтных) для подростка людей (в том числе ровесников и одноклассников) [3].
Отмечая важность и ценность приобретаемых в процессе участия в работе службы компетенций, говоря об их важности не только в период школьной жизни, но и рассматривая их как основу конструктивного реагирования во взрослом периоде, исследователи говорят о том, что «желания» подростка быть медиатором явно недостаточно. Необходимы компетенции, предполагающие не только знания, владения конфликтологическими технологиями, но и определенный коммуникативный уровень, безоценочность, умение расположить и т.п. [4].
Формирование описанных выше компетенций видится нам возможным в процессе тренинга, которому обязательно должна предшествовать диагностическая работа, позволяющая сделать вывод о готовности подростков к осуществлению медиативных функций и наметить мишени психологического воздействия – основные направления тренинга подготовки. В своих исследованиях мы уже отмечали, что подготовку подростков целесообразно начинать с изучения личностных особенностей учащихся, качеств, необходимых для работы медиатора [5].
Цель исследования: оценка готовности подростков – потенциальных медиаторов принять участие в работе школьной к работе в качестве медиаторов в школьной службе применения для дальнейшего обоснования, разработки и наполнения содержанием программы подготовки группы подростков к работе в школьной службе примирения.
Материалы и методы исследования
Исследование по изучению готовности подростков к работе в школьной службе примирения проходило на базе ЦО № 4 г. Тулы. В диагностике принимали участие учащиеся 7-х классов, выразившие желание стать участниками школьной службе примирения. Разрешение родителей было получено. Подгруппа подростков в количестве 30 человек (возраст 12–13 лет). Нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: Методика «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, Методика «Конфликтная личность», Е.П. Ильина Методика «Диагностика принятия других» В. Фея, Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [6], Анкета «Что мы знаем о медиации?» (авторский вариант).
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика уровня эмпатии» на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика уровня эмпатии» на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Диагностика уровня эмпатии», представленный на рис. 1, позволяет утверждать, что большую часть выборки составляют респонденты со средним и заниженным уровнем эмпатии. Подростки с заниженным уровнем эмпатии в большей степени ориентированы на свои переживания и собственный внутренний мир, тогда как переживания других для них второстепенны, малозначимы, подростки испытывают сложности при интерпретации переживаний, эмоций своих собеседников.
Подросткам со средним уровнем эмпатии свойственна эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других. Это «середнячки» между низким уровнем и высоким уровнем эмпатии. Они что-то чувствуют, сопереживают по настроению (ой, погода сегодня хмурая; растению плохо; как мне жалко бездомного животного; ой, а эта тетя точно злая, она на всех орет, вот мальчика обидела, надо его пожалеть). Или такие эмпаты весьма избирательны и способны сопереживать лишь отдельным людям.
Подростки с высоким уровнем эмпатии тоже есть, хотя и в меньшинстве.
Результаты диагностики подростков по методике «Конфликтная личность» на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики подростков по методике «Конфликтная личность» на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Конфликтная личность», представленный на рис. 2, позволяет утверждать, что большую часть выборки составляют респонденты с высоким уровнем. Подростки с высокой степенью конфликтности нередко выступают в качестве инициаторов конфликтов, даже в тех ситуациях, когда собеседник готов к диалогу, готов договориться, решить возникшее противоречие без обострений.
Низкая конфликтность также присуща некоторым подросткам. Несмотря на то, что подростки данной категории предпочитают не вступать в противоречие, не отстаивать собственной позиции, добиваясь своего, мы не можем говорить о конструктивности подобной стратегии. Признание конфликта нормой жизни, индикаторов нормальных отношений требует от современных участников отношений умения грамотно реагировать в конфликтных ситуациях, а не отмалчиваться в ущерб собственным интересам.
Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика принятия других» на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика принятия других» на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Диагностика принятия других», представленный на рис. 3, позволяет утверждать, что у большей части опрошенных выявлен низкий уровень принятия других. Подросткам с низким уровнем принятия других свойственен эгоизм, они стараются в отношениях с другими людьми в первую очередь найти выгоду для себя.
Средний уровень принятия других отражает избирательное отношение к другим людям. Подросток склонен высоко оценивать ряд качеств других людей, не замечая остальных.
Высокие баллы по этой методике означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих.
Результаты диагностики подростков по методике «Оценка уровня общительности» на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты диагностики подростков по методике «Оценка уровня общительности» на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Оценка уровня общительности», представленный на рис. 4, позволяет утверждать, что половина выборки обладает низким уровнем общительности. Подростки с низкой общительностью замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому имеют мало друзей, испытывают явный эмоциональный дискомфорт в ситуациях выстраивания новых контактов, появления в незнакомых местах.
Средняя коммуникабельность (50 % испытуемых). Весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.
Результаты диагностики подростков по методике «Индекс толерантности» на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты диагностики подростков по методике «Индекс толерантности» на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Индекс толерантности», представленный на рис. 5, позволяет утверждать, что у 40 % подростков низкий уровень толерантности. Подростки данной категории проявляют интолерантность к своим собеседникам, не готовы и не способны признать за другим право быть самим собой, испытывают дискомфорт от неудобных собеседников, скрыть который, как привило, в силу отсутствия опыта, коммуникативной компетентности, не получается.
Средний уровень – 60 % респондентов в выборке. Подростки непоследовательны, в одних ситуация, вполне терпимы и с пониманием относятся к собеседнику, тогда как в других – весьма раздражительны, даже не пытаются скрывать этого в отношениях с партнером по общению.
Результаты диагностики подростков, полученные с помощью анкеты «Что мы знаем о медиации?» на констатирующем этапе эксперимента, представлены на рис. 6.
Рис. 6. Результаты диагностики подростков, полученные с помощью анкеты
«Что мы знаем о медиации?»
на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов диагностики подростков, полученные с помощью анкеты «Что мы знаем о медиации?», представленный на рис. 6, позволяет утверждать, что знания о медиации недостаточны, подростки считают школьную службу примирения не очень важным «занятием», имеют весьма поверхностные представления об особенностях организации и функционирования службы, считают, что нынешние подростки не очень доверяют третьим лицам в решении своих конфликтов.
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать вывод о недостаточной готовности подростков к работе в качестве медиаторов в школьной службе примирения. Нами была разработана программа по подготовке подростков к работе в школьной службе примирения. Цель программы: разработка технологии подготовки группы подростков к работе в школьной службе примирения.
Задачи: просвещение подростков, знакомство со спецификой, основными принципами, этапами работы школьной службы примирения; развитие эмпатии, толерантности, общительности, повышение уровня принятия других; снижение конфликтности, формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Библиографическая ссылка
Шалагинова К.С., Чилачава М.К. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К РАБОТЕ В КАЧЕСТВЕ МЕДИАТОРОВ В ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-1. – С. 20-23;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2130 (дата обращения: 24.11.2024).