Формирование универсальных учебных действий согласно ФГОС является одной из основных задач основного среднего образования. Универсальные (метапредметные) учебные действия предполагают умение учиться, организовывать свою самостоятельную работу, а следовательно, определяют способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1].
Для выполнения требований к результатам образовательного процесса учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Существует достаточно большое количество определений критического мышления, но во всех можно увидеть близкий смысл. Критическое мышление направлено на оценку приобретенной информации, обнаружение ошибок и причин их возникновения, способов их ликвидации, объективную оценку выдвинутых гипотез и способов их проверки [2]. Критическое мышление – это целенаправленная самостоятельная деятельность личности, направленная на постановку вопросов и уяснение задач, формулировку гипотез и их проверку, обоснованную аргументацию недостатков и достоинств содержания, подвергнутого критике, поиск компромиссных решений [3–7].
Элементы развития критического мышления необходимо вводить на средней ступени образовательной лестницы. Раньше не рекомендуется, так как младшие школьники должны получать точные знания, не подвергающиеся критике [8, 9].
Как раз в это время (7 класс) изучается тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» в курсе «Информатика». Изучение темы можно организовать при активном использовании приемов, позволяющих развивать критическое мышление. Цель исследования – показать, что уровень развития критического мышления у подростков повысится, если обучение теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» будет реализовано при активном использовании приемов, развивающих критическое мышление, т.е. созданы условия мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели развития критического мышления необходимо интерактивное включение учащихся в образовательный процесс, в результате чего достигается высокий уровень понимания, восприятия и объективного отношения к изучаемому предмету [10]. В основе модели технологии развития критического мышления лежат три стадии организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление» (рис. 1).
Каждая стадия технологии может быть реализована с помощью множества приемов, которые предполагают визуализацию предлагаемого материала, стратегию работы с текстом, стратегии организации работы в группах (рис. 2). Какая бы форма работы не использовалась учителем, она должна соответствовать основным стадиям формирования критического мышления, а именно побуждению интереса, реализации замысла и рефлексии.
Важно отметить, что данные стадии должны быть совмещены с этапами уроков по ФГОС, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение этапов урока по ФГОС и стадий развития критического мышления
Название этапа урока |
Стадия развития критического мышления |
Организационный этап |
Вызов |
Постановка темы. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|
Актуализация знаний |
|
Изучение нового |
Осмысление |
Первичное закрепление |
|
Первичный контроль |
|
Информация о домашнем задании |
Рефлексия |
Рефлексия (итог урока) |
Рассмотрим технологию применения приемов на одном из уроков темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Урок первый в предложенной теме, на уроке изучаются основные компоненты компьютера и их функции. Применяемые на уроке приемы развития критического мышления представлены в табл. 2.
Рис. 1. Стадии развития критического мышления
Рис. 2. Приемы развития критического мышления
Таблица 2
Приемы развития критического мышления на уроке «Основные компоненты компьютера»
Стадия урока |
Прием |
Вызов |
«Яркое пятно» (ребус) |
Осмысление |
«ПМ?» (плюс, минус, вопрос) «Толстые и тонкие вопросы» |
Рефлексия |
«Синквейн» |
На стадии вызова был применен прием «Яркое пятно» для формирования мотивации к поиску решения на этапе формулировки темы. Учитель формулирует предмет изучения в виде ребуса (рис. 3).
Рис. 3. Пример задания при применении приема «Яркое пятно»
На стадии осмысления ученикам раздается текст, описывающий основные части компьютера, назначение каждой. Применяется прием «ПМ?» (плюс, минус, вопрос). Прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов.
Учащиеся заполняют таблицу с графами, делят информацию на три категории: «плюс» (знакомая информация), «минус» (думал иначе), «?» (есть вопросы). После заполнения таблицы целесообразно обсудить ее содержание. После обсуждения можно использовать прием «Толстые и тонкие вопросы». Ответ на «тонкий» вопрос должен быть однозначным, в то время как «толстый» вопрос требует развернутого ответа. Учитель фиксирует все придуманные учащимися вопросы, разнося их в две графы. Учащиеся сами находят ответы на поставленные вопросы, используя предложенную им информацию, на каждый вопрос готовят небольшое выступление.
На стадии рефлексии используется прием «Синквейн». Учащемуся необходимо выделить в содержании изучаемой темы наиболее значимые моменты, сделать выводы. Выводы представить в виде небольшого стихотворения. Работа может быть организована в парах или группах.
Если все уроки темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» будут реализованы при активном использовании приемов, развивающих критическое мышление, уровень развития критического мышления у подростков повысится. Был проведен педагогический эксперимент, позволяющий подтвердить это.
В процессе диагностики был применен тест-опросник, разработанный на базе Московского центра качества образования (МЦКО) доктором психологических наук, профессором И.И. Ильясовым (МГУ) и методистом МЦКО Ю.Ф. Гущиным [11].
Результаты исследования
и их обсуждение
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 50 г. Нижний Тагил.
В диагностике участвовали учащиеся двух классов – всего 51 из 2-х классов. 7 «А» – 25 учащихся, 7 «Б» – 26 учащихся. Результаты входного контроля представляют собой усредненный балл по каждой группе умений в 7 «А» и 7 «Б» классах (рис. 4).
Было проведено 7 уроков по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». В 7 «Б» классе на каждом уроке применялись приемы технологии развития критического мышления. В целом можно сказать, что показатели развития критического мышления в 7 «Б» классе увеличились в разы, это видно на диаграмме усредненных показателей по каждому классу.
В силу того, что в результате входной диагностики получены неравнозначные показатели в разных классах, построим диаграмму разницы усредненных показателей (рис. 6).
Рис. 4. Диаграмма показателей развития умений критического мышления – входная диагностика
Рис. 5. Диаграмма показателей развития умений критического мышления – выходная диагностика
Рис. 6. Диаграмма разности показателей выходного и входного контроля развития умений критического мышления
На основе результатов входной и выходной диагностик можно сделать вывод, что применение приемов и методов развития критического мышления эффективно сказывается на развитии мышления школьников. Проведя сравнение уровней развития критического мышления, видим тенденцию роста развития критического мышления.
Выводы
Применяя на практике данную технологию, видим, что обучение становится более эффективным в плане развития умения находить недостающую информацию, умения делать и оценивать логичные умозаключения, умения оценивать последовательности умозаключений, умения рефлексивно оценивать содержание текста, находить главную информацию на фоне избыточной.
Библиографическая ссылка
Васева Е.С., Исакова Е.Д. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-1. – С. 10-14;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2128 (дата обращения: 24.11.2024).